Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Иран накануне парламентских выборов. Часть 2

Е.В.Дунаева

Расстановка политических сил в лагере консерваторов

Религиозно-политическое руководство ИРИ, учитывая особенности международной и внутренней ситуации и особую значимость нынешних выборов, подготовку к парламентской кампании начали необычно рано - с осени 2010 года. Предполагалось создать единый фронт правых сил, ориентированных на противостояние любым попыткам проведения политических преобразований в стране. Для объединения консервативного лагеря (расколотого на прагматиков, традиционалистов и неоконсерваторов) была сделана ставка на две основные религиозно-политические организации – Общество борющегося духовенства (руководитель – аятолла М.Р.Махдави Кяни) и Общество преподавателей Кумского теологического центра (лидер – аятолла М.Йазди), как хранителей традиции консерватизма. Эти две организации играли значимую роль в период подготовки исламской революции и становления исламской республики. Их представители принимали активное участие в выборах в меджлис 1 – 6 созывов. Был разработан Устав консерваторов, который должен был стать идеологической основой для формирования единого фронта. Одновременно был сформирован «комитет трех» в составе Г.А. Ходад - Аделя, А.А. Велаяти и Х.Асгарулади , несколько позже он был расширен до 7 человек, на который была возложена миссия договориться со сторонниками правительства. Предполагалось, что все консерваторы будут выступать единым списком, в котором будет заранее согласовано количество представителей всех течений. Однако стремление каждого из течений провести в меджлис большинство своих сторонников, неоднозначность в оценках линии президента М.Ахмадинежада и его окружения, различия во взглядах на возможность взаимодействия с умеренными реформаторами, пытающимися дистанцироваться от тех, кто возглавлял протестные акции и получил наименование «мятежники», стали камнем преткновения на пути объединения всех сил консервативной направленности в единую коалицию.

Несмотря на многочисленные попытки договориться, а также посредническую деятельность религиозных обществ и личные усилия Махдави Кяни, собрать все силы в единый блок пока не удалось. За месяц до выборов консерваторы выступают в составе трех объединений.

Основные силы консерваторов-традиционалистов (умеренные) представлены в Объединенном фронте консерваторов (джабхе-йе моттахед-е осульгаран). Его штаб составляет так называемая группа «7+8», в которую вошли 7 членов ранее созданного комитета по объединению сил (см. выше) и представители основных партий и организаций: Фронт сторонников линии имама и духовного лидера (14 партий и групп, среди которых широко известное Общество «Исламская коалиция» и Исламское общество инженеров), Общество жертв исламской революции (Исаргаран ), Общество «Ищущих путь» (Рахпуйан). К этому Фронту примкнули сторонники А.Лариджани и М.Б.Галибафа, которых политические аналитики причисляют не к традиционным, а к критически или даже прореформаторски настроенным консерваторам. Однако необходимо отметить, что попытки распределить группы с точки зрения их взглядов по политическому спектру в условиях иранской действительности достаточно сложная задача. У большинства из них отсутствуют четко сформулированные программы действий. Их позиции часто корректируются в зависимости от ситуации и тактических целей. Поскольку за исключением десятка партий и организаций, ведущих политическую деятельность постоянно, большинство объединений активизируются только в период выборных кампаний и объединяются в предвыборные коалиции, то оценить их взгляды возможно, лишь отслеживая реакции лидеров группировок на те или иные события. Причем, крайне консервативные подходы в социально-культурной сфере или внешней политике могут уживаться с прагматическими и даже реформаторскими при решении экономических проблем. Вновь возникают организации, позиции которых идентичны уже существующим, однако амбиции их лидеров мешают объединению.

Основная цель умеренных консерваторов на предстоящих выборах - ограничение в будущем парламенте количества сторонников президента. Генеральный секретарь фронта – Х.Асгарулади. Активную роль в его руководстве играет бывший министр иностранных дел М.Моттаки. Из числа высшего духовенства деятельность умеренных консерваторов поддерживают аятоллы Мокаррем Ширази, Сафи Гольпайегани, Джавади Амоли, М.Шахруди, А.А.Натег Нури, Эмами Кашани.

Это объединение отличается верностью идеям исламской революции, поддерживает принцип «валаят-е факих», в целом, выражает верность аятолле А.Хаменеи. Между тем нельзя говорить о полном совпадении их позиций с позициями духовного лидера. Так, например, представители Фронта не разделяют позицию полного устранения А.А.Хашеми Рафсанджани и его сторонников с политической арены страны. Представителей умеренных консерваторов отличает неприятие нынешнего президента. Это предвыборное объединение опирается на представителей частного бизнеса, особенно в сфере финансов и торговли, духовенство, традиционные городские слои. Их взгляды отражает издание «Ресалат».

Предполагалось, что к этому фронту присоединятся и силы правых радикалов под руководством аятоллы Месбаха Йазди, полностью разделяющих убеждения А.Хаменеи . Однако ярые сторонники рахбара пошли по пути формирования своего предвыборного объединения, названного Фронт стойкости исламской революции (джабхе-йе пайдари), который объявил о своем создании летом 2011 г. Основу этого объединения составило бывшее ближайшее окружение М.Ахмадинежада – министры его первого кабинета, многие из которых были преждевременно отправлены в отставку, а также члены фракции неоконсерваторов в меджлисе. Как известно, в ходе первой и второй выборных кампаний М.Ахмадинежада Месбах Йазди был его духовным наставником, однако в последний год ввиду изменения позиций президента, аятолла отказал ему в поддержке и сильно критикует действия президента.

