Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Израиль и съезд лидеров мировых и традиционных религий

В.И.Месамед

Главные раввины Израиля от ашкеназской и сефардской иудейских общин получили приглашение на участие в проводимом вскоре в четвертый раз в столице Казахстана – Астане - съезде лидеров мировых и традиционных религий. Этот съезд является важным форумом, эффективно действующим в регионе Центральной Азии и имеющим глобальное значение. Инициатива его созыва принадлежит ближайшему партнеру Израиля в этом регионе – Казахстану. Съезд, к работе которого Израиль традиционно и активно участвует, открывает двери для динамичного межконфессионального диалога и создает перспективы для взаимного сотрудничества в этой сфере с целью противодействия фанатизму, экстремизму и терроризму. В данном случае речь идет о проблемах, решение которых насущно необходимо Израилю и который готов серьезно работать на этом направлении на любой диалоговой площадке. Нельзя не согласиться с тем, что реализация созыва такого форума "закрепляет претензии этой крупнейшей по территории мусульманской страны мира на роль "связующего звена" между Западом и Востоком". Это также вполне на руку еврейскому государству, нуждающемуся в лояльных и проверенных посредниках.

Съезды лидеров мировых и традиционных религий вполне конкурируют по своей популярности с мировыми саммитами. Идея их проведение начала реализовываться 23-24 сентября 2003 года в Астане, когда там в первый раз собрались религиозные лидеры. Ранее в мире не было аналога данному форуму. С самого начала было решено, что такое событие будет происходить в Астане раз в три года. Израиль является непременным участником форума, в секретариате которого на постоянной основе принимают участие два представителя Израиля – Меир Данино и Хольцер Элькана, которыми являются посланниками главных раввинов страны – сефардского (Шломо Амара) и ашкеназского (Ионы Мецгера).

Съезд собирает в Астане наиболее авторитетных представителей ислама, христианства, иудаизма, синтоизма, индуизма, буддизма. Здесь представлены все ветви христианства, включая православие, католицизм, протестантство, главные центры исламской мысли и представители суннизма и шиизма, разновидности иудаизма и других религий. Важно и использование Казахстана в качество диалоговой площадки в сфере межконфессионального согласия. Залогом успеха в этой сфере является позитивный опыт существования в Казахстане всех трех мировых религий. Ислам является в молодом государстве религией большинства населения, однако и христианство, представляющее треть населения, играет серьезную роль во всех происходящих в стране процессах. Учтем и то, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев ценит хорошие отношения с Израилем, помня, что "когда Казахстан получил независимость, Израиль открыл для Назарбаева двери на Запад. Еврейские организации помогли казахстанским чиновникам заполучить встречи в Вашингтоне, которые им было бы иначе трудно организовать". Разумеется, такие отношения влияют и на жизнь еврейской общины Казахстана. Небольшая, но достаточно сплоченная еврейская община вполне комфортно чувствует себя, демонстрируя плоды многолетнего межконфессионального согласия. Казахстан – единственная страна исламского мира, где за три года в середине первого десятилетия XXI века построено десять новых синагог. Этому есть свое объяснение, которое представил лидер общины, бизнесмен и общественно-государственный деятель Александр Машкевич: "Первые евреи появились в казахских степях более тысячи лет назад. И по сей день наши взаимоотношения с мусульманами Казахстана отличаются особой теплотой и полным взаимопониманием. В отличие от некоторых других стран исламского мира, в Казахстане мы свободно можем строить синагоги по всей республике. Даже арабо-израильский конфликт не ослабил эту позитивную тенденцию. Будучи в некотором отдалении от эпицентра израильско-палестинского противостояния, евреи и мусульмане Центральной Азии способны четко разделить политику и вопросы веры". В 2004 г. в столице страны была открыта крупнейшая в регионе Центральной Азии синагога "Бейт Рахель", в церемонии открытия которой принимал участие президент Н.Назарбаев. Почти во всех областях страны зарегистрированы и действуют еврейские религиозные общины. Интересно отметить и тот факт, что процессы консолидации еврейской жизни и укрепления религиозных общин всемерно поддерживаются на трех уровнях – местном, при помощи разнообразных израильских структур, а также при поддержке международных организаций. Трудно переоценить роль, которую играет в еврейской жизни страны Евроазиатский Еврейский Конгресс – неправительственная общественная организация. В нее входят еврейские общины более двадцати стран Европы и Азии. Одновременно Евроазиатский Еврейский Конгресс является частью Всемирного Еврейского Конгресса. Поскольку Евроазиатский Еврейский Конгресс основан в Казахстане, это обстоятельство предполагает исключительное место еврейской общины Казахстана в его деятельности. Его первым президентом был Александр Машкевич, имевший крепкие связи в политико-экономической элите страны и входивший в круг ближайшего окружения президента Казахстана Н.Назарбаева. При Евроазиатском Еврейском Конгрессе действует Совет раввинов, которым руководит главный раввин Казахстана. Этот Совет взял на себя разработку стратегии реализации и укрепления межконфессионального диалога, а также координацию деятельности еврейских общин. Именно Евроазиатский Еврейский Конгресс стал структурой, инициировавшей развитие диалога на межконфессиональном уровне. Он обеспечивает международное еврейское представительство на всемирных съездах мировых и традиционных религий, встречи и конференции в рамках межцивилизационного, межэтнического, межконфессионального и межкультурного диалога.

