Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (23-29 января 2012 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связа-ны с Сирией и Ираном. Сирийское правительство отвергло план Лиги арабских государств по урегулированию конфликта в стране, а 28 января ЛАГ приостановила деятельность миссии своих наблюдателей в САР. Страны Евросоюза 23 января договорились о введении эмбарго на импорт нефти и нефтепродуктов из Ирана.

Обстановка в Сирии и вокруг нее продолжает оставаться очень сложной и напряженной. В различных районах страны происходят боестолкновения правительственной армии и сил безопасности с вооруженными мятежниками. Одновременно внешние силы во главе с Саудовской Аравией и Катаром всячески пытаются навязать сирийскому руководству ультимативные условия урегулирования конфликта в стране.

Основными районами вооруженного противостояния в Сирии по-прежнему остаются центральные провинции Хомс и Хама, северо-западная провинция Идлиб, южная провинция Деръа. Однако в последнее время наиболее масштабное и ожесточенное вооруженное противостояние имеет место в районах прилегающих к Дамаску. Кроме того, боевики антиправи-тельственных группировок продолжают совершать теракты, в т. ч. на экономических объектах, похищения людей, убийства сторонников правящего режима. Растет число жертв вооруженного насилия. Власти и оппозиция проводят в различных городах страны демонстрации своих сторонников.

23 января официальный Дамаск отклонил план ЛАГ по урегулирова-нию сирийского конфликта, заявив, что он представляет собой грубое вме-шательство во внутренние дела САР. Напомним, что инициатива Лиги предусматривает, в частности, фактическую отставку президента Сирии Б. Асада и передачу власти вице-президенту «для сотрудничества с переходным правительством». Аравийские монархии, инициировавшие принятие этого документа, опубликовали 24 января совместное заявление, в котором призывали Совет Безопасности ООН и исламские государства «заставить Сирию выполнять арабский план». Также аравийские монархии отозвали своих представителей из миссии наблюдателей ЛАГ в САР. Сообщается, что Саудовская Аравия и Катар договорились о совместном финансировании сирийских мятежников. Более того, Эр-Рияд собирается признать оппозиционный Сирийский национальный совет «официальным представителем сирийского народа». Ожидается, что примеру КСА могут последовать остальные страны-члены ССАГПЗ. 28 января ЛАГ заявила о приостановке деятельности миссии своих наблюдателей в САР в связи с усилением нестабильности в стране. В Дамаске негативно отнеслись к этому решению. Свою озабоченность данным шагом выразила Россия, призвавшая к увеличению числа арабских наблюдателей в Сирии.

На минувшей неделе в Совете Безопасности ООН прошло предвари-тельное обсуждение проекта резолюции по обстановке в Сирии, предложенного Марокко. Этот документ в значительной степени повторяет арабский план урегулирования в САР. Россия заявила, что не готова принять условия марокканского проекта, но не возражает «обсуждать этот вопрос дальше». В частности, Москва ведет переговоры с ЛАГ по ситуации в Сирии. При этом наша страна выступает против введения санкций против САР и «не считает возможным требовать отставки Асада, т. к. это станет навязыванием исхода политического диалога в Сирии». Кроме того, Россия выступает против военного вмешательства в САР и приложит все усилия для того, чтобы «поставить заслон» созданию бесполетной зоны над этой страной, считает, что «внешние игроки» должны способствовать мирному урегулированию кризиса. Тем временем ЛАГ и страны Запада продолжают настаивать на принятии жесткой резолюции с осуждением руководства Сирии.

Напряженная ситуация сохраняется вокруг Ирана. 23 января страны Евросоюза одобрили введение эмбарго на импорт нефти и продуктов нефтехимии из ИРИ. Также принято решение о запрете экспорта в Иран оборудования и технологий для нефтяной отрасли и замораживании европейских активов иранского Центрального банка. Эмбарго предполагает немедленный запрет на закупку сырой нефти из ИРИ, но обязанности по уже действующим контрактам должны быть выполнены до 1 июля. Вместе с тем, многие эксперты считают, что введение европейского эмбарго на импорт нефти не станет катастрофой для Ирана. Ведь главные потребители иранской нефти – Китай и Япония, а также Индия и Турция не присоединились к санкциям. К тому же Турция заявила, что не позволит использовать свою территорию для нанесения военных ударов по ИРИ.

