Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Саудовская Аравия: о ситуации вокруг ареста шейха Нимра ан-Нимра

А.А. Железнов

Одним заметных событий внутренней политической жизни Саудовской Аравии за последнее время явилось задержание 8 июля с. г. в г. Эль-Катиф силами безопасности шиитского шейха Нимра ан-Нимра, который находился в розыске. Арест произошел недалеко от его дома при попытке скрыться от представителей саудовских спецслужб, в завязавшейся перестрелке были убиты два человека из числа окружения шейха, а сам он был ранен в бедро, а затем отправлен в военный госпиталь Захран, где ему была оказана необходимая медицинская помощь. Позже власти дали разрешение членам его семьи посетить шейха Нимра ан-Нимра в госпитале, состояние его здоровья было объявлено как стабильное и не представляющее угрозу его жизни. Тем не менее, после посещения 19 июля с.г. от его семьи поступило заявление, что шейх начал голодовку, а после очередного посещения 22 июля с.г. утверждалось, что он подвергается пыткам, несмотря на продолжающуюся голодовку, и весьма ослаблен. Все произошедшее вызвало волну протестов в шиитских общинах, не только в исламских странах, но и в некоторых странах Запада, где проживают представители саудовской оппозиции (Торонто, Канада, 21.07.2012 г.), с требованием о немедленном освобождении Нимра ан-Нимра, а также других шиитов, находящихся в саудовских тюрьмах по политическим мотивам.

Шейх Нимр Бакир ан-Нимр является влиятельным религиозным деятелем местной шиитской общины. Его биография во многом традиционна для многих шиитских улемов в Саудовской Аравии. Согласно официальной данным, он родился в 1959 г. в селении Аль-Амавия в мухафазе Эль-Катиф Восточной провинции (минтака Аш-Шаркийя). Он происходит из рода Шейха Мухаммеда ан-Нимра, который возглавил шиитское восстание против короля Абдель Азиза еще в 1928 г. Свое духовное образование он получил в течение десяти лет в г. Кум в Иране, а затем несколько лет провел в Сирии. Шейх Нимр ан-Нимр являлся последователем влиятельного иракского аятоллы Мухаммада аль-Ширази, а затем после его смерти в 2001 г., примкнул к шиитскому теологу Аятолле Мухаммеду Таки аль-Мударреси.

В отличие от большинства шиитского духовенства КСА, он не является сторонником Исламского шиитского движения за реформы (Shi‘a Islamic Reform Movement) или «Аль-Исляхия», которое возглавляет Шейх Хасан аль-Саффар. Конечно, нельзя говорить, что движение «Аль-Исляхия» рассматривается властями в качестве шиитской партии в КСА, т.к. вплоть до настоящего времени в стране действует официальный запрет на политические партии или общественные движения, поэтому можно рассматривать его как «терпимую» властями неформальную политическую структуру. Хасан аль-Саффар, вернувшись в Саудовскую Аравию из эмиграции после издания указа короля Фахда в 1993 г. об амнистии политических диссидентов, отошел от радикальных позиций и взял курс на сотрудничество с правительством, став таким образом de facto в легитимным представителем шиитской общины в глазах официального Эр-Рияда. Заметим, что именно кандидаты от «Аль-Исляхийи» получили большинство мест в местных представительских органах шиитских регионов на муниципальных выборах в 2005 г.

Дистанцируется Нимр ан-Нимр также и от другой нелегальной шиитской группировки проиранской ориентации – «Хизбалла Хиджаза», которая еще носит название «Последователи линии имама» (Ansar Khat al-Imam/Followers of the Line of the Imam). Как считают многие аналитики, он принадлежит к так называемым «традиционалистам» и «непримиримым», которые и являются немногочисленной группой, но стали достаточно заметны в политической жизни Восточной провинции, особенно за последние годы. По мнению Нимра ан-Нимра политическая позиция, которую занял Хасан аль-Саффар, ошибочна, т.к. все заигрывания с властью создают иллюзию, что проблема шиитского меньшинства в КСА в основном уже решена, и для окончательного урегулирования вопроса дело осталось за малым - постепенным улучшением положения шиитов путем социально-экономических мер со стороны правительства.

Тем не менее, согласно сведениям из американской дипломатической переписки, опубликованным на сайте «WikiLeaks», он не является абсолютным сторонником хомейнисткой модели - «велаяте-е факих», а скорее допускает коллегиальное участие в управлении исламским государством - «шура аль-фукаха» (Совет богословов), которое поддерживает иракское шиитское движение «Аль-Ширазийя». (Наиболее известная работа на эту тему - книга Муртады аль-Ширази (Murtada Al-Shirazi), сына аятоллы Мухаммеда аль-Ширази, где рассматривается альтернативная организация шиитского исламского государства на принципах «шура аль-фукаха»). Однако его позиция, как следует далее из этого источника, по отношению к саудовской правящей семье по-прежнему неизменна: «Ан-Нимр вновь подтвердил свою ярую оппозиционность к тому, что он описал как авторитаризм реакционного режима семьи Аль-Сауд, заявив, что он всегда будет поддерживать «народ» в любом конфликте. Кроме того, он продолжал выступать за право саудовской шиитской общины обратиться за внешней помощью, если она будет вовлечена в конфликт».

