Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (23-29 июля 2012 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и Ираке. В Алеппо – финансово-экономической столице Сирии - происходят масштабные ожесточенные бои между правительственными вой-сками и силами вооруженной оппозиции. Их исход может в значительной степени повлиять на дальнейшее развитие обстановки в стране. В различных районах Ирака 23 июля была совершена крупнейшая за последние месяцы серия терактов, приведшая к многочисленным человеческим жертвам.

В различных районах Сирии продолжается вооруженное противостоя-ние между силами правящего режима и оппозиции. Наиболее масштабные и ожесточенные бои происходили в Алеппо на севере страны. Для очистки от захваченных вооруженной оппозицией районов города власти перебросили в Алеппо крупные подкрепления из других районов страны. В боях, наряду с танками и артиллерией, активно участвует авиация – боевые вертолеты и впервые за время нынешнего конфликта – боевые самолеты. Оппозиционеры также перебросили в Алеппо многочисленные отряды своих сторонников и хорошо укрепились в захваченных ими городских районах. Правительствен-ные войска 28 июля начали наступление на позиции повстанцев. Обе проти-воборствующие стороны придают «битве за Алеппо» решающее значение в нынешней борьбе за власть в стране. Ведущая организация зарубежной оппо-зиции – Сирийский национальный совет (СНС) рассчитывает перенести свою деятельность из Турции в Алеппо, создав вокруг города «освобожденный район», после чего добиться от стран НАТО и Турции введения над Сирией в обход Совбеза ООН запретной для полетов зоны, чтобы лишить режим воз-можности использовать в боевых действиях авиацию. СНС призвал своих за-рубежных союзников начать поставки современного оружия повстанцам и непосредственно вмешаться в борьбу за свержение режима Б. Асада. По оценке экспертов, бои в Алеппо «наглядно показывают, что противостояние достигло наивысшего уровня за все время сирийского конфликта».

На прошедшей неделе бои и боестолкновения между правительствен-ными войсками и силами оппозиции происходили также в провинциях Алеп-по, Дамаск, Хама, Хомс, Дейр-эз-Зор, Латакия. Деръа, Идлиб и Хасеке. Ар-мия и силы безопасности в основном завершили ликвидацию очагов воору-женного сопротивления боевиков оппозиции в столице страны Дамаске.

Бежавший из Сирии генерал М. Тлас заявил о готовности возглавить переходное правительство страны. 27 июля он встречался в Анкаре с главой МИД Турции А. Давутоглу, который призвал генерала активизировать связи с СНС. В самом же СНС негативно восприняли переговоры Тласа в Анкаре. Представитель Совета также сообщил, что в оппозиционной среде пока нет единства относительно конкретных фигур, которые могли бы возглавить Си-рию после свержения режима президента Б. Асада. Тем не менее, глава СНС А. Б. Сида заявил, что оппозиция в ближайшие недели начнет переговоры по созданию переходного правительства страны.

Усиливается внешнее давление на сирийский режим. Ведущие страны Запада, Турция и аравийские монархии продолжают настаивать на немедлен-ной отставке Б. Асада и создании в Сирии переходного правительства. Силь-ный резонанс в мире вызвало заявление представителя МИД САР о возмож-ном применении химического оружия в случае внешней агрессии против Си-рии (см. Приложение). США расширяют масштабы помощи противникам Б. Асада, передают им средства связи и медикаменты, а также разведывательные данные, в том числе о перемещениях правительственной армии. Вместе с тем, в Вашингтоне убеждены, что Б. Асаду еще не поздно перейти к диалогу с оппозицией о передаче власти. Турция 25 июля объявила о закрытии КПП на границе с Сирией, но обещает пропускать сирийских беженцев. Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган обвинил сирийские власти в покровительстве боевикам сепаратистской Курдской рабочей партии, подчеркнув, что Анкара «не будет следить за ситуацией на севере Сирии, сложа руки». Иордания усилила военное присутствие на границе с САР. Евросоюз 23 июля принял решение о расширении санкций против Сирии. В частности, вводятся допол-нительные меры по выполнению эмбарго на военные поставки в САР, кото-рые предусматривают новый порядок досмотра судов и самолетов, которые будут заподозрены в транспортировке в Сирию оружия или другого оборудо-вания и снаряжения, используемого для подавления акций протеста. В Москве заявили, что новые санкции ЕС нарушают суверенитет Сирии, а наша страна не даст разрешения на досмотр судов, плавающих под российским флагом. Президент России В. Путин заявил 23 июля, что отстранение Б. Асада от власти неконституционным путем может привести к бесконечной граж-данской войне и хаосу в Сирии. По словам В. Путина, Россия заинтересована в скорейшем решении конфликта мирным путем.