Об авторитете съезда как важного мирового форума служит последовательное увеличение количества делегатов и гостей. Так, если в первом съезде приняли участие 17 религиозных лидеров, то во втором - уже 25. В их числе были 7 высокопоставленных деятелей ислама, такое же количество лидеров представляли христианство, 4 - буддизм, 2 - иудаизма, по 1-му представителю от синтоизма, даосизма, индуизма. Было и почетные гости из 26 стран Европы, Америки Азии, Африки и Ближнего Востока. Исламских лидеров представляли Верховный Имам университета "Аль-Азхар" Мухаммад Саид Тантауи (Египет), Генеральный Секретарь Всемирной Исламской Лиги шейх Абдалла бен Абдель Мохсен ат-Турки (Саудовская Аравия), Президент мусульманской организации «Джамаат-у-Шабаб-е-Ислам» Салман Аль-Хусайни Аль-Надви (Индия), член Высшего культурного Совета Ирана Али Акбар Садики Рашад, Советник Генерального Секретаря Всемирной Ассоциации Исламского Призыва Агели Фархат Альмери (Ливия), Верховный муфтий Казахстана Абсаттар кажы Дербисали. Другую мировую религию – христианство – представляли почетный Президент Папского Совета справедливости и мира Роджер Этчегерай (Ватикан), Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх Белоруссии Филарет, Патриарх Константинопольской Православной Церкви Варфоломей I (Турция), Епископ Николас Бэйнсом (Англиканская Церковь, Великобритания), Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II (Армения) и Генеральный Секретарь Лютеранской Всемирной Федерации доктор Ишмаэль Ноко. Во главе делегации третьей мировой монотеистической религии – иудаизма - стояли главный ашкеназийский раввин Израиля Иона Мецгер и главный сефардский раввин Израиля Шломо Амар. Так же достойно выглядело представительство все других представленных на съезде религий. В качестве почетных гостей в форуме приняли участие многие известные политики, главы международных организаций, государств и правительств. Широко была представлена и принимающая сторона – к участию были приглашены депутаты обеих палат парламента Республики Казахстан, члены правительства Республики Казахстан, представители Ассамблеи народов Казахстана и дипломатического корпуса, аккредитованного в Казахстане.

III Съезд лидеров мировых и традиционных религий, который состоялся 1-2 июля 2009 г., был еще более представительным. На нем были представлены делегации из 35 стран мира, вобравшие в себя все мировые и традиционные религии мира. В качестве показателя важности участия в съезде Израиля говорит тот факт, что страну на этом форуме представлял президент Шимон Перес. Выступая на открытии съезда, Н.Назарбаев сказал: "Мы очень ценим, что ваше чувство духовной заботы о мире, ваша преданность делу достижения согласия на Земле вот уже в третий раз приводит вас в Астану". Характеризуя атмосферу съезда, казахстанский политолог К.Актаев подчеркнул, что самое большое его достижение – присутствие представителей разных конфессий за одним столом. Однако не обошлось и без демонстративных жестов, на которые богаты подобные форумы. Так, в начале первого заседания съезда, когда предоставили слово почетному гостю – президенту Израиля Шимону Пересу, один из представителей иранской делегации демонстративно покинул зал. Однако этот шаг потонул в царившей на съезде атмосфере веротерпимости и взаимопонимания. Этому способствовали и дискуссии, касающиеся роли религиозных лидеров в построении мира, основой которого являются толерантность, взаимное уважение, сотрудничестве. На обсуждение секционных заседаний были вынесены темы, касавшиеся моральных и духовных ценностей, мировой этики, ведения диалога, проявления солидарности. На этом съезде Израиль сумел сделать несколько эффективных шагов, отвечающих целям форума. В своей речи президент Шимон Перес обратился к королю Саудовской Аравии Абдалле с предложением встречи, причем, где угодно - в Эр-Рияде, столице Казахстана или даже в Иерусалиме, и обсуждения мирной инициативы по решению ближневосточного кризиса, выдвинутой ранее саудовским монархом. В речи выступившего затем на съезде главного ашкеназского раввина Ионы Мецгера содержалась просьба к делегатам помочь в вопросе освобождения захваченного палестинскими боевиками израильского военнослужащего Гилада Шалита.

Проводимые в казахстанской столице съезды лидеров мировых и традиционных религий демонстрируют правильность выбора этой страны в качестве диалоговой площадки. Важно и то, что форум проходит под эгидой президента страны, который вполне подходит на роль человека, способного возглавить диалог между евреями и исламом, чтобы показать всему миру, что между евреями и мусульманами нет ненависти. По словам А.Машкевича, у Н.Назарбаева "хорошая репутация как в арабском, так и в исламском мире". Такого рода диалог может привести к тому, что "однажды исламское руководство придет к пониманию, что они должны осудить теракты". Надежду на развитие диалога дают высказывания глав делегаций. Вот что сказал шейх Абдалла Бен Абдель Мухсин ат-Турки – Генеральный секретарь всемирной Исламской Лиги: «"Наш призыв, ясный по своей направленности, сильный своими доводами и реаль¬ными посылами, встречает поддержку народов, испытавших опыт неудачных попыток утверждения мира, безопасности и стабильности на неверных основаниях, игнори¬ровавших культурное и цивилизованное многообразие, которыми жили предшеству-ющие поколения в течение долгих эпох развития человечества". Ему вторит Главный ашкеназский раввин Израиля Иона Мецгер: "Любовь и терпение, желание жить в мире, царящие вокруг этого стола переговоров, будут воплощаться в жизнь".

Начало