Усиливается военно-политическое давление на Иран. Так, США направляют в зону Персидского залива еще одну, третью по счету, авианосную ударную группу. Президент США Б. Обама 24 января вновь заявил, что Вашингтон не допустит появления у Ирана ядерного оружия, не исключив при этом никаких вариантов действий для того, чтобы помещать Тегерану его заполучить. В то же время США не исключают возможности дипломатического урегулирования иранской ядерной проблемы, что, по словам главы Белого дома, «является более предпочтительным» вариантом развития событий». Великобритания, Германия и Франция заявили о готовности вести с Ираном переговоры по его ядерной программе, однако настаивают на том, чтобы Тегеран приостановил реализацию программы и выполнил все свои международные обязательства. В ответ президент ИРИ М. Ахмадинежад подтвердил готовность Тегерана к переговорам с мировыми державами по ядерной программе, отметив, что западные санкции в отношении Ирана не заставят его идти на уступки. 29 января в Иран прибыли представители МАГАТЭ, которые намерены обсудить с властями страны вопросы по ядерной программе ИРИ, вызывающие опасения у международного сообщества.

25 января в Египте было отменено действие режима чрезвычайного положения, введенного в 1981 г. В то же время власти заявили, что режим ЧП будет применяться в районах, где зафиксированы случаи бандитизма. На прошедшем 23 января на первом после выборов заседании Народного собрания (нижней палаты парламента) ее спикером был избран генеральный секретарь исламистской Партии свободы и справедливости М. аль-Кататни. Одновременно правящий в АРЕ Высший совет Вооруженных сил заявил о передаче Народному собранию законодательный полномочий. 29 января в стране начались выборы депутатов Консультативного совета (верхней палаты парламента). Они пройдут в два этапа и завершатся 22 февраля. Отмечается крайне низкая явка избирателей. Тем временем в Каире в дни празднования первой годовщины свержения режима Х. Мубарака прошли массовые мани-фестации молодежных организаций с требованием немедленной отставки военного режима и передачи власти гражданскому правительству. Также в Каире происходили столкновения между сторонниками «Братьев-мусульман» и их противниками, выступающими за светское государство в Египте.

На минувшей неделе вооруженные силы АРЕ начали крупнейшее за последние годы учение «Наср-6», в котором участвуют соединения и части сухопутных войск, ВВС и ПВО. Отрабатываются вопросы отражения внезапного израильского удара на Синае.

28 января правящий в Ливии Переходный национальный совет (ПНС) одобрил закон о выборах в Конституционную ассамблею страны. Она будет состоять из 200 депутатов, из которых 134 человека изберут по спискам партийных групп, а 64 человека – как независимых кандидатов. В законе отсутствует имевшаяся в проекте документа 10-процентная квота для женщин.

Между тем обстановка в Ливии остается сложной. Вооруженные отряды сторонников погибшего ливийского лидера М. Каддафи захватили г. Бани-Валид. Несмотря на соглашение с властями о мирном урегулировании ситуации, переброшенные к городу военные силы, верные ПНС, готовятся к его штурму. В Ливии продолжает иметь место бесконтрольное распространение оружия, действуют многочисленные вооруженные отряды «революционеров», которые не подчиняются центральной власти и провоцируют столкновения в столице и других городах.

Продолжается спор между Суданом и Южным Суданом по вопросу оплаты транзита южносуданской нефти через суданскую территорию. Республика Южный Судан (РЮС) подала в суд на Судан за кражу нефти, приостановила добычу нефти в стране, заявив, что возобновит ее только после заключения с Хартумом всеобъемлющего соглашения, в которое помимо проблем, связанных с нефтью, войдут также вопросы безопасности на границе между двумя государствами и принадлежности спорного пограничного района Абьей. Напомним, что доходы от продажи нефти составляют 98 процентов бюджета правительства в Джубе. На прошедшей неделе РЮС и Кения подписали меморандум о взаимопонимании о строительстве нефтепровода от южносуданских нефтяных месторождений до кенийского порта Ламу. По оценке экспертов, строительство этого нефтепровода займет не менее трех лет. Тем временем 29 января суданские власти разрешили танкеру с южносуданской нефтью покинуть Порт-Судан.

Президент США Б. Обама заявил 24 января, что к концу лета текущего года из Афганистана будут выведены еще 23 тыс. американских военнослужащих. К настоящему времени эту страну покинули 10 тыс. военных США. На минувшей неделе американское командование передало афганской армии и полиции ответственность за обеспечение безопасности в ряде ключевых районов провинции Нангархар на юго-востоке страны. Также сообщается, что представители США и афганского радикального исламистского движения «Талибан» начали мирные переговоры в Катаре. Президент Франции Н. Саркози сообщил 27 января, что французские войска будут выведены из Афганистана в 2013 г., а Великобритания заявила, что намерена сделать это годом позже.

МИД Турции выступил с резким осуждением решения сената Фран-ции, который 23 января одобрил законопроект о введении уголовной ответственности за отрицание геноцида армян в Османской империи в годы Первой мировой войны. В Анкаре пообещали предпринять все необходимые меры для противодействия данному решению. В частности, турецкое правительство рассматривает возможность снижения статуса дипломатических отношений с Францией.

