Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ситуация в Тунисе: июль 2012 г.

А.А. Кашина

В июле стоящее во главе правящей коалиции движение «Ан-Нахда» впервые за 24 года созвало партийный съезд, на котором было переизбрано руководство и приняты стратегические решения, направленные на преодоление политического и экономического кризиса в стране. Между тем увольнение руководителя Центрального банка Туниса обрушило на правительство обвинения в попытке поставить под свой контроль финансовую политику, а также явилось одной из причин последовавшей добровольной отставки министра финансов. Кроме того, в июле получили регистрацию две новые партии: «Призыв Туниса», центристская партия премьер-министра прежнего временного правительства Беджи Каида ас-Себси, а также «Ат-Тахрир аль-ислами», партия салафитов, связанная с одноименной экстремистской партией, запрещенной в ряде государств (в т.ч. в России).

Внутренняя политика

Пожалуй, самым громким политическим событием июля был IX съезда «Ан-Нахды» (12-15 июля). На его открытии в столице собрались около 30 тыс. человек, среди гостей - председатель политбюро палестинского движения ХАМАС Халед Машаль, глава Переходного национального совета Ливии Мустафа Абдель Джалиль и представители ливанского движения «Хизбалла». По сведениям обозревателей, организованное с большой помпой торжество напоминало достойный съезд партии власти, которая у власти планирует остаться еще надолго.

Лидер движения Рашид аль-Ганнуши во вступительной речи перед гостями и партийными членами заверил, что политические неурядицы и экономические трудности – неизбежны в процессе восстановления после революции, и подчеркнул, что «наша судьба в наших руках». Кроме того, он призвал тунисцев к «согласию» и «национальному примирению». Как следовало ожидать, Р.аль-Ганнуши был на съезде переизбран главой движения большинством в 72,58% голосов и сохранит этот пост до 2014 г. Фигура этого «отца» и «духовного лидера» движения незаменима в переломный для исламистов момент, когда нахдистам недостает единства, и, едва удерживаясь от раскола, продолжают между собой полемику традиционалисты (близкие к салафитам) и умеренные реформаторы. Однако выбором движения стала внутренняя консолидация, и возвращение «лидера номер два» Абдельфаттаха Муру, соучредителя партии исламистов, покинувшего ее ряды, очевидно, из-за внутренних разногласий и своих политических амбиций, лишнее тому доказательство. В итоговой резолюции съезда была подтверждена «центристская», «умеренная» позиция партии и категорически отвергался экстремизм.

В свою очередь генсек движения Хамади аль-Джебали открыто заявил, что «политический приоритет для партии сегодня – это успех на будущих выборах с результатом, который позволит усилить позиции движения и доминировать на политической арене». [1]

Несмотря на анонсированные планы обсудить на съезде возможную перегруппировку сил в правительстве и расширение правящей коалиции, никаких решений по этому поводу в итоге принято не было. [2] Дело в том, что между партнерами по альянсу («Ан-Нахда» , Форум за демократию труд и свободы, Конгресс за республику) накопилось немало противоречий. Например, исламисты настаивают на смене президентской республики парламентской и отвергают компромиссный вариант, предложенный двумя другими партиями альянса – полупрезидентская республика. Руководство «Ан-Нахды» не скрывает, что намерено узаконить де-факто сложившуюся систему, в которой президент занимает весьма скромное место, а премьер-министру делегированы расширенные полномочия. В пункте №3 итоговой декларации съезда подчеркнуто намерение «окончательно порвать с авторитарным строем. Полагаем, что парламентская форма правления лучшим образом подходит для осуществления этой цели в нынешних условиях».

Ранее депутат от исламистов в Национальном учредительном собрании Валид аль-Баннани заявил, что «Ан-Нахда» готова к любому вызову, и если вы хотите президентскую республику – пусть так оно и будет, но не думайте, что в этом случае позиции «Ан-Нахды» ослабнут. Напротив, и будущий президент Туниса уже готов из числа членов «Ан-Нахды». Парламентская же форма правления позволит другим партиям участвовать в политической жизни, а президентская – сделает из «Ан-Нахды» гегемона». [3] До конца месяца заседания Национального учредительного собрания Туниса (НУС), на которых шло обсуждение будущей конституции, превращались в потасовки с оскорблениями. Лишь 23 июля была достигнута договоренность о проведении референдума по вопросу о форме правления в том случае, если депутаты НУС не придут к компромиссу. «Референдум будет означать политическое фиаско и разочарование народа в избранных депутатах», – сокрушался Амр аш-Шатви, председатель комитета НУС по законодательной и исполнительной власти. [4]

Впрочем, «Ан-Нахда», не имея квалифицированного большинства в НУС, вынуждено сохранять альянс с двумя светскими партиями и постоянно идти на уступки. Незадолго до IX съезда пресс-секретарь «Ан-Нахды» Риад Шаиба объявил, что «мы стремимся доказать, что через философию альянса мы достигнем стратегической конвергенции, и поскольку переходный период может продлиться 10-15 лет, цели должны быть поставлены четко, и демократическое основание неизменно». [5]

