Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (23-29 апреля 2012 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии, Египте и Иордании. В Сирии противники режима и правительственные силы повсеместно нарушают договоренность о пре-кращении огня. Высшая комиссия по президентским выборам в Египте опубликовала окончательный список из 13 кандидатов на пост главы государства. 26 апреля король Иордании Абдалла II отправил в отставку правительство А. аль-Хасауна.

Обстановка в Сирии продолжает оставаться очень сложной. Вооруженная оппозиция и правительственные силы систематически нарушают условия перемирия. На минувшей неделе столкновения между ними происходили в северо-западной провинции Идлиб, в районе городов Дамаск, Хомс, Хама и в ряде других мест. Боевики активно используют тактику террора. Из Дамаска, Алеппо и других мест поступают сообщения о покушениях и расправах над офицерами сирийской армии и сотрудниками силовых структур, общественными деятелями из числа сторонников прави-тельства или теми, кто отвергает сотрудничество с исламскими экстремистами. Власти связывают не прекращающееся насилие с попытками непримиримой оппозиции сорвать развертывание в САР миссии на-блюдателей ООН. Ливанские военные 28 апреля захватили судно, на котором находилось оружие и боеприпасы (до 150 тонн), направлявшиеся из Ливии для сирийских мятежников. В то же время в Дамаске сообщили, что свыше 700 участников незаконных вооруженных формирований добровольно сложили оружие.

Глава МИД России С. Лавров заявил 27 апреля, что «установлению перемирия в Сирии мешают провокации, устраиваемые вооруженными оппозиционными группами». В МИД РФ считают, что «террористы, действующие в Сирии, должны получить решительный отпор, а все внутренние и внешние стороны не допускать никакой их поддержки». В то же время генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун обвинил правительство САР в несоблюдении плана мирного урегулирования в стране и выразил «серьезную тревогу» в связи с сообщениями о непрекращающихся артиллерийских обстрелах сирийских городов и присутствием в населенных пунктах военнослужащих и тяжелой техники, зафиксированном на-блюдателями ООН.

Продолжается развертывание в Сирии миссии наблюдателей ООН, пер-вые посты которой развернуты в Хомсе, Хаме, Деръа и в окрестностях Дамаска. Главой миссии назначен норвежский генерал Р. Моод, который 29 апреля прибыл в Дамаск. Спецпредставитель ООН и ЛАГ по урегулированию в Сирии К. Аннан считает, что его миссии «в оценке ситуации продолжает мешать отсутствие проверенной информации». Вместе с тем, К. Аннан убежден, что присутствие даже ограниченного числа наблюдателей в Сирии уже сыграло положительную роль.

Не снижается региональная и международная активность вокруг собы-тий в Сирии. 26 апреля министры иностранных дел стран-членов ЛАГ обсу-дили в Каире ситуацию в САР, поддержав миссию К. Аннана и призвав си-рийские власти в полной мере выполнить план урегулирования, одобренный международным сообществом, а всех участников конфликта - прекратить любые вооруженные действия и нарушения прав человека. Арабские мини-стры высказались за ускорение развертывания миссии наблюдателей в САР. Китай подтвердил свою позицию категорического неприятия внешнего вме-шательства в дела Сирии для смены власти в этой стране. США по-прежнему намерены добиваться отстранения от власти президента САР Б. Асада. Ми-нистр иностранных дел Франции А. Жюппе заявил о возможности рассмот-рения в Совбезе ООН вопроса об использовании военной силы в Сирии в случае провала нынешнего плана мирного урегулирования конфликта. Пре-мьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган предупредил, что Анкара использует ме-ханизмы НАТО в случае повторного нарушения турецкой границы Сирией и прибегнет к использованию 5-й статьи устава НАТО, касающейся нападения на одного из членов альянса, отметив: «Но, я надеюсь, до этого не дойдет». В Москве на минувшей неделе состоялись встречи российских представителей с делегацией одной из фракций сирийской оппозиции - Народного фронта за свободу и перемены. Сирийская делегация назвал их «весьма успешными».

