Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Социально-экономическая ситуация в Иране: апрель 2012 г.

Н.А.Кожанов

Общая характеристика социально-экономической ситуации

Социально-экономическая ситуация в Иране в апреле 2012 г. не только оставалась тяжелой, но и демонстрировала серьезные тенденции к ухудшению. Одним из главных испытаний стала нехватка иностранной валюты на внутреннем рынке страны вызванная введенными против ИРИ нефтяным санкциям. С целью ограничить растущий спрос на инвалюту иранское руководство приняло решение временно запретить или ограничить ввоз определенных иностранных товаров. В первую очередь это коснулось 600 наименований продукции, чьи эквиваленты производятся в самом Иране. Более того, накануне принятия этого решения, Верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи обратился с призывом к нации покупать товары исключительно иранского производства, чтобы дать хоть какой-то отпор растущему санкционному давлению со стороны ЕС и США (поводом для обращения стало празднование иранского Нового года - Ноуруза). В своем выступлении Хаменеи активно прибегал к религиозным лозунгам и неоднократно подчеркивал, что одним из главных инструментов в борьбе с внешними врагами Ирана должен стать экономический джихад.

В то же время, в действиях правительства отмечается и определенная непоследовательность. Так, стремясь сократить спрос на инвалюту за счет запрещения или ограничения импорта одних товаров, кабинет министров ИРИ объявил о своем решении предоставить в период с марта 2012 по март 2013 гг. до 30 млрд долл. США иранским импортерам по фиксированному льготному курсу. Эта валюта должна быть использована для закупки товаров из особого списка, куда вошла примерно половина наименований импортируемых в Иран товаров.

Необходимо отметить, что испытываемые Ираном трудности явились следствием не только введенных международным сообществом санкций, но и результатом экономической политики иранского руководства, проводимой им с 2006 г. В частности, сказалась ситуация, когда в 2007 – 2009 гг. для снижения внутренних цен на целый ряд бытовых товаров и продуктов питания правительство Махмуда Ахмадинежада допустило их бесконтрольный импорт, значительно снизив ввозные пошлины. Данное решение, в свою очередь, привело к разорению внутренних производителей (особенно наглядно это видно на примере рисовой отрасли сельского хозяйства ИРИ, некоторых производителей стройматериалов) и росту безработицы. На это наложились негативное влияние международного экономического кризиса, а также поздно начатые правительством Ахмадинежада экономические реформы. Наиболее благоприятное время для проведения последних (такое как пиковый период нефтяных доходов ИРИ в 2005 – 2008 гг.) было упущено. Вместо этого сокращение предоставляемых населению госсубсидий пришлось на время экономического кризиса, вызвало рост цен на коммунальные услуги, бытовую продукцию и продукты питания, а также предсказуемо привело к инфляции и ухудшению социального климата.

Санкции 2010 – 2012 гг. лишь (хоть и в немалой степени) усугубили эффект. Руководство ИРИ не успело до их введения в достаточной мере облегчить лежащее на бюджете бремя госдотаций и, тем самым, сократить свои текущие расходы, а также, высвободив необходимые ресурсы, направить последние на развитие вставших по причине ухода иностранных инвесторов экономических проектов. Между тем к апрелю 2012 г. приток инвалюты значительно сократился, а спрос у населения на нее не упал. Более того, он был подхлестнут возникшей паникой и существующими у иранцев пессимистичными прогнозами относительно развития социально-экономической и политической ситуации в стране. Как следствие, население ИРИ стало активнее скупать иностранную валюту и выпускаемые иранским государством золотые монеты (т.н. монеты «Бахор-е азади»), что, в свою очередь, привело к росту курса драгметаллов и инвалюты на внутреннем рынке, а также усилило дефицит последней. ЦБ Ирана попытался взять ситуацию на валютно-финансовом рынке страны под свой контроль и установил жестко контролируемый курс доллара на уровне 12260 риалов. Это, в свою очередь, привело к немедленному образованию черного валютного рынка (вернее – к его активизации), на котором, несмотря на все угрозы властей, курс доллара к национальной иранской валюте продолжил расти и, по имеющимся данным, к апрелю 2012 г. достиг уровня 20000 риалов за 1 долл. США. Дальнейшее усугубление ситуации произошло в результате мартовского отключения иранских банков от системы валютного обмена СВИФТ. Последнее фактически отрезало иранскую банковскую систему от внешнего мира, заставив иранские финансовые структуры обратиться к менее эффективным, затратным и не всегда легальным схемам проведения международных валютных операций.

