Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Эволюция общественно-политической роли женщины в формировании современной социальной модели арабских стран Персидского Залива

М.А.Субх

Глобализационные вызовы, с которыми сталкиваются страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), с каждым годом требуют выработки более гибкой позиции по ряду внутренних проблем социально-экономического характера.

Многовековое пренебрежение общественно-политической ролью женщины в традиционном аравийском обществе поставило государства этого региона перед необходимостью поиска эффективной модели привлечения женской половины населения к процессу обеспечения социально-экономического развития, производства материальных благ, преодоления общественных стереотипов и религиозных ограничений с целью смягчения тона критики, звучащей в адрес членов Совета в контексте ущемления права женщин на самореализацию.

Подтверждением готовности государств Залива внедрить эффективную интеграцию женщин в политическую и социально-экономическую жизнь стало осознание высшим руководством стран ССАГПЗ важности обеспечения благоприятных условий для приобретения ими образования и соответствующей профессиональной квалификации, что, в свою очередь, будет способствовать формированию достаточного кадрового резерва, постепенному замещению иностранной рабочей силы, сохранению национальной самоидентичности.

В этом плане заслуживает внимания мнение российского исследователя И.Мелихова, который отмечает важность законодательного закрепления прав и свобод женщины на государственном уровне для обеспечения соблюдения принципов паритетности и транспарентности в вопросах обеспечения аравийским женщинам доступа к материально-техническим, научным, культурным, информационным и другим цивилизационным достижениям человечества. Вместе с тем он отмечает, что сдерживающим фактором самореализации аравийской женщины есть шариатская природа местных норм и законов, что делает невозможным внедрение масштабной гендерной реформы по западным стандартам.

Анализ трансформации роли и места женщины в аравийском обществе на протяжении последних десятилетий доказывает факт наличия своеобразной тенденции к расширению социальных прав и свобод женщин с одновременным сдерживанием их влияния на развитие политических процессов внутри стран региона.

В течение двух последних десятилетий ХХ в. страны ССАГПЗ сделали значительный вклад для защиты прав и свобод женского населения, подписав ряд соответствующих международных документов, главным из которых стала Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В этом контексте, однако, следует отметить, что даже самые прогрессивные на первый взгляд в вопросах защиты прав женщин Эмираты подписали в 2004г. данный документ с большим количеством оговорок, учитывая, что ряд его положений "противоречит морально-религиозным нормам и традициям мусульманского общества".

Начиная с середины 90-х годов, Арабским странам Залива удалось реализовать ряд пилотных общегосударственных программ, направленных на активизацию общественно-политической роли аравийской женщины. Например, в 1994г. Султанат Оман стал первой страной ССАГПЗ, которая предоставила право голоса представительницам "слабого пола", а в 2000г. им было официально разрешено баллотироваться на выборах в Консультативный Совет (парламент). В Катаре "активное" и "пассивное" избирательное право в отношении женщин было реализовано в 1998г., а в 2003г. впервые в истории ССАГПЗ катарскую женщину избрали депутатом Консультативного Совета. Активная общественная деятельность супруги эмира Катара шейхи Мозы Аль-Миснад и ее международный авторитет в большой степени способствовали тому, что указами эмира в разные времена женщины назначались на должности министра образования, генерального прокурора, ректора катарского университета, декана факультета исламских наук и т.д.

В Бахрейне политическая эмансипация началась в 2000г. после назначения королем четырех женщин депутатами Консультативного Совета. Важным этапом в закреплении политических прав женщин стало их участие в общенациональном референдуме по принятию Устава национального действия (2002г.), а также муниципальных и парламентских выборах (2006г.). В 2003г. указом бахрейнского монарха в верхнюю палату парламента были назначены шесть женщин-депутатов. Со временем количество женщин-политиков в Бахрейне существенно увеличилось, а их роль уже не ограничивалась выполнением церемониальных депутатских полномочий. В течение последних пяти лет женщины были включены в состав правительств, некоторые из них были назначены послами, судьями и сотрудниками органов внутренних дел.

