Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Израиль: экономический обзор, июль 2012 г.

Д.А. Марьясис

В июле на Ближнем Востоке, безусловно, происходило много событий. В этом обзоре стоит отметить одно из них, так как оно имеет важное значение для Израиля. В Египте официально вступил в должность (де факто это произошло в последний день июня – 30.06.2012) новый президент – М. Мурси. Он был выдвинут партией исламских фундаменталистов «Братья мусульмане», однако вышел из неё. Между тем сложно ожидать, что его взгляды значительно отличаются от официальной партийной идеологии. Очевидно, что нас ожидает пересмотр отношений с Израилем. Пока новая египетская власть не собирается нарушать мирный договор 1979 г., но мир скорей всего станет более холодным, чем он был в последние годы правления Х. Мубарака.

В самом Израиле в июле также изменилась конфигурация власти. Правящей коалиции так и не удалось договориться по поводу принятия нового закона о службе в армии. В результате, в конце месяца партия «Кадима», возглавляемая Ш. Мофазом, объявила о выходе из коалиции. Таким образом, правительство национального единства не просуществовало и трёх месяцев.

Экономическая ситуация в стране оставалась в июле непростой. В результате, правительство приняло план бюджетной экономии, о котором подробнее будет написано в обзоре, состоящем из следующих разделов: макроэкономические аспекты, внешнеэкономические аспекты, российско-израильское сотрудничество, венчурный бизнес и высокие технологии, энергетика, недвижимость, значимые события.

Макроэкономические аспекты

Центральное статистическое бюро (ЦСБ) Израиля постоянно уточняет, пересчитывает основные макроэкономические показатели развития экономики страны. В июле оно еще раз пересмотрело темпы роста ВВП Израиля в текущем году, в результате они оказались несколько ниже (на 0,3%), чем считалось ранее. Теперь динамика роста ВВП страны выглядит следующим образом:

4 квартал 2010

1 квартал 2011

4 квартал 2011

1 квартал 2012

2 квартал 2012

7,2%

4,7%

3,1%

2,8%

3,2%

Изменения некоторых других макроэкономических показателей Израиля во втором квартале текущего года в погодовом сравнении представлены ниже:

Экспорт товаров и услуг

Частное потребление

Общественное потребление

Инвестиции в основной капитал

10,3%

5,4%

1,8%

-1,1%

Нельзя сказать, что показатели очень хорошие, но значительный рост экспорта вселяет определенный оптимизм. Однако, нельзя слишком сильно доверять этим данным, так как они первичны и, скорей всего, в ближайшем будущем будут скорректированы. Вопрос только в том, насколько значительной будет эта коррекция.

Рассчитываемый ЦСБ Израиля индекс потребительских цен (ИПЦ), являющийся основным индикатором уровня инфляции в стране, демонстрировал в последние месяцы текущего года следующую динамику:

Май 2012

Июнь 2012

Июль 2012

0%

-0,3%

0,1%

Наиболее значимую динамику в мае-июле 2012 г. продемонстрировали цены на группы товаров, представленные в таблице:

 

ЖКУ

Овощи

Топливо

Одежда

Обувь

Май

0,3%

28,5%

-1,7%

   

Июнь

0,1%

-7%

-3%

4,3%

3,2%

Июль

1,1%

3,7%

-2,2%

-9,4%

-4,9%

Обращает на себя внимание изменение цен на одежду и обувь. Сейчас сложно делать какие-либо серьезные выводы, но, как кажется, такая разнонаправленная динамика связана с сезонностью – в июле уже начали распродавать остатки весенне-летней коллекции, а продажи осенне-зимней ещё к тому времени не начались.

Базовая ставка рефинансирования на август, установленная в июле монетарным комитетом Банка Израиля, осталась без изменения на уровне 2,25%. Эксперты предсказывали такое поведение ЦБ, так как оно вызвано необходимостью дождаться прояснения финансовой ситуации в Европе, а также получения первых результатов экономических мер правительства Израиля, предпринимаемых в последнее время (некоторые из них подробнее будут рассмотрены далее в этом обзоре).