Несмотря на то, что иранское правительство старается уверить народ и международное сообщество в том, что ему удается контролировать положение дел, все большее число политиков начинает открыто заявлять о своей обеспокоенности развитием социально-экономической ситуации в стране. Это весьма показательно, т.к. экономические вопросы структурного характера начинают активно обсуждаться в Иране только в самой тяжелой ситуации. В частности, спикер иранского меджлиса Али Лариджани открыто заявил, что рост потребительских цен и безработица являются главной проблемой иранского населения, единственным решением которого является активизация поддержки промышленного сектора экономики. Последняя, по его мнению, никак не предусмотрена планом экономических реформ правительства М.Ахмадинежада. А.Лариджани также призвал прекратить бесконтрольный импорт зарубежных товаров. Отдельную критику у иранских парламентариев вызвало мартовское решение кабинета министров повысить объем прямых дотаций, выплачиваемых населению как компенсация за отмену косвенных субсидий с 450000 до 730000 риалов в месяц на человека. А.Лариджани и его сторонники объявили это решение М.Ахмадинежада незаконным и ведущим к росту темпов инфляции в стране.

Инфляция действительно вызывает серьезную озабоченность у экспертов и политиков ИРИ. Официально к апрелю 2012 г. ее темпы достигли 21 – 21,5%, в то время как по неофициальным оценкам за последние несколько месяцев покупательная способность иранского риала сократилась практически на 100%. Однако даже официальный показатель инфляции весьма велик для ИРИ. В частности, в марте – апреле 2011 г. он составил лишь 12,4%, а в августе 2010 г. достиг своего исторического минимума в 8%.

Бюджет

Несмотря на то, что новый 1391 год по иранскому летоисчеслению начался еще в конце марта 2012 г., государственный бюджет страны так и не был утвержден. Активные дискуссии по некоторым его частям продолжились в течение всего апреля. Так, специальная парламентская комиссия одобрила основные положения государственной бюджетной политики лишь 9 апреля с.г. Однако нарекания со стороны депутатов продолжили звучать даже после этого. В целом, принятие указанного документа было отложено до конца апреля 2012 г. По словам экспертов, главными причинами задержки стали следующие недостатки документа:

• Недостаточное внимание к ходу реализации экономических реформ в стране (прежде всего, по мнению депутатов, бюджет не учитывает особенности очередного этапа программы по отмене косвенных субсидий на топливо и некоторые продукты потребления в Иране);

• Непрозрачность ситуации с валютной политикой правительства и установлением курса иранского риала к основным иностранным валютам;

• Искаженные данные по доходам бюджета;

• Отсутствие точных данных о общем объеме бюджета;

• Ошибки, возникшие при планировании расходов;

• Несогласованность бюджета с целями пятого пятилетнего плана экономического развития ИРИ (2010 – 2015).

Обращает на себя внимание, что традиционно при наличии серьезных разногласий между правительством и парламентом по проекту бюджета, а также возникновении серьезной задержки с его принятием, в ситуацию активно вмешивался Верховный лидер ИРИ, С.А.Хаменеи. Однако, в этот раз, он предпочел воздержаться от приложения активных усилий в указанном направлении.

Экономические реформы

Ход реализации правительственной программы экономических реформ и особенно ее части, связанной с отменой и монетизацией косвенных субсидий, предоставляемых населению для поддержания низких цен на топливо и некоторые виды потребительских товаров, вызывает серьезные нарекания в политических и экспертных кругах ИРИ. Помимо неоправданного, с точки зрения некоторых парламентариев (включая спикера иранского меджлиса А.Лариджани), повышения объема выплат прямых дотаций, предоставляемых населению в качестве компенсации за отмену косвенных субсидий, с 450000 до 730000 риалов в месяц на человека, критику со стороны депутатов вызывает и уровень поддержки, оказываемой промышленному сектору. Последний, по их мнению, неоправданно низок: государство-де по непонятным для парламентариев причинам не смогло или не захотело направить часть высвободившихся от отмены косвенных субсидий средств на помощь промышленности, которая не только не справляется с последствиями международного экономического кризиса и негативным влиянием введенных против ИРИ санкций, но и серьезно страдает от вызванного правительственными реформами роста цен на энергоносители и транспортные услуги. На этом фоне А.Лариджани объявил начало второй фазы проведения реформ незаконным и требующим одобрения меджлиса. По непроверенным данным, он даже написал послание, обращенное к А.Хаменеи, с призывом остановить реализацию экономических преобразований в их нынешнем виде. Некоторые парламентарии также стали активно обсуждать возможности проведения очередной встречи с М.Ахмадинежадом и кабинетом министров для прояснения ситуации.

