Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

К судано-южносуданским отношениям

А.А.Быстров

Вашингтон и Лондон выразили официальную поддержку предстоящей встрече между президентами Судана О.аль-Баширом и Южного Судана С.Кииром и призвали Джубу прекратить поддержку суданским повстанцам из Революционного Фронта Судана (РФС). Напомним, что последние действуют на территории штатов Южный Кордофан и Голубой Нил, а костяк этого нового повстанческого альянса составляют члены Суданского народно-освободительного движения (СНОД-север). Британский министр по Африке Г.Белингхам и пресс-секретарь Госдепартамента США В.Нуланд выпустили соответствующие заявления. «Судан должен немедленно остановить бомбардировки районов с гражданским населением, а Джуба должна, безусловно, прекратить военную поддержку отрядов СНОД-север», - говорится в заявлении британца. Нуланд выразилась по этому поводу еще резче, четко указав на то, что «основными инициаторами конфликта выступают южане».

Это, безусловно, изменение позиции Белого Дома, которое со времени ухода в отставку специального представителя США по Судану С.Грейшена однозначно обвинял «во всех грехах» Хартум. Последний соответственно реагировал, и в качестве основного катализатора разжигания таких настроений называл представителя США при ООН С.Райс. В этом есть своя правда, поскольку именно С.Райс является основным лоббистом интересов Джубы в Госдепартаменте США.

Что же произошло? Прежде всего, в администрации США пришло осознание того, что дальнейшая политика южносуданцев с очень большой вероятностью может привести к широкомасштабной войне в этом регионе, в которую помимо Судана и Южного Судана будут вовлечены и их соседи. В понимании такой опасности большую роль сыграл нынешний представитель США по Дарфуру Д.Смит и советник Б.Обамы по национальной безопасности Д.МакДонуг, который сформулировали фактически ультимативное требование к южносуданскому президенту С.Кииру «о прекращении всяческой поддержки сепаратистов в проблемных штатах и возвращения за стол переговоров». Очевидно, что помимо реальной опасности появления еще одной зоны широкомасштабного конфликта, американцев тревожила и перспектива «кормить» южносуданцев, которые в своем антибашировском «запале» блокировали добычу и транспортировку нефти, что поставило страну за грань гуманитарной катастрофы и резко обострило все межэтнические конфликты. При этом Джуба боится использовать для их локализации вооруженные силы, справедливо полагая, что в этом случае армия неизбежно распадется на противоборствующие отряды по племенному признаку.

Новым в этой ситуации является и тот момент, что присутствие южносуданских военных на территории Южного Кордофана и Голубого Нила, было открыто признано как состоявшийся факт Вашингтоном и Лондоном. Более того, условие о немедленном подписании перемирия было основным, которое представитель США по Судану П.Леман выдвинул своим партнерам по консультациям из СНОД-север в марте с.г. В противном случае любой вопрос об оказании гуманитарной помощи будет отложен «на неопределенный срок». Проблема «гуманитарной интервенции», на которой настаивают южане и повстанцы, является сейчас ключевой. Один из лидеров СНОД-север Я.Арман призвал американцев «не смешивать две проблемы (переговоры и гуманитарную помощь)». Он также обвинил Хартум в том, что «он использует гуманитарный мотив, как оружие». Судя по всему, это уже «арьергардные бои», поскольку американцы жестко настроены на возобновление переговоров не только по вопросам безопасности (под этим, прежде всего, подразумевается вопрос прекращения поддержки противоборствующих повстанческих групп), но и всему комплексу проблем, включая договоренности по демаркации границы, статусу Абъея и возобновлению экспорта нефти. Подразумевается, что в рамках переговорах будет достигнута договоренность о «демилитаризации» приграничных участков; демаркации Абъея по границе, которая признана Стокгольмским арбитражным судом; а также размещение контингента миротворцев в Абъее. На это кстати «косо» смотрят в Хартуме, так как там бытует мнение о том, что размещение миротворцев является первым шагом к повторению южносуданского сценария. Вообще опасения о реальности дальнейшего процесса по разделу Судана сейчас превалируют в суданском руководстве, и все инициативы американцев рассматриваются именно через эту призму.

При этом факт остается фактом: стороны конфликта «выдохлись». Это было совершенно очевидно с самого начала противостояния, у них просто нет ресурсной базы для затяжной войны, а «наивные» предположения руководства СНОД о том, что оно может «безобразничать», а Запад будет их за это «кормить», не оправдались. Блицкриг в Южном Кордофане и Голубом Ниле не удался, надежды на повторение «ливийского сценария» не оправдались. Северяне в свою очередь, очевидно, не могут физически ликвидировать анклавы повстанцев на территории этих штатов. Это патовая ситуация, которая осложняется нехваткой продовольствия. На южан еще и объективно «давит» ситуация с переселенцами из Абъея, которых необходимо устраивать и снабжать продовольствием и водой из южносуданского «нищего» бюджета. Этот вариант предсказывался заранее, и теперь дошло до того, что руководитель «абъейской мафии» Л.Бейонг старается ускорить проведение переговоров по возвращению беженцев в места их исторического проживания. Хартум же стратегически «медлит», полагая использовать этот момент как дополнительный козырь на саммите в начале апреля с.г. и увязать его со всем комплексом проблем, в том числе и наделением членов лояльного ему племени миссерия правом голосовать на будущем референдуме о статусе Абъея.

На этом фоне известия об отмене визита суданского президента Омара аль- Башира в Джубу «из-за обострения ситуации на границе двух государств» необходимо рассматривать как маневр Хартума с целью затянуть время, которое сейчас работает на него.

Начало