26 апреля Высшая комиссия по президентским выборам в Египте офи-циально объявила, что к предстоящим 23-24 мая выборам нового главы госу-дарства допущены 13 из 23 кандидатов, претендовавших на этот пост. Бук-вально в последний момент к участию в президентской гонке был допущен А. Шафик – последний премьер-министр режима Х. Мубарака. Ранее, 24 апреля правящий в АРЕ Высший военный совет (ВВС) утвердил принятый пар-ламентом закон о политической изоляции сроком на 10 лет бывших высоко-поставленных государственных и партийных чиновников прежней власти. Однако А. Шафик успел зарегистрироваться кандидатом в президенты до публикации этого закона в СМИ. Также Народное собрание (нижняя плата парламента) вынесла вотум недоверия действующему правительству К. аль-Ганзури, так как его деятельность является «слабой и не отвечающей требо-ваниям египетского общества». Вместе с тем, по действующему в АРЕ зако-нодательству правом отставки кабинета министров обладает ВВС. В знак протеста против отказа правительства уйти в отставку Народное собрание 29 апреля приостановило свою работу до 6 мая.

В Каире 28 апреля произошли массовые беспорядки, вызванные столк-новениями между сторонниками отстраненного от участия в президентских выборах лидера консервативной исламистской партии «Ан-Нур» Х. Абу Ис-маилом и его противниками. Ранения получили ранения 90 человек.

28 апреля Саудовская Аравия отозвала своего посла из Египта «для консультаций». Также были закрыты саудовское посольство в Каире и кон-сульства в Александрии и Суэце. Руководство КСА пошло на это после того, как в Каире прошли акции протеста, в ходе которых была предпринята по-пытка взять саудовское посольство штурмом. Причиной выступлений стал арест в КСА известного египетского адвоката и правозащитника А. аль-Гезави, которого власти королевства обвинили в оскорблении саудовской монархии. Каир и Эр-Рияд провели консультации на высшем уровне для нормализации двусторонних отношений. 29 апреля Каир принес Эр-Рияду официальные извинения в связи с инцидентом у посольства КСА в АРЕ.

26 апреля король Иордании Абдалла II отправил в отставку правитель-ство А. аль-Хасауна, обвинив его «в медленном проведении реформ» и не-способности разработать необходимую законодательную базу для организа-ции парламентских выборов в этом году. Новым премьер-министром страны назначен Ф. ат-Тарауна, который в конце 1990-х гг. уже возглавлял прави-тельство и королевскую канцелярию. Абдалла II потребовал от Ф. ат-Тарауна в кратчайшие сроки разработать законы о политических партиях, конститу-ционном суде и выборах, с тем, чтобы провести парламентские выборы до конца 2012 г. По оценке экспертов, отставка А. аль-Хасауна и формирование четвертого за последние 15 месяцев правительства свидетельствует о серьез-ных разногласиях в высших эшелонах власти страны по программе реформ. В то же время оппозиция требует восстановления в Иордании конституционной монархии, выборности премьера и отчетности кабинета перед парламентом. Так, исламисты из Фронта исламского действия заявили о начале в стране нового витка политической борьбы, подчеркнув, что «только избранное народом правительство способно осуществить реформы, которые отвечают его чаяниям». 28 апреля в Аммане прошла демонстрация, участники которой критиковали назначение на пост главы правительства Ф. ат-Тарауна.

Сохраняется напряженность между Суданом и Южным Суданом. На границе между двумя странами продолжаются вооруженные столкновения. В Совбезе ООН по инициативе США рассматривается проект резолюции, пре-дусматривающий введение санкций против Хартума и Джубы в случае, если они не прекратят вооруженный конфликт. В то же время Судан отверг уча-стие Совбеза ООН в урегулировании конфликта с Южным Суданом. Китай и США намерены направить своих спецпосланников для урегулирования от-ношений между Хартумом и Джубой. Сообщается, что по итогам визита в КНР южносуданского президента С. Киира Пекин согласился предоставить Джубе 8 млрд долларов для реализации инфраструктурных проектов. Прези-дент Судана О. аль-Башир 29 апреля ввел режим чрезвычайного положения в ряде провинций, граничащих с Южным Суданом. В Джубе же сообщили о готовности к немедленному прекращению боевых действий с Суданом.