Противостояние в Сирии оказывает непосредственное воздействие на ситуацию в соседнем Ливане. На севере страны в городе Триполи 28 июля вновь вспыхнули вооруженные столкновения между сторонниками и про-тивниками президента САР Б. Асада.

23 июля одновременно в 19 городах Ирака была совершена серия из 29 скоординированных терактов и вооруженных нападений – крупнейшая за по-следние месяцы. Погибли 116 и получили ранения около 270 человек. Боль-шинство жертв составляют военнослужащие, полицейские и иракские шииты. 26 июля крупное боестолкновение между силами безопасности и боевиками иракского ответвления «Аль-Каиды» произошло в районе г. Хадид в северо-восточной провинции Баакуба. Сообщается о гибели 19 сотрудников сил безопасности. По мнению аналитиков, нынешняя волна терактов и воо-руженных нападений «вписывается в череду инцидентов с многочисленными жертвами, которые иллюстрируют сильные и слабые стороны иракских сил безопасности, а также связанных с «Аль-Кайдой» боевиков». При этом «уро-вень сложности и координации атак, осуществляемых суннитскими джиха-дистами в Ираке, постепенно возрастает», так как «за восемь лет боевики приобрели опыт в выявлении слабых мест сил безопасности и выборе мест для атак, которые вызовут наибольший политический и информационный ре-зонанс». Вместе с тем, боевики могут осуществлять свои акции только с не-которыми интервалами, для их организации нужно время, «и они редко напа-дают на критически важные объекты». Что касается правительственных сил безопасности, то им «пока не достает навыков по сбору разведывательной информации о готовящихся атаках», на их работе «негативно сказывается плохая координация полиции и антитеррористических подразделений», не хватает боевых беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), вертолетов и «сложных разведывательных систем для перехвата разговоров боевиков».

24 июля президент Египта М. Мурси 24.07 «после долгих консульта-ций и большой работы» назначил премьер-министром страны Х. Кандиля, занимавшего ранее пост министра ирригации и водных ресурсов. Х. Кандиль, заявил, что при подборе министров он будет ориентироваться не на партий-ную принадлежность кандидатов, а на их профессиональные качества, а сформированное им «правительство, в первую очередь, будет сбалансиро-ванным правительством технократов». При этом процесс формирования ка-бинета будет самым тесным образом координироваться с главой государства. Ожидается, что состав нового правительства АРЕ будет объявлен 2 августа.

Президент Египта М. Мурси 27 июля провел переговоры с главой ад-министрацией радикального палестинского движения ХАМАС в секторе Газа И. Хания. Это уже второй визит представителя ХАМАС в АРЕ после прихода власти М. Мурси. Лидеры ХАМАС надеются, что Мурси сможет прекратить блокаду палестинского анклава. Сообщается, что власти АРЕ согласились ежедневно на 12 часов открывать границу с сектором Газа и на треть - до 1,5 тыс. человек в день - увеличат число палестинцев, которым разрешено пересекать границу. Кроме того, Египет исключил из списка лиц, которым запрещено посещать страну, большую часть жителей сектора Газа. М. Мурси заявил, что не будет открыто поддерживать ни одну из сторон в межпале-стинском конфликте, однако Египет поможет в урегулировании спорных во-просов и достижении соглашения по формированию переходного коалици-онного палестинского правительства.

