Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об афганских и пакистанских талибах

Д.А.Нечитайло

Открытие представительства Исламского эмирата Афганистан в Катаре интерпретировалось талибами как знак «победы» движения в ИРА.

Движение обрисовывало почему их представительство было открыто именно в Катаре. Пакистан позволил бы режиму Хамида Карзая представить «Талибан» в качестве инструмента спецслужб Пакистана; Саудовская Аравия была отклонена вследствие ее близких двусторонних отношений с Пакистаном, Турция по причине ее членства в НАТО.

Участие талибов в переговорах, поднимает важные вопросы о подходе Вашингтона к исламистам. Несмотря на существенные различия между талибами и «Аль-Каидой», Соединенные Штаты ставили знак равенства между ними. Вместе с тем «Талибан» ставит перед собой локальные цели - в пределах Афганистана. «Аль-Каида» же является международной структурой и ориентирована на глобальное господство шариата. Вашингтон предлагает награду в 10 млн долларов за информацию, способствующую захвату или убийству лидера талибов Муллы Омара. Есть другие афганские группировки, которые конкурируют с «Талибаном» за влияние: «Хезбе ислами» Г.Хекматьяра, «Хезбе ислами Халис» и Хаккани. Сеть Хаккани, союзник «Талибана», считается одной из самых главных угроз силам НАТО в Афганистане и Пакистане и противостоит ведению переговоров с Вашингтоном.

«Талибан» объявляет победу в своей борьбе против сил НАТО, в то время как американские власти прилагают усилия начать диалог о мире со всеми повстанческими группами, действующими в Афганистане. Белый дом ищет возможность включения сети Хаккани в переговоры. Тесно сотрудничая с «Талибаном», эта организация рассматривается как угроза НАТО в ИРА. При этом Вашингтон признает огромное влияние, которым «Талибан» обладает в военном, культурном, политическом и экономическом плане, как в Афганистане, так и в Пакистане.

Когда инициатива по открытию представительства начала набирать обороты пакистанские талибы выступили с заявлением о прекращении нападений на пакистанские объекты и объединении сил с афганскими талибами и сосредоточении на ударах по США и международным силам в Афганистане. Вместе с тем спустя несколько часов после того, как то заявление было опубликовано, представитель «Техрике талибан Пакистан» (ТТП) опроверг соглашение о прекращении нападений на пакистанские войска. Вместо этого пакистанские талибы активизировали нападения на пакистанских военных.

Большинство группировок талибов, действующих в Афганистане и Пакистане, находят убежище в труднодоступных районах Северного и Южного Вазиристана. Хотя около половины отрядов талибов действуют под эгидой TTП, в регионе действует значительное число отрядов действующих независимо и не разделяют идеологию и стратегию ТТП.

К примеру, пакистанские талибы в Баджауре во главе с Маулви Факир Мухаммадом, не препятствовали, когда пакистанские военные начали серию операций против талибов в Южном Вазиристане в октябре 2009 года. Затем Ф. Мухаммад объявил, что он ведет мирные переговоры с правительством Пакистана. Такие заявления не вносят ясности о подлинных намерениях пакистанских талибов. При том, что Ф.Мухаммад является заместителем начальника ТТП, который сотрудничает с пакистанскими военными в Южном Вазиристане. В самом деле, когда он объявил о мирном соглашении, другие лидеры TTП заявили, что позиция о мирном соглашении лишь отражает его личное мнение.

Наряду с этим ключевые группировки талибов в Вазиристане под руководством Хафиз Гуль Бахадара и Маулви Назира не одобряют политику ТТП относительно ведения войны против сил безопасности Пакистана. Эти два лидера, которые не являются частью TTП, сосредоточены на борьбе с силами США и НАТО в Афганистане. Несмотря на то что они заключили мирные соглашения с пакистанским правительством, их нередко называют «братьями по оружию» «Техрике талибан Пакистан».