По мнению экспертов банка, по состоянию на июль с начала текущего года инфляция в стране составила порядка 1,5%, что соответствует заданному коридору в 1-3%.

Как известно, с самого начала 2012 г. одной из важнейших макроэкономических проблем Израиля является значительный рост государственных расходов. Так, в январе–июле текущего года дефицит бюджета увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. более, чем в 2 раза, составив 12 млрд шек. Сумма недособранных налогов в этот период составила 2,9 млрд шек. Интересно, что траты министерств в январе–июле текущего года выросли по сравнению с тем же периодом прошлого года на 8,7%, тогда как был запланирован рост этого показателя на 4,9%. Получается, что глава правительства так и не смог обуздать расходы своих министров. Несмотря на все замечания экспертов (включая Управляющего Банком Израиля проф. С. Фишера), Б. Нетаньяху всё-таки смог пролоббировать сначала в правительстве, а потом и в финансовом комитете кнессета увеличение дефицита государственного бюджета на 2013 г. с 1,5%, как это было запланировано ранее, до 3%. Возникает вопрос, смогут ли потом израильские экономические власти вернуться к бюджетной дисциплине, благодаря которой Израилю удалось в своё время преодолеть ряд экономических проблем. Хотя планы такие есть. Так, согласно тому же решению правительства Израиля, в 2014 г. дефицит бюджета запланирован на уровне в 2,75%, в 2016 г. – 2%, в 2019 г. и далее – 1,5%. К 2020 г. предполагается достигнуть соотношения бюджетного долга к ВВП в 60%, как это установлено Маастрихтским договором 1992 г. о создании ЕС.

Для решения социально-экономических проблем Израиля правительство страны пошло на нелегкий шаг – была разработана специальная программа экономии, которая была утверждена в конце июля текущего года. Среди радикальных мер, утвержденных кабинетом министров, – повышение налогов и сокращение расходов, в результате чего правительство надеется положить в следующему году в казну дополнительные 14,15 млрд шек.

Уже 1 августа налог на добавленную стоимость должен был вырасти на 1%, достигнув уровня в 17%, однако под давлением парламентариев эта мера была отложена до 1 сентября. Все доходы граждан, получающих от 8,881 до 41,830 шек. в месяц, будут облагаться дополнительным налогом в 1%, в то время как с доходов свыше 67 тыс. шек. в месяц будут брать подоходный налог выше на 2%. Но это произойдет с 1 января 2013 г. Налоги на самые высокие и два самых низких дохода останутся без изменений – 48, 14 и 10% соответственно. Работодатели также будут делить налоговое бремя со своими работниками. Их вклад в Институт национального страхования за всех зарабатывающих свыше 60% от средней зарплаты по стране вырастет с нынешних 5,9 до 6,5% в 2013 г., 7% в 2014 г. и 7,5% в 2015 г. В дополнение ко всем этим реформам правительство увеличило акцизный сбор на сигареты с 260,6 до 278,6%, на сигары – с 65 до 75%, а налог на пиво – с 2,18 шек. за литр до 4,19 шек. Предполагается, что вводимые налоги принесут в бюджет дополнительные 700 млн шек., которые будут направлены на решение трех задач: предотвращение проникновения мигрантов в Израиль с Синайского полуострова, реформирование национальной системы пожаротушения, а также подготовку служб тыла к чрезвычайным ситуациям.

Также, в рамках одобренного плана, временный порядок, введенный в феврале 2011 г. и позволивший увеличить налог на покупку квартиры, продлен до конца 2013 г. Порядок предусматривает налог в размере 5% на собственность стоимостью до 1 млн шек., 6% – на покупку жилья стоимостью от 1 до 3 млн, и 7% – на жилье стоимостью 3 млн шек. и выше.

