Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (21-27 мая 2012 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Египте и Сирии. В Египте 23-24 мая прошел первый тур президентских выборов. По его итогам во второй тур прошли лидер исламистской Партии свободы и справедливости (политическое крыло «Братьев-мусульман») М. Мурси и последний премьер-министр при режиме Х. Мубарака А. Шафик. Массовое убийство мирных жителей в небольшом городе Хула в сирийской провинции Хомс серьезно обострило ситуацию вокруг Сирии.

23-24 мая в Египте прошел первый тур президентских выборов. В голосовании приняли участие 23026 млн человек (45,6% зарегистрированных избирателей). По оценке властей и многих наблюдателей, выборы в целом прошли без крупных нарушений. В ходе первого тура ни один из 13 кандидатов не набрал более 50% голосов, поэтому 16-17 июня в стране пройдет второй тур выборов. В нем будут участвовать два кандидата, набравших наибольшее число голосов в первом туре. Это – кандидат от «Братьев-мусульман» М. Мурси (за него проголосовали 24,8% избирателей) и видный деятель режима Х. Мубарка А. Шафик (23,9%).

«Братья-мусульмане» призвали все политические силы страны к диалогу для «спасения революции» и недопущения победы во втором туре А. Шафика, что, по мнению исламистов, может привести к восстановлению прежнего режима «в новом виде». Предвыборный штаб М. Мурси уже приступил к консультациям с выбывшими из гонки кандидатами на пост президента с целью создания коалиции против А. Шафика. Сам же А. Шафик заявил, что не намерен восстанавливать режим, существовавший при Х. Мубараке, и обещает начать «новую эру» в развитии Египта.

Евросоюз заявил о готовности сотрудничать с новым президентом АРЕ вне зависимости от его политических пристрастий, но при условии, если он будет придерживаться основных демократических прав и свобод, а «США с нетерпением ждут возможности работать с демократически избранным правительством Египта».

Обстановка в Сирии становится все более напряженной, что обусловлено ужесточением противостояния правящего режима с оппозицией, прежде всего ее вооруженными фракциями, а также усиливающейся активностью террористических группировок, в т. ч. связанных с «Аль-Каидой». На минувшей неделе вооруженные столкновения, теракты, диверсии, убийства и похищения людей, другие насильственные действия, а также различные акции протеста имели место в провинциях Хомс, Хама, Деръа, Идлиб, Дейр-эз-Зор и в окрестностях Дамаска. Опасно обостряется ситуация в Алеппо - втором по величине городе САР.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в своем очередном докладе Совету Безопасности организации подчеркивает, что общий уровень насилия в Сирии «продолжает оставаться довольно высоким», а ситуация в САР «остается исключительно серьезной», в стране царит «общая атмосфера напряженности, недоверия и страха». В Сирии «продолжается кризис, который характеризуется регулярным насилием, ухудшающимися гуманитарными условиями, нарушениями прав человека и продолжающейся политической конфронтацией». Пан Ги Мун констатирует, что «большинство элементов», содержащихся в плане спецпредставителя ООН и ЛАГ К. Аннана по сирийскому урегулированию, «до сих пор не выполнено». Так, правительственная армия «не отозвала тяжелое вооружение в большинстве районов», а «ощутимая часть некоторых городов находится под фактическим контролем оппозиционных элементов». Кроме того, «изощренность и масштабы» терактов говорят о причастности к ним «организованных террористических группировок». Неуклонно ухудшается социально-экономическая ситуация в САР. По данным сирийских властей, ущерб, нанесенный стране различными международными санкциями, составил около 4 млрд долларов. 23 мая подал в отставку Б. Гальюн – глава ведущей организации оппозиции Сирийского национального совета (СНС). Избрание нового главы СНС намечено на 9-10 июня.