За последние годы Нимр ан-Нимр своими резкими выступлениями, несомненно, приобрел популярность особенно в глазах шиитской молодежи, которая «ждет перемен» и не всегда согласна с политическим конформизмом шейха Хасана аль-Саффара и других лидеров «Аль-Исляхийи». За свои антиправительственные высказывания он уже неоднократно находился под арестом в 2004 г. и 2006 г., но это его не остановило. Например, в январе 2008 г. он призывал к формированию реальной шиитской оппозиции в Восточной провинции, напомнив властям о шиитской «интифаде Мухаррама» в 1979 г. Некоторыми западными аналитиками отмечалось, что рост радикальных настроений у населения в оазисе Аль-Катиф в результате деятельности Нимра ан-Нимра позволяет даже называть в шутку эту местность, как «маленькая Фаллуджа».

Нельзя сказать, что власти не пытались с ним договориться и как-то наладить контакт. Весьма примечателен, например, «незапланированный» визит губернатора Аль-Катифа Абдаллы аль-Османа (Abdullah Al-Osman) в январе того же 2008 г., с целью как-то снизить накал страстей в шиитской общине после резких заявлений шейха. Однако заигрывание властей не остановило Нимра ан-Нимра в его оппозиционной деятельности, когда он в марте 2009 г. после прошедших накануне шиитских беспорядков в Медине, вызванных столкновениями с религиозной полицией, заявил: «Наше достоинство дороже, чем единство этой земли», что позволило саудовским властям рассматривать это как неприкрытый призыв к сепаратизму, угрожающий безопасности и территориальной целостности королевства. На фоне волнений, в поддержку шиитского населения Бахрейна, начавшихся в Восточной провинции в октябре 2011 г. и продолжавшихся в течение 2012 г. он сделал также заявлений, которые не могли не обеспокоить власти. Например, выступая в январе 2012 г. на антиправительственной демонстрации в Аль-Амавии, шейх сказал: «Убийство протестующих против режима в Бахрейне приведет к падению этого режима, если династия Аль-Сауд будет продолжать кровопролитие, то она будет свергнута». Тем не менее, во время таких выступлений он воздерживался от призывов молодежи к прямому вооруженному сопротивлению.

Однако нынешний арест оказался неожиданностью, в том числе и для членов его семьи. По мнению его брата Мухаммеда ан-Нимра), которое он выразил в интервью ливанской газете Аль-Ахбар (Al-Akhbar ), то что это случилось, вероятно, по двум причинам - «за арестом стояли салафитские группы, которые оказывают давление на МВД и постоянно обвиняют его в мягком обращении с шиитскими заключенными» и что это «политической послание, которое власти, возможно, хотели нам направить». Вслед за этим он призывал все «умеренные силы в стране приостановить ухудшении ситуации в провинции после ареста своего брата», чтобы обезопасить себя через реформы, а «не обвинять Иран во всех своих бедах». При этом он категорически отрицал, что его брат является сепаратистом, а все сказанное им было условно и не основано на какой-либо «конкретной и практической программе или реальном намерении».

Тем не менее, арест Нимра ан-Нимра был воспринят положительно в суннитских кругах как радикальных, так и в умеренных. Джамаль Хашогги , политический комментатор и директор «Al Arab News Channel», которого со всей очевидностью нельзя отнести к радикалам, в своем интервью ливанской газете «Ас-Сафир» сказал, что непосредственной причиной ареста послужили события 16 июня, когда некоторые жители Эль-Катифа, в основном молодежь, устроили неразрешенное властями шествие, а также сожгли несколько портретов Наследного принца Найефа, несмотря на объявленный в стране траур.

В этой связи заметим, что, действительно, сразу после смерти наследного принца в Интернет была выложена запись выступления Нимра ан-Нимра, в котором он допустил немало прямых оскорблений в адрес покойного принца Найефа, а также резких высказываний в связи с ситуацией в Бахрейне, назвав «безрассудным» саудовский режим, который «убивает наших братьев в Бахрейне». Отметим, что в свое время, еще в начале октября 2011 г., принц Найеф очень четко дал понять, кого именно он считает идейным вдохновителем беспорядков, предупредив шиитских подданных, что они действуют «по указке иностранного государства» (подразумевался, конечно, Иран), пригрозив «ударом железного кулака» сохранить безопасность и стабильность в королевстве.