Обращает на себя внимание и произошедшая в апреле 2012 г. активизация А.А.Хашеми-Рафсанджани, который впервые за продолжительное время необъявленной политической опалы обрушился с серьезной критикой на экономическую политику правительства М.Ахмадинежада. В апреле 2012 г. он заявил, что выплаты прямых субсидий населению не только губительны для иранской экономики, но и несут в себе значительную угрозу для социально-экономической стабильности страны в долгосрочной перспективе. А.А.Хашеми-Рафсанджани также выступил с весьма нехарактерными для иранского политика утверждениями касательно влияния международных и односторонних санкций на экономику страны. Он выразил полную уверенность в том, что меры, принятые международным сообществом неизбежно негативно скажутся на Иране и руководству страны следует подумать о сокращении количества стоящих перед страной внешних угроз.

Между тем, в конце 2012 г. иранский парламент все же согласился одобрить начало второй фазы реализации правительственного плана по монетизации и частичной отмене косвенных субсидий, предоставляемых населению для поддержания низких цен на топливо и ряд потребительских товаров. При этом начало выполнения второго этапа должно быть запущено не ранее того момента, как иранский парламент ратифицирует бюджет страны на текущий год.

По официальным данным, реализация первого этапа правительственного плана реформ позволила кабинету министров сэкономить приблизительно 15 млрд дол. США. При этом сами чиновники не отрицают, что проводимые правительством М. Ахмадинежада реформы вызвали серьезный скачок инфляции (только по официальным данным этот показатель вырос с 12,5% в марте 2011 г. до 21% в марте 2012 г.). В то же время некоторые иранские структуры дают куда более пессимистичные оценки складывающейся ситуации. Так, ЦБ ИРИ выпустил доклад, в котором фактически заявляется, что реформы потерпели крах. Согласно этому документу, цены на 33 основных потребительских товара в стране выросли за период с 15 апреля 2011 г. по 13 апреля 2012 г. на 18 - 146%. По мнению экспертов ЦБ, пагубной для экономики страны является и сама система предоставления прямых субсидий населению, как компенсация отмены косвенных дотаций. С их точки зрения, такая практика лишь усиливает классовые различия и разрушает социальное благосостояние. Между тем, само иранское правительство отменять прямые выплаты не собирается. По имеющимся данным, в ходе второго этапа реализации программ реформ оно лишь сократит количество их реципиентов, значительно увеличив объем самих выплат. По имеющимся данным, примерно 1,7 млн иранских семей получили от правительства текстовые послания с предложением добровольно отказаться от прямых субсидий в пользу малоимущих слоев.

Состояние валютно-финансовых резервов страны

В начале апреля 2012 г. М.Ахмадинежад выступил с заявлением, что в течение последних двух лет его правительство направило 35 млрд долл. США в Фонд национального развития Ирана (National Development Fund, NDF). Всего же, по планам руководства ИРИ, к марту 2013 г. объемы средств саккумулированных в Фонде достигнут 55 млрд долл. США. Указанные планы, в ставшем уже практически традиционным для действующего иранского кабинета министров ключе подаются как очередной, ранее ни кем недостижимый успех. Так, в своем выступлении, М.Ахмадинежад особо подчеркнул, что предыдущие президентские администрации в отличие от ныне действующей не смогли направить ни доллара от нефтяных доходов в существовавшие при них эквиваленты Фонда национального развития (имеется в виду созданный при М.Хатами и просуществовавший до 2010 г. Нефтяной стабилизационный фонд (Oil Stabilization Fund, OSF)).

В то же время, заявления президента ИРИ вызывают серьезные вопросы у экспертов. Они отмечают, что как Фонд национального развития, так и Нефтяной стабилизационный фонд весьма непрозрачны для сторонних наблюдателей. Кроме того, система доходов и расходов Фонда национального развития при более тщательном изучении оказывается еще более запутанной, чем у его предшественника.