Ситуация в Сирии и вокруг нее серьезно обострилась после убийства 25-26 мая в г. Хула свыше 100 мирных жителей, в том числе большого числа детей. Миссия ООН по наблюдению за прекращением огня в Сирии подтвердила факт массовой гибели людей в городе. Оппозиция обвинила в трагедии правящий режим. Однако правительство отвергло участие армии в преступлении, обвинив в нем террористов. Власти обещают провести «полное расследование» инцидента. Бойню в Хула резко осудили Евросоюз, США, генсек ООН Пан Ги Мун и спецпредставитель ООН и ЛАГ по Сирии К. Аннан. Франция 27 мая распространила в Совбезе ООН проект резолюции в связи с событиями в Хула, который осуждает обстрел города сирийской армией, а от правительства САР требует «немедленно прекратить применение тяжелого вооружения в населенных пунктах и отвести войска» из них. Россия выступает против обсуждения этого документа, считая необходимым предварительно собрать всестороннюю информацию о трагедии. Внеочередное заседание Совбеза ООН по Сирии должно быть созвано в ночь на 28 мая.

Сложная обстановка сохраняется в Ливане. В столице страны Бейруте 21 мая произошли вооруженные столкновения между сторонниками и противниками сирийского президента Б. Асада. Напряженность сохраняется в г. Триполи на севере страны. В северном районе Аккар, граничащим с Сирией, местное население блокировало дороги и провело демонстрации в знак протеста против ареста исламиста Ш. аль-Маулави, обвиненного в причастности к террористической организации. 22 мая власти отпустили исламиста под залог. Отметим, что Аккар считается главной перевалочной базой на ливанской территории для переброски оружия, боеприпасов и предметов снабжения сирийским мятежникам. Многие политики и эксперты опасаются, что вооруженное противостояние в Сирии может перекинуться на Ливан.

Состоявшиеся 23-24 мая в Багдаде переговоры между делегациями Ирана и «шестерки» международных посредников не привели к конкретным подвижкам в урегулировании вопросов, связанных с ядерной программой ИРИ. По заявлениям иранской стороны, причина неуспеха диалога заключается в том, что страны «шестерки», потребовав от Тегерана значительных уступок, ничего не предложили взамен. Иранцы настаивают, что уступки должны быть «приемлемыми, сбалансированными и взаимными», а Запад, по словам иранских представителей, не готов пойти на это. Требуя от Тегерана ограничить обогащение урана до уровня 20 процентов, закрыть обогатительный комплекс в Фордо и вывезти из страны запасы уже обогащенного урана, европейцы и американцы отказываются снять хотя бы часть наложенных на страну санкций. По итогам встречи глава дипломатии Евросоюза К. Эштон заявила, что у ИРИ и «шестерки» остаются разногласия по некоторым вопросам. В то же время, по ее словам, «мировое сообщество надеется в скором времени разрешить вопрос о ядерной программе Ирана». При этом западные державы требуют от Тегерана доказать серьезность стремления к миру и отсутствие намерения создать ядерное оружие. Госсекретарь США Х. Клинтон США подчеркнула, что Вашингтон вместе со своими европейскими партнерами будут продолжать оказывать давление на Иран, отметив наличие серьезных разногласий между участниками переговоров. Очередной раунд диалога по ядерной программе ИРИ состоится в Москве 18-19 июня.

Эксперты МАГАТЭ обнаружили на установке по обогащению топлива на ядерном объекте Форду следы урана, обогащенного до 27 процентов. Иран же утверждает, что уровень урана повысился в результате «технической ошибки, не зависящей от оператора». В новом докладе главы МАГАТЭ Ю. Амано отмечается, что Иран существенно увеличил свои мощности по обогащению урана, установив несколько сотен новых газовых центрифуг и нарастив за последние три месяца запасы высокообогащенного урана со 110 до 145 кг. В документе отмечается, что спутниковые снимки зафиксировали «масштабную деятельность» на объекте в Парчине, в проверке которого было отказано инспекторам МАГАТЭ. В то же время в Тегеране заявили, что «не видят причин для остановки обогащения урана до 20 процентов».