Наивысшим достижением бахрейнской женщины на дипломатическом поприще стало избрание посла Бахрейна во Франции, постоянного представителя Бахрейна при организации ЮНЕСКО шейхи Гайя Аль-Халифа в 2006г. Председателем 61-й сессии ГА ООН. Стоит отметить, что шейха Г.Аль-Халифа стала третьей в истории ООН и первой в истории арабских стран женщиной, которая возглавила эту важную международную организацию. Хронология участия женщин в законодательной деятельности Королевства ярко демонстрирует неуклонный рост процента представительниц "слабого пола" в составе парламентов разных лет созыва. Так, в Совете Шура (состоит из 40 депутатов) в 2000г. женщины составляли лишь 10% от общего состава этого законодательного органа, в 2002г. - 15%, а в 2006г. – уже 27,5%.

В начале 1982г., по инициативе Кувейтской социально-культурной женской ассоциации, состоялась встреча представительниц этой общественной организации с Председателем Национального Собрания Кувейта для передачи официальной петиции, в которой осуждалось решение парламента от 19.01.1982р. касательно запрета женщинам участвовать в выборах вопреки конституционно закрепленной норме о гендерном равенстве. Это событие считается местными правозащитниками началом современного этапа борьбы кувейтских женщин за политические и гражданские права. Вместе с тем следует заметить, что после упомянутой встречи в парламент страны поступило обращение, подписанное 1 тыс. кувейтских женщин, в котором высказывалась поддержка действий парламента о запрете женщинам баллотироваться, что, в свою очередь, на долгое время раскололо кувейтское общество в вопросе отстаивания права женщин на самореализацию.

После почти 40 лет борьбы за свои права в мае 2005г. высшим законодательным органом страны были внесены изменения в закон о парламентских выборах, согласно которым кувейтская женщина получила право избирать и быть избранной в муниципальные и центральные органы власти.

По состоянию на 2008г., в Кувейте за женщинами были закреплены следующие государственные посты: министры – 2 женщины, 1 – заместитель министра, 1 – посол, 1 – постпред при ООН и 1 – представитель при ОПЕК. Однако в 2011г. в правительстве Кувейта была представлена уже лишь 1 женщина-министр, что может в определенной степени свидетельствовать об "откате" этой страны от демократических принципов гендерного равенства.

В Объединенных Арабских Эмиратах вопрос гендерной либерализации долгое время не находил поддержки как со стороны руководства страны, так и среди консервативного мусульманского общества. Конституция ОАЭ от 1971г., подобно конституциям большинства стран мира, содержит декларативные заявления о равенстве всех граждан перед законом (ст. 25) и праве женщин на свободный выбор профессии и рода занятий (ст. 34). Определяющим событием в контексте реализации прав женщин на участие в политической жизни страны стало принятие президентом страны шейхом Халифой Аль-Нахайяном в 2006г. закона о создании Национальной избирательной комиссии. В дополнении к этому документу определялся порядок проведения плебисцита во все выборные органы страны, утвержден институт тайного голосования, установлены категории лиц, имеющие право баллотироваться в местные и общегосударственные органы власти, а также определен перечень тех, кто имеет право голоса. Следовательно, принятие этого закона гарантировало женщинам, которые составляют 49% населения ОАЭ, равные с мужчинами права и свободы.

По последним данным, эмиратским женщинам принадлежит около 30% руководящих государственных должностей, большое количество женщин работает в органах дипломатической службы, судебной системы. В 2008 г. в состав Федеральной Национального Совета ОАЭ (парламента) входили 9 женщин-депутатов, из них 4 - имели степени кандидатов и докторов наук. По состоянию на 2011г., в правительстве ОАЭ находились 4 женщины, занимавшие посты министров внешней торговли, социальной политики и двух министров Кабинета министров.

Важным индикатором прогресса, которого достигли Эмираты за последние годы в контексте отстаивания прав и свобод женщины, стали результаты исследования, опубликованного в рамках программы ООН по развитию, в котором ОАЭ по т.н. GEM критерию (Gender Empowerment Measure) в 2007-2008 гг. заняли 29 место из 93 стран мира по уровню гендерного равенства, что является лучшим показателем во всем арабском мире (для сравнения: Россия в этом списке занимает 71 позицию).