Между тем, заявления М.Ахмадинежада нельзя считать и полным блефом: по оценкам госорганов ИРИ в период с марта 2011 по март 2012 гг. Тегеран заработал около 100 млрд долл. США за счет экспорта нефти за рубеж. Эти оценки придали уверенности иранскому президенту не только в том, что Фонд национального развития удастся пополнить достаточным количеством средств, но и в том, что его страна будет обладать значительными валютными резервами столь необходимыми в текущий санкционный период. Однако М.Ахмадинежадом не учитывается целый ряд моментов: с одной стороны, не все заработанные средства были действительно получены иранцами (значительный объем выплат попросту не смог быть осуществлен покупателями по причине введенных США, ЕС и их партнерами банковских санкций в отношении ИРИ). С другой стороны, свободно распоряжаться ими для обеспечения внешнеэкономических операций и перемещать их в рамках международной валютно-финансовой системы Иран вряд ли сможет по причине принятых в отношении него ограничений.

Напомним, что Фонд национального развития был создан в 2010 г. в рамках реализации Пятого пятилетнего плана развития ИРИ (2010 – 2015) для финансирования проектов по развитию экономической инфраструктуры страны «в интересах будущих поколений». Основным источником его формирования были и остаются отчисления определенного процента от доходов иранского правительства от экспорта нефти (помимо этого Фонд национального развития «унаследовал» остаток средств, находившихся на балансе его предшественника – Нефтяного стабилизационного фонда). До 2012 г. в Фонд отчислялось 20% доходов, однако в 2013 и 2014 гг. этот показатель будет увеличен до 23% и 26% соответственно.

Нефтедобывающая отрасль

Относительно спорные данные существуют об объемах нефтедобычи и экспорта сырой нефти из ИРИ. С одной стороны, иранские чиновники подчеркивают, что объемы добычи если не растут, то удерживаются на прежнем уровне. В то же время даже они отмечают, что нефтяные санкции как уже введенные, так и готовящиеся к введению с июля 2012 г. несомненно оказывают негативное влияние на нефтяной сектор экономики ИРИ. Однако о самих масштабах последствий они затрудняются ответить, подчеркивая что пока не располагают необходимыми данными.

С другой стороны, сторонние аналитики отмечают спад производства, который Тегерану пока удается компенсировать за счет высоких цен на нефть и их периодического роста. Более того, по имеющейся информации, в январе – феврале 2012 г. Иран даже смог незначительно (на 0,9%) нарастить добычу. Так, если в январе 2012 г. уровень добычи нефти в ИРИ составил 3,720 млн баррелей нефти в день, то в феврале он достиг 3,752 млн. баррелей нефти в день. Впрочем, в марте 2012 г. объемы производства упали до 3,3 млн баррелей нефти в день (самый низкий показатель с 1992 г.) Предполагается, что с введением нефтяных санкций со стороны ЕС добыча нефти в ИРИ упадет до уровня 2,6 млн баррелей в день. По другим оценкам, к концу 2012 г. объемы нефтедобычи упадут до 2,8 млн баррелей нефти в сутки с последующим снижением до 2,6 млн баррелей нефти в сутки в 2013 г.

На этом фоне, в марте – апреле 2012 г. традиционные импортеры иранской нефти такие, как Китай, Южная Корея, Япония и Турция значительно сократили объемы своих закупок у Тегерана или объявили о намерении пойти на этот шаг. Так, в марте 2012 г., Корея импортировала только 155 000 баррелей иранской нефти в день, что было на 40% ниже по сравнению с показателем годичной давности. В этот же период серьезно упали и объемы китайского импорта. В марте 2012 г. Пекин покупал 346 183 барреля в сутки, что было примерно на 50% меньше по сравнению с мартом 2011 г. В марте 2012 г. Япония закупала лишь 355 400 баррелей иранской нефти в сутки (для сравнения: в марте 2012 г. Токио импортировал 379 200 баррелей нефти в сутки). Более того, японское правительство взяло на себя обязательство на 80% сократить закупки иранской нефти в апреле 2012 г. Турция также объявила о своем намерении снизить объемы импорта иранской нефти в апреле 2012 г. на 20% (в прошлом году в это же время Анкара покупала у Тегерана 177 000 баррелей нефти в сутки).

