Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Египет в преддверии президентских выборов

А.А.Крол

Первые после январских событий 2011 г. президентские выборы в Египте пройдут 23-24 мая (подробное описание процедуры выдвижения кандидатов см. в статье М.А. Сапроновой Какого президента выберет Египет?)

Правительственная газета "Аль-Ахрам" сообщает, что претенденты на пост президента всячески стремятся заручиться поддержкой "Братьев-мусульман" ) и их политического крыла Партии свободы и справедливости (ПСС), получивших на выборах в нижнюю палату парламента 35 % мест. По мнению газеты, тот кандидат, который получит поддержку ПСС, должен, прежде всего, разделять взгляды партии на будущее Египта, но при этом он не должен быть членом движения, так как "Братья-мусульмане" еще год назад заявляли о том, что не будут выдвигать кандидата в президенты из своих рядов. Кроме того, карьера кандидата не должна быть связана с вооруженными силами, так как "братья" и ПСС всячески декларируют свое стремление положить конец более, чем полувековому правлению в стране военных. Наконец, претендент на президентское кресло, по мнению руководства "Братьев-мусульман", не должен быть партийным функционером или чиновником высокого ранга при прежнем режиме.

Этим жестким критериям кажется полностью соответствует кандидатура Абд аль-Монэйм Абу аль-Футуха (1952 г.р.), одного из лидеров "братьев", пользующегося большим авторитетом среди молодых членов движения, в частности за то, что в годы своей учебы на медицинском факультете Каирского университета он вступил в открытую дискуссию с президентом Анваром Садатом, критикуя его за разгон студенческих демонстраций в кампусе университета и запрет проповедовать шейху Мухаммеду аль-Газали. Сподвижников президента молодой исламист во время той дискуссии назвал "кучкой лицемеров". Он дважды сидел в тюрьме за свое активное участие в движении "Братьев-мусульман". Последний раз он провел в тюрьме пять лет (1996-2001 годы).

Эти героические страницы биографии Абу аль-Футуха, во многом объясняют ту большую поддержку, которой он пользуется как среди соратников по движению, так и среди простых египтян. Политическую программу Абу аль-Футуха многие характеризуют как умеренный центристский исламизм. Важными достоинствами кандидата являются не только знание им политических реалий страны, но и хорошее разностороннее образование. Помимо диплома врача, он имеет еще степень бакалавра факультета права Каирского университета и магистерскую степень факультета коммерции Хелуанского университета.

Сразу после свержения режима Мубарака Абу аль-Футух заявил о том, что будет выдвигать свою кандидатуру на пост президента, и вскоре принял решение покинуть ряды "братьев" в связи с тем, что движение отказалось принимать участие в президентских выборах. Это привело к конфликту с руководством организации, которое расценило этот поступок как нарушение партийной дисциплины и заявило, что не будет поддерживать тех кандидатов, которые вышли из организации даже если их платформа соответствует идеологии "Братьев-мусульман". Тем не менее, как уже говорилось, авторитет Абу аль-Футуха по-прежнему велик, особенно среди молодежи. Поэтому в последнее время "братья" и ПСС несколько ослабили свою категоричную позицию и заявили, что не будут открыто возражать, если члены партии будут голосовать за Абу аль-Футуха.

Основной интригой последней недели были сообщения о том, что Омар Сулейман (1936 г.р.) глава Управления общей разведки Египта (1993-2011) и вице-президент страны, назначенный на этот пост в последние дни президентства Мубарака, собирается выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах. По сообщениям источников, близких к Сулейману он уже подготовил амбициозную предвыборную программу, которая будет включать реформы в области законодательства, а также меры, направленные на достижение социальной справедливости в обществе, стимулирование свободной экономики, увеличение зарплат.

Именно с этим сообщением связывают внезапный обмен взаимными упреками со стороны "Братьев-мусульман" и ВСВС. Первые обвинили военных в стремлении фальсифицировать предстоящие выборы и даже в том, что те намерены распустить парламент. В свою очередь Высший совет Вооруженных сил в резкой форме отверг все выдвинутые обвинения. Подобный обмен "любезностями" ярко диссонировал с предшествующими !партнерскими" отношениями, сложившимися между главными политическими игроками современного Египта. Последнее время газеты писали, о том, что между ВСВС и "братьями" проводились тайные консультации, на которых обсуждалась кандидатура политического деятеля, которого на выборах поддержут и военные и исламисты. "Согласованный" обеими сторонами новый президент страны должен будет обеспечить мирный переход власти и сохранение основных привилегий, которыми пользовались военные. Среди них главная – непрозрачность и фактически неподотчетность военного бюджета. Причину ухудшения отношений многие аналитики видят как раз в том, что сторонам не удалось договориться о политической фигуре, которая бы удовлетворила чаяния обеих политических сил. То ли причиной, то ли следствием "разрыва" и стала информация о том, что Омар Сулейман собирается выставить свою кандидатуру на президентских выборах. Фигура бывшего шефа УОР, одного из самых близких к Мубараку лиц, безусловно, мало неприемлема для "Братьев-мусульман". Очевидно, что опыт, накопленный Сулейманом за многие десятилетия его работы во главе разведки, вызывают у них серьезные опасения. Отработанный при Мубараке механизм фальсификации результатов выборов может быть задействован и в мае 2012 года. Именно поэтому, на этой неделе Мухаммед Бади, Председатель "Братьев-мусульман" заявил, что Совет Шуры движения будет обсуждать вопрос о том, чтобы пересмотреть ранее утвержденную позицию не выставлять из рядов организации кандидатов на президентских выборах. Вероятным претендентом может стать один из лидеров "брвтьев" спикер нижней палаты парламента Саад аль-Кататни, только что к тому же избранный главой Конституционной ассамблеи (КА). Этот шаг выдвинет С.аль-Кататни в лидеры президентской гонки, так как помимо поддержки "братьев" он получит и большинство голосов тех, кто голосовал за Исламский альянс на выборах в египетский парламент. Это следует из заявлению лидера салафитской партии "Ан-Нур" о том, что она поддержит лишь одного исламиста, который будет претендовать на пост главы государства, чтобы не распылять голоса избирателей.

