Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

О действиях Саудовской Аравии на сирийском направлении

Ю.Б.Щегловин

Сообщение ливанских спецслужб от 28 апреля с.г. о перехвате торгового судна, которое перевозило оружие для сирийских повстанцев, свидетельствует о том, что ряд стран рассматривают относительное перемирие в Сирии (да и весь план специального посланника ООН и ЛАГ Кофи Аннана) не более как «временную мирную передышку». Это подтверждается и спорадическими терактами, и боевыми вылазками повстанцев против представителей сирийской армии и служб безопасности. При этом отметим важный момент: указанные действия в основном проводят отряды неконтролируемые или относительно контролируемые основным организатором протестов в лице Народно-демократической партии» (НДП), которая сейчас играет ведущую роль в Сирийском национальном совете (СНС). Таким образом, основные возмутители спокойствия сейчас – это джихадисты, в составе которых имеется значительный процент «добровольцев» из Йемена, Пакистана, Саудовской Аравии. Общее количество этих отрядов оценивается примерно в 3 тыс. боевиков.

Также, безусловно, что за этими группами стоит Эр-Рияд, который сейчас интенсифицировал свои контакты по линии спецслужб с рядом стран в попытках наладить регулярные поставки оружия и боеприпасов своим сторонникам в Сирии. Мы уже говорили, что попытки втянуть в этот проект Иорданию большим успехом не увенчались: Амман всячески дистанцируется от активного участия в такого рода операциях, справедливо опасаясь «палки о двух концах». Наводнять свою страну оружием (а кто даст гарантию того, что часть оружия не осядет на иорданской территории, а теоретически свергнувшие режим Башара Асада исламисты на захотят повторить того же с королем Абдаллой) в ситуации перманентной нестабильности у себя дома под «честное слово» Эр-Рияда иорданцы опасаются. И правильно делают, поскольку между иорданской и саудовской королевскими династиями существует традиционное соперничество по вопросу их генеалогической линии от пророка Мухаммеда, а создавать у себя под боком оплот Эр-Рияда с перспективой вооружения неспокойных бедуинских племен Амман опасается. Особенно с учетом того, что часть бедуинской верхушки испытывает стойкий антагонизм к жене Абдаллы королеве Рании из-за ее палестинского происхождения. Таким образом, Эр-Рияд вынужден обратиться с подобными предложениями к Анкаре.

В этой связи саудовцами активно прорабатывается вопрос возможности создания т.н. «буферных зон». Основным носителем и сторонником этого плана является руководитель Управления общей разведки (УОР) КСА Мугрин Бен Абдулазиз. В апреле с.г. он провел ряд закрытых консультаций с международными партнерами на эту тему.

12 апреля с.г. он присутствовал на встрече саудовского короля Абдаллы с турецким премьер-министром Р.Т.Эрдоганом в Эр-Рияде. Речь шла о налаживании совместных действий по претворению в жизнь проекта создания «буферной зоны» в районе города Джиср аш-Шугур провинции Идлиб, недалеко от турецко-сирийской границы. Напомним, что именно в этом районе наиболее активно «работают» отряды джихадистов под руководством А.Хомси и именно здесь сейчас идут основные столкновения с правительственными войсками в условиях общего перемирия. Саудовская Аравия активно толкает Турцию к созданию такого «освобожденного анклава» на сирийской территории, стараясь в перспективе превратить его в оплот по распространению влияния подконтрольных ей групп повстанцев на другие районы Сирии. Анкара в данном случае должна обеспечить физическую защиту анклава, против чего решительно возражают турецкие военные. По планам М.Бен Абдулазиза в случае успешного претворения этого проекта, повстанцы смогут очень быстро перерезать основные транспортные коммуникации в этой части Сирии и довольно быстро захватить Алеппо. Этот город является пока в целом лояльным к сирийскому режиму, в связи с чем рассматривается руководителем саудовской разведки как «ключевое звено» в свержении Башара Асада. По оценке саудовцев, создание такого анклава является основным условием начала массовой экспансии джихадистов из стран Ближнего Востока «на сирийский фронт». Аналогичную деятельность исключительно с задействованием тыловых баз в Ливане и Турции осуществлять представляется затруднительным.

Начальник генерального штаба турецкой армии генерал Неджет Озал категорически возражает против такой саудовской инициативы, выдвигая в качестве аргумента тезис об активизации поддержки, при таком сценарии, курдских сепаратистов со стороны Дамаска. Это в свою очередь вызовет вспышку террористических актов и вооруженных выступлений курдов внутри Турции. Турецкий генштаб в этой связи твердо дал понять, что вторжение турецких войск на территорию Сирии реально только при условии военной интервенции блока НАТО, членом которого является Турция. В этом случае «буферная зона» будет создана в районе между городами Аль-Рагга и Алеппо. Важным аргументом здесь является тот факт, что в данном регионе, в отличие от саудовского варианта, нет компактных районов проживания курдского населения.

21 апреля с.г. М.Бен Абдулазиз обсуждал в присутствии короля Абдаллы тему поставок оружия сирийским повстанцам через ливанскую территорию с бывшим премьер-министром Ливана и лидером ливанских суннитов Саадом Харири. Собственно захват корабля с оружием, о котором мы говорили вначале, и есть отголосок этих разговоров. Эр-Рияд таким образом, пытается через сторонников С.Харири усилить свое влияние в Ливане с прицелом именно на сирийское направление. На консультациях также шла речь и о финансовой поддержке и структурировании сирийских суннитских беженцев в Ливане и создания на их базе неких салафитских групп с перспективой переброски в Сирию. Последние уже успели себя проявить во время недавних столкновений с алавитами в североливанском городеТриполи.

Таким образом, речь в настоящее время идет о неких усилиях Саудовской Аравии по созданию регулярных каналов снабжения оружием и боеприпасами лояльных Эр-Риаду групп повстанцев в Сирии через турецкую и ливанскую территории.

Начало