Газодобывающая отрасль

Национальная иранская газовая компания (НИГК) заявила о своих намерениях достичь значительных успехов в развитии газовой отрасли ИРИ к марту 2013 г. В первую очередь, в ее планах значится наращивание общей производительности сектора на 200 млн кубометров в день, а также увеличение доли природного газа в иранской потребительской корзине энергоносителей до 70%. Этих целей планируется достичь за счет перевода внутренних потребителей с бензина и других нефтепродуктов на сжиженный газ, а также путем введения в эксплуатацию новых блоков крупнейшего иранского газового месторождения «Южный Парс». Ключевую роль в этой программе играет нефтегазовая компания Парс (Pars Oil and Gas Company, POGC) координирующая работы на указанном месторождении. К марту 2013 г. она планирует ввести в эксплуатацию 5 новых блоков и тем самым вывести добычу газа на «Южном Парсе» на уровень 380 млн кубометров в день. В условиях введенных в отношении ИРИ Европейским союзом, США и их партнерами бензиновых и нефтяных санкций, а также падающей отдачи иранских нефтяных полей наращивание газодобывающих мощностей является одной из первостепенных задач для руководства Ирана.

В то же время темпы работ на проекте «Южный Парс» значительно замедлились с введением в отношении Ирана санкций и уходом иностранных инвесторов. Так одним из последних проект покинула немецкая Сименс. Ее уход стал весьма критичным – она занималась поставками турбокомпрессорного оборудования. После ее отказа продолжить сотрудничество ИРИ была вынуждена начать разработку турбокомпрессорного оборудования собственного производства. Сообщается, что иранская компания МАПНА (Iran Power Plant Projects Management Company, Mapna) смогла достичь определенных успехов в этом вопросе и устанавливает на 13, 14 и 19 блоках месторождения собственную технику.

Под угрозой оказался и другой, тесно связанный с «Южным Парсом» проект, – проект газопровода Иран-Пакистан. По имеющимся данным, Саудовская Аравия обратилась к Исламабаду с неким «альтернативным предложением», способным удовлетворить потребности Пакистана в энергоносителях без реализации амбициозного совместного газового проекта с Ираном.

Иранское руководство также планирует сосредоточить свое внимание на разработке т.н. совместных нефтегазовых полей в Персидском заливе. В Тегеране не скрывают своей озабоченности относительно того, что успехи Омана и Катара в разработке совместных с ИРИ нефтегазовых месторождений значительно превосходят иранские. В этом ключе, помимо активизации работ на газовом месторождении «Южный Парс» (делится с Катаром) руководство ИРИ планирует настойчивее развивать совместное с Оманом нефтегазовое месторождение «Хенгам». Сообщается, что в планах отвечающей за развитие «Хенгама» государственной Иранской Оффшорной Нефтяной Компании (Iranian Offshore Oil Company, IOOC, ИОНК) значится превращение этого месторождения в часть строимого ей Хормозганского энергетического комплекса (Hormuzgan Energy Hub). Предполагается, что указанный комплекс должен будет обеспечить газом регионы южного Ирана, а также производить до 80000 баррелей нефтехимических продуктов в день, которые планируется направлять на экспорт. Особое значение Хормозганский энергетический комплекс имеет для реализации амбициозного проекта – газопровода Иран-Пакистан. Он должен будет аккумулировать и передавать далее в Ассалуйе 30 млн кубометров газа в сутки, которые далее будут поставляться в Пакистан. Судя по всему, потребности Хормозганского энергетического комплекса планируетя обеспечить силами не только месторождения «Хенгам», но и соседних газовых полей «Кешм», «Сархун» и «Киш».

Помимо газового потенциала ИОНК планирует развивать и нефтяные запасы месторождения «Хенгам». В 2012 г. предполагается вывести объем добычи на уровень 30000 баррелей в день и объединить добываемое сырье с нефтью из блоков A, B, D and F месторождения Хормоз. Для экспорта добытого сырья за рубеж ИОНК планирует проложить 45-километровый трубопровод до нефтеналивного терминала на острове Кешм. Экспортный потенциал вышеназванного терминала составляет 100000 баррелей в день.

Определенные проблемы при осуществлении поставленных задачу у ИОНК могут возникнуть из-за того, что у Тегерана так и не урегулирован вопрос с руководством Омана о том, как и по каким правилам развивать совместное месторождение «Хенгам». Как отмечают аналитики, Тегеран уже несколько лет работает на месторождении без должного международного правового обоснования. Ситуация не вошла в стадию межгосударственного конфликта лишь только потому, что Тегеран и Маскат не имеют территориальных споров.