27 апреля глава правящего в Ливии Переходного национального совета (ПНС) М. А. Джалиль опроверг информацию об отставке временного пра-вительства страны во главе с А. Р. аль-Кибом, хотя и признал, что «многие в ПНС хотят отставки этого кабинета». По словам М. А. Джалиля, нынешнее правительство должно обеспечить проведение назначенных на июнь выборов в Национальную ассамблею.

Около 70 тыс. бывших ливийских повстанцев интегрированы в систему МВД страны. Они будут «противостоять преступности, заниматься защитой стратегических объектов, посольств и дипломатических представительств». Тем не менее, одной из важнейших задач властей остается разоружение насе-ления. В настоящее время в руках ливийцев находится до 250 тыс. единиц оружия, а примерно 200000 тыс. человек остаются в составе неправительст-венных вооруженных формирований.

ПНС Ливии 24 апреля одобрил законопроект о политических партиях. Согласно этому документу, партии не должны создаваться на религиозных, племенных или региональных принципах, а также не могут являться отделе-нием иностранной партии или финансироваться из-за рубежа. Для формиро-вания партийного объединения требуется не менее 250 участников.

25 апреля Пакистан провел успешное испытание баллистической ра-кеты средней дельности «Шахид 1А», которая способна нести ядерный заряд на дальность до 3000 км. Запуск ракеты стал ответом на испытательный пуск индийской межконтинентальной баллистической ракеты «Агни-5».

Прошедшие на минувшей неделе в Исламабаде переговоры между Па-кистаном и США оказались безрезультатными. Сторонам не удалось выйти из тупика в двусторонних отношениях. Исламабад требует от Вашингтона принесения официальных извинений за гибель пакистанских солдат в резуль-тате атаки американской авиации в ноябре 2011 г., а США отказываются пойти на этот шаг. При этом Пакистан не намерен открыть транспортные пути для грузов, предназначенных войскам НАТО в Афганистане, пока не получит извинений, США же в свою очередь решили заморозить предоставление Пакистану военной помощи на сумму 3 млрд долларов. В американской администрации сообщили, что невелики шансы на то, что конфликт с Исла-мабадом удастся разрешить в ближайшем будущем.

США сохранят военное присутствие в Афганистане после 2014 г., зая-вил 23 апреля министр обороны США Л. Панетта. По мнению главы МИД России С. Лаврова, силы безопасности Афганистана пока не способны сами обеспечивать безопасность в стране, а поэтому вывод войск международной коалиции из этой страны в 2014 г. «должен быть соразмерен реальной ситуа-ции в сфере безопасности, способности афганских силовых структур контро-лировать обстановку в своей собственной стране».

28 апреля в Эрбиле – административном центре курдского автономного региона – завершилось совещание ведущих политиков Ирака: президента страны Дж. Талабани, спикера парламента У. ан-Нуджейфи, главы курдской автономии М. Барзани, лидера главного оппозиционного блока «Аль-Иракия» А. Алауи и радикального шиитского лидера М. ас-Садра. Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики в Эрбиль не приехал. Участники встречи призвали «привести в действие механизмы», которые могут вывести Ирак из состояния нестабильности и прекратить затянувшийся политический кризис, «угрожающий национальным интересам». Отметим, что участники совещания не выдвинули прямого требования об отставке Н. аль-Малики, хотя сам факт проведения столь авторитетной встречи без присутствия главы кабинета министров стал еще одним свидетельством роста недовольства его политикой и усиления давления на правительство со стороны большинства ведущих политических сил Ирака.