Между тем, исламистские силы повели борьбу против военных по всем фронтам. 27 марта ПСС и "Ан-Нур" заявили, что намерены добиваться отставки нынешнего правительства во главе с Камалем аль-Ганзури, которое было сформировано ВСВС и, согласно конституции переходного периода, может быть распущено только Высшим советом. По мнению исламистов, только коалиционное правительство сможет решать сложные проблемы, особенно в области экономики, которые стоят перед страной.

В ходе полемики с "Братьями-мусульманами" ВСВС посоветовал лидерам движения "помнить уроки прошлого, чтобы не повторять ошибок". В связи с этим ряд газет и новостных порталов обращают внимание читателей к событиям октября 1954 года, когда в результате неудачного покушения на Г. Абд аль-Насера в Александрии, "Братья-мусульмане", обвиненные в подготовке заговора, а вместе с ними и многие другие силы были устранены с политической арены, и в стране установилась почти единоличная власть президента, который сразу же забыл об обещании "Свободных офицеров" провести выборы и передать власть гражданским лицам.

Другая интрига последних недель – формирование Конституционной ассамблеи, которая будет призвана составить проект нового основного закона государства к марту следующего года. После нескольких недель дебатов обе палаты парламента проголосовали за решение, согласно которому КА будет формироваться по принципу 50/50. То есть половину составят члены парламента (обеих палат) и 50 - общественные деятели. Главой КА был избран спикер парламента, один из лидеров ПСС Саад аль-Кататни. Эти решения по понятным причинам вызвали неудовольствие всех левых сил.

В конце прошлой недели был утвержден состав КА. Как и предполагалось большинство, а именно 36 из 50 депутатов, представляющих парламент, являются членами исламистских партий: либо ПСС либо "Ан-Нур" (25 и 11 соответственно). Однако большинство из оставшихся в КА мест также занимают те, кто по своим взглядам близок к исламистам. Так, например, почти все банкиры и бизнесмены, вошедшие в состав КА так или иначе аффилиированы с исламистскими движениями. Та же ситуация наблюдается и среди юристов и представителей профессиональных синдикатов. Христиане-копты, которые по разным оценкам составляют от 10 до12 процентов населения страны, представлены в КА лишь шестью членами. Женщин Египта в КА будут представлять тоже шесть членов. Молодежные движения, которые были главной движущей силой событий января-февраля 2011, приведших к падению режима Мубарака, имеют лишь один голос в Ассамблее. И это несмотря на то, что согласно статистике больше половины население страны не старше 35 лет. 40 человек, половина среди которых – члены парламента, выбраны на тот случай, если кто-то из "основного состава" заявит о своем выходе из КА.

Как и следовало ожидать, такой состав КА не устроил "не-исламистские" силы. По их мнению, он не отражает подлинную расстановку сил в египетском обществе. В знак несогласия 18 членов КА отказались принимать участие в ее работе и заявили о своем намерение сформировать новую ассамблею. Среди них – члены партии Вафд, Партии свободных египтян и Партии реформ и развития.

Впрочем, по мнению аналитиков, такими контрмерами "либеральным" силам не удастся оказать давление на исламистов с целью изменить состав КА. Тех, кто снял свои кандидатуры, заменят членами ассамблеи из запасного состава.

Таким образом, политические события последней недели, как представляется, отражают наметившуюся линию на сближение позиций основных исламистских сил. ПСС и партия "Ан-Нур" совместными усилиями собираются добиваться отставки действующегоо правительства.

Позволим себе предположить, что нынешний кризис в парламенте страны связанный с несогласием "либералов", религиозных и этнических меньшинств с нынешним составом Конституционной ассамблеи будет использован ВСВС в противостоянии с растущим влиянием объединившихся исламистских сил.

Начало