Помимо изменений в налогообложении план предусматривает сокращение бюджетов министерств. Лишь 2 министерства эта мера практически не затронула – министерство образования, в этом году его бюджет урежут лишь на 1% (и еще на 3% в 2013 г.); и министерство внутренней безопасности, чей бюджет сокращается только на 3%.

Правительственный план, естественно, вызвал неоднозначную реакцию в обществе. На основе анализа различных экспертных оценок, наиболее взвешенной представляется следующая позиция: на фоне внутренних экономических процессов в Израиле, а также с учётом неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры сама по себе идея осуществления специальной программы экономии оправданна и своевременна. Выбранные для её осуществления инструменты – сокращение бюджета министерств и определённое ужесточение налоговой политики – представляются вполне логичными. Однако суть некоторых налоговых изменений вызывает ряд сомнений, к тому же утвержденному подходу не хватает комплексности, что может привести к негативным последствиям в будущем.

В завершение раздела приведём еще несколько данных, дополняющих макроэкономическую картину происходящего в Израиле. Так, в июле были опубликованы данные о безработице в первом полугодии текущего года. Они представлены в приведённой ниже таблице наряду с данными по уровню включенности в рабочую силу среди израильтян старше 15 лет:

 

1 квартал 2012

2 квартал 2012

Уровень безработицы

6,9%

7%

Участие в рабочей силе

62,8%

63,6%

Также, в июле ЦСБ опубликовало данные о состоянии дел в торговых сетях Израиля. Динамика развития двух основных показателей в этой области показана в таблице:

 

1 квартал 2012

2 квартал 2012

Стоимость проданного товара

4,2%

-0,9%

Доходы от продаж

3,3%

-1%

Внешнеэкономические аспекты

Израильские экспортёры бьют тревогу. Согласно данным Института экспорта и международного сотрудничества, опубликованным в июле 2012г., экспорт в Европу во втором квартале нынешнего года сократился по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. на 14%, а экспорт вообще – на 7,5%.

Продолжил сокращаться в указанном периоде экспорт продукции химической и фармацевтической отраслей промышленности в США, однако этот негативный тренд был перекрыт ростом экспорта в США других видов продукции.

Светлым пятном в довольно мрачной картине внешней торговли Израиля является азиатское направление. По сравнению со вторым кварталом 2011 г. в аналогичном периоде текущего года израильский экспорт в этот регион вырос на 17%, став, таким образом, седьмым подряд кварталом, в котором наблюдался рост этого показателя.

Как отмечалось в обзоре за июнь 2012 г., проблемы в основном возникают пока у израильских экспортёров средней руки. Крупные же компании сохраняют прежние объёмы. Более того, в стоимостном выражении топ 100 израильских экспортёров во втором квартале нынешнего года заработали больше, чем в предыдущем.

Для оказания помощи отечественным экспортёрам министерство промышленности, труда и торговли Израиля создало фонд на 35 млн шек. Выделяемые фондом деньги экспортёры смогут потратить на поиск и освоение новых рынков сбыта своей продукции. Однако, по мнению главы Института экспорта Израиля Р. Габбая, для того чтобы этот фонд был эффективным, его размеры надо увеличить как минимум до 200 млн шек.

Во исполнение рекомендаций комиссии Трахтенберга в июле министр финансов Израиля Ю. Штайниц подписал директиву о снижении пошлин на ряд импортных товаров, включая электроприборы, пищу и одежду. Это вторая волна либерализации импортного режима страны. Первая прошла в январе текущего года. Июльская директива сокращает на 8-12% ввозные пошлины на такие группы потребительских товаров как: сушилки белья, пылесосы, фены, микроволновые печи, увлажнители воздуха, тостеры, электрические зубные щётки, кофемашины, утюги, свечи, наушники, солнечные очки, очки для чтения, различные батарейки. 1 января 2013 г. будут на 10% сокращены ввозные пошлины на промышленные товары, пошлины на которые не собираются активно. 1 января 2014 г. пошлины на промышленные товары будут сокращены еще на 15%. К 2015 г. планируется значительно сократить квотирование, а также уровень ввозных пошлин на продукты питания, включающие в себя мясо, яйца, соки, специи, орехи, грибы, сухофрукты и джемы.