21 мая в столице Йемена Сане во время репетиции военного парада по случаю Дня йеменского единства (1990 г.) был совершен крупнейший теракт, приведший к гибели 96 и ранению свыше 300 человек. Представитель местной «Аль-Каиды» заявил, что акция стала ответом на военную операцию против ее сторонников, которую армия проводит в южной провинции Абьян. Тем не менее, на минувшей неделе правительственные войска продолжали наступление против сил экстремистов, очистив от боевиков большую часть их главного оплота – г. Зинджибар.

23 мая в Эр-Рияде прошла очередная конференция «Группы друзей Йемена». В ней участвовали свыше 40 стран и международных организаций, в том числе Россия. По итогам встречи было заявлено о предоставлении Йемену 4 млрд долларов в качестве экономической помощи. Причем 3,25 млрд долларов выделила Саудовская Аравия.

В Алжире 21 мая 14 партий объявили о создании «Политического фронта в защиту демократии» (ПФЗД). Его основу составил блок исламистских партий т. н. «Альянс Зеленого Алжира». Новое объединение отвергло результаты прошедших 10 мая парламентских выборов, назвав их «сфальсифицированными». ПФЗД объявил о том, что будет «бойкотировать работу нелегитимного парламента и не признает будущее правительство», а также намерен создать комиссии «по расследованию нарушения народной воли и составлению белой книги избирательных фальсификаций». Так, исламисты бойкотировали 26 мая первое заседание нового состава парламента.

Генеральный секретарь НАТО А. Ф. Расмуссен заявил 21 мая, что в дальнейшей стратегии альянса в Афганистане не предполагается суще-ственных изменений, а «поспешного вывода войск не будет». НАТО пере-даст ответственность за обеспечение безопасности в Афганистане нацио-нальным ВС к середине 2013 г., а вывод сил альянса завершится до конца 2014 г. С 2014 г. главное внимание НАТО в стране будет направлено на подготовку военных кадров и служащих правоохранительных органов. Эту задачу будут решать группы советников.

Президент Франции Ф. Олланд 25 мая заявил в Кабуле, что его страна намерена к концу года вывести из Афганистана 2000 солдат, однако не прекратит оказывать помощь Кабулу. Примерно 1300 французских военнослужащих останутся в стране, чтобы обучать сотрудников афганских сил безопасности и оказывать им техническую помощь.

26 мая парламент Афганистана одобрил соглашение о стратегическом партнерстве с США после 2014 г., которое 2 мая подписали президенты обеих стран.

На рассмотрении Сената Конгресса США находится законопроект о выделении Пакистану помощи в размере 1,4 млрд долларов. Однако законодатели готовы открыть финансирование лишь после того, как Исламабад возобновит транзит через свою территорию грузов для сил западной коалиции в Афганистане. Переговоры по этому вопросу пока не дали результата.

Судан и Южный Судан после встреч с представителем Африканского союза (АС) Т. Мбеки сообщили о готовности возобновить 29 мая переговоры по урегулированию спорных вопросов между двумя странами. Кроме того, представитель АС получил согласие от руководства Судана выполнять все ранее подписанные договоренности с Южным Суданом, в частности, о создании демилитаризованной зоны и отводе войск на 10 километров от границы с Южным Суданом, деятельности совместных структур по контролю за ситуацией на границе и расследованию ее нарушений.

26 мая на северо-западе Туниса в г. Джендуба сотни мусульман-салафитов напали на полицейский участок и вступили в столкновения с си-лами безопасности. Беспорядки вспыхнули ареста полицией группы местных жителей, причастных к нападениям на продавцов алкоголя. Затем исламисты устроили погромы кафе и магазинов, торгующих алкоголем.

В крупнейшем городе Марокко Касабланка 27 мая прошла демонстрация, в которой участвовали десятки тысяч человек. Манифестанты протестовали против политики правительства А. Бенкирана, особенно в социально-экономической сфере.

