Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Новые реалии ситуации в Сирии

Владимир Ахмедов

События, произошедшие в Сирии в июле-августе 2012 года, завершили процесс формирования новых реалий ситуации в стране, которые застали врасплох не только международное и арабское сообщество, но и зарубежную сирийскую оппозицию, а также потребовали разработки нового формата взаимодействия с ситуацией в Сирии и новых подходов разрешения внутри сирийского кризиса.

Эти новые реалии подвергли серьезной ревизии прежние позиции ведущих «игроков» в разрешении сирийского кризиса. Одной из первых жертв новых сирийских реалий стали мирный план спецпредставителя ООН и ЛАГ Кофи Аннана и, как следствие, Женевские соглашения со своими «кулуарными приложениями». После этого СБ ООН и ЛАГ взяли паузу примерно на две недели. В результате они не смогли придумать ничего лучше, чем заставить сирийцев «уважать себя». И к середине августа утвердили кандидатуру Л.Брахими вместо Аннана. Вновь назначенный спецпредставитель ООН и ЛАГ поспешил заявить, что вопрос об отставке президента Сирии Башара Асада считает преждевременным, чем поверг в уныние сирийскую оппозицию, которая тут же потребовала от него объяснений. Брахими, который имеет богатый опыт миротворческой деятельности, в том числе и в Ираке, где сегодня построено государство с конфессиональной системой управления, поспешил дезавуировать собственные заявления. Однако прежний план мирного урегулирования Аннана без какого-либо механизма его исполнения противоборствующими сторонами остался в качестве основы действий ООН и ЛАГ в сирийском вопросе.

Действительно, новые сирийские реалии смешали все карты ведущих международных и региональных «акторов» на сирийском поле, заставив их приспосабливаться к «новациям» в режиме ad hoc. Американские, британские, французские дипломаты и военные, а также их коллеги из Турции, Ирана и ливанской «Хизбаллы» были вынуждены спешно реагировать стремительно меняющуюся ситуацию в стране. Госсекретарь США Хиллари Клинтон посетила Турцию, где провела встречу с 4 командирами внутренней вооруженной сирийской оппозиции, обойдя, по некоторым данным, своим вниманием командующего Сирийской свободной армии (ССА) Рифата аль-Асаада и СНС. Сирийский вопрос стал одним из важных пунктов начинающейся предвыборной схватки в США, и американский президент Барак Обама решил усилить вооруженную поддержку сирийских повстанцев, поручив, по некоторым данным, курировать военный аспект сирийского досье директору ЦРУ генералу Петрэусу и, впервые за долгие годы, выделив финансы на поддержку сирийской вооруженной оппозиции из госбюджета. Британский спецназ при поддержке официального Лондона оказывал помощь повстанцам. Их французские коллеги в Иордании активно действовали в приграничных с Сирией районах. Турция принимала все новых сирийских беженцев, число которых приближалось к 60 тыс. человек и фактически организовывала «безопасную зону» в приграничных с Сирией районах. Одновременно, турецкие военные активизировали операции против курдских сепаратистов из РПК и оказывали логистическую поддержку сирийской вооруженной оппозиции, а также переправляли ей современное вооружение для борьбы с правительственной бронетехникой и авиацией, которая «утюжила» кварталы Халеба (Алеппо) и других сирийских городов. Не остались в стороне Иран и его союзники из «Хизбаллы», которые, изрядно понервничав из-за захваченных отрядами ССА иранских паломников из КСИР, на разных уровнях давали ясно понять, что не допустят любой ценой свержения режима Асада. В Израиле шла «подковерная» борьба (которая, как всегда там случается, моментально выплеснулась на страницы СМИ) между премьер-министром Биньямином Нетаньяху и главой МИД Авигдором Либерманом за право налаживать секретные контакты с сирийской оппозицией в Болгарии и вообще, по поводу нужно ли спрашивать разрешение у США, чтобы ударить по Ирану. На фоне успехов сирийских повстанцев в боях за Халеб на Западе заговорили об установлении «бесполетной зоны» над Сирией, но пока решили ограничиться поставкой ПЗРК.

В самом Дамаске после бегства бывшего премьера Р. Хиджаба, дезертирств большого числа военных из армии и спецслужб, серии взрывов военных и гражданских правительственных объектов, Асад и его окружение стали вести себя очень осторожно и старались не показываться на публике. Традиционная молитва по случаю окончания поста месяца рамадан прошла в обстановке небывалой секретности и повышенной безопасности с привлечением узкого круга ограниченных лиц. Отсутствие в ходе молебна вице-президента Фарука Шараа, обычное (по соображениям безопасности) для подобного рода мероприятий еще со времен Хафеза Асада в условиях, не стихающих слухов о его бегстве в Иорданию, аресте «второго человека» в парии Баас Абдаллы аль-Ахмара со товарищи, породило серию анекдотов в арабских социальных сетях. Так, некоторые остряки на своих страничках в Face book писали, что Башар Асад, когда ложится спать, укладывает с собой вице-президента Шараа, чтобы тот не сбежал.