Безрезультатно завершилась очередная попытка возобновления палестино-израильских мирных переговоров. 25 января глава Палестинской национальной администрации М. Аббас заявил, что не намерен продолжать консультации с Израилем по данному вопросу. По утверждению главы ПНА, состоявшиеся недавно в Аммане встречи с представителями Израиля не принесли ничего нового, и израильская сторона по-прежнему отказывается отвечать на вопрос о будущих границах между Палестиной и Израилем.

Иордания и радикальное исламистское палестинское движение ХА-МАС возобновляют официальные отношения после почти 13-летнего пере-рыва. Глава движения Х. Машаль посетил 29 января Амман, где провел переговоры с королем Абдаллой II. Вместе с тем, в Аммане дали понять, что не позволят руководству ХАМАС вернуться в Иорданию на постоянной основе.

Левые партии и общественные движения Туниса провели 28 января в столице страны «Марш в защиту свобод и демократии», чтобы выразить протест усилению после революции 2011 г. религиозных экстремистских тенденций. Организаторы манифестации подчеркнули недопустимость «роста физической и вербальной агрессии в отношении граждан со стороны тунисских салафитов, распространения религиозными фундаменталистами ненависти и насилия». Кроме того, тунисские оппозиционеры осудили правительство за непринятие мер в отношении этой «опасной тенденции».

В Ираке оппозиционный блок «Аль-Иракия» 29 января принял решение прекратить бойкот заседаний парламента, начатый им в декабре 2011 г. Как было заявлено, данное это решение является «жестом доброй воли» накануне переговоров между суннитскими, шиитскими и курдскими политическими партиями, призванными урегулировать затяжной политический кризис в стране. В тоже время министры от блока, входящие в коалиционное правительство, продолжат бойкот его заседаний.

Приложение

О роли ливанской армии в стране

В условиях сохраняющейся в стране на протяжении длительного времени сложной политической ситуации ливанская армия (59,1 тыс. человек) представляет собой «наиболее эффективный и представительный национальный институт», самую организованную и стабильную государственную структуру, которая выступает одним из главных гарантов конституционного строя, обеспечивая внутреннюю стабильность.

Исторически сложилось так, что ливанские ВС преимущественно ре-шали задачи внутреннего характера. И в настоящее время основной задачей армии продолжает оставаться поддержание безопасности и стабильности в стране, охрана границ государства. Использование армии для решения внутренних задач имеет соответствующую правовую базу. Так, по закону «О национальной обороне» (1984 г.) предусмотрено участие вооруженных сил в мероприятиях по обеспечению внутренней безопасности. В частности, речь идет о привлечении военных для оказания помощи полиции и силам внутренней безопасности в обеспечении законности и правопорядка, ликвидации последствий стихийных бедствий, борьбе с наркобизнесом, контрабандой и организованными преступными группировками.

Вместе с тем, в соответствии с конституцией Ливана, армия не должна поддерживать какие-либо политические партии и организации, участвовать в политической борьбе. Военнослужащим запрещается вступать в политические партии и профсоюзы, присутствовать на их собраниях, выступать с публичными заявлениями в средствах массовой информации без разрешения министерства обороны, участвовать в забастовках или подстрекать к ним, организовывать и подписывать любые групповые петиции и обращения, а также заниматься деятельностью, которая противоречит общественной морали.

Очень многие в Ливане считают армию единственным нейтральным арбитром, способным играть положительную роль в разрешении внутренних конфликтов. При этом учитывается и то обстоятельство, что у ливанских военных нет собственных политических амбиций, а тем более стремлений захватить власть в стране путем переворота. О высоком политическом авторитете военных свидетельствует и то, что после окончания гражданской войны в 1990 г. на пост президента республики дважды избирали бывших командующих ливанской армией: в 1998 г. – генерала Э. Лахуда, а в 2008 г. - генерала М. Сулеймана.

В мае 2008 г. армия сыграла очень важную роль в разрешении острого политического кризиса, грозившего перерасти в масштабное кровопролитие. Тогда правительство, фактически расписавшись в своем бессилии, передало в руки военных право урегулировать конфликт, что они с успехом и сделали, вынудив противоборствующие стороны, уже начавших силовое противостояние, вывести своих вооруженных сторонников с улиц Бейрута и его пригородов. Причем это было сделано без применения силы со стороны армии, что еще раз подтвердило высокий национальный авторитет ливанских военных. В январе 2010 г. вооруженные силы вновь сыграли позитивную роль в разрешении очередного крупного политического кризиса в стране – позиция армии во многом способствовала тому, что этот конфликт не перерос в вооруженное противостояние.

Военные в 2007 г. жестко подавили сопротивление вооруженной экс-тремистской исламистской группировки в районе Триполи на севере страны.

