Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Новый план для Сирии?

Владимир Ахмедов

Проблематика «мягкого» устранения президента Сирии Башара Асада от власти не раз поднималась рядом политологов и экспертов. Многие уже писали о желательности такого пути разрешения сирийского кризиса, по возможности «не конфронтационной» и «бескровной» смены власти в Сирии в интересах скорейшего прекращения братоубийственной войны, недопущения раскола страны и воцарения хаоса в регионе. К тому же по убеждению автора именно такой путь, предусматривающий временный переход власти в руки сирийских военных мог бы наилучшим образом гарантировать сохранение российских интересов в Сирии, прежде всего с точки зрения обеспечения военно-технического сотрудничества и договоренностей в нефтегазовой области. Однако в силу ряда объективных и субъективных факторов такой сценарий пока не реализовался.

Однако, за прошедший период ситуация в Сирии и вокруг нее драматически изменилась, и в оппозиционном сирийском движении возникла новая реальность, которая стала диктовать свои правила игры. Игры, результат которой сегодня очень сложно предсказать как для самой Сирии, так и региона, в целом.

На днях в ряде арабских СМИ и социальных сетях появилась информация следующего характера. По данным нескольких авторитетных арабских и иранских источников, ведущие международные и региональные игроки на поле сирийского конфликта ведут сегодня в обстановке «секретности» и формате мобильной «контактной группы» в составе США, ЕС, России, Китая, Турции, Ирана, КСА, Египта интенсивные переговоры по выработке совместного плана для «мирного» урегулирования сирийского кризиса политическим путем. Сами эти переговоры стали возможны только после того, как Россия и Иран убедились в том, что Асада и его режим сохранить у власти им не удастся. Единственным вариантом спасения режима Асада может стать прямое военное вмешательство, на которое ни Иран, ни Россия, скорее всего не решаться. С другой стороны, переход власти в САР в руки военных (на время) может гарантировать (более или менее) сохранность российских и иранских интересов в новой Сирии.

Суть этого плана заключается в том чтобы, во-первых; обеспечить Асаду, его семье, ближайшему родственному окружению «безопасный коридор» выхода из Сирии, с тем, чтобы он «безболезненно» мог оставить власть. Во-вторых; на переходный период власть в стране переходит в руки «единой боеспособной военной организации». Она подвергается серьезной кадровой реформе. В ее состав войдет ряд бывших руководителей армии и сирийских спецслужб, чьи «руки не обагрены кровью невинных». В ее состав также включаются солдаты и офицеры из тех вооруженных отрядов, который вошли в состав Сирийской свободной армии (СС)А и подчинились единому военному командованию повстанцев. Таким образом, отсекаются вооруженные отряды «исламистов», который действуют, как правило, автономно, что хорош видно на примере боев в Халебе (Алеппо) и Идлибе.

Указанный вариант сирийского урегулирования, якобы, поддержан Ираном и ливанской «Хизбаллой». В последние несколько недель иранские представители провели серию контактов со своими турецкими, саудовскими и египетскими коллегами, особенно по линии спецслужб. Аналогичную активность проявили и представители боевых подразделений «Хизболлы» в Ливане. Полагают, что руководители ИРИ и «Хизбаллы» заручились некоторыми гарантиями того, что новые власти Сирии, при поддержке Анкары и Эр-Рияда не будут разрывать с ними отношения и ставить задачу уничтожения так называемой «оси сопротивления».

Что же касается США и ряда стран Западной Европы, то Вашингтон уже давно выступал за подобный вариант в различных его модификациях. К тому же в случае его осуществления американский президент Барак Обама будет избавлен от необходимости принимать «трудные» решения (чреватые роковыми ошибками) в условиях начинающейся президентской гонки. При этом сильная и боеспособная новая сирийская армия может сохранить порядок на Голанах и не допустить захвата оружия, в том числе химического, радикальными воинствующими «исламистами», что чрезвычайно важно для Израиля и безопасности его границ.

По тем же данным, несколько эмиссаров из Москвы и Тегерана в качестве представителей этой группы в июле - августе провели закрытые консультации с Башаром Асадом и новым спецпредставителем ООН и ЛАГ Лахдаром Брахими по этому вопросу. Брахими недавно ясно дал понять, что видит ближайшее будущее Сирии скорее всего без Асада, а власть временно должна находится в руках военных. Как полагают, Асад также заявил, что он в принципе согласен с этим планом и не держится за власть. Однако сирийский президент попросил время, чтобы окончательно «расправиться с террористами», которым, как он выразился, он «не хочет оставлять страну». Якобы, российские и иранские представители убедили остальных дать Асаду еще немного времени «очистить страну от террористов». Однако, происходившие в июле-августе 2012 года бои в Дамаске, Халебе (Алеппо), Идлибе, Дейр эз-Зоре, Деръа, других городах и районах показали, что Асад стремится сорвать согласованный ранее с ним план и создать ситуацию, в которой этот план не смог бы сработать, а именно; полностью расколоть армию и народ и восстановить их друг против друга в контексте конфессиональной и этнической вражды, надеясь таким образом получить шанс на создание «алавитского анклава» на Средиземноморском побережье Сирии, который как он надеется, может быть поддержан Россией и Ираном. Это отрицательно сказалось на отношении к Асаду со стороны России я Ирана, которые сегодня все больше делают упор в поддержке сирийского режима на чисто морально-политические аспекты, отказываясь от военной помощи.

Таким образом, призрак военного переворота вновь замаячил перед Асадом с новой силой. Тем более что Асад хорошо знает, что он и его близкие в любой момент могут укрыться в одном из небольших арабских государств Персидского залива, руководители которого привыкли держать ранее данное слово.

Начало