В июле стало известно, что Кипр активно продвигается в сторону создания совместного подводного газопровода из Израиля через Кипр в Европу. Министерство промышленности и торговли страны подало в Европейскую комиссию этот план с целью получения им статуса Проекта общего интереса, что позволит получить в ЕС финансирование на его осуществление. Согласно плану должны быть проложены 1400 км труб от шельфовых месторождений в Грецию, которая через свою газотранспортную систему будет поставлять его в другие европейские страны. Предполагаемый срок исполнения проекта – до 2018 г. Стоимость проекта не раскрывается. Кипр также активно продвигает план по прокладке подводного электрического кабеля на 2 тыс. МВт, который должен соединить Израиль, Кипр и Крит. Предполагается, что эксплуатация этого кабеля начнётся в 2016 г.

Результатом трехлетних переговоров стало прошедшее в июле парафирование соглашения об «открытом небе» между Израилем и ЕС. Теперь оно отдано на ратификацию в Кнессет и европейский парламент. В марте текущего года, и об этом упоминалось в соответствующем обзоре, стороны подписали меморандум о намерениях и после внесения ряда поправок вышли на подписание этого важного документа. Режим открытого неба позволит либерализировать воздушные перевозки между странами ЕС и Израилем, что приведет к резкому снижению цен на них. Соглашение будет исполняться постепенно, чтобы израильские авиакомпании смогли адаптироваться к новым высококонкурентным условиям.

В рамках состоявшегося в июле визита делегации израильского министерства транспорта в Китай был подписан меморандум о намерениях по строительству железнодорожной ветки из центра Израиля в Эйлат. Это позволит соединить израильские порты в единую транспортную сеть, а также увеличить интенсивность пассажиропотока между югом и центром страны. Предварительная стоимость проекта составляет не менее 20 млн шек. Часть финансирования возьмёт на себя Банк промышленного развития Китая. Израильские эксперты предпочли китайских строителей так как они быстро и качественно работают. Для того, чтобы избежать необходимость выбора компаний на конкурсной основе было решено вывести этот проект на межгосударственный уровень.

В июле стало известно, что Международный валютный фонд (МВФ) отказал Израилю в предоставлении ему займа на $100 млн для нужд ПНА. Дело в том, что из-за экономических проблем ряд государств снизил уровень финансовой поддержки палестинской администрации, а рабские государства не перевели обещанные средства совсем. Это поставило администрацию перед тяжелой проблемой – невозможностью платить зарплату служащим, в частности службам безопасности.  Так как ПНА не является государством, то напрямую получить деньги от МВФ не представляется возможным. Поэтому премьер-министр ПНА С. Файад обратился к Управляющему Банком Израиля проф. С. Фишеру за содействием. Получив одобрение от премьер-министра Израиля, последний направил запрос в МВФ. Отказ в предоставлении такого займа чиновники МВФ мотивировали тем, что не хотят создавать прецедент, когда государство берёт займ для негосударственного образования. Таким образом, правительство ПНА вынуждено искать другие источники финансирования.

В завершение раздела представляется интересным рассказать о том, что на состоявшейся в июле 220-й Ассамблеи пресвитерианской церкви США было принято решение бойкотировать продукцию израильских компаний «Ahava Dead Sea Laboratories» и «Hadiklaim Israel Date Growers» из-за того, что их производства расположены за пределами «Зелёной черты». Вместе с тем было решено не называть действия израильского правительства по отношению к ПНА апартеидом. Такая половинчатая позиция стала результатом компромисса между произраильскими и пропалестинскими лоббистскими группами внутри пресвитерианской церкви. В результате, итоговое решение не устроило ни сторонников Израиля, ни его критиков.