26 июля Судан и Южный Судан возобновили в Аддис-Абебе перего-воры по спорным проблемам, существующим между двумя странами. Как известно, Совбез ООН установил 2 августа в качестве последнего срока для мирного урегулирования конфликта между Суданом и Южным Суданом. В противном случае Совет Безопасности угрожает санкциями в отношении обеих стран. Джуба предложила Хартуму списать суданские долги объемом более чем 4,9 млрд долларов и дополнительно выплатить ему 3,2 млрд дол-ларов, а также повысить стоимость транзита нефти по территории Судана с 7,26 до 9,1 долларов за баррель. В ответ Хартум согласился снизить стои-мость транспортировки нефти с 36 до 32,3 долларов за баррель. По послед-ней информации, позиции сторон по нефти продолжают сближаться.

На прошедшей неделе Иран заявил о готовности повысить уровень обогащения урана до 56 процентов в случае, если мировые державы продол-жат давление на Тегеран, связанное с его ядерной программой. В Стамбуле 24 июля прошла встреча дипломатов Евросоюза и ИРИ с целью суммировать результаты состоявшихся 3 июля переговоров технических экспертов «шес-терки» международных посредников и Ирана по иранской ядерной проблеме. Стороны договорились продолжить контакты. Тем временем президент Ирана М. Ахмадинежад сообщил, что в настоящее время в стране действуют 11 тыс. центрифуг для обогащения урана, в то время как в майском докладе МАГАТЭ говорилось о 10 тыс. работающих центрифуг.

Пакистан вновь призвал США положить конец практике нанесения ударов с БПЛА по объектам боевиков на территории страны. В Исламабаде считают, что ранее БПЛА действительно наносили урон боевикам «Аль-Каиды», однако в настоящее время практика их использования только спо-собствует росту популярности экстремистов среди местного населения. Жертвами их ударов часто становятся мирные жители или представители па-кистанских силовых структур. Тем не менее, 29 июля американские беспи-лотники нанесли очередной удар по пакистанской территории.

Командующий войсками НАТО в Афганистане американский генерал Дж. Аллен сообщил, что намеченный на 2012 г. вывод из этой страны 23 тыс. американских военнослужащих наполовину завершен. Полностью вывод это-го контингента, согласно решению президента США Б. Обамы, должен быть завершен к 30 сентября. После этого в Афганистане останутся около 68 тыс. военнослужащих ВС США, а также до 40 тыс. военнослужащих армий стран, участвующих в международной коалиции.

24 июля премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху назвал пять главных угроз безопасности страны: (1) иранская ядерная угроза, (2) кибер-угроза, (3) ракеты, (4) границы, (5) вооружение стран региона неконвенциональным оружием и опасность его попадания в руки радикальных элементов.

Б. Обама объявил, что США дополнительно выделяют Израилю 70 млн долларов на финансирование комплекса ПРО ближнего действия «Железный купол». Ранее США уже выделили Израилю на развитие системы ПРО более 200 млн долларов.

Кипр сообщил, что приступает к освоению месторождения углеводо-родов у западного шельфа острова. При этом было подчеркнуто, что дейст-вия Никосии полностью основываются на Конвенции по морскому праву и пользуются поддержкой как стран Евросоюза, так и мирового сообщества, включая членов Совбеза ООН, в том числе России. Около 30 компаний из 15 стран подали заявки на участие в объявленном Кипром тендере на разработку на его шельфе месторождения газа, открытые запасы которого оцениваются в 140-230 млрд кубометров. Турция решительно выступает против разработки месторождений, заявляя, что районы к западу от острова, где планируется начать добычу газа, относятся к ее континентальному шельфу.

Силы безопасности Саудовской Аравии в ночь с 26 на 27 июля от-крыли огонь по участникам демонстрации протеста шиитского населения в округе Эль-Катиф на востоке страны. В результате имеются раненые. Поли-ция провела задержания среди участников демонстрации.

