Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Иран накануне парламентских выборов. Часть 1

Е.В.Дунаева

Особенности внутриполитической ситуации

До выборов в меджлис 9-го созыва остается немногим более месяца . Закончилась регистрация кандидатов и проведена их первоначальная проверка на благонадежность на местном уровне. (Стоит напомнить, что документы всех зарегистрированных кандидатов сначала рассматриваются в специальных комиссиях, сформированных министерством внутренних дел и состоящих из 4 членов - представителей полиции, органа регистрации актов гражданского состояния, прокуратуры и сотрудника министерства информации). Результаты этой проверки направляются в Наблюдательный совет, подтверждающий правильность решений, принятых «четверкой» на местах. Лишь после его одобрения кандидат получает допуск к участию в выборах и может приступать к агитационной деятельности.) Однако несмотря на уже не раз апробированный сценарий проведения выборов в меджлис, в этом году ситуация накануне выборов отличается особой сложностью.

На фоне дестабилизации ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, усиления международного давления на Иран, выражающегося в попытках ужесточить санкционный режим, а возможно, и применить военный сценарий, внутри страны наблюдается обострение кризиса внутри правящей верхушки, который проявляется в углублении разногласий между президентом и правительством с одной стороны и лидером, меджлисом, судебной властью и религиозными авторитетами с другой. Причем, каждая из конфликтующих сторон увязывает урегулирование разногласий с итогами парламентских выборов и получением поддержки со стороны абсолютного большинства новых членов меджлиса. Противоречия между основными институтами государственной власти проявляются не только в критике позиций друг друга, но и в невыполнении решений, несогласованности действий, попытках вмешательства в дела других органов. Прослеживается отсутствие единой линии у руководства ИРИ как в его экономической деятельности, в культурно-социальной политике, так и во внешнеполитической сфере. За более чем 30-летний период существования ИРИ сложилась и устоялась структура государственной власти, при которой распределение прав и обязанностей между религиозными и светскими (демократическими) институтами было залогом стабильности режима. В наиболее острых ситуациях вмешательство духовного лидера (рахбара), по конституции наделенного значительными полномочиями, уравновешивало ситуацию. Однако за последние два года в результате стремлений президента ИРИ М. Ахмадинежада расширить права исполнительной власти и ослабить ее подконтрольность со стороны меджлиса и других структур произошла разбалансировка всей системы. В немалой степени этому способствовало и проявление протестных настроений в иранском обществе после президентских выборов 2009 г. Осуждение действий оппозиционных сил, идентификация всех, недовольных результатами выборов, как врагов режима, стали лакмусовой бумажкой верности исламскому правлению. Не только политические деятели прореформаторской направленности, но даже известные богословы (некоторые марджа-от-таклиды) были отнесены к нелояльным. Сильное давление было оказано на такую значимую политическую фигуру, как А.А. Хашеми Рафсанджани. Его поддержка протестного движения вызвала недовольство рахбара, а противостояние с М. Ахмадинежадом привело к усилению нападок на него. В феврале 2011 г. Рафсанджани был вынужден отказаться выставлять свою кандидатуру на выборах в Совете экспертов и передал полномочия по управлению этим органом аятолле Махдави Кяни, который, как предполагалось, сумеет объединить все здоровые силы в стране и мобилизовать их на парламентские выборы. Рафсанджани пока остается во главе еще одной государственной структуры – Совета по целесообразности, хотя значение этого органа после прихода к власти М. Ахмадинежада в значительной степени ослабло. После событий 2009 г. в условиях кризиса власти деятельность этого органа практически потеряла смысл. Полномочия нынешнего состава Совета истекают через месяц, и пока нет ясности, сможет ли Рафсанджани, который был бессменным главой этого органа с 1987 г., сохранить за собой этот пост. Согласно конституции, Совет по целесообразности формируется указом рахбара на 5 лет. Он сам назначает и его главу. Согласно традиции, заложенной еще в бытность имама Хомейни, в этой структуре были представлены все политические течения. Несомненно, что влиятельная фигура Хашеми Рафсанджани до последнего времени определяла значимое место этого совета в структуре государственной власти.