Приложение

О военном и военно-техническом сотрудничестве Иордании с зарубежными странами

Иордания активно развивает военное и военно-техническое сотрудничество с большим числом иностранных государств. Основными направлениями этого сотрудничества являются: приобретение вооружения, военной техники, снаряжения и технологий для национальных ВС и военной промышленности, изучение зарубежного опыта военного строительства, участие в совместных учениях с иностранными армиями, подготовка кадров для национальных ВС за рубежом и обучение иностранных военнослужащих в Иордании, участие в международных миротворческих операциях. При этом, учитывая ограниченные экономические, финансовые и научно-технические воз-можности страны, зарубежное содействие играет важнейшую роль в решении задач технического оснащения иорданских вооруженных сил.

Традиционная военно-политическая ориентация Иордании на Запад, прежде всего США, неформальные союзнические отношения с ними пред-ставляют собой ключевой компонент политики безопасности королевства. Военное строительство в Иордании базируется на синтезе американских и британских принципов с учетом конкретных национальных потребностей и возможностей. Военно-политическое руководство страны также стремится приблизить национальные ВС к стандартам НАТО.

Иорданское руководство в условиях сохраняющейся напряженности на Ближнем Востоке рассматривает США в качестве главной опоры в деле обеспечения внешней безопасности королевства, а также гаранта стабильности монархического режима внутри страны. По мнению американских экспертов, ныне правящий в Иордании Абдалла II стоит «ближе к США», чем его отец король Хусейн. Вашингтон, в свою очередь, успешно использует различные рычаги воздействия на Иорданию в целях закрепления ее в качестве политического, а при необходимости и военного партнера США на Ближнем Востоке в рамках американской концепции «гибкого военного присутствия» в регионе. В числе первых в арабском мире Иордания в 1996 г. получила статус «союзника США вне НАТО». Между Амманом и Вашингтоном поддерживается регулярный диалог на высшем уровне.

Американцы оказывают Иордании значительную экономическую, финансовую и военную помощь. По соглашению 2008 г. США обязались в 2009-2013 гг. ежегодно предоставлять королевству безвозмездную помощь в размере 660 млн долларов, в том числе 300 млн – на военные нужды.

Именно США являются (и останутся на обозримую перспективу) главным партнером Иордании в сфере военного и военно-технического сотрудничества. Америка осуществляет льготные поставки оружия и военной техники, оказывает помощь в реорганизации армии и подготовке военных кадров. США уверенно сохраняют за собой ведущее место в иорданском военном импорте. По информации СМИ, в 2008-2011 гг. Иордания приобрела за рубежом продукцию военного назначения на 2,08 млрд долларов, из них 1,363 млрд (65,5%) приходится на американские поставки. Ожидается, что в 2012-2015 гг. военные закупки за рубежом будут произведены на сумму 726 млн долларов, в том числе в США – на 456 млн (62,1%).

Регулярно происходят встречи и переговоры на высшем уровне военных деятелей двух государств. Систематически на территории королевства проводится целая серия совместных американо-иорданских учений с участием частей и подразделений всех видов ВС, производится обмен разведывательной информацией. В иорданской армии работают американские советники и инструкторы. Ежегодно в Америке проходят обучение до 300 иорданских военнослужащих. Военно-воздушные базы страны используются американской авиацией для перелетов в зону Персидского залива и Афганистан. С США подписано соглашение о доступе американских ВС на иорданские военные объекты в т. ч. для заблаговременного складирования военного имущества. Но при этом Амман отказывался предоставлять национальную территорию для постоянного базирования ВС США. Вместе с тем, по информации СМИ, в настоящее время между Вашингтоном и Амманом идут переговоры о возможности создания в королевстве постоянных баз для размещения «небольшого контингента морской пехоты или спецназа» ВС США, что позволило бы осуществлять быстрое развертывание этих сил при чрез-вычайных ситуациях «в любой точке в регионе - от границы с Сирией до Ирака».

Важным партнером в военной сфере остается Великобритания, которая продолжает поставки различных видов вооружения и военной техники. На регулярной основе проводятся совместные иордано-британские учения, оказывается помощь в подготовке кадров для иорданских ВС. Военные связи поддерживаются с Нидерландами, Бельгией, Чехией, Австрией, Францией, Египтом, Китаем, Оманом, Пакистаном, Йеменом, Катаром, ОАЭ, Австралией, Украиной, Саудовской Аравией, Азербайджаном и другими странами.

