Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Перспективы компромисса между Хартумом и Джубой

А.А.Быстров

Южный Судан и Кения подписали вчера меморандум о намерениях в отношении строительства нового нефтепровода из Южного Судана в кенийский порт Ламу. Соглашение было достигнуто спустя четыре дня после того, как кабинет министров южан принял решение о прекращении отгрузки добываемой нефти через нефтепровод, который идет через территорию Судана. Джуба обвинила Хартум в краже нефти из трубопровода, северяне в свою очередь объясняют это конфискацией части перегоняемой нефти в счет погашения долга за неоплаченный транзит. Ситуация очень похожа на «газовые войны» между Россией и Украиной.

Меморандум со стороны Кении подписал премьер-министр Р.Обинго, которого сопровождала очень представительная министерская делегация. Этот уровень подчеркивает исключительную важность альтернативной «трубы» для Найроби, которое получает очень серьезный шанс по поднятию своей экономики. Сторонам предстоит еще договариваться о цене за транзит, но в любом случае, она будет более выгодной для южносуданцев: многие страны региона платят 1 доллар за баррель транзита, Хартум же требует аж 32,20. Естественно при этом учитывается тот факт, что реальной альтернативы нефтепроводу в Порт-Судан в настоящее время нет. И «намерение» построить трубопровод через Кению пока являются только хорошими и добрыми, но словами.

Напомним, что по самым скромным и оптимистичным оценкам строительство трубопровода в Кению займет три года. Это не считая сооружения нефтеперерабатывающего завода в Ламе. Этот подряд вроде бы договорились взять себе китайцы, и есть все основания полагать, что и в случае с трубопроводом основными подрядчиками и инвесторами будут именно они. Второй партнер в этом сценарии французская «Тоталь», которая имеет очень приличные лицензионные участки на нефтяных полях в Южном Судане. Но насколько сильно сейчас желание французов вкладываться в очень рискованный инвестиционный проект, пока сказать сложно.

Три года уйдет на прокладку «трубы», а получать валюту Джубе необходимо именно сейчас. В противном случае те центробежные тенденции в Южном Судане будут только нарастать. В этой связи заявления губернатора штата Западноэкваториальный Бакосоро о том, что «Южный Судан существовал на протяжении 21 года войны без нефти, и сможет существовать и дальше. Многие люди в деревнях вообще ничего не знают о нефти», необходимо оценивать именно с точки зрения полной государственной инфантильности нынешнего режима в Джубе. Люди в деревнях может и ничего и не знают о нефти, а вот руководители нового государства знают очень хорошо, и вряд ли без доходов от ее экспорта смогут и в дальнейшем получать сверхприбыли для приобретения недвижимости в той же Кении. Это уже не говоря о таких «мелочах», как финансирование социальной инфраструктуры, выплаты зарплат госслужащим, содержание силовых структур и т.п. Когда мы говорили о том, что южане и северяне просто обречены дружить (98% доходов госбюджета на Юге и порядка 70% на Севере), мы оценивали партнеров с точки зрения думающих государственных деятелей. На самом деле мы пока имеем дело с людьми (по крайней мере, со стороны Джубы), которые живут еще в реалиях военного времени, и которые в условиях войны чувствуют себя гораздо комфортнее, нежели в нормальной гражданской жизни.

Именно нарастание кризиса ликвидности в Южном Судане, но никак не напряженность в Южном Кордофане и Голубом Ниле (она лишь является неуклюжей реакцией сторон на кризис в отношениях по вопросу все той же цены за транзит) может очень серьезно повлиять на планы по строительству новой нефтяной артерии. И не только на нее. В Южном Судане уже начались крупные межплеменные столкновения, причем настолько крупные, что руководство миссии ЮНАМИС запретило своему авиационному крылу совершать плановые полеты «по соображениям безопасности». Сразу же заметим, что вертолеты на Юге являются основным средством передвижения. С учетом отсутствия вертолетного парка у южан, правительство в Джубе просто не в состоянии адекватно реагировать на возникающие столкновения в разных частях страны и вовремя перебрасывать туда силовые подразделения для предотвращения резни.

Строить в этой ситуации новый нефтепровод чревато последствиями. В частности, риски по инвестициям здесь превышают допустимые. Да и полное отсутствие валютной выручки не нельзя заменить никакими поставками гуманитарной помощи. Отсюда вновь выскажем осторожный оптимизм по поводу того, что на предстоящем в эти выходные очередном раунде переговоров между Хартумом и Джубой, под эгидой Африканского союза, будет достигнут некий прогресс. Особенно с учетом активной позиции Китая по этому вопросу и усилившегося дефицита наличной валюты у противоборствующих сторон. А договоры «о намерениях» и прекращение отгрузки – это, пожалуй, последний «довод королей» из Джубы перед решающим раундом переговоров.

Начало