Судостроение и морские грузоперевозки

По словам управляющего директора Национальной иранской танкерной компании (НИТК), М.Зиракчиян-заде, в конце апреля 2012 г. танкерный флот ИРИ должен был пополниться еще одним судном – сверхкрупным танкером (VLCC), построенном на китайских судоверфях. Всего в ближайшее время две компании из КНР (Waigaoqiao Shipbuilding and six by Dalian Shipbuilding Industry) должны поставить Ирану 12 таких нефтеналивных судов. По существующим оценкам, общая стоимость подписанного с китайцами контракта составляет 1,2 млрд дол. США. Необходимо отметить, что иранцам уже приходилось сотрудничать с компаниями из КНР. Так, в 2002-2004 гг., Дайляньская судостроительная верфь построила 5 сверхкрупных танкеров для ИРИ. Нынешний контракт планируется завершить к концу 2013 г., увеличив таким образом возможности танкерного флота ИРИ по перевозке сырой нефти до 3,6 млн баррелей в день (180 млн тонн нефти в год). На данный момент НИТК владеет 39 танкерами, из них 25 – сверхкрупных танкеров, 9 – класса Суэцмакс и 5 – класса Афромакс.

Электроэнергетика

Производственные мощности иранской электроэнергетики вышли на уровень 63403 МВт, что позволяет ИРИ не только удовлетворять свои внутренние потребности в электроэнергии, но и активно продавать ее зарубеж. Всего за период с марта 2011 г. по апрель 2012 г. Ираном было продано за рубеж 8168 МВт электроэнергии, что на 29% больше по сравнению с предыдущим годичным периодом (объемы поставки электроэнергии за рубеж тогда составили 6343 МВт). Импортерами иранского электричества уже выступают Афганистан, Армения, Азербайджан, Ирак (объемы поставок составляют 1000 МВт с потенциалом их увеличения до 1200 МВт), Пакистан, Турция и Туркменистан. Вскоре этот список планируется пополнить Сирией и Ливаном. Доход от продаваемого заграницу электричества оценочно составляет 1 млрд долл. США.

Между тем останавливаться на достигнутых результатах официальный Тегеран не намерен и собирается начать строительство еще трех крупных электростанций. С этой целью руководством ИРИ уже были привлечены инвестиции на сумму 1,1 млрд долл. США.

Металлургическая промышленность

В период с марта 2011 г. по апрель 2012 г. иранские сталелитейные компании продали зарубеж 638 тыс. тонн стали на сумму 454 млн долл. США (в предыдущий период этот показатель составил лишь 281 млн долл. США). На внутреннем рынке за это же время было продано 12,5 млн тонн стали и сталелитейной продукции на сумму 9,5 млрд долл. США (в предшествующий период этот показатель составил 7,8 млрд долл. США). Среди основных видов продукции реализуемой на внутреннем рынке доминировали катаная сталь (2,7 млрд долл.), круглая сталь (1,5 млрд долл.), стальная балка (1,35 млрд долл.) и термически необработанная сталь (продано 4,1 млн тонн стоимостью 2,6 млрд долл.). По словам чиновников, иранская сталелитейная промышленность пока еще работает не на полную мощность. При произведенных за последние 12 месяцев 12,5 – 13 млн тонн продукции она вполне способна поставлять на внутренний и внешний рынок до 18,5 млн тонн. Основными производителями стали в стране являются завод Мобараке (производит 47% продукции), Хузестанская сталелитейная компания (23%), Исфаханский литейный завод (20%) и Национальная сталелитейная промышленная группа (10%).

Внешнеэкономические связи Ирана

Греция

В апреле 2012 г. руководство Ирана продолжило спекулировать на якобы введенных Тегераном в отношении Греции нефтяных санкциях. По словам министра нефти ИРИ Р.Касеми, его страна прекратила торговые отношения с двумя греческими компаниями: Хелленик Перолеум (Hellenic Petroleum) и Мотор Ойл (Motor Oil). Формальным поводом якобы послужили невыплаты по нефтяным контрактам со стороны греческих компаний. Однако последние заявляют, что строго выполняли свои обязательства по заключенным договорам. К тому же Мотор Ойл сама прекратила закупать иранскую нефть еще в январе 2012 г., а Хелленик Петролиум сократила свою зависимость от иранского сырья с одной трети от закупаемых ресурсов до 25%. Параллельно с этим Афины ведут активные переговоры с Ливией, Саудовской Аравией и Ираком о возможности компенсировать нехватку иранской нефти закупками сырья у вышеназванных государств.