Приложение

О сирийском химическом оружии (по материалам зарубежных СМИ)

23 июля официальный представитель МИД Сирии Д. Макдиси выступил с заявлением, в котором сообщил, что власти САР не исключают воз-можность применения химического оружия (ХО), которым они располагают, но «только в случае агрессии извне». При этом было подчеркнуто, что си-рийское правительство ни при каких условиях не применит боевые отрав-ляющие вещества против собственного населения. Д. Макдиси также заявил, что в настоящее время имеющиеся в стране запасы химического оружия на-ходятся под надежной охраной сирийской армии, которая не допустит его попадания в руки террористов. В последующем МИД САР пояснил, что слова Д. Макдиси не стоит воспринимать как признание размещения на границах страны химического оружия, а цель его заявления состояла в том, чтобы обратить внимание мирового сообщества на попытки обвинить Дамаск в применении оружия массового уничтожения против террористических груп-пировок, мирных граждан или передаче его третьей стороне, что может стать поводом для военной интервенции против Сирии.

Заявления, прозвучавшие из Дамаска, вызвали жесткую негативную ре-акцию в мире. С предупреждениями в адрес сирийских властей в связи с уг-розой применения ХО выступил президент США Б. Обама. Глава Белого дома заявил, что использование химического оружия станет «трагической ошибкой» президента САР Б. Асада, подчеркнув, что вся ответственность за подобные действия будет лежать на нем. В Вашингтоне также решительно заявили о том, что высказывания о возможном применении ХО «полностью неприемлемы». Озабоченность заявлением сирийского МИДа высказали Ев-росоюз, Великобритания, Израиль, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, ряд других видных государственных и политических деятелей из разных стран. Москва «в предельно ясной форме изложила Дамаску свою позицию о недопустимости каких-либо угроз применения химического оружия», сооб-щили в МИД России. Также российские дипломаты потребовали от офици-ального Дамаска неукоснительно соблюдать обязательства САР по Женев-скому протоколу 1925 г., который запрещает использование химических и бактериологических средств.

В этой связи напомним, что Сирия является участницей Женевского протокола 1925 г., ратифицировав его в 1968 г. В то же время САР подписа-ла, но не ратифицировала Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении (1993 г.) и не поставила свою подпись под Кон-венцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и об его уничтожении (1972 г.). В Дамаске заявляют, что не будут присоединяться к этим двум Конвенциям до тех пор, пока это не сделает Израиль, а также пока еврейское государство не подпишет Договор о нераспространении ядерного оружия. Согласно сирийской военной доктрине, ХО является оборонительным средством («оружием сдерживания») и будет применено в случае широкомасштабной агрессии Израиля против САР.

Сирия до заявления от 23 июля 2012 г. никогда официально не призна-вала наличие в стране химического оружия, но и не опровергала зарубежные сообщения о том, что обладает боевыми отравляющими веществами. По ин-формации западных СМИ, сирийский арсенал химоружия считается круп-нейшим на Ближнем Востоке. В то же время источник в Генеральном штабе ВС России сообщил, что Запад преувеличивает объемы химического воору-жения, которым обладает Сирия.

Считается, что программа создания сирийского химического оружия началась вскоре после окончания арабо-израильской войны в октябре 1973 г. Тогда сирийское руководство, осознав слабость своих вооруженных сил, по-пыталось сделать ставку на неконвенциональное оружие, в первую очередь – химическое, как наиболее дешевое и доступное. Американские источники также сообщают, что «Сирия развивает биологическое оружие. Она имеет соответствующую биотехническую инфраструктуру, позволяющую реализо-вать программу малой биологической войны».

Слабо развитая собственная промышленная и научно-техническая база обуславливает сильную зависимость Сирии от иностранного содействия в вопросах создания и производства ХО. Еще в 1970-е гг. сирийцы создали систему закупок необходимого оборудования и технологий за рубежом, пре-имущественно в странах Западной Европы, и, частично, в США. Основные усилия были сосредоточены на создании промышленной базы для производства полупродуктов, требуемых для боевых отравляющих веществ. Наиболее быстрыми темпами разработка и производство ОВ развивались в 1980-е гг., когда сирийское руководство пыталось реализовать программу достижения «стратегического паритета» с Израилем. С 1985 г. сирийцы наладили выпуск ракетных боеголовок, начиненных нервно-паралитическими ОВ. В начале 1990-х гг. в САР было развернуто производство иприта и фосфорорганических ОВ нервно-паралитического действия на основе собственного сырья и основных полупро-дуктов. По информации ЦРУ США, в последние пять лет Сирия прилагала усилия по приобретению за рубежом полупродуктов и оборудования, которые могут быть использованы для изготовления ОВ. В частности, подобные закупки осуществлялись в Нидерландах, Швейцарии, Франции, Австрии и Германии.