Надо сказать, что процесс демократизации аравийских обществ, одним из основных компонентов которого является гендерное равенство, наименее эффективно продвигается на территории Королевства Саудовская Аравия (КСА), известного своим ультраконсервативным отношением к месту и роли женщины в обществе. Достаточным подтверждением этому является запрет женщинам до сих пор управлять автомобилем, самостоятельно проживать в гостинице, передвигаться без сопровождения отца или мужа и т.д. Впрочем, даже таким ортодоксальным странам как Саудовская Аравия не удается противиться неустанной демократизации региона Персидского залива, ведь в 2000г. под влиянием «демократических достижений» соседних стран женщины Королевства завоевали себе право быть представленными на государственных должностях. Результатом этого стало назначение женщины впервые в истории Саудовской Аравии в 2009г. на должность заместителя министра образования.

В 2003г. решением короля 10 женщинам вместе с 50 мужчинами было разрешено принять участие в форуме интеллектуалов, организованном в рамках инициативы Наследного Принца А.Аль-Сауда по общенациональному диалогу. Почувствовав "дух свободы", 300 саудовских женщин в том же году направили наследному принцу КСА официальное обращение с требованием признать женщин полноправными гражданами королевства со всеми правами и свободами, предусмотренными для представителей мужского пола. Другая подобная петиция была направлена 306 женщинами высшему руководству государства с просьбой ускорить процесс демократизации саудовского общества. Следует признать, что строгие ограничения в отношении женщин не обошли даже принцесс королевской семьи, которые не появлялись на публике, а любые упоминания о них в местных СМИ отсутствовали. Исключением из этого правила стала принцесса Люлюа Аль-Фейсал, дочь покойного короля Фейсала, которая в 2005г. дала интервью одному из ведущих международных СМИ, находясь на должности члена коммерческого офиса КСА в США. Неординарным событием в жизни КСА стало учреждение в 2005г. Саудовского Комитета по правам человека, которому были предоставлены полномочия изучения и предупреждения случаев нарушения прав саудовского населения, в частности женщин, в вопросах, связанных с насилием в семье, сексуальными домогательствами, свободой передвижения, свободным выбором места работы и др.

В конце 2011г. КСА стало свидетелем беспрецедентного решения короля Абдаллы разрешить женщинам голосовать, а также баллотироваться в Консультативный Совет (аль-Шура) и муниципальные органы власти. Речь, с которой выступил монарх перед членами Совета нынешнего созыва, вызвала неслыханный резонанс в местных и мировых СМИ. Первыми, кто приветствовал эту инициативу стали США и Великобритания, которые традиционно упрекали королевство в унижении достоинства женщин и систематическом пренебрежении их фундаментальными правами.

Расширение прав и свобод женщин в Саудовский Аравии может иметь чрезвычайно важное значение для дальнейшего ускорения темпов внедрения концепции гендерного равенства во всех государствах ССАГПЗ ввиду того, что 45% всего саудовского населения составляют именно женщины, 56,5% из которых имеют высшее образование. Подобная тенденция к увеличению количества образованных женщин в ближайшее время может превратить их в неотъемлемую составляющую саудовского общества с соответствующими последствиями политического, социально-экономического и культурного характера.

На данном же этапе дипломированные женщины вынуждены искать работу на территории соседних арабских стран (ОАЭ, Бахрейн, Кувейт, Катар), где трудоустройство лиц женского пола, особенно в частном секторе, уже давно стало распространенной практикой.

Переходя к освещению вопроса о получении гражданками ССАГПЗ среднего и высшего образования, следует сказать, что общий уровень образованности жителей арабских стран Персидского Залива сохраняет тенденцию к стремительному росту. Так, по данным Всемирного банка, в 2011г. уровень грамотности в Катаре составил 95% от всего местного населения, 91% - в Бахрейне, 90% - в ОАЭ. Низкие, однако не худшие по мировым параметрам, показатели демонстрируют Оман и Саудовская Аравия с процентом грамотных людей, равным 87% и 86% соответственно. Отсюда приходится констатировать, что данная статистика является впечатляющей, учитывая, что подавляющее большинство стран Залива возникло на мировой карте в качестве самостоятельных государств чуть более полувека назад.

