Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Отношения Пакистана с США: пакистанский парламент опубликовал свои рекомендации для «перезагрузки» отношений — что дальше?

В.И. Сотников

Комиссия парламента Пакистана опубликовала свои рекомендации для «перезагрузки» американо-пакистанских отношений. Связи Пакистана с США испытывали серьезное ухудшение с 26 ноября 2011 г., когда авиация НАТО в Афганистане подвергла атаке пограничный пост в пакистано-афганском приграничье, в результате чего погибли 24 пакистанских военнослужащих.

С этого момента высокопоставленные официальные лица американской администрации не посещали с визитами Пакистан, а маршруты транзита грузов НАТО для Афганистана через территорию Пакистана остаются закрытыми. Усилия пакистанского парламента, направленные на переориентацию отношений Пакистана с США, выразились в пересмотре всего спектра этих отношений и в результате трехмесячных дебатов в одном из комитетов парламента страны были приняты рекомендации, которые скорее всего будут официально утверждены на этой неделе. Со своей стороны, Вашингтон также выдвинул условия для «перезагрузки» своих связей с Исламабадом.

Эти рекомендации содержат следующие основные пункты:

1) призыв к США прекратить удары БПЛА по пакистанской территории;

2) принести официальные извинения Пакистану за удар авиации НАТО 26 ноября 2011 г.;

3) начать взимать пошлины за транзит поставок НАТО для его военных сил в Афганистане;

4) воздерживаться от операций по «преследованию по горячим следам» силами США в Афганистане на территории Пакистана;

5) увеличить транспарентность деятельности фирм-подрядчиков, осуществляющих деятельность в Пакистане в области обеспечения безопасности.

Как видим, рекомендации парламентской комиссии конкретные и в то же время довольно мягкие. Теперь предстоит их обсуждение в парламенте Пакистана и затем последующее голосование резолюции по пакистано-американским связям.

Таким образом, Пакистан фактически высказал свои условия для «перезагрузки» связей с Вашингтоном. Отметим еще раз, что эти условия довольно мягкие, и это обусловлено прежде всего тем, что Исламабад, как мы уже неоднократно отмечали, по-прежнему нуждается в финансово-экономической и политической поддержке своего старшего партнера по борьбе с международным терроризмом. Это подчеркивали и подчеркивают президент Асиф Али Зардари и пакистанские военные, которые наиболее жестко реагировали на «ляпы» Вашингтона в его отношениях с Исламабадом и были сторонниками твердых мер в отношении США.

США также нуждаются в Пакистане, особенно в настоящее время, когда им необходимо найти приемлемое решение афганского кризиса и вывести свои войска из Афганистана к концу 2014 г. без крупных проблем, что без поддержки Пакистана крайне затруднительно. В то же время, как отмечают американские аналитики, в частности такой известный эксперт по Пакистану, как Лайза Кертис, самым проблемным требованием Пакистана с точки зрения Вашингтона является призыв к прекращению налетов американских БПЛА на пакистанскую территорию (в пакистано-афганском приграничье). Дело в том, что кампания США по нанесению ракетных ударов БПЛА на северо-западе пакистанской территории оказалась, по мнению Вашингтона, одним из наиболее эффективных инструментов в его борьбе с глобальным терроризмом. Иными словами, американцы считают «точечные» ракетные удары по местам убежищ боевиков Талибана и «Аль-Каиды» в пакистано-афганском приграничье наиболее эффективным средством борьбы по уничтожению лидеров этих террористических группировок при невозможности операций по типу той, которая была предпринята с целью уничтожения Усамы бен Ладена в мае прошлого года на территории Пакистана. Американские аналитики отмечают, что наращивание темпа ударов БПЛА с середины 2009 г. до 2011 г. привело к тому, что «Аль-Каиде» был нанесен чувствительный урон. СМИ США в этой связи писали о том, что документы, найденные в убежище Усамы бен Ладена в Абботабаде, свидетельствуют: покойный лидер «Аль-Каиды» испытывал тревогу по поводу «опустошающего воздействия» кампании по ударам американских БПЛА для его организации.

