Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Бундестаг выдал новый мандат на пребывание бундесвера в Афганистане

И.С. Берг

После выступлений 15 декабря 2011 г. министров в бундестаге и последовавших за этим дебатов о продлении мандата контингента бундесвера в Афганистане бундестаг большинством голосов — 424 «за», 107 «против» при 38 воздержавшихся — выдал 26 января с.г. новый мандат. В соответствии с ним пребывание военнослужащих ограничено до 31 января 2013 г; численность немецких военнослужащих, начиная с февраля 2012 г., должна быть уменьшена до 4900 солдат и офицеров с сегодняшних 5350, ранее определенных как верхняя планка.

При голосовании учитывался весь спектр мнений. Так, было принято к сведению заявление Райнера Штиннера от свободных демократов, который утверждал, что к настоящему моменту уже каждый четвертый житель Афганистана чувствует себя в безопасности. Смысл выступления Рупрехта Поленца, председателя парламентского комитета по внешнеполитическим вопросам: афганская проблема не имеет военного решения. Пауль Шефер, представляющий левых, отметил, что спираль насилия в Афганистане, несмотря на предпринимаемые меры, раскручивается.

Йоханнес Пфлюг, пресс-секретарь парламентской фракции социал-демократов, занимающийся проблемами Афганистана и Пакистана, указал, что целью федерального правительства является неизменное сокращение числа немецких военнослужащих. Однако насколько успешно она будет воплощаться, будет также зависеть от того, насколько стабильной окажется ситуация с безопасностью в стране. Поэтому в числе актуальных задач бундесвера — содействие в формировании афганских силовых структур, чтобы как можно сильнее ограничить свободу передвижения талибов Это требует возрастающих объемов расходов. Для подготовки афганских солдат Кабул получил только в этом году 8 млрд евро. Даже после 2014 г содержание армии Афганистана, по оценкам западных экспертов, обойдется не менее чем в 6 млрд евро в год.

Социал-демократы с самого начала обсуждения дали понять, что они поддержат предложения правительства. В то же время «зеленые» и левые объявили о намерении голосовать против. Принимая решение, депутаты рассмотрели ряд документов, которые обосновывали необходимость (или несостоятельность) дальнейшего пребывания бундесвера в Афганистане. В частности, позицию левых, указанную в их заявлении от 15 декабря 2011 г.

Принимая окончательное решение, бундестаг изучил рекомендации парламентского комитета по иностранным делам и решил следовать им.

Названные рекомендации от 30 ноября 2011 г. детально рассматривают существо вопроса. В частности, указано, что Вольфганг Герке, Пол Шефер, Вольфганг Нескович и другие депутаты от фракции левых ставят проблему. Они утверждают, что войска НАТО, а тем самым и бундесвера в составе альянса, в течение десяти лет ведут в Афганистане войну, которая не только привела к значительному числу жертв среди гражданского населения, но и может рассматриваться как неудачная стратегия, поскольку не достигнуты сколько-нибудь видимые успехи.

Конфликт в Афганистане, по их мнению, изначально не имел военного решения. Это уже было отмечено в декабре 2010 г в опубликованном отчете федерального правительства. Заявители (левые) констатируют также, что непрерывное расширение бундесвера, которое выражено в увеличении численности солдат бундесвера, не привело к результатам и не добавило безопасности в Афганистане. Военные действия препятствует восстановлению страны и внутриафганскому мирному процессу. Заявители (левые) также видят четкую связь между наращиванием военной мощи в стране и поддержкой действий других стран ISAF, которые ведут к преднамеренному убийству или операциям специальных сил, с одной стороны, и усилению сопротивления международному сообществу со стороны афганского населения — с другой стороны. Средства, которые тратятся на миссию бундесвера в Афганистане, следовало бы, по мнению заявителей, использовать на поддержку гражданской реконструкции в стране. Военные действия, по данным Немецкого института экономических исследований (DIW), обходятся в 2,5–3,0 млрд евро в год. Кроме того, афганское правительство до 2014 г. будет и далее зависеть от поддержки по обеспечению основных услуг для афганского населения. В связи с этим федеральному правительству должна быть ясна причина бесперспективности использования вооруженных сил в составе ISAF, в связи с чем военнослужащих Вооруженных сил ФРГ следует немедленно вывести из Афганистана.

Выступившие в ходе дебатов депутаты от оппозиционных партий выразили сомнение в связи с утверждением главы внешнеполитического ведомства о том, что в развитии ситуации в Афганистане наступил «переломный момент».

Между тем именно такова позиция главы МИДа ФРГ Гидо Вестервелле. Он объявил, что Германия намерена уже в феврале 2012 г начать вывод войск из Афганистана. Выступив 15 декабря 2011 г. перед парламентариями, он огласил основные идеи правительственного заявления. Первая идея: вывод войск в феврале стал возможен в результате улучшения ситуации на Гиндукуше. «Положение в Афганистане лучше, чем год назад, и существенно лучше, чем десять лет назад. Это можно считать заслугой и немецких солдат, а также дипломатов». Вторая идея: у федерального кабмина сохраняется обеспокоенность ситуацией в Афганистане в связи с нерешенными проблемами. Это в том числе высокий уровень коррупции, нарушения прав человека и в целом ситуация в сфере безопасности. Третья идея: после завершения в 2014 г. миссии многонациональных сил по поддержанию стабильности в Афганистане страна не будет оставлена на произвол судьбы. «Мы не позволим образоваться вакууму, в котором может возродиться терроризм», — подчеркнул министр.