ЕС

К концу марта 2012 г. власти ЕС окончательно согласовали документ, оговаривающий детализированный план по введению нефтяного эмбарго в отношении ИРИ, которое должно вступить в силу 1 июля с.г. Необходимо отметить, что разработанные европейцами меры несколько выходят за рамки нефтяного эмбарго. По заявлениям еврочиновников, страны ЕС планируют ужесточить и без того суровые меры в отношении торговли с ИРИ нефтехимическими продуктами, а также усилить давление на ЦБ Ирана. Это решение еэсовцев было положительно встречено в США, чье руководство намерено поддержать Брюссель не только словом, но и делом: за три дня до ведения новых европейских санкций Вашингтон намерен ввести собственные дополнительные меры, касающиеся, в первую очередь, Центрального Банка Ирана.

Аналитики отмечают, что согласование подробного плана действий служит еще одним доказательством того, что европейские заявления о готовности идти в отношении Тегерана до конца и заставить руководство ИРИ отказаться от своей ядерной программы вовсе не являются блефом. Более того, по словам все тех же экспертов, тон в этом вопросе задает т.н. «евротройка» (Великобритания, Франция, Германия) напрямую вовлеченная в переговорный процесс по ИРИ. По всей видимости, у руководства входящих в ее состав стран сложилось отчетливое понимание того, что ИРИ проявляет хоть сколь-нибудь конструктивный подход по проблеме ядерной программы, лишь под воздействием угроз со стороны оппонентов (более того, угроз реализуемых).

Необходимо отметить, что в своей решимости принудить Иран играть в рамках правил, диктуемых международным сообществом, Лондон, Париж и Берлин готовы идти до конца, пожертвовав интересами таких коллег по ЕС, как Италия, Греция и Испания. Последние не только активно импортируют нефть из ИРИ, но и, как известно, серьезно поражены экономическим и политическим кризисом. В этих условиях коллегиальный отказ Евросоюза от поставок иранской нефти может иметь для них негативные последствия.

Вместе с тем, не исключено, что для наиболее чувствительных к прекращению поставок иранской нефти стран будет сделан ряд временных послаблений. В частности, отмечается, что ЕС уже оговорил с США определенные уступки для Греции и еще 9 стран-членов Евросоюза, против которых Вашингтон пообещал не применять санкционные меры за торговлю с Ираном до 2013 г. Ожидается, что схожее решение примет и Евросовет.

Нынешние и грядущие европейские экономические меры в отношении ИРИ также предполагают и некоторые другие исключения и послабления. Так, до 30 июня с.г. власти ЕС продлили право неевропейских танкерных компаний перевозящих иранскую нефть на получение определенных видов страховки (т.н. protection and indemnity (P&I) insurance) от европейских фирм. Это решение было особенно положительно воспринято японскими танкерными перевозчиками. Последние, в отличие от коллег из Китая не получают господдержки в этом вопросе и не всегда могут зафрахтовать иранские танкеры, в результате чего постоянно сталкиваются с проблемой страхового обеспечения. На этом фоне ожидается, что власти ЕС могут продлить свое решение и после 30 июня.

Оман

Иран и Оман временно заморозили переговоры о совместной разработке газового месторождения «Киш». Изначально Тегеран и Маскат планировали проложить подводный 200-километровый трубопровод от месторождения до полуострова Мусандам и промышленной зоны Сохар. Оттуда газ должен был поступать на СПГ фабрики в Суре. Однако в складывающейся международной ситуации вокруг ИРИ Оман имеет определенные сомнения относительно целесообразности продолжения диалога по проекту (партнеры оманского подрядчика также настроены критично к проекту). Помимо этого существуют и другие трудности с реализацией существующих договоренностей: стороны так и не достигли соглашения о цене на иранский газ. Отдельное беспокойство у Маската вызывает отсутствие видимого прогресса у иранской стороны в деле развития месторождения «Киш». Проект так и не был сдан в эксплуатацию, а с учетом того, что Тегеран планирует использовать добываемые на нем газовые ресурсы в первую очередь для удовлетворения внутренних нужд, неизвестно будет ли в ближайшее время газ поставляться на экспорт.

Общая стоимость реализации проекта «Киш» оценивается в 10 млрд долл. США. Запасы самого месторождения составляют 50 трлн Кубических футов или 5% от общеиранских разведанных запасов. Изначально планировалось, что его реализация будет проводиться в три стадии (на первой стадии добыча должна была составить 1 млрд кубических футов в день с выходом на уровень 4 – 6 млрд кубических футов в день на момент завершения третьей фазы).