В то же время, по мнению американских аналитиков, трехмесячный «период охлаждения» между США и Пакистаном имел некоторые выгоды для обеих сторон. Он предоставил пространство для снижения негативной риторики, сопровождавшей эти отношения как в пакистанских, так и в американских СМИ. Отсутствие визитов на высоком уровне из США в Пакистан в особенности означало, что визитеры из США не стали, как считают эти аналитики, «зажигательными свечами» для пакистанских СМИ с целью публикации антиамериканских материалов. В Пакистан в этот период продолжала поступать экономическая помощь из США для гражданских программ развития.

Более того, американские эксперты считают, что парламентские дебаты по двусторонним связям в Пакистане могли бы укрепить пакистанские демократические институты, хотя пакистанские военные будут и дальше продолжать, на наш взгляд, иметь «последнее слово» на большинство вопросов, относящихся к безопасности. Министр иностранных дел Пакистана Хина Раббани Кхар недавно заявила, что парламентские дебаты «позволят народу Пакистана «взять в свое распоряжение» двусторонние отношения, которые могли бы пройти длинный путь в сторону понижения антиамериканских чувств в стране». За этой мудреной фразой кроется, на наш взгляд, нежелание пакистанского руководства идти дальше на обострение своих отношений с США.

Замораживание связей Исламабада с Вашингтоном также дало возможность, прежде всего Пакистану, исследовать некоторые из ключевых представлений о характере этих взаимоотношений. Например, пакистанцы вновь задумались о том, насколько можно доверять своему старшему партнеру и реализовывать его цели, когда они закрыли так называемый Южный маршрут доставки грузов для сил НАТО в Афганистане, причем делать это бесплатно. С другой стороны, Исламабад успешно использует те же принципы проведения своего курса в отношении США, что и Вашингтон в отношении Исламабада: непонятно, то ли собака виляет хвостом, то ли наоборот. Во всяком случае, Пакистану удалось-таки добиться своего: США, боясь совсем потерять «младшего партнера», вынуждены считаться с его мнением и идти на уступки.

Что же дальше? На наш взгляд, рекомендации парламентской комиссии вероятнее всего будут утверждены парламентом Пакистана. Это позволит президенту Зардари снизить накал обвинений внутри страны в его «проамериканском курсе» и в то же время сохранить отношения с США за счет «малых подвижек», рассчитанных на внутреннее потребление и «умиротворение» пакистанских военных, которые добивались продолжения жесткого курса в отношении США после инцидента 26 ноября 2011 г.

Но здесь не все так просто: история пакистано-американских отношений полна примерами взлета и упадка двусторонних связей и игры Пакистана на антиамериканизме. Но в этот раз, когда менее чем через год в Пакистане должны пройти президентские выборы, рекомендации парламентской комиссии приобретают особый смысл: для президента Зардари важно угодить всем — и пакистанской общественности, и военным, и Вашингтону. На наш взгляд, ясно одно: США для Пакистана, как и наоборот, остаются очень нужным партнером и союзником, которого не может заменить даже «всепогодный друг» Пакистана — Китай. Что же касается некоторых прогнозов дальнейшего развития пакистано-американских связей, то, как мы неоднократно писали в наших предыдущих публикациях, период обострения меняется на период развития, причем Вашингтону придется все-таки пойти на уступки Исламабаду. А по мере приближения «часа Х», т.е. завершения вывода американских войск из Афганистана, мы наверняка будем свидетелями новых спиралей в развитии пакистано-американских связей, причем Пакистан будет добиваться все новых уступок со стороны США, особенно когда последние отнюдь не застрахованы от новых «ляпов» в своей политике по отношению к Пакистану. Но «афганская» тема в отношениях Пакистана с США требует уже отдельного анализа.

Начало