Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Сценарии развития ситуации в Судане

А.А.Быстров

На следующей неделе должны возобновиться переговоры между Хартумом и Джубой при посредничестве Афросоюза. В их рамках, как предполагается, стороны должны наконец-то выйти на заключение долгосрочного перемирия с целью достижения дальнейшего консенсуса по вопросам, прежде всего, раздела нефтяной экспортной выручки.

В этой связи интересны экспортные оценки сценариев возможного развития ситуации.

1. Продолжение широкомасштабных военных действий. Он подразумевает продолжение попыток сторон захватить приграничные нефтяные поля с целью установления над ними постоянного контроля. При этом будут широко использоваться регулярные и иррегулярные подразделения конфликтующих сторон. При этом количество вынужденных переселенцев составит: выше 2 млн человек со стороны Судана; более 3 млн – со стороны Южного Судана. В конфликт с большей долей вероятности будет вовлечен ряд соседних государств, прежде всего Уганда, которая активно поддерживает сепаратистов в Южном Кордофане и Голубом Ниле. Исходя из финансовых и военных возможностей противоборствующих сторон, негативной реакции международного общественного мнения, наступления сезона дождей вероятность такого сценария очень мала (5% из 100%).

2. Продолжение боестолкновений с малой степенью интенсивности с концентрацией основных очагов вокруг спорных районов. Переговоры при этом превращаются, прежде всего, в попытку сторон затянуть время. Основной упор сторонами будет сделан на задействовании лояльных им нерегулярных формирований. Центр атак партизан на сопредельных территориях будет сосредоточен на нанесении противнику как можно большего экономического ущерба. При этом возникнет большое количество беженцев, правда в несколько меньшем объеме, чем при продолжении широкомасштабной войны. Реальность такого сценария высока, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН. Одновременно возникнет очаг столкновений на территории Южного Судана, где активизируются повстанцы, лояльные Хартуму или находящиеся в оппозиции Джубе. Кроме того, вероятность повышения уровня безопасности на границе может привести к резкому ухудшению экономической ситуации в Южном Судане. который тем самым попадет в состояние «замороженного конфликта» без выхода на конкретные договоренности по разделу доходов от экспорта нефти. Вероятность такого сценария оценивается в 30%.

3. Сохранение перемирия с незначительным прогрессом на переговорах. Стороны будут воздерживаться от прямых военных вмешательств, однако на переговорах будут демонстрировать нежелание к достижению компромисса. Это вероятный сценарий, который может соблюдаться очень короткий промежуток времени с перерастанием в полномасштабные боевые действия. Экономика двух стран в этот период времени продолжит свою стагнацию. Вероятность такого сценария оценивается в 50%.

4. Возвращение к активной фазе переговоров с достижением в очень короткий период времени прогресса по основным темам. Такой вариант является наиболее оптимальным для экономик двух стран с учетом истощения их золотовалютных запасов и неопределенности со строительством альтернативного от суданского нового нефтепровода в силу его колоссальных финансовых издержек. Такой сценарий является сейчас маловероятным с учетом сложных отношений между сторонами. Его реальность – 15%.

5. Экономический коллапс с одновременным распадом государств. Такой вариант вытекает из отсутствия прогресса на переговорах в среднесрочной перспективе. Сохранение нынешнего положения вещей в экономике в лучшем случае продлится до конца 2012 года. Далее запасов и резервов у стран физически не останется. В Судане ожидается сокращение экспортной выручки с одновременным увеличением бюджетных расходов. Планируемое увеличение военной активности со стороны вооруженных сил в этой ситуации приведет к галопирующей инфляции. Наряду с другими внутренними проблемами в Судане это может привести к падению нынешнего режима с резким обострением и ухудшением криминогенной ситуации.

В Южном Судане недостаток нефтедолларов стимулирует финансовый и экономический коллапс с перерастанием в глобальный гуманитарный и правительственный кризис. Суданское народно-освободительное движение (СНОД) в такой ситуации, скорее всего, начнет распадаться по племенному признаку с обострением вооруженных этнических противоречий. Южный Судан при этом превращается в «проблемное государство», чем воспользуется Хартум для оккупации ряда спорных нефтяных районов страны. Вероятность такого сценария: для Судана – 40%; для Южного Судана – 80%.

Начало