19 июля депутаты НУС поддержали предложенную ранее президентом и премьером отставку главы Центрального банка Туниса Мустафы Набли. По словам последнего, «правительство отправило меня в отставку, чтобы контролировать банковский и финансовый сектор», все это «противоречит принципу независимости Центрального банка». При этом 30 мая 2012 г. изданием «African Banker» Набли было присуждено звание «лучший глава центрального банка в Африке – 2012». По сведениям СМИ, между правительством и Центробанком в последние месяцы нарастало напряжение по поводу того, кому принадлежит решающее слово в установлении курса монетарной политики. За неделю до отставки Набли сообщил журналистам, что «Тунису нужно сконцентрироваться на обеспечении безопасности, сокращении социальной напряженности и прояснении политической программы», лишь тогда можно будет рассчитывать на запланированные темпы экономического роста 3,5% в год. Кроме того, по его словам, необходимо контролировать размер внешнего долга, который в 2012 г. предположительно достигнет 45% ВВП, оставаясь «пока в допустимых рамках». [6]

Реакция общественности последовала после того, как 26 июля на место нового руководителя Центрального банка был назначен 79-летний Шедли Айари. Занимавший при первом тунисском президенте Хабибе Бургибе различные министерские посты (экономики, планирования, образования и т.д.), сотрудничавший с рядом международных структур, в том числе Африканским банком развития, Айари состоял в Национальном комитете советников Бен Али. Десятки тунисцев протестовали возле дворца Бардо, резиденции НУС, осуждая назначение на высокий пост бывшего функционера прежнего режима. Члены правящей коалиции тоже не удержались от критики правительства по этому поводу. Как показали результаты голосования за кандидатуру Аяри, депутаты НУС были далеко не единодушны: «за» - 97 парламентариев, против – 89, четверо воздержались. [7]

Через два дня, 28 июля добровольно свой пост покинул министр финансов Хусин Димасси (беспартийный), объяснив, что «не поддерживает курс политики правительства в области экономики, финансов и социального обеспечения». Он, в частности, указал на неоправданное увольнение главы Центрального банка и сделал заявление, что «большинство членов правительства проводят политику, нацеленную сугубо на привлечение электората, раздувающую бюджетные траты», упомянув в этой связи продвижение исламистами закона о компенсации политическим заключенным, пострадавшим от репрессий свергнутого режима. [8]

В день когда депутаты собирались обсуждать законопроект о компенсации политзаключенным (31 июля) вокруг резиденции НУС собрались протестующие. По сведениям СМИ, общий объем компенсаций политзаключенным (около 20 тыс. чел.), главным образом исламистам, может обойтись государственному бюджету в 750 млн динаров (464 млн долл.). Представители светского общества, безработные выпускники вузов, другие граждане называли исламистов «новыми Трабелси» и несли транспаранты: «Воровство – это преступление!» Между тем, невзирая на то, что к 2016 г. движение «Ан-Нахда» обещает снизить уровень безработицы с 19% до 8,5%, никаких конкретных социально-экономических планов представлено не было.

Под угрозой вновь оказалась свобода слова и убеждения. Так 4 июля Комиссия по реформе СМИ и связи заявила о самороспуске. Камель Лабиди, председатель этого независимого органа, созданного 2 марта 2011 г. по решению бывшего временного президента Фуада Мебазаа, сказал, что «комиссия не находит смысла в своей дальнейшей деятельности и заявляет о самороспуске», т.к. правительство свернуло на путь «цензуры и дезинформации». Правительство предыдущего созыва во главе с Беджи Каидом ас-Себси одобрило резолюции 115 о свободе печати и 116 об учреждении Высшей независимой комиссии по средствам аудио- видеоинформации, но нынешнее правительство во главе с Хамади аль-Джебали отказалось сделать это повторно, тем самым, по мнению Лабиди, «превысив свои полномочия». Лабиди предостерег, что с приходом к власти исламистов «многие показатели свидетельствуют о серьезной угрозе свободе самовыражения и независимости государственных информационных служб». В свою очередь в кабинете министров сослались на то, что реформу СМИ уполномочено проводить Национальное учредительное собрание. [9]

Новый поворот обрело противостояние салафитов и светски настроенного руководства университета г. Мануба. 5 июля декан факультета словесности, искусств и гуманитарных наук Хабиб Каздагли предстал перед судом по обвинению в применении силы против девушки, облаченной в никаб. Она была исключена из университета на шесть месяцев за то, что не поддавалась на уговоры деканата и приходила на занятия в никабе. Каздагли назвал возбужденное против него судебное разбирательство «новым витком» конфликта и выразил удивление, что поданная ранее его жалоба на двух радикальных мусульманок, ворвавшихся в его кабинет и повредивших там документы, осталась без ответа. В защиту Хабиба Каздагли выступили Научный совет и ректорат университета Манубы, Всеобщий тунисский союз труда, Тунисская лига за права человека и несколько крупных международных организаций. В качестве адвокатов предложили свои услуги многие видные юристы и политики, в том числе Каид ас-Себси.