С одной стороны, весьма вероятно, что духовный лидер А. Хаменеи, в последние месяцы отказывающий в поддержке М. Ахмадинежаду, достаточно озабоченный сложившейся ситуацией, пока не будет менять руководителя Совета по целесообразности. Несколько месяцев тому назад он сделал заявление о намерениях внести корректировки в саму систему государственной власти, и уже начала работу комиссия экспертов с целью проработки этой проблемы. Помимо предложенного рахбаром перехода от выборов президента всеобщим голосованием к утверждению главы исполнительной власти меджлисом, речь идет и о внесении других изменений: возвращение поста премьер-министра и отмена поста президента, ликвидация Совета по целесообразности и передача его функций вновь создаваемому сенату, проведение реформ в структуре судебной власти. Осуществление таких преобразований возможно лишь через проведение всенародного референдума, который должен одобрить изменения конституции. Эти вопросы открыто обсуждаются в СМИ страны. Представители различных политических и религиозных организаций по-разному реагируют на предложения лидера. Высказываются мнения за и против реформ в этой сфере. Судьба решения этого вопроса будет зависеть от расстановки сил в новом парламенте.

С другой стороны, осознавая, что вопрос внесения изменений в конституцию страны не может быть решен в короткие сроки, а Рафсанджани, как руководитель Совета по целесообразности, в случае экстренной ситуации в стране может сыграть особую роль , А.Хаменеи примет меры к тому, чтобы лишить его всех рычагов влияния.

Сложность нынешней предвыборной ситуации определяется также тем фактом, что эти выборы – первые после президентских выборов 2009 г. (Власти оказались настолько напуганы активностью электората, недовольного результатами подсчета голосов, что отменили выборы в местные советы в 2011г., продлив полномочия этих органов власти до следующих президентских выборов). Беспокоит руководство вопрос явки избирателей. Традиционно в парламентских выборах в Иране участвует около 60% избирателей. В больших городах и на национальных окраинах доля голосующих обычно ниже. Прошлые выборы показали беспрецедентную даже для Ирана явку – 85%. Несбывшиеся надежды участников голосования в 2009 г., вытеснение с политической арены страны реформаторского лагеря, призывы к бойкоту выборов со стороны некоторых политических сил, ухудшение экономической ситуации в связи с отменой многочисленных субсидий и введением адресной помощи малоимущим семьям, осложнение положения религиозных и национальных меньшинств в стране могут привести к резкому сокращению числа, пришедших на выборы, а следовательно, поставить под угрозу саму легитимность данной кампании. Свободные выборы при широком участии граждан страны – это реальное подтверждение демократичности устройства общества. На протяжении почти 30 лет политико-религиозное руководство страны в ходе многочисленных выборных кампаний активное участие граждан демонстрировало как достижение исламской демократии и подтверждение поддержки режима. Естественно, что бойкот выборов со стороны некоторых слоев общества может свидетельствовать об их отказе в этой поддержке.

Еще одним новым моментом этой выборной кампании станет отсутствие уже традиционного соперничества «правых» и «левых». Хотя эти понятия достаточно условно определяют сущность размежевания сил на политической арене страны, тем не менее, их обычно соотносят с лагерем консерваторов или фундаменталистов и лагерем реформаторов. После событий лета 2009 г. основным силам реформаторского лагеря был нанесен сильнейший удар, основные партии официально объявлены распущенными, деятельность других значительно ограничена, проведение совместных мероприятий под реформаторскими лозунгами запрещено. Отсутствие политического конкурента у фундаменталистов в ходе парламентских выборов превращает их в выборы безальтернативные, своего рода однопартийные. А это также ставит под сомнение демократичность системы. Однако усиление разногласий внутри правящей элиты страны привело к обособлению отдельных групп и течений внутри консервативного лагеря. Многочисленные усилия по их сплочению в единый предвыборный блок пока не дали результатов, и, как представляется, основная конкурентная борьба развернется между представителями «правого» фланга. От того, какие силы получат большинство мест в меджлисе, во многом будет зависеть ответ на вопрос «в каком направлении пойдет дальнейшее развитие Ирана».

1.Выборы будут проходить 2 марта 2012 г.

2.По Конституции ИРИ, в случае смерти духовного лидера или решения Совета экспертов о том, что рахбар не может выполнять свои обязанности, до выборов нового духовного главы его функции исполняет совет в составе президента, главы судебной власти и факиха из членов Наблюдательно совета, которого выберет Совет по целесообразности. В случае же, если кто-то из этих лиц не сможет участвовать в работе этого совета, его преемник также назначается Советом по целесообразности.

Начало