Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Сирия: как режим Башара Асада справляется с топливным кризисом

С.С.Балмасов

Одним из последствий введения европейских санкций против Сирии стала угроза возникновения настоящего топливного дефицита, который стал проявляться еще зимой 2011-12 гг. В конце прошлого года иностранные торговые компании, главной из которых являлась Vitol Group, прекратили поставлять бензин и дизельное топливо Сирии, а это в первую очередь ударило по боеспособности армии и ее мобильности. Так, к примеру, в ряде случаев информация относительно того, что некоторые армейские подразделения не получают горючего, подтвердилась. Однако это было обусловлено скорее не тем, что президент Башар Асад не доверяет каким-то воинским соединениям, а сокращением общих запасов топлива в стране.

Несмотря на то, что Сирия добывает нефть, она практически не имеет мощностей для ее переработки и до сих пор находилась в сильной зависимости от поставок нефтепродуктов из других, главным образом европейских стран.

Между тем, значительную часть своих топливных потребностей Сирия восполняла за счет поставок с Кипра. Дамаск таким образом использовал преимущества «серых территорий» в европейском юридическом поле и до сих пор, несмотря на санкции ЕС, покупал бензин и дизельное топливо на европейской территории.

Ранее это делалось через национальные импортные компании Styrol и Mahrucat, но после введения эмбарго со стороны Запада Сирия была вынуждена искать обходные пути для снабжения горючим. Выход был найден в использовании международных торговых топливных компаний, до сих пор не отмеченных в осуществлении операций с Дамаском, руководство которых решило извлечь прибыль из налаживания связей с Сирией посредством заключения спекулятивных сделок.

Среди них швейцарская компания AOT Trading, которая делала это до начала июня с.г. через маленькую кипрскую компанию Q-One-Eltd. Её штаб-квартира находится в Лимасоле, в здании «Soboh House», по соседству с дружественной торговой компанией Soboh Petroleum, которую возглавляет Айман Собох, тесно сотрудничающий с российскими коллегами.

К настоящему времени Q-One-Eltd совершила по меньшей мере два корабельных рейса, доставив в Сирию, по меньшей мере, 30 тысяч тонн российского бензина танкерами Breeze A и Voyager A. Эти поставки были осуществлены 11 и 22 марта соответственно.

В снабжении Сирии нефтепродуктами были замечены и другие швейцарские компании, которым было гораздо удобнее осуществлять подобные поставки в отличие от их прочих европейских коллег, поскольку Швейцария формально не является членом ЕС.

Однако в Сирию до последнего времени поступал и бензин из европейских стран. В схеме этих поставок Кипр имеет особое значение, поскольку в большинстве случаев до сих пор в силу своего особого статуса зарегистрированные там компании могли безболезненно для себя торговать с режимом Асада. Ведь формально, поставляя горючее посредникам на Кипре, они ничего не нарушали.

Однако сейчас наметилась тенденция по сужению «кипрского трафика», поскольку ЕС принял меры в отношении компаний, обходящих через кипрскую лазейку западные санкции, в том числе и против AOT Trading. Также Брюссель надавил на Берн, который был вынужден принять меры в отношении нарушителей эмбарго и в результате прежние поставщики топливом заметно сократили свое взаимодействие с сирийским режимом и венесуэльской компанией PDVSA, также выступавшей посредником в этих сделках с горючим.

Тем не менее, Дамаску удалось параллельно наладить каналы поставок горючего из других стран. В числе главных источников снабжения сирийского режима бензином и дизельным топливом отметился Иран, который только в марте осуществил две танкерные поставки горючего из своего порта Бандар-Аббас в сирийский Банияс.

Однако, столкнувшись в свою очередь с направленными против него санкциями, Тегеран, как и Дамаск, не обладающий крупными нефтеперерабатывающими мощностями, оказался неспособен полностью удовлетворить все сирийские потребности в бензине и дизельном топливе. По имеющейся информации, в феврале Сирия практически не получала горючее из Ирана.

Поэтому Сирии пришлось искать другие источники поставок горючего. Сейчас сирийские топливохранилища в значительной мере наполняет Венесуэла через Sitgo, вспомогательную структуру венесуэльской национальной топливной компании PDVSA. Очередной венесуэльский танкер Negra X разгрузился в мае и на подходе еще один. Всего же с помощью Венесуэлы в 2012 году в сирийский порт Банияс было доставлено четыре партии бензина и дизельного топлива общим объемом свыше 47 тысяч тонн. Это не только позволило наполнить армейские топливохранилища, но и дало возможность функционировать АЗС, заправляющим гражданских потребителей.

Тем не менее, между Венесуэлой и Сирией слишком большое расстояние, чтобы Дамаск мог исключительно полагаться в столь важном вопросе как обеспечение топливом на Каракас. Значительная часть горючего до сих пор продолжает поступать в Сирию через Кипр, который не находится полностью в юридическом поле ЕС.

Начало