Среди наиболее известных лиц этого объединения можно назвать С.Махсули, М.Х.Сафар Херенди, Г.Элхама, аятоллу М.Ага Техрани. Его создание поддержали аятолла М.Йазди и Г.А.Ходад Адель. Основная опора этого течения – Корпус стражей исламской револиции, и «Басидж». Представители этого течения, которых продолжают называть «неоконсерваторы», контролируют органы безопасности, прокуратуры, радио и телевидение Ирана. Фронт верности опирается на поддержку А.Хаменеи и близкого ему духовенства – аятолл Н.Хамадани, С.А.Хатеми, А.Джанати и других.

Это течение консервативного лагеря наиболее сильное. Оно выступает за проведение наступательной внешней политики, укрепление государственности и исламских принципов во всех сферах общественной и экономической жизни. Их отличает абсолютное неприятие всех представителей реформаторских организаций и сторонников А.А.Хашеми Рафсанджани. Тем не менее, стоит отметить, до событий «11-дневного добровольного заточения» М.Ахмадинежада представители неоконсерваторов оказывали ему полную поддержку. Часть сторонников Фронта высказывает стремление и в будущем поддержать президента при условии отказа его от общения с группой Мошаи. В СМИ появляются сообщения о контактах президента с руководителями Фронта и даже материалы об оказании ему государственной помощи для проведения выборной кампании. Представляет интерес и высказываемая некоторыми представителями политического истеблишмента страны точка зрения, согласно которой это объединение, по сути, представляет лагерь пропрезидентских сил и решает задачи проведения в меджлис последователей Ахмадинежада, действуя параллельно с группой Мошаи и маскируя ее деятельность .

Третье объединение, которое также позиционирует себя как фундаменталисты – Фронт сопротивления исламского Ирана (джабхе-йе истадеги). В его состав вошли 11 организаций, в основном недавно созданных и не отличающихся устойчивыми идейными позициями и опытом политической деятельности. Среди них - Партия развития и справедливости, Фронт сторонников валаят-е факих, Общество молодых созидателей (абадгаран-е джаван), женское общество «Зейнат», Общество молодежи исламской революции, Международное общество антисионистского движения и другие. Оказывают поддержку этому фронту технократы - молодое поколение сторонников партии «Каргозаран», которая после событий лета 2009 г. не ведет политической деятельности. Блок Резаи занимает центристские позиции в лагере консерваторов. В обществе его основная опора – государственные служащие среднего и низшего звена. Идейным вдохновителем и организатором этого объединения стал кандидат на выборах президента 2009 г., бывший командующий КСИР М.Резаи. Основные лозунги этого фронта - поддержка «велаят-е факих», строгое соблюдение законов, опора на принцип государственности, наведение порядка в экономике и культурной сфере, укрепление исламской нравственности и справедливости. Как отмечают некоторые эксперты, вполне вероятно, что данное объединение сформировалось не только с целью участия в парламентских выборах, а ориентированно на президентские выборы 2013 года. М.Резаи неоднократно выражал готовность присоединиться к Объединенному фронту консерваторов при условии, что его представитель будет включен в группу «7+8». Это условие не было принято, так как часть представленных в Объединенном фронте консерваторов не может простить М.Резаи контакты с оппозицией после президентских выборов . Пока еще сохраняется вероятность подключения Фронта стойкости к объединенным силам консерваторов. Однако даже при условии отдельного выступления сторонников М.Резаи на этих выборах, они могут включить в свой список некоторых представителей умеренных консерваторов.

Хотя до сих пор фундаменталистским силам не удалось достичь единства, и они выступают тремя вышеназванными объединениями, продолжаются разговоры о союзе. Эти коалиции объединяет верность принципу «велаят-е факих! и идеям исламской революции. Весьма вероятно, что в отсутствие сложившегося оппозиционного лагеря, множественность объединений в лагере сил, находящихся у власти, поддерживается умышленно в целях создания имиджа конкурентности в ходе нынешней кампании. Как представляется, основная борьба развернется внутри самого правящего фланга по линии - сторонники и противники нынешнего президента.

1.Общество « Исаргаран энгелаб-е эслами» , из которого вышел М.Ахмадинежад, часть экспертов относят к крайне правым силам консерваторов. Однако, направив представителей в совет «7+8» они поддержали умеренных консерваторов.

2.Их представителям были выделены два места в группе «7+8». Умеренные консерваторы до сих пор не потеряли надежду на то, что члены этого предвыборного объединения будут выступать единым списком с Объединенным фронтом консерваторов.

3.www. khabaronline.ir/print – 168874.aspx

4.По мнению некоторых аналитиков, позиции М.Резаи во многом совпадают с позициями Лариджани и Галибафа и их можно рассматривать как новых неоконсерваторов.

Начало