Российско-израильское сотрудничество

 Важнейшей новостью июля для российско-израильских отношений стало назначение вице-премьера правительства РФ А. Дворковича на пост Сопредседателя с российской стороны Смешанной российско-израильской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. До него эту должность занимал вице-премьер предыдущего правительства В. Зубков. С израильской стороны комиссией руководит вице-премьер правительства Израиля, министр иностранных дел А. Либерман. Эксперты обеих стран считают, что состоявшееся назначение будет способствовать интенсификации торгово-экономического сотрудничества между Россией и Израилем.

После визита в Израиль президент РФ В. Путин поставил задачу перед государственными нефте-газовыми холдингами активизировать работу в Израиле. Известно, что Газпром уже довольно длительное время стремится принять участие в добыче и транспортировке шельфового израильского природного газа. Однако израильтяне с опаской относятся к вхождению российского газового гиганта на местный рынок так как боятся, что он может являться инструментом политического давления на Израиль в руках российских властных структур. Вместе с тем в июле стало известно, что Газпром собирается открыть в Израиле свою дочернюю компанию, чтобы иметь доступ ко всем внутриизраильским процессам, проходящим в нефтегазовой сфере. Предполагается, что в скором времени на израильский рынок выйдет ещё один крупный игрок – компания «Роснефть», возглавляемая ближайшим соратником В. Путина И. Сечиным.

В июле в Москве, в научном центре в Черноголовке, и в Санкт-Петербурге, в Институте химии силикатов Санкт-Петербургского отделения РАН, прошёл очередной, 11-й по счету российско-израильский форум экспертов-материаловедов. Израильская делегация состояла из восьми экспертов. В нее вошли нобелевский лауреат по химии 2011 г. профессор Хайфского Техниона Д. Шехтман, а также профессора Еврейского университета в Иерусалиме, университета им.Бен-Гуриона в Беэр-Шеве и Ариэльского университетского центра. С российской стороны в форуме приняли участие 50 ученых. Итоги сотрудничества на протяжении десяти лет (1-й форум состоялся в 2002 г.) весьма существенны. Вышли в печать шесть монографий, в том числе в издательстве РАН и в издательстве «Springer», опубликовано более 40 совместных статей в ведущих научных журналах, представлено более 60 докладов на международных конференциях, получен целый ряд научных грантов, в том числе министерства науки Израиля и Российского фонда фундаментальных исследований. Организация и проведение форума осуществляется под эгидой и при финансовой поддержке российской и израильской академий наук.

В июле также состоялся визит  руководителей российского Центра интеллектуальных систем прогнозирования (ЦИСП) в Израиль. Целью визита являлось установление контактов с ведущими врачами-кардиологами Израиля  и сотрудниками Института им. Вейцмана, ведущего израильского многопрофильного научно-исследовательского центра. В рамках  визита состоялось посещение  медицинского центра Ассута, признанного лидера в мировой медицине. В центре Ассута участники визита прошли различные виды диагностики сердца и сосудов.  Результаты диагностики, как и предложенные методы лечения, разительно отличались от полученных ранее результатов в российских и белорусских медицинских учреждениях. Ведущие врачи кардиологи Израиля были ознакомлены с содержанием медицинской части проекта по созданию удаленного вычислительного РНМ кластера для превентивного кардиомониторинга. Были достигнуты предварительные соглашения о взаимных консультациях, обмене информацией с целью последующей кооперации для развития и коммерциализации РНМ кластера. Во время продолжительных встреч с сотрудниками и аспирантами Институа им. Вейцмана обсуждались методы и модели построения периферийных "On-Board" распознающих автоматов удаленного вычислительного РНМ кластера.

В завершение этого раздела отметим, что согласно вышедшим данным министерства туризма Израиля, в июне 2012 г. эту страну посетили 47,486 россиян, что на 21% больше, чем за аналогичный период прошлого года и на 32% больше по сравнению с показателями июня 2010г. В общей сложности численность граждан республик СНГ, посетивших Израиль в июне текущего года, составила 63,606 человек (на 22% больше, чем в июне 2011 г. и на 42% больше по сравнению с июнем 2010 г).