Другим совместным проектом между Оманом и Ираном, который был поставлен под вопрос после введения новых санкций в отношении ИРИ, стал проект подводного газопровода Иран – Индия. Одним из его ключевых узлов должен был стать полуостров Мусандам. Переговоры по этому вопросу начались в последнем квартале 2011 г., однако были заморожены после иранских угроз перекрыть Ормузский пролив.

США

Американские власти продолжили оказывать психологические давление на третьи страны с целью заставить их отказаться от ведения торгово-экономического сотрудничества с ИРИ. В первую очередь, это касалось основных покупателей иранской нефти. В частности, американские чиновники и близкие к американским властным кругам аналитики продолжили спекулировать на тему наличия некоего списка государств, против которых в ближайшее время будут введены карательные экономические меры. В него, по некоторым предположениям, входят Китай, Индия, Турция, Пакистан, Индонезия, Южная Африка, Шри-Ланка, Малайзия, Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Филиппины. Хотя разговоры о вышеупомянутом списке ходят с конца декабря 2011 г. и многие эксперты, а также международные политические деятели уверены, что он не более чем вымысел властей США, психологическое давление, оказываемое американским руководством на государства открытым обсуждением того, какую бы страну еще добавить в санкционный список, весьма велико. Дополнительный ажиотаж связан с тем, что официально список «провинившихся» стран будет опубликован в мае 2012 г. и в него должны попасть не только политические противники США, но и некоторые союзники, которые, как заявляется, «не приложили достаточных усилий» для выполнения требований санкционного законодательства Соединенных Штатов.

Помимо того, Вашингтон также объявил о предоставлении некоторым странам, чрезвычайно зависимым от иранской нефти поблажек. Последние-де делаются с одним условием: получившие временную отсрочку от применения против них американских санкций государства должны использовать данное им время на поиск альтернативных иранцам поставщиков сырья. Предполагается, что подобные отсрочки получили 10 стран ЕС: Бельгия, Великобритания, Чехия, Франция, Германия, Греция, Италия, Нидерланды, Польша и Испания.

Турция

В конце марта 2012 г. власти Турции активно отрицали факт включения их страны в американские санкционные списки за торговлю нефтью с Ираном. По словам министра энергетики этой страны Т.Йылдыза, никакого официального уведомления об этом в Анкару из Вашингтона не поступало. Необходимо напомнить, что по состоянию на 1 апреля 2012 г. Турция в среднем закупала 200000 баррелей иранской нефти в день, что составляло примерно одну треть от общего импорта указанного вида сырья. Вся закупаемая нефть потреблялась главной турецкой нефтеперерабатывающей компанией – «Турпас» (Turpas). Ее руководство неоднократно заявляло, что не намерено искать альтернативу иранскому сырью, т.к. альтернативные поставщики предлагали куда более высокую цену, чем Тегеран. Впрочем, оно также отмечало, что окончательное решение будет принято в мае 2012 г., когда «американские планы в отношении ИРИ станут яснее».

Однако в апреле 2012 г. ситуация кардинально поменялась. Характерно, что уже в начале апреля 2012 г. Т.Йылдыз объявил о том, что Анкара все же вынуждена поддаться давлению со стороны США и начала принимать меры по ограничению импорта нефти из ИРИ. В качестве альтернативы турецкое руководство якобы намерено использовать ливийскую нефть. По некоторым данным, Анкара уже произвела первичные закупки сырья у Триполи. Всего же турецкое руководство планирует закупить у Ливии 1 млн тонн нефти в 2012 г. Анкара не скрывает, что таким образом планирует сократить свою зависимость от Ирана. Более того, по словам министра, руководство его страны собирается диверсифицировать источники энергоносителей на будущее. В частности, в то время как Ливия позиционируется как главный источник нефти для Турции, Анкара ведет активные переговоры с Саудовской Аравией.

При этом турецкое руководство постаралось максимально сократить дипломатические последствия такого решения для ирано-турецких отношений. В частности, в конце апреля 2012 г. Т.Йылдыз подчеркнул, что решение о сокращении закупок нефти у Тегерана – вынужденное, а также акцентировал те издержки, которые несет на себе Анкара от введенных против Ирана санкций. В то же время он косвенно дал понять, что его страна намерена лишь сократить закупки нефти у Тегерана, но никак не прекратить их.

Начало