Приложение

О некоторых особенностях оманско-иранских отношений

Внешнеполитический курс Омана характеризуется прагматизмом, гиб-костью и осторожностью, стремлением поддерживать сбалансированные от-ношения со всеми странами региона. Руководство Султаната тщательно ана-лизирует возможные последствия того или иного шага на региональной и международной арене. В Маскате предпочитают, по возможности, не вмеши-ваться в региональные и межарабские разногласия, выступают за урегулиро-вание конфликтов мирными средствами, заинтересованы в обеспечении внешней стабильности для упрочения положения правящего монархического режима и проведения внутренних реформ. Именно на основе этих принципов оманское руководство строит свои отношения с Ираном.

Оманско-иранские связи имеют давние исторические корни, обуслов-ленные как географической близостью двух стран, так и кровно-родственными связями племен, проживающих на берегах Персидского залива. Важную роль в сближении соседних государств играет их геостратегическое положение, позволяющие им контролировать проход через Ормузский пролив - водный коридор, через который проходит основная часть экспорта нефти из стран Персидского залива. Существенным фактором является и то, что, в отличие от других аравийских монархий, оманско-иранские отношения не осложняет шиитский фактор, так как в Султанате не имеется крупной ши-итской общины, которая к тому же не испытывает таких притеснений, как их единоверцы в Бахрейне. К тому же ибадизм – течение в исламе, которое ис-поведует большинство жителей Омана, считается более близким к шиизму, чем к суннизму.

Оман в течение длительного времени поддерживает стабильные отно-шения с ИРИ, а иранское направление по праву считается одним из приори-тетных оманской внешней политики, причем, по оценке американских экс-пертов, Султанат «наиболее близок и наименее критичен» по отношению к Тегерану из всех аравийских монархий, что зачастую вызывает недовольство последних.

В Маскате признают огромный стратегический и политический вес Ирана в регионе Персидского залива и на Ближнем Востоке в целом, обу-словленный его стратегическим положением, численностью населения, эко-номическим и военным потенциалом. В значительной степени особый курс Омана в отношении ИРИ проистекает из стремления Маската иметь в лице Тегерана противовес курсу Саудовской Аравии на утверждение своего без-условного лидерства в ССАГПЗ и сохранить самостоятельность националь-ной внешней политики.

В то же время Султанат постоянно поддерживает общие критические высказывания в адрес иранской политики, которые содержатся в документах ССАГПЗ, а имеющиеся военно-политические обязательства Омана в рамках Совета Сотрудничества накладывают ограничения на его отношения с Ис-ламской республикой. Так, оманское руководство при формировании поли-тического курса в отношении Ирана принимает во внимание потенциальную враждебность к аравийским монархиям режима, существующего в Иране с 1979 г., сохраняющиеся между ИРИ и странами, входящими в ССАГПЗ, по-литические, территориально-пограничные и другие разногласия, а также до-говорные обязательства Султаната в рамках ССАГПЗ. В частности, Оман поддерживает ОАЭ в споре о принадлежности трех островов в Персидском заливе.

Проводимый Оманом внешнеполитический курс, лояльность в отно-шении ИРИ находят понимание в Тегеране. Иран всячески стремится внушить Оману идею «исторической миссии» Ирана в качестве гаранта региональной безопасности и стабильности. Развитие разносторонних отношений с Султанатом является составной частью иранской установки на укрепление своих позиций в зоне Персидского залива не через региональных «тяжелове-сов» (Саудовская Аравия и ОАЭ), с которыми у ИРИ имеются очень серьез-ные разногласия, а через страны, демонстрирующие свое желание поддержи-вать добрососедские отношения с Тегераном. В любом случае, Тегеран умело использует Оман в своих интересах, внося разлад в ряды аравийских против-ников ИРИ, а пример отношений с Маскатом наглядно демонстрирует гиб-кость иранских подходов в отношениях со своими соседями.