Немаловажно и то, что Сирия является крупным производителем фосфатов, которые используются для изготовления ОВ. Запасы этого сырья в стране оцениваются примерно в 2 млрд тонн, а ежегодное производство фосфатов составляет порядка 2-х млн тонн. Быстрыми темпами развивается и сирийская фармацевтическая промышленность, обеспечивающая потребности страны в медикаментах на 85 процентов.

Западные, арабские и турецкие разведывательные службы оценивают за-пасы боевых отравляющих веществ, которыми располагает в настоящее время Сирия, примерно в тысячу тонн. Всего на территории САР, оценочно, имеется порядка 50 объектов, связанных с разработкой, производством и хранением химического оружия. В частности, сообщается, что научно-исследовательский центр по разработке ХО находится в Дамаске, а производство боевых ОВ и их компонентов сконцентрировано в горном районе вблизи столицы, на нефтехимическом заводе в Хомсе (VX), в Хама (зарин, табун, VX), в районе Сфира южнее Алеппо и в Латакии. По информации американцев, на территории Сирии имеется порядка 10 крупных объектов, где может храниться ХО. Так, основные склады химического оружия находятся в районе Хан-Абу-Шамат восточнее Дамаска и Фурклус юго-восточнее Хомса. Кроме того, склады ХО находятся в Масьяфе восточнее Тартуса и в районе Пальмиры в центральной части страны. Имеется информация, что на базе при заводе в Сфире имеется 16 подземных хранилищ с ОВ.

В качестве возможных носителей сирийского химического оружия за-падные эксперты называют боеголовки ракет («Луна-М», «Точка», Р-17Э и ее иранские и северокорейские клоны) и авиационные бомбы. Оценочно, Сирия имеет от 50 до 100 ракетных химических боеголовок. Носителями авиацион-ного ХО называются самолеты Су-24, Су-22, Су-20 и МиГ-23БН. Имеется информация о возможном наличии артиллерийских снарядов с химической начинкой. По сообщениям зарубежных СМИ, в 1999 г. в Сирии было прове-дено практическое «учебное» бомбометание химических авиабомб, которые были сброшены истребителем-бомбардировщиком МиГ-23БН.

Руководство оппозиционной Сирийской свободной армии сообщило, что власти переместили часть химического оружия и оборудования для сме-шивания химических компонентов в аэропорты близ границ страны. Офици-альный Дамаск эти и другие сообщения о перемещении ХО опровергает.

Израиль, Иордания, Турция и страны Запада выражают растущую обеспокоенность возможной судьбой сирийского химического оружия в ус-ловиях усиливающейся в стране гражданской войны и возможного падения режима Б. Асада. Выражается опасение, что имеющиеся в САР запасы ОВ могут попасть в руки экстремистских исламистских группировок, в том числе «Хизбаллы» и местных ответвлений «Аль-Каиды». США, Израиль, Иордания и Турция проводят консультации по сирийскому ХО. В Вашингтоне заявляют: «Мы по-прежнему обеспокоены тем, как режим Асада распорядит-ся химическим оружием. Мы считаем, что оно все еще под контролем вла-стей, и не упускаем ни малейшей возможности напомнить сирийскому пра-вительству, что оно должно сохранять контроль над этими вооружениями и, разумеется, их не применять». Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху под-черкнул, что его правительству «придется действовать» для недопущения попадания запасов сирийского ХО в руки экстремистов, а министр обороны страны Э. Барак заявил, что Израиль рассматривает возможность военной акции, если возникнет опасность попадания сирийского химического оружия в руки террористов. Командование ВС Турции разместило вблизи границы с Сирией батальон химической, биологической, радиологической и радиаци-онной защиты.

Начало