Венчурный бизнес и высокие технологии

Согласно вышедшему в июле отчёту Израильской ассоциации венчурных капиталистов, после 5-и кварталов роста во втором квартале 2012 г. уровень инвестиций первого раунда, проведённых израильскими венчурными фондами, составил лишь 18% общего объёма их инвестиций. Это самый низкий уровень за прошедшее десятилетие. Доля первых инвестиций в общем объёме вложений в первом квартале текущего года составила 48%, а во втором квартале 2011 г. – 26%.

128 израильских высокотехнологичных компаний собрали в первом квартале 2012 г. $453 млн венчурного капитала, что на 20% меньше того, что собрали 145 хай-тек компаний в соответствующем периоде 2011 г. и на 6% меньше того, что собрали 142 компании в предыдущем квартале. Израильские фонды венчурного капитала инвестировали в компании в первом квартале 2012 г. $106 млн, что на 34% меньше уровня инвестиций, предпринятых в соответствующем квартале 2011 г.

Согласно другому исследованию, ежеквартально проводимому «PwC Israel» только среди израильских венчурных фондов и компаний, во втором квартале текущего года израильские компании сектора высоких технологий привлекли из израильских венчурных фондов $255 млн, что на 55% чем в предыдущем квартале, но на 30% меньше уровня соответствующего квартала 2011 г. Интернет старт-апы привлекли наибольшее количество средств – 33% общего объема инвестиций. Следом за ними идут компании, работающие в сфере полупроводников, привлекшие приблизительно 20% общего объема вложенных средств. Компании, работающие в сферах наук о жизни и телекоммуникационного оборудования, испытали во втором квартале текущего года резкое снижение уровня инвестиций.

Согласно вышедшему в июле совместному исследованию компании «Delloitte» и Ассоциации венчурного капитала США, Израиль занимает 4-е место в мире по общему уровню уверенности в инвестировании после США, Бразилии и Китая.

Энергетика

По данным израильской электрической компании (ИЭК) счета за электричество за июнь-июль текущего года на 30-50% выше по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. Это связано как с 25%-ным повышением тарифов, произошедшим за этот год, так и с повышенным потреблением электричества населением из-за чрезмерно жаркой погоды, случившейся в июне-июле 2012 г. Несмотря на рост тарифов, ИЭК не хватает средств на покупку дорогого дизельного топлива, которым приходится пользоваться для производства электроэнергии из-за прекращения поставок газа из Египта. Ситуация изменится в середине 2013 г., когда начнутся первые поставки природного газа с шельфового месторождения «Tamar». Пока же ИЭК вынуждена привлекать дополнительные средства под гарантии правительства Израиля. В начале текущего года были одобрены гарантии на 3 млрд шек. Согласно расчётам до конца этого года компании понадобятся ещё 10 млрд шек.

Как раз в июле подошел к концу процесс согласования с различными государственными инстанциями договора между ИЭК и эксплуатантами месторождения  «Tamar» о поставках природного газа, подписанного ещё в декабре 2011 г. В результате изначальная сумма контракта была сокращена на $500 млн. Вместе с тем проблема трёх независимых электростанций, также получавших газ из Египта, по-прежнему до конца не решена, так как возможности трубопровода с месторождения «Tamar» в первые 2 года его эксплуатации будут не достаточны для снабжения топливом всех заинтересованных сторон. В июле соответствующие власти страны одобрили соглашение, по которому 2 из 3-х компаний будут полностью получать требуемый газ. Компания «Dalia Power’s», чья электростанция начнёт работать приблизительно к началу 2015 г. будет снабжаться из месторождения «Tamar» по остаточному принципу до тех пор, пока транспортная инфраструктура «Tamar» не увеличится. Предполагается, что это произойдет не позднее конца 2015 г. Так что, если всё пойдёт по плану, то проблемный период может оказаться коротким.