Одновременно в западных и арабских СМИ и социальных сетях развернулась настоящая информационная «вакханалия», где зачастую путали дело «Pussy Riot с Syrian Riot», отдавая явное предпочтение первым в нападках на российскую власть. А между рядом российских и саудовских СМИ произошла подлинная информационная перепалка, где обе стороны завуалировано, обвиняли друг друга в информационных диверсиях и инициации ложных сообщений о смерти вновь назначенного главного саудовского разведчика принца Бандара бен Султана и утрате конечностей братом сирийского президента Махером во время взрыва здания спецслужб в Дамаске.

Все это, очевидно, побудило российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, находившегося с визитом в Минске, предложить рецепт мирного разрешения сирийского конфликта, который, по сути, сводился к тому. что всем надо дружно навалиться на конфликтующие сирийские стороны, ну и таким образом.., в общем, принудить их к миру. Но, в целом, Москва во всем происходящем держалась достойно, а российский МИД демонстрировал мастер-класс по рафтингу в бушующих водах сирийского конфликта. Российское посольство в Дамаске упорно не слышало взрывов и выстрелов в шаговой доступности, и не поддавалось на провокации западных информационных агентств. А их представители регулярно после каждого нового взрыва и боестолкновения в районах, близких к нашему посольству, звонили в посольскую пресс-службу. При этом они задавали одни и те же два вопроса. Первый – не слышали ли у вас взрыва. Второй – когда вы эвакуируете своих граждан (около 10 тысяч человек). На что неизменно следовал ответ по мотивам сказок «Шахерезады» - «в Дамаске все спокойно». И эвакуации не предвидится. Российские военные корабли то шли, то не шли к Тартусу, то заходили в порт, то не заходили, то везли, то не везли военную технику для режима. И тем самым морально разлагали противника. При этом знающие российские генералы тихо улыбались в усы (у кого они есть). Ведь по недавно опубликованным данным исследования (Study Identifies Strategies for Stopping Weapons Shipments to Syria), которые конечно нуждаются в тщательной проверке, за все время сирийского конфликта в сирийский порт Тартус зашло около 200 российских судов с оружием для режима Асада. Одновременно, после последнего заседания Совета безопасности России, с участием президента Владимира Путина, где, как было впервые (со времени начала сирийского кризиса) объявлено, обсуждался сирийский вопрос, российская дипломатия «забросала» своих западных партнеров инициативами по Сирии. Сначала МИД предложил срочно созвать заседание СБ ООН для обсуждения сирийского вопроса. После того как это предложение было отвергнуто, Сергей Лавров резко выступил против установления «бесполетной зоны» над Сирией из гуманитарных соображений. Потом он предложил объявить в Сирии «перемирие» (в арабских СМИ его перевели как «худну», что скорее всего не совсем адекватно отражает суть идеи российского министра) под гарантии внешних игроков на поле сирийского конфликта, чтобы таким вот образом обеспечить успех миссии Брахими.

На фоне стремительно меняющихся военно-политических декораций в Сирии и вокруг нее как бы незамеченной оказалась инициатива нового президента Египта по мирному урегулированию в Сирии. Необходимо отметить, что Мохаммед Мурси проявил недюжинную активность в первый месяц своего президентства. Вначале он отправил в отставку нескольких высокопоставленных генералов спецслужб и армии, предотвратив тем самым (по одной из версий) попытку переворота, планировавшуюся «старой гвардией» с целью столкнуть армию и «Братьев-мусульман», что привело бы как минимум к ослаблению его власти и последующей отставке. Тем самым, Мурси получил возможность укрепить свою власть, упразднив Высший совет Вооруженных сил (ВСВС), назначив своих людей в спецслужбы, армию, административно-управленческий аппарат, судебную систему. Он восстановил полноценную работу исполнительной и законодательной власти, получив возможность лично контролировать ход подготовки новой конституции, предварительно отменив ранее введенные ВСВС конституционные ограничения. После этого египетский президент обратил свой взор на внешнюю политику, стремясь, очевидно, восстановить былую лидирующую роль Египта (население свыше 80 млн человек) в арабском мире, но теперь уже с прицелом и на регион. Впервые за последние 40 лет египетский президент ввел войска и бронетехнику на Синай без предварительного согласия Израиля. Мурси не только предложил пересмотреть ряд положений мирного договора между Египтом и Израилем, но и временно «заморозить» его действие. На последнем саммите Организации исламского сотрудничества (ОИС) в Мекке он выдвинул инициативу создания «контактной группы» по мирному урегулированию в Сирии в составе Турции, Ирана, Саудовской Аравии, Египта. Такой вот «региональный квартет».

Начало