Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

О военном конфликте на судано-южносуданской границе

А.А.Быстров

Последние столкновения в нефтеносном районе Хеглиг (Южный Кордофан в районе границы между Суданом и Южным Суданом) сорвали саммит между президентами этих стран О. аль-Баширом и С.Кииром, которые были намечены на 3 апреля с.г. в Джубе.

Напомним хронологиюсобытий. 27 марта с.г. отряды Движения за справедливость и равенство (ДСР) и поддерживающие их подразделения Суданской народно-освободительной армии (СНОА) попытались атаковать один из стратегических районов Южного Кордофана Хедлиг. Достаточно заметить, что этот район в настоящее время дает порядка 60 тыс. баррелей нефти в день, что составляет половину ежедневной добычи всей страны (порядка 127 тыс. баррелей). Кроме того, по территории района проходит трубопровод из Южного Судана, по которому идет один из основных потоков экспортируемого объема углеводородов. По версии Хартума, повстанцы пытались блокировать этот район, дабы воспрепятствовать нефтедобыче. Суданская армия указанный рейд при помощи массированных авиаударов отбила и в настоящее время контролирует весь район, а также участок совместной границы в 36 км. По заявлению министра нефти Судана аль-Джаза, нефтяная инфраструктура Хедлига в результате боев не пострадала, транспортировка и экспорт углеводородов продолжается без перебоев.

По данным ряда независимых экспертов, группы ДСР пытались проникнуть из района севернее Талоди на территорию Южного Кардофана с организацией налета на Хедлиг, вывода из строя его мощностей и переходу после этого в район Кауды на соединение с основными силами СНОА-север. Перед началом рейда, судя по всему, произошла утечка информации, и отряды ДСР были встречены суданскими военными, которые активно применяли авиацию. Это предопределило поражение повстанцев, которых поддерживали местные отряды СНОА. В результате отряды ДСР и СНОА были вынуждены отойти на территорию Объединенного Штата (Южный Судан).

Само ДСР, как, впрочем, и Революционный Фронт Судана (РФС), ситуацию не комментировало, ограничившись заявлением о том, что «повстанцы не собирались атаковать Хеглиг». При этом генеральный секретарь Суданского народно-освободительного движения (СНОД) П.Амум не только признал этот факт, но и осудил действия повстанцев. Президент Южного Судана С.Киир в свою очередь заявил, что «СНОА продолжает удерживать Хеглиг, несмотря на массированные атаки суданских военных с суши и воздуха». Местное командование южносуданской армии, а затем и представители главного командования придерживаются иной версии. В частности ими было указано, что подразделения СНОА находятся по периметру границы на территории Южного Судана. Правительство южан на срочном заседании в Джубе осудило акт нападения со стороны ДСР и постановило продолжить работу по организации визита в южносуданскую столицу О.аль-Башира. С целью проведения «срочных консультаций по нейтрализации негативных последствий инцидента» в Хартум был срочно командирован все тот же П.Амум.

Отметим, что провокация произошла в тот момент, когда в Аддис-Абебе проходили переговоры между сторонами по вопросам «безопасности в приграничных районах». Несмотря на инцидент, они были продолжены при активном посредничестве Афросоюза, руководство которого срочно представило на рассмотрение сторон «дорожную карту» по урегулированию ситуации в Хеглиге. Она предусматривает демилитаризацию района и отвод войск на 6 миль от границы между государствами.

Что следует из очередного военного конфликта на судано-южносуданской границе?

Первое и самое важное. Попытка срыва переговоров в Джубе между президентами двух стран является отголоском жесткой борьбы за власть в руководстве СНОД. Совершенно очевидны разногласия между органами исполнительной власти, президентом, военными и партийным аппаратом. При этом даже самые «жесткие антагонисты» улучшений отношений с Хартумом в лице П.Амума и главы президентской администрации Л.Бейонга выступают сейчас за скорейшее налаживание диалога и выход на заключительный этап подписания договора о разделе экспортной нефтяной выручки; возвращение беженцев в Абъей и Южный Кордофан; официальное соглашение о статусе госграницы. Это позволяет возобновить пополнение южносуданского бюджета нефтедолларами, а также активизировать торговлю между странами. Эпизод с атакой на Хеглиг стал для них «неприятным сюрпризом», а П.Амум расценил его как «личный выпад».

Второе. Отметим опасную «самостоятельность» армии и ДСР, а также невнятную реакцию С.Киира, который, похоже, все больше «отрывается» от партийного аппарата и органов исполнительной власти. По его задумке, рейд на Хеглиг должен был добавить «козырей» южносуданцам перед саммитом в Джубе, так как разрушение суданской нефтяной инфраструктуры серьезно подрывало бюджет Хартума и вынуждало идти на уступки по будущему разделу экспортной выручки. Одновременно Джуба демонстрировала свою «добрую волю» Афросоюзу и «выдворяла» со своей территории повстанцев из ДСР согласно пунктам недавно подписанного соглашения «О 4 условиях» в эфиопской столице. Этого не получилось, а предполагаемый «козырь» превратился в «якорь».

Третье. Южносуданская элита консолидирована в стратегии достижения соглашения с Хартумом, понимая, что в противном случае страну ждет экономический коллапс. Расхождения касаются лишь тактики получения наилучшего результата. Позиция того же П.Амума здесь показательна, поскольку он имеет репутацию «человека Вашингтона». Она означает, что надежды части руководства СНОД на помощь США в рамках долгоиграющего конфликта с Суданом не оправдались. В этой связи оправданно предположить, что стороны в среднесрочной перспективе все-таки выйдут на заключение всеобъемлющего соглашения по нефти и другим ключевым моментам двусторонних отношений.

Начало