Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Судан-Южный Судан: варианты развития конфликта

А.А.Быстров

В случае продолжения конфликта низкой интенсивности между Суданом и Южным Суданом стороны будут избегать крупномасштабных столкновений, стараясь проводить военные операции в приграничных районах. Основными целями взаимных рейдов по-прежнему останутся экономические объекты, прежде всего в нефтедобывающей отрасли. Джуба. скорее всего, расширит свою поддержку Революционному фронту Судана (РФС), а Хартум в свою очередь будет оказывать соответствующую помощь Армии освобождения южного Судана (АОЮС), Демократической армии Южного Судана (ДАЮС). Одновременно Хартум постарается усилить группировку исламского ополчения в лице Фронта народной обороны (ФНО), которая будет более активно использоваться в Абъее, откуда войсковые части будут передислоцированы в Южный Кордофан и Голубой Нил. Объектами рейдов племенной милиции, лояльной Хартуму, будут нефтяные поля в Верхнем штате и штате Верхний Нил, а также транспортные артерии, которые соединяют Южный Судан и Эфиопию. Целью этих мероприятий будет являться стимулирование этнических конфликтов через ухудшение ситуации с экспортом нефтепродуктов.

Одновременно продолжится поддержка сепаратистских групп в Южном Судане. Прежде всего, это этнически однородная (шилуки) ДАЮС под руководством Джонсона Олония на севере Верхнего штата. Не исключено и возвращение при негласной поддержке суданских спецслужб отрядов Армии гнева господня (LRA) в штаты Джонглей и Западно-Экваториальный штат. При этом необходимо учитывать сложное финансовое положение обеих сторон, что выразилось в задержках зарплаты и пенсий силовикам с начала с.г.

Джуба в свою очередь продолжит стимулировать деятельность РФС в Южном Кордофане, Голубом Ниле и Дарфуре с целью создания в указанных штатах перманентных очагов нестабильности. В этом южносуданцы будут опираться на поддержку угандийского правительства, которое к настоящему времени установил постоянные двухсторонние контакты с лидером СНОД-Север в Южном Кардофане Хилу. Долгосрочная цель в данном случае – вынудить Хартум еще более растянуть свои силы с тяжелым вооружением и дискредитировать его усилия по обеспечению безопасности в данном районе. Наряду с задержкой денежного довольствия это в перспективе может вызвать недовольство суданских военнослужащих с одновременным падением дисциплины и серьезным ущербом для системы безопасности.

Такое развитие ситуации упирается в недостаток финансовых средств у обеих сторон. Продолжение конфликта низкой интенсивности возможно только при условии, если Хартум и Джуба найдут внешних спонсоров. У Хартума теоретически это могут быть Ливия и Иран, у Джубы – Уганда и Кения. При нарастании внутренней напряженности на фоне экономического коллапса стороны могут пойти на решительное наступление в конце сезона дождей с целью выйти из патовой ситуации.

В этой ситуации формально начавшиеся переговоры будут проходить вяло, без достижения конкретных результатов и сопровождаться взаимными обвинениями.

Похожий сценарий возможен и при наступлении полного перемирия. Это обусловлено прессингом международного сообщества и экономическими трудностями обеих сторон. В этой ситуации «камнем преткновения» станет вопрос раздела нефтяной выручки. При этом Хартум будет требовать дополнительных гарантий по безопасности и отказа от поддержки Джубой сепаратистов в «проблемных штатах». Переговоры могут завершиться уже к Новому году быстрой эскалацией полномасштабных боевых действий. Этот сценарий в настоящее время наиболее вероятен с учетом того, что ухудшающаяся экономическая ситуация самым негативным образом уже в скором времени скажется на состоянии системы безопасности в приграничных районах. С учетом остальных военных, налоговых и дипломатических противоречий он наиболее вероятен по сравнению с остальными в ближайшие четыре-шесть месяцев.

В случае сценария полного отказа от эскалации напряженности тем или иным способом и выходом на конструктивные переговоры, стороны смогут достичь компромиссного результата только к августу с.г. Это означает, что Южный Судан сможет получить первый транш за транзит нефти только в январе будущего года. К этому времени в стране может разразиться настоящая гуманитарная катастрофа с галопирующей, наподобие зимбабвийской в свое время, инфляцией. Золотовалютные запасы в стране сейчас фактически отсутствуют. Это потребует от международного сообщества срочной гуманитарной интервенции. Помимо всего прочего этот сценарий на сегодняшний день очень маловероятен.

Начало