Два обстоятельства останавливают разрозненные группировки пакистанских талибов от боевых действий друг с другом - это борьба за выживание в условиях многочисленных военных операций против них со стороны пакистанских военных, ударов американских БПЛА, а также присутствие иностранных войск в Афганистане.

Афганские талибы не проводят диверсионные операции в Пакистане, сосредоточив усилия на борьбе с национальными и международными силами в Афганистане. Однако, несмотря на их различия, все пакистанские группировки талибов признают беспрекословное лидерство руководителя афганского движения «Талибан» муллы Омара, называя его амиром правоверных. Убитый в 2009 г. руководитель ТТП Б.Мехсуд постоянно заявлял о своей преданности Омару, несмотря на то, что лидер талибов дистанцировался от своего ученика в силу его продолжающихся ударов по пакистанским военным.

Причина этого очевидна. Среди пуштунских племен, которые составляют основу афганских и пакистанских талибов существует широкая поддержка афганского «джихада».

Поэтому даже после того, как афганские талибы отмежевалась от Бейтуллы Мехсуда, он продолжил заявлять о верности мулле Омару, так как он хотел сохранить свою базу поддержки как в его родном Вазиристане, так как в остальной части Пакистана. Так же, как его предшественник нынешний лидер ТТП Хакимулла Мехсуд также считает муллу Омара своим наставником и присягнул ему на верность, несмотря на то, что афганское движение «Талибан» никогда не поддерживало его атаки против правительственных войск.

С точки зрения афганских талибов, несмотря на их неодобрение акцента пакистанских талибов на нанесении ударов по объектам внутри страны их афганские сторонники не решаются отказаться от ТТП главным образом потому, что они нуждаются в поддержке пакистанских талибов, которые предоставляют им убежище, а также обеспечивают афганские группировки боевиками.

Таким образом, с точки зрения стратегических интересов, несмотря на определенные различия в подходах к ведению борьбы афганские и пакистанские талибы, включая TTП, чаще находят компромисс.

При этом афганские талибы использует группировку Хаккани, для обеспечения мира между ТТП и афганскими группировками фундаменталистов в зоне племен.

На этом фоне пакистанские военные мало обращают внимания на деятельность групп, ориентированных ведение военных действий в Афганистане. Вместо этого пакистанские военные прежде всего проводят операции против тех группировок которые наносят удары по военным и гражданским объектам в Пакистане – главным образом «Техрике талибан Пакистан».

В свете отношений между афганскими и пакистанскими талибами интересно как будет развиваться ситуация в Пакистане если афганское движение «Талибан» успешно будет вести мирные переговоры с США. В этой связи при благоприятном исходе этих контактов, возможны два сценария.

Первый состоит в том, что насилие в Пакистане будет ослабевать после вывода войск США и НАТО из Афганистана. В этом случае пакистанские талибы утратят оправдание для продолжения «джихада» в Пакистане. Вместо этого все группировки талибов сосредоточат усилия для получении влияние в послевоенном Афганистане.

Второй заключается в том, что пакистанские талибы после вывода войск США и НАТО из ИРА активизируют свои усилия, чтобы получить определенную власть в руководстве Пакистана по аналогии с их афганскими сторонниками. При этом пакистанские талибы уже распространили свое влияние из племенных регионов в городские районы Пакистана.

Хотя они могут временно прекратить свои операции после вывода войск США и НАТО из Афганистана, в долгосрочной перспективе они могут постараться получить определенные властные полномочия от правительства Пакистана, используя политические или силовые методы.

Тем временем, Пакистан сохранит долгосрочный интерес к Афганистану и будет рассматривать афганский «Талибан» как один из своих стратегических козырей — даже при том, что влияние Исламабада на афганских талибов ограничено. В частности, вероятно афганский «Талибан» будет использоваться, чтобы уравновесить антипакистанские элементы в будущем афганском руководстве и ослабить позиции таких государств как Индия и Иран в Афганистане.

Начало