Нетрудно заметить противоречивый характер этих идей. Из выступления Г. Вестервелле совершенно непонятно, почему при остающемся прежнем уровне проблем, не решенных за десятилетие миссии ISAF, шеф федерального МИДа считает, что положение улучшилось — и за последний год, и за минувшие годы.

Столь же загадочным было выступление главы военного ведомства Томаса де Мезьера. Он, в частности, сообщил, что в последние месяцы число нападений и других инцидентов в Афганистане заметно сократилось При этом оснований для чрезмерного оптимизма пока нет. По словам де Мезьера, ситуация действительно стабилизировалась, однако это не означает, что не следует ожидать новых атак террористов. В этой связи министр обороны подтвердил свою позицию: не исключено временное увеличение численности контингента бундесвера в период вывода войск союзников. Этот процесс должен быть организован безупречно. Если вывод будет осуществляться через северные регионы — зону ответственности бундесвера, то не исключена структурная реорганизация контингента, пояснил де Мезьер.

Как подчеркивают немецкие эксперты, однотипный характер выступлений министров означает, что они оба страдают синдромом Меркель, как именуют в политических кругах политику зигзагов, осуществляемую канцлером. Сама Меркель, как известно, избегает программных речей по Афганистану, умело перекладывая эти обязанности на плечи силовых министров и министра иностранных дел. Дело в том, что ей, по сути, нечего добавить к тому, что ими уже сказано и сделано, а сказано гораздо больше, чем сделано. Это может испортить облик «железного канцлера-леди», тщательно оберегаемый Ангелой Меркель. Особенно в условиях снижающегося рейтинга А. Меркель на фоне внутри- и межпартийных коллизий, а также финансового кризиса в ЕС и участившихся призывов политиков вернуться к марке, что означает фактический конец евро как валюты и еврозоны как политико-финансового сообщества, противостоящего доллару. Говорить в форс-мажорных обстоятельствах об успехах в Афганистане означает подписать себе политический приговор.

Похоже, эту печальную перспективу канцлер предуготовила Гидо Вестервелле, представителю свободных демократов, в стане лидеров которых царит в последние месяцы кадровая сумятица. Партия явно теряет свои позиции. Одним лидером больше, одним меньше — политическая обреченность свободных демократов ни у кого не вызывает сомнений. В этом контексте на них можно уже сейчас списывать все неудачи федерального кабмина.

Как указывают немецкие эксперты, речь Г. Вестервелле перед депутатами бундестага в связи с новым мандатом изобиловала нестыковками. В частности, такой: хотя еще в 2010 г. международное сообщество, включая НАТО, определило формулу «Нет военного решения проблем в Афганистане», тем не менее «немецкое военное участие в этом году достигло своего апогея». Другой необъясненный министром момент. Хотя намечено последовательное сокращение контингента бундесвера — сначала до 4,9 тыс., затем до 4,4 тыс., что будет в финальной стадии передачи власти, никто не знает и не понимает, насколько может измениться численность персонала, поскольку, по утверждению Г. Вестервелле, «никто не может предсказать все». Но при этом даже не приводятся вероятные цифры увеличения бундесвера при форс-мажоре. С одной стороны, мандат, который выдается бундесверу, согласован в рамках общего вывода международных боевых подразделений из Афганистана и предполагает персональную ответственность ФРГ: данный вывод войск будет осуществляться из зоны ответственности бундесвера. С другой стороны, не очень понятно, кто будет прикрывать вывод самого бундесвера, если все союзники к тому времени уже покинут Гиндукуш.

Эти нестыковки говорят лишь об одном. Ни в командовании НАТО, ни в федеральном кабмине, ни в силовых ведомствах ФРГ, ни в командовании бундесвера в Афганистане нет представления о стратегии выхода. Отсюда боязнь шефа федерального МИДа говорить четким и ясным языком.

Столь же противоречива та часть речи Вестервелле, где говорится о надеждах и ожиданиях Судьба мирного населения Афганистана столь же непостижима, как и бундесверовцев. С одной стороны, есть сдвиги — треть из 8 млн афганских студентов составляют девушки и 80% афганцев, имеющих доступ к услугам здравоохранения, но, с другой стороны, постоянная угроза нападения талибов, не изменившийся уровень бедности (в ряде провинций афганцы живут на 70–80 евроцентов в день), полный развал экономики. Если верно, что федеральный кабмин «в течение двух последних лет напряженно работал над реальной стратегией передачи ответственности за обеспечение безопасности», но при этом «ясно, что долгосрочной стабильности в Афганистане по-прежнему ожидать невозможно, и на этом пути нас могут ожидать неудачи», то какова же цена этим двум годам и этой стратегии? Если «угроза жестоких нападений по-прежнему реальна, что показали последние месяцы», и при этом «афганские силы безопасности все в большей степени способны сами отвечать на эти вызовы», то в чем состоят позитивные изменения и методы ответа на вызовы экстремистов?