Отметим, что значительная часть Сил внутренней безопасности (20 тыс. человек) размещена в Бейруте и его пригородах, обеспечивая безопас-ность, прежде всего, различных правительственных объектов. Поэтому именно армейские подразделения систематически привлекаются для пресе-чения, «погашения» локальных конфликтов в различных районах страны, периодически возникающих, как правило, на почве обострения отношений между представителями различных религиозных общин. Воинские подразделения активно использовались правительством для подавления забастовок и массовых выступлений населения, однако в последние годы подобные случаи не отмечались. К тому же военные, очень чувствительные к своему имиджу, крайне неохотно действуют против собственного народа, опасаясь утратить его доверие и уронить свой авторитет в обществе. Армейское командование отчетливо понимает, что любые односторонние действия с его стороны способны привести к неконтролируемому всплеску насилия на почве межконфессиональной розни. Это, в свою очередь, может поставить армию на грань раскола и привести к ее ликвидации как единого государственного института. Ведь говорить о полном преодолении разногласий между военнослужащими, представляющими различные ливанские религиозные общины, еще рано.

Армейские подразделения часто используются для охраны важных административных и экономических объектов, транспортных узлов и магистралей, привлекаются к проведению спасательных и гуманитарных операций.

В Ливане с 1982 г. действуют вооруженные формирования шиитской исламистской организации «Хизбалла» (до 6 тыс. человек), которые пред-ставляют собой хорошо обученные и имеющие на вооружении современные средства вооруженной борьбы подразделения. Они, как показал опыт многолетнего вооруженного противостояния с ВС Израиля, компетентно используют доктрину и тактику партизанской борьбы, пользуются поддержкой и значительной части шиитского населения страны. Все это делает их возможное насильственное разоружение делом очень сложным и трудным. В то же время многие политические силы Ливана, особенно представляющие интересы христианской и суннитской общин, требуют роспуска сил «Хизбаллы». Отношения между военными и исламистами довольно сложные, но при этом обе стороны воздерживаются от прямого конфликта.

Официально главной задачей ливанских ВС считается оборона страны от внешней агрессии, защита ее суверенитета и территориальной целостности. Однако за всю свою историю армия никогда не была в состоянии ее решать. Причем соседи Ливана – Израиль и Сирия обладают военным потенциалом и вооруженными силами, неизмеримо превосходящими ливанские. ВС Ливана не имеют современных средств ведения вооруженной борьбы - большую часть их вооружения составляют устаревшие образцы. Практически отсутствуют силы ВВС и ПВО. Система управления войсками также не отвечает современным требованиям. Отсутствует хорошая база для технического обслуживания и ремонта оружия. Слабо развит войсковой тыл, явно недостаточными являются запасы вооружения и материальных средств. Войска испытывают острый дефицит запасных частей, что обуславливает низкую техническую готовность вооружения и военной техники. В то же время уровень подготовки офицерского состава и военнослужащих-контрактников оценивается как хороший. С 2008 г. весь личный состав армии комплектуется только военнослужащими-контрактниками. Офицерский корпус ливанской армии считается одним из самых образованных и культурных слоев общества, его своеобразной элитой. В целом национальные ВС способны вести лишь оборонительные действия ограниченного масштаба. Долгосрочных планов развития армии у правительства не имеется. Ежегодно военным выделяются средства, позволяющие поддерживать боеготовность ВС на удовлетворительном уровне.

Ливанская армия фактически не участвовала в войне между Израилем и группировкой «Хизбалла» в 2006 г., хотя израильтяне и наносили удары по ее позициям и объектам. Но после войны правительство направило в южные районы страны значительную часть ВС для усиления охраны границы с Израилем и контроля за соблюдением условий прекращения огня. В настоящее время здесь размещены 5 из 11 механизированных бригад ливанской армии (около 16 тыс. человек). Ливанские военные взаимодействуют с находящимся на юг страны миротворческим контингентом ООН, в частности, проводят совместные учения по антитеррористической тематике. Тем не менее, все это не стало препятствием для «Хизбаллы», которая вновь разместила на юге своих боевиков и восстановила разрушенную военную инфраструктуру.

После войны 2006 г. была усилена и охрана границы с Сирией, глав-ным образом с целью пресечения контрабанды оружия в Ливан. Однако это также не помешало «Хизбалле» не только пополнить свои арсеналы и восстановить боевые возможности группировки, но и превзойти их предвоенный уровень.

В условиях нынешнего обострения обстановки в Сирии ливанское командование усилило контроль в приграничной полосе для предотвращения контрабанды оружия теперь уже в Сирию, а также регулирования прибытия в страну сирийских беженцев. В то же время министерства обороны и внутренних дел Ливана отрицают информацию о том, что они оказывают помощь сирийским властям в борьбе с вооруженной оппозицией. Так, командующий ливанской армией генерал Ж. Кахванджи заявил, что его страна не собирается быть втянутой в ненужные ей конфликты, происходящие в сопредельном государстве.

Начало