Согласно исследованию специалистов из университета им. Короля Сауда (КСА), в 2004г. общая численность женщин, учившихся на тот момент в высших учебных заведениях ССАГПЗ, составляла 400 тыс., тогда как количество лиц мужского пола среди студентов составило 300 тыс. чел. Подобная тенденция в значительной степени объясняется традиционными ограничениями в самостоятельном передвижении женщин, лишает их возможности получения высшего образования за рубежом. По состоянию на 2010г. особенно сильно эта диспропорция наблюдалась в Саудовской Аравии, где на 350 тыс. студенток приходилось всего 200 тыс. студентов-мужчин. Последние же отдают предпочтение обучению в ведущих вузах США и Западной Европы.

Очень высоких результатов в области реформирования женского образования достигли ОАЭ. По данным ведущей международной консалтинговой компании "PricewaterhouseCoopers", 77% эмиратских женщин имеют высшее образование, что является самым высоким в мире показателем. По имеющимся данным, 50% учащихся средних школ в ОАЭ - девушки, тогда как процент женщин, которые сейчас получают высшее образование, составляет 65% от общего числа студентов. Выдающиеся успехи Эмиратов на пути к повышению уровня образования среди местной молодежи обусловлены, прежде всего, эффективной реализацией ряда государственных программ по развитию образовательной отрасли, на которую в 2007г. было выделено около 25% годового федерального бюджета страны, что в денежном эквиваленте составляет 1,9 млрд дол. США. К тому же, указанная сумма не учитывает адресные ассигнования из местных бюджетов каждого из семи эмиратов, входящих в состав ОАЭ.

Высокий уровень образования среди эмиратских женщин побудил правительство ОАЭ к их активному привлечению в качестве важного компонента формирования местной квалифицированной рабочей силы из-за введения т.н. государственной программы "эмиратизации", благодаря которой доля работающих женщин от общего числа трудоустроенных лиц в ОАЭ достигла: в Абу Даби - 10,5%, Аджмане - 29,5%, Дубае и Шардже - 17%. Серьезной преградой на пути к всесторонней социализации женщин региона Персидского залива остается отсутствие действенного механизма их трудоустройства после получения ими профессионального образования.

Усложняется вопрос и наличием чисто психологических барьеров социально-культурного и религиозного характера, которые, во многих случаях, становятся препятствием к полноценной интеграции женщины в процесс производства материальных и духовных благ. Так, например, в Кувейте, по официальной статистике, каждые 4 из 5 безработных из числа коренных граждан являются женщинами.

Указанные факторы главным образом характерны для саудовского общества, в котором особенно ярко прослеживаются элементы традиционализма, соединенного с радикальной консервативной идеологией. Подчеркивая важность расширения прав и свобод саудовских женщин, местные правители с осторожностью относятся к их полномасштабной интеграции в общественную жизнь Королевства. Одним из важных достижений саудовской женщины на поздних этапах борьбы за свои права стало решение властей позволить выдачу лицам "слабого пола" внутренних паспортов гражданина КСА. Вместе с тем, у многих саудовских женщин до сих пор нет паспортов из-за запрета их мужей либо родителей. Отсутствие документирования среди целого ряда представительниц женского пола негативно отражается не только на социально-бытовой, но и на коммерческо-инвестиционной деятельности саудовского населения. Исходя из последних обнародованных данных, в Саудовской Аравии на банковских счетах местных женщин находится более 260 млн долл. США, что делает их важным элементом экономической жизни страны, залогом развития внутренней торговли и предпринимательства.

Вместе с тем, все чаще саудовским женщинам удается достичь значительных успехов на профессиональном поприще, давая тем самым надежду сторонникам демократизации общественно-политической роли саудовских женщин на будущее расширение их прав и свобод.

Начало