«Этот процесс - пролог к следующей главе: раздельному женскому и мужскому обучению, а подсудимый не я, но университет», - уверен Каздагли. [10] Смогут ли оппоненты исламистов восстановить светские основы системы образования и университетскую автономию, станет известно, видимо, 25 октября, когда состоится повторное слушание по делу Каздагли, которому грозит пятилетний тюремный срок за превышение полномочий должностным лицом.

Количество политических партий Туниса, появившихся после «Революции чести и достоинства» 2011 г., давно перевалило за сотню, но до сих пор образуются новые. Так, 8 июля получила регистрацию партия «Призыв Туниса», которую решил основать премьер-министр прежнего переходного правительства Беджи Каид ас-Себси. По сведениям пресс-секретаря партии, на момент учреждения в ее состав входило около 100 тыс. чел. Ожидается, что вскоре партия, «центристская и поддерживающая прогрессивные достижения модернизации и завоевания революции», обнародует свою программу. В партию входят члены Демократичекого конституционного объединения, ныне распущенной партии власти. [11]

18 июля лицензию на политическую деятельность получила партия салафитов «Ат-Тахрир аль-ислами», связанная с одноименной террористической партией, запрещенной в ряде арабских и других государств (в том числе в России). Это уже вторая тунисская партия салафитов, ставшая легальной. Ее лидер Рида Бельхадж, ранее неоднократно проповедовавший восстановление халифата, заявил, что цель партии – «единство исламской уммы», уточнив, что после предоставления правительству программы партия получила регистрацию. Программа партии «Ат-Тахрир аль-ислами» предусматривает, в частности, внедрение шариата во все сферы жизни.

Парируя на обвинения, что «Ан-Нахда» разрушает сложившиеся за годы независимости светские основы, лидер умеренных исламистов Рашид аль-Ганнуши ответил, что якобы не поддерживает радикальный ислам, однако считает, что салафиты имеют право на политическую деятельность и «необходимо налаживать с ними диалог». [12]

Внешняя политика

17-19 июля временный президент Туниса Монсеф Марзуки посетил Францию. В программе визита значились беседа с французским президентом Франсуа Олландом и премьер-министром Жан-Марком Эро, а также обращение к Национальному собранию Франции. Главной целью поездки было анонсировано восстановление натянутых отношений. «Вы помните словесные ошибки французских министров, допущенные во время революции. Они оставили впечатление в Тунисе. Мне бы хотелось это впечатление изгладить», - заявил Марзуки накануне визита в интервью агентству Франс-Пресс. Выступая в Национальном собрании Франции, Марзуки сообщил, что течение салафитов в Тунисе «это абсурд, но не сила, способная угрожать республике». Он указал, что заявления, что Тунисом правят исламисты «заблуждение…Тунис управляется коалицией сил, в которой светские партии имеют равный с исламистами вес….Я часто задаю себе вопрос, попал ли Тунис в руки исламистов. Ответ – нет, Тунис попал в руки демократии».

В совместной пресс-конференции с Франсуа Олландом тунисский президент сравнил исламистов движения «Ан-Нахда» с христианскими демократами Европы, пояснив, что их политические основы схожи с теми, которые формируют исламские демократы. Кроме того, Марзуки пообещал гарантировать экс-президенту Зину аль-Абидину Бен Али справедливый суд и физическую неприкосновенность в случае его возвращения на родину. [13] Франция и Тунис выразили стремление укреплять двусторонние отношения. Объем товарооборота между двумя партнерами в 2011 г. увеличился до 7,6 млрд евро с 6,9 млрд евро в 2010 г.

США готовы оказать Тунису поддержку в обеспечении региональной стабильности, усилить потенциал его военных институтов, заверил глава Пентагона Леон Панетта по итогам встречи с Марзуки в Тунисе 31 июля. Панетта настоятельно советовал Союзу арабского Магриба, куда входят кроме Туниса Алжир, Ливия, Мавритания и Марокко, развивать свою противо-террористическую деятельность с целью защиты своих границ и борьбы с террористической сетью «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

Таким образом, партия исламистов «Ан-Нахда» использует свое политическое влияние для укрепления образа правящей партии, и использует государственные ресурсы для достижения партийных целей, игнорируя приоритетные направления государственной политики по решению актуальных проблем.

[1] http://www.assabah.com.tn/article-72414.html

[2] http://twensanews.com/index.php/2011-10-03-12-05-23/782-2012-07-14-10-19-12.html

[3]http://www.lemaghreb.tn/consultez-les-numeros-precedents.html?task=consulte_magazine&magazine=2012-7-10

[4] http://www.babnet.net/rttdetail-52255.asp

[5] http://middle-east-online.com/english/?id=53358

[6] http://middle-east-online.com/english/?id=53346

[7] http://www.tunisia-live.net/2012/07/24/after-heated-debate-ex-rcd-politician-approved-as-new-central-bank-head/

[8] http://middle-east-online.com/english/?id=53608

[9] http://www.aawsat.com/details.asp?section=4&article=685291&issueno=12275

[10] http://middle-east-online.com/english/?id=53211

[11] http://www.alarabiya.net/articles/2012/07/08/225157.html

[12] http://www.middle-east-online.com/?id=135309

[13] http://www.afp.com/en/news/topstories/325109

Начало