Россия в последние годы уверенно вышла на второе место в иордан-ском военном импорте. По информации СМИ, в 2008-2011 гг. наша страна продала королевству военную продукцию на 175 млн долларов (8,4% от общего объема продаж). Ожидается, что в 2012 -2015 гг. российский военный экспорт в Иорданию составит 120 млн долларов (16,5%). На сегодняшний день крупнейшим российско-иорданским проектом в сфере ВТС является совместное производство РПГ-32 «Хашими». Строительство предприятия по выпуску этих гранатометов должно быть завершено в этом году.

Учитывая собственные ограниченные возможности, развитие иордан-ского ВПК происходит при определяющей роли зарубежной помощи, широком и активном использовании технологического потенциала иностранных производителей. Причем сотрудничество устанавливается в первую очередь с кредитоспособными партнерами, с теми, у которых можно приобрести передовые военные и иные технологии и с кем можно наладить экспорт выпускаемой продукции. Помощь Иордании в создании, модернизации и налаживании производства отдельных видов вооружения и военной техники оказывают США, Россия, Великобритания, ЮАР, Швейцария, Турция, Австралия, Индия, ОАЭ и некоторые другие страны.

В Иордании ежегодно проводится международная выставка вооружений COFEX, на которой экспонируется преимущественно вооружения и снаряжение для сил специальных операций.

Иорданские ВС регулярно участвуют в совместных учениях с армиями других стран, которые проходят как на территории королевства, так и за рубежом. Такие учения проводятся с ВС ОАЭ, Бахрейна и Омана, Франции, Турции и других стран. В настоящее время на территории Иордании проходят крупнейшие в истории страны и самые крупные за последние 10 лет на Ближнем Востоке многонациональные учения «Нетерпеливый лев». В них участвуют свыше 12 тыс. военнослужащих из 19 стран: 9 арабских (Бахрейна, Египта, Иордании, Ирака, Катара, Кувейта, Ливана, ОАЭ, Саудовской Аравии), а также Австралии, Брунея, Великобритании, Испании, Италии, Пакистана, Румынии, США, Франции и Украины. Руководство учениями осуществляет Командование специальных операций (КСО) ВС США, а также КСО ВС Иордании. Основное внимание уделяется отработке вопросов ведения «иррегулярных военных действий», специальных операций, противоповстанческих действий и действий в условиях кризисных ситуаций. Эксперты отмечают, что проведение этого учения свидетельствует о повышении роли Иордании как регионального союзника США.

ВС Иордании постоянно участвуют в международных миротворческих операциях в различных районах мира. В 2001 г. в национальное законодательство было внесено изменение о том, что Иордания «может посылать войска за границу в помощь войскам другой страны по просьбе ее законного руководства для спасения жертв войны и природных катастроф». Подразделения иорданского спецназа в составе сил западной коалиции в 2011 г. участвовали в войне против режима М. Каддафи в Ливии. В настоящее время 1678 иорданских военнослужащих, 43 военных эксперта и 2000 полицейских участвуют в девяти миротворческих операциях по линии ООН. Иорданские миротворцы отличаются высокой выучкой. Для их подготовки в стране создан специальный учебный центр.

Иорданские военно-учебные заведения отличаются хорошим качеством подготовки офицеров и имеют высокую репутацию за рубежом. В них проходит подготовку значительное число военнослужащих из арабских стран, а также Франции, Пакистана, Южной Кореи. Для подготовки спецвойск Иордании и других стран Ближнего Востока в королевстве в 2004 г. создан региональный Учебный центр сил специальных операций им. короля Абдаллы, где можно отрабатывать весь комплекс учебно-боевых задач, присущих специальным войскам. В то же время часть старшего офицерского состава иорданских ВС командируется на учебу в командно-штабной колледж армии США и штабной колледж британской армии. Офицеры, которые занимаются эксплуатацией и обслуживанием военной техники, направляются на подготовку в соответствующие учебные заведения США и других западных стран.

Начало