В июле стало известно, что начинается более активная фаза подготовки эксплуатации крупнейшего израильского шельфового месторождения газа «Leviathan». Сначала предполагалось, что «Tamar» будет обслуживать внутренние нужды Израиля, а «Leviathan» отправлять газ на экспорт. Однако, оказалось, что заинтересованность местного рынка в поставках природного газа выше ожидавшейся. Владельцы месторождения решили пересмотреть структуру добычи, и было решено, что и «Leviathan» будет обслуживать внутренние нужды. Добываемый из обоих месторождений газ будет идти как на внутренний рынок, так и на экспорт. При этом формирование экспортной составляющей – это более долгосрочный проект, а внутренний рынок необходимо наполнить по сути уже сейчас. Поэтому ИЭК стремится ускорить заключение контрактов о поставках газа из месторождения «Leviathan» в Израиль, хотя поставки начнутся не ранее 2016 г.

Между тем, в промежуточном отчёте Управления природным газом Израиля, опубликованном в июле 2012 г., прогнозируется рост на 20% в израильском спросе на газ к 2040 г. по сравнению с предыдущими оценками. По мнению экспертов Управления, он составит 501 млрд м3. Таким образом возникает необходимость пересмотреть политику в отношении экспорта этого энергоносителя, так как появляется необходимость увеличить внутренние запасы газа. Скорей всего, эксплуатанты месторождений получат разрешение экспортировать не более 50% добываемого ими газа. Вопрос структуры экспорта по-прежнему не решён. С точки зрения экономической целесообразности для экспорта эффективней было бы использовать газотранспортные возможности других стран (см. второй раздел этого обзора), но это менее безопасно. При этом альтернативой является строительство на территории Израиля газосжижающего завода. Однако это дорого и долго. Представляется, что у израильских властей еще есть время на выработку концепции экспорта газа, поэтому торопиться не стоит, так как последствия неправильного решения могут быть сильно болезненны для Израиля.

Недвижимость

Во втором квартале 2012 г., согласно данным ЦСБ Израиля, цены на жильё выросли на 0,8% по сравнению с первым кварталом текущего года, но остались на том же уровне по сравнению с аналогичным периодом 2011г. В июне продажи новых домов достигли 15-месячного максимума, составив 1962 дома, что на 13% больше майского показателя и на 33% – показателя июня 2011 г.

Данные Банка Израиля подтверждают факт небольшого разогревания рынка недвижимости Израиля в последние месяцы. По данным ЦБ страны в мае–июне текущего года средняя ежемесячная общая величина взятых ипотечных ссуд составила 4 млрд шек, тогда как в предыдущие 12 месяцев этот показатель составлял 3,4 млрд шек. Среднемесячное количество новых ипотечных ссуд в мае–июне нынешнего года было на 28% выше уровня января–апреля и на 18% среднего показателя за 12 месяцев.

Отрадно, что во втором квартале текущего года количество проблемных ипотечных ссуд не возросло.

Значимые события

В конце июле неожиданно для министерства финансов Израиля компания «Israel Chemicals», являющаяся единственным крупным экспортёром из эйлатского порта и единственным по состоянию на конец июля текущего года участником тендера по его приобретению у государства, объявила об отказе от дальнейшего участия в конкурсе. Дело в том, что из-за критики, которой власти подверглись виду того, что «Israel Chemicals» является единственным участником тендера, министерство финансов решило продлить срок подачи заявок на него. Если бы появились другие участники, то конкурсные условия привели бы к росту цены на порт. В «Israel Chemicals» справедливо предположили, что они все равно будут единственными, кто сможет выполнить все условия конкурса, а поэтому в компании не видят смысла платить более высокую цену за этот актив. Государству, видимо, придётся пересмотреть свою политику в отношении тендера на эйлатский порт, иначе есть вероятность так и не осуществить приватизацию морских ворот в Красное море.

1.По материалам экономической прессы. Использованы материалы новостных порталов: Globes, Haaretz.com, IzRus, sk.ru, ИТАР-ТАСС.

Начало