Характер данных изменений и методов определяется конкретными действиями. Как сообщила 19 января с.г. печать ФРГ, Германия начала вывод войск из Афганистана. В течение января, как подчеркнул министр обороны Томас де Мезьер, выступая в Берлине, следует ожидать уменьшения численности личного состава бундесвера в Гиндукуше на 100 солдат. Цифра относительно небольшая, но это «знак, обозначающий тенденцию». Первое подразделение уже приземлилось в аэропорту Бонн-Кельн. В то же время Томас де Мезьер указал, что надежды на быстрый и непрерывный вывод войск пока несостоятельны. Германия несет ответственность за безопасность на севере Афганистана, а также помнит об определенных обязательствах в рамках военно-политического сотрудничества с подразделениями 17 других государств, что предполагает координацию действий Кроме того, обстановка в Афганистане такова, что федеральный министр обороны не в состоянии гарантировать, что до конца 2014 г. все военнослужащие бундесвера обязательно окажутся дома. Сейчас очень многое зависит от успеха мирных переговоров с талибами, подчеркнул Томас де Мезьер в интервью германским СМИ. Основой переговоров должны быть достижение мира и отказ от насилия.

Такой отказ возможен, не сомневается Том Кенигс (зеленые), председатель парламентского комитета по правам человека. «В провинциях и районах, где ответственность уже была передана афганцам, обстановка в области безопасности остается стабильной. Это говорит о том, что это решение является правильным». В то же время с точки зрения перспективы он считает маловероятным силовое решение проблемы, неважно, чьими силами, иностранцев или жителей Афганистана Как убеждает практика, «преимущество военной силы быстро уменьшается», иностранная помощь должна идти в аспекте развития, сотрудничества, взаимодействия — в экономической сфере и сфере образования, подчеркивает Т. Кенигс. Он, в частности, критически оценил содержание мандата, в котором гражданская помощь прописана бегло и недостаточно подробно. Ряд других экспертов бундестага не согласились с его мнением, считая, что поскольку мандат адресован военнослужащим, а не гражданским лицам, содержание документа вполне адекватно намерению.

Ряд наблюдателей воспользовались моментом выдачи очередного мандата, как поводом для того, чтобы подытожить военное присутствие ФРГ в Гиндукуше. Обозреватель Николь Марквальд из «Радио Хессена» напоминает, что начиная с 2002 г. немцы понесли существенные потери: 52 убитых, 200 раненых, 1,8 тыс. травмированных. Только в январе–октябре 2011 г. у 657 военнослужащих зафиксировано посттравматическое стрессовое расстройство (PTBS). Н. Марквальд ссылается на мнение Габриэле Фрелих-Гильдхофф, ведущего врача отделения психосоматики клиники Викера в Бад-Вильдунгене, которая утверждает: психика солдат, на чьих глазах убивали их товарищей, серьезно подорвана. «Это напоминает физическое заболевание с симптомами как у тяжелой формы гриппа, которое, однако осложняется всевозможными последствиями, которые квалифицируются как личный кризис, разделение личности, осознание потери работы с внезапными, как вспышки, воспоминаниями о пережитом». Избавлять бывших солдат бундесвера от PTBS проблематично: школу Афганистана прошли более 100 тыс. военнослужащих ФРГ. Война не в Афганистане — война в головах, делает вывод Николь Марквальд.

Выводы

Первый. Г. Вестервелле провозгласил «новую фазу нашей миссии в Афганистане», обозначающую вывод бундесвера и передачу ответственности Кабулу. Она базируется на сформированных подразделениях национальной армии и полиции. Тем не менее численное наращивание афганских сил безопасности, насчитывающих 305 тыс. человек, которые продолжают повышать квалификацию, не решило к настоящему моменту проблему обеспечения безопасности. Причин несколько. Одна из них — отсутствие мотивации национальных кадров на фоне тотальной коррупции, отсутствия результатов правительственной программы борьбы с наркобизнесом и другими структурными составляющими.

Второй. В контексте нерешенных за десять лет пребывания бундесвера строительство демократических основ в Афганистане, по словам Вестервелле, «может занять не годы, а десятилетия», в течение которых ФРГ декларирует немецкую поддержку. Одновременно федеральное правительство, удвоившее бюджет на реконструкцию и развитие до 430 млн евро в год, благодаря чему Германия стала третьим по объему донором в Афганистане, не гарантирует успеха. Это означает: Германии проще откупиться от решения афганских проблем (хотя и эти финансовые вливания не обязательно дойдут до нужных проектов), чем содержать часть бундесвера в Гиндукуше.

Использованы данные сайтов бундестага, МИДа ФРГ, Die Welt.

Начало