Далее в своем интервью Джамаль Хашогги, критикуя деятельность Нимра ан-Нимра, заметил, что его арест был осуществлен еще потому, что он призывал к сепаратизму, добавив, что саудовским властям следовало его арестовать уже давно. Он объяснил, что «аль-Нимр имел смелость призвать к отделению Восточной провинции, а это равносильно преступлению, этот человек превысил все пределы, и правительство давало ему много шансов через посредников, чтобы пойти попятную, но он этого не сделал. Это представляет угрозу единству королевства, и династия Аль-Сауд никогда не хотела, чтобы их королевство было под угрозой». Хотя, по его мнению, ситуацию в провинции в настоящее время нельзя охарактеризовать как кризисную, но все же «есть некоторые группы», которые прямо действуют по указке иностранного государства. Тем не менее, он полагает, что такие группы составляют «маргинальное меньшинство» даже в пределах местной общины при наличии национальных шиитских сил (имелось ввиду движение «Аль-Исляхия»), которые взаимодействуют на пути реформ с правительством. Он выступил за дальнейшее расширение таких контактов, при этом исключив какую–либо возможность включения в этот процесс подобных «маргиналов», подчеркнув, что это было бы подобно тому, если «правительство включило бы «Аль-Каиду» в свои инициативы»

Очень осторожна была реакция на арест Нимра ан-Нимра со стороны его политического оппонента – Хасан аль-Саффара, который избегая называть его по имени в своей пятничной проповеди заметил, что властям «в целях укрепления стабильности страны и ее безопасности следует решать проблемы, от которых страдают люди, а не обходить эти проблемы и связывать их с некими людьми, как будто они являются такой проблемой».

Нельзя обойти вниманием и резко негативную реакцию Эр-Рияда на заявление Уполномоченного российского МИД по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константина Долгова относительно произошедших в Саудовской Аравии «столкновений между силами правопорядка и группой мирных демонстрантов, протестовавших против имеющих место, по их мнению, ущемлений прав шиитской общины». Источник из саудовского МИД, в заявлении Saudi Press Agency (SPA) подчеркнул, что «королевство с огромным удивлением узнало о комментариях представителя МИД России по правам человека, которые продемонстрировали вопиющее и неоправданное вмешательство во внутренние дела Саудовской Аравии», а также выразил надежду, что «появление подобного странного заявления никак не связано с попыткой отвлечь внимание от массовых убийств, совершаемых сирийским режимом в отношении своего народа, которые происходят при поддержке и содействии известных сторон, препятствующих любым искренним попыткам прекратить кровопролитие в Сирии».

Эта тема была продолжена и в редакционной статье Тарика аль-Хамида , главного редактора газеты «Аль-Шарк Аль-Аусат», который поставил Россию в один ряд с «Хизбаллой» и Ираном за подобные высказывания. Он сказал: «Нынешние союзники Асада пытаются сделать все невозможное и отвлечь внимание от преступлений сирийского режима, сегодня это жизненно важно, чтобы никто не отвлекался такими попытками, включая Саудовскую Аравию, которая боролась с суннитским экстремизмом в прошлом, как она сражается в настоящее время с шиитским экстремизмом».

Интересные предположения о причинах ареста шейха были высказаны некоторыми западными аналитиками. Задаваясь вопросом, почему же саудовские власти так долго откладывали арест мятежного шейха, британский политолог Тоби Матиссен выдвигает три предположения: во-первых, «некоторые конспирологи утверждают, что сторонники жесткой линии внутри правящей семьи, такие как бывший наследный принц и министр внутренних дел принц Найеф, использовал ан-Нимра, чтобы напугать суннитов и противодействовать межконфессиональному диалогу короля Абдаллы и предварительным контактам с шиитами», во-вторых, что правительство опасалась вспышки волнений, которых хотело избежать, в-третьих, по данным дипломатической переписки из «WikiLeaks», правительство в конечном итоге отреагирует, но « в свои сроки».

Можно согласиться, что, судя по всему, это время наступило. Возможно, за арестом Нимра ан-Нимра стоит личное решение нового шефа МВД – принца Ахмеда, который посчитал, что пришло время «стукнуть кулаком» и принимать жесткие меры по предотвращению эскалации ситуации вокруг шейха. Возможно, за такими резкими действиями стоит желание принца Ахмеда наглядно продемонстрировать свой собственный «стиль руководства», что он будет отстаивать порядок и стабильность в Королевстве, несмотря на мнение о нем, как человеке с более либеральными взглядами, чем его предшественник. Эти события являются тревожным знаком и для Хасана аль-Саффара, т.к. встает вопрос насколько радикальные настроения возобладают на «шиитской улице»? Будет ли большинство шиитов Восточной провинции и впредь оказывать ему дальнейшую поддержку, не приведет ли это к замене лидера шиитской общины КСА, если в случае обострения ситуации правительство будет вынуждено пойти на жесткие меры?

Начало