Динамично развиваются политические связи между двумя государст-вами. Маскат и Тегеран регулярно консультируются по ситуации в зоне Пер-сидского залива и различным международным проблемам. Оман и Иран по-стоянно подчеркивают важность развития двустороннего политического со-трудничества для поддержания мира и стабильности в регионе, прежде всего, в зоне Персидского залива и Ормузского пролива. Большое значение для уп-рочения двусторонних отношений имел визит султана Омана Кабуса в Иран в 2009 г. – первый после исламской революции в этой стране в 1979 г. Под-черкнем, что визит проходил в дни инаугурации иранского президента М. Ахмадинежада после его повторного избрания на этот пост, что фактически означало признание Оманом законности прошедшего в Исламской республи-ке голосования, итоги которого вызвали серьезные сомнения на Западе, а в самом Иране привели к массовым протестным выступлениям оппозиционных сил.

Оман признает право Ирана на мирное использование атомной энергии, но не одобряет предполагаемые намерения Тегерана по созданию ядерного оружия. В Маскате выступают за политическое урегулирование иранской ядерной проблемы, против ее силового решения. Оман считает, что возможная военная операция США против ИРИ приведет к дестабилизации обстановки в регионе Персидского залива и на Ближнем Востоке в целом. Здесь же отметим, что, предоставляя свою территорию и объекты военной инфраструктуры для использования вооруженными силами США и Велико-британии, оманское руководство заявляет, что не допустит того, чтобы эти страны использовали территорию Султаната в качестве плацдарма для воз-можного нанесения ударов по Ирану. Глава МИД Омана Ю. бен Алави от-крыто выступил против присутствия иностранных военных флотов в Персид-ском и Оманском заливах, что совпадает с иранской позицией по данному вопросу.

Поддержание хороших отношений с Ираном не мешает Оману разви-вать партнерские отношения с Соединенными Штатами. Причем эксперты полагают, что Маскату удается умело балансировать между интересами Ва-шингтона и Тегерана. Оман неоднократно выступал в роли посредника между ИРИ и США. Вашингтон, учитывая важность Омана как военно-политического партнера в регионе, открыто не критикует его отношения с Ираном.

Оман и Иран подписали в 2010 г. соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности, а в 2012 г. – соглашение о сотрудничестве ВМС двух стран в Ормузском проливе и прилегающих акваториях. В 2011 г. были проведены первые совместные учения флотов двух государств. Вместе с тем, нет осно-ваний говорить о полноценном оманско-иранском военном сотрудничестве – Султанат остается верен союзническим обязательствам в рамках ССАГПЗ. К тому же следует отметить, что, поддерживая дружественные, добрососедские отношения с Ираном, руководство Омана «чувствует» угрозу со стороны Те-герана, опасается наращивания иранской военной мощи.

В 2011 г. Оман одобрил ввод войск аравийских монархий (Саудовской Аравии, ОАЭ и Кувейта) в Бахрейн для оказания помощи правящему режиму этой страны в подавлении массовых протестных выступлений местной шиит-ской оппозиции, хотя сам и не стал участвовать в этой акции, которая вызвала резкое осуждение Тегерана.

Успешно развиваются оманско-иранские торгово-экономические связи. За последние два года заметно вырос торговый оборот между двумя страна-ми. Так, только иранский экспорт в Оман вырос за это время на 40 процентов. Многие иранские компании самого различного профиля работают в Сул-танате, пользуясь особой поддержкой местного правительства, и предлагают, по признанию оманских властей, «хорошие услуги». Иран планируют начать экспорт природного газа в Оман по подводному трубопроводу. Имеются со-вместные проекты освоения нефтяных месторождений.

Отдельно следует сказать о контрабандной торговле, которая является для Ирана важным источником нелегального поступления товаров, запре-щенных к ввозу в страну международными санкциями, причем в Маскате «закрывают глаза» на поток контрабанды, идущий из оманского полуострова Мусандам через Ормузский пролив в ИРИ.

В целом оманско-иранские отношения имеют значительный не исполь-зованный потенциал для дальнейшего развития. Маскат, как видится, будет и далее стремиться развивать разносторонние связи с Исламской республикой на основе добрососедства и взаимной выгоды, рассматривая ее в качестве важного политического и экономического партнера. Тегеран также выступает за расширение сотрудничества с Оманом.

Начало