В последнее время очень активно обсуждалась вероятность присоединения Турции к альтернативным международным объединениям, появление которых демонстрирует стремление к многополярности в системе международных отношений. Впервые тема вступления Турции в БРИКС появилась в начале июня во время визита министра иностранных дел Турции Хакана Фидана в Китай. Тогда подавался тезис о важности поиска альтернативных возможностей для сотрудничества для Анкары. Интересно, что тогда иностранные наблюдатели в призме турецкого внешнеполитического курса начали подавать БРИКС в качестве альтернативы Европейскому союзу,[i] кандидатом на вступление в который Турция является с 1999 г. Но в этом свете примечательно, что уже тогда в Турции стали задавать вопрос о реальности желания вступления Анкары в БРИКС. Пока международное сообщество обсуждало, что Турция уже одной ногой там, внутри самой страны делали акцент на том, что Фидан открыто не говорил о планах вступления своей страны в какие-либо объединения[ii].
Вторая волна обсуждений была связана с участием Фидана в работе Совета министров иностранных дел БРИКС, который 10-11 июня проходил в Нижнем Новгороде. Сама встреча прошла незамечено, однако она стала поводом для удержания этой темы в медиа-поле. В конце июня Хакан Фидан дал интервью для телеканала HaberTürk. Это был удивительный шаг, так как Фидан очень редко дает интервью, за исключением протокольных пресс-конференций. Естественно, что вопрос о желании Турции вступить БРИКС был одним из основных его блоков. И в нем министр иностранных дел Турции скорее уклонялся от ответа. Он подчеркивал важность этой организации, отмечал ее особенности и заявлял о необходимости наблюдения за ними.[iii] Однако прямого желания о вступлении Анкары выражено не было. В его словах БРИКС рассматривается как потенциальный партнер, который концентрируется на экономике, но партнер, который на данный момент находится на стадии перестройки. С одной стороны, Фидан четко выделяет преимущества организации и ее актуальность. Однако, с другой стороны, такой акцент на экономической составляющей и противопоставление БРИКС «Большой семерке» из уст МИД крупного игрока на международной арене выражает отсутствие четкой позиции по БРИКС.
Третья волна обсуждений была связана с первыми комментариями президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана по этому вопросу, которые он дал в середине июля. Он отметил, что он не считает преградой членство Турции в НАТО для сотрудничества Анкары со странами ШОС и БРИКС.[iv] Опять обращает внимание акцент на сотрудничестве, а не полноценном членстве Анкары.
После этого в сентября появляются новости о подаче Турцией заявки на членство в БРИКС. Здесь также есть несколько любопытных моментов. Впервые эта новость была опубликована агентством Bloomberg 2 сентября. 4 сентября помощник президента России, отвечающий за международные отношения, Юрий Ушаков подтвердил заявку Турции в БРИКС и заявил о ее рассмотрении на следующим саммите организации, запланированном на 22-24 октября в Казани.[v] Также существует информация о том, что президент Турции Р.Т.Эрдоган примет участие в нем.
На этом фоне удивительно то, что турецкая сторона официально никак прокомментировала это решение. Четкой формулировки «мы подали заявку в БРИКС» ни президент, ни глава внешнеполитического ведомства не высказали. Единственным спикером по этому вопросу является пресс-секретарь Партии справедливости и развития (AKP) Омер Челик. 3 сентября он отметил, что Турция заинтересована в контактах с БРИКС, однако конкретных решений по этому вопросу нет.[vi] В целом, это полностью повторяет настроение заявлений Хакана Фидана, которые он давал еще в июне. Дополнительных заявлений от турецкой стороны на момент написания статьи высказано не было. Однако можно ожидать новую реакцию от Анкары после официальной информации, высказанной Ушаковым.
Подытоживая статью, отметим, что атмосфера вокруг вступления Турции в БРИКС не отличается уверенностью. Анкара в последние три месяца подчеркивает свою заинтересованность в сотрудничестве с этой организацией, но официальных и прямых подтверждений именно желания о членстве в БРИКС пока нет. Турция почти что не комментирует этот процесс, информация генерируется другими игроками, что указывает на неоднозначность протекания процесса.
[i] https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/3265328/turkey-sees-brics-economic-potential-it-waits-full-eu-membership
[ii] https://yetkinreport.com/en/2024/06/06/does-turkiye-want-to-join-brics-fidans-critical-china-visit-explained/
[iii] https://www.aa.com.tr/ru/мир/хакан-фидан-брикс-это-платформа-включающая-в-себя-все-цивилизации-и-расы-в-отличие-от-ес/3257457
[iv] https://rg.ru/2024/07/11/erdogan-chlenstvo-turcii-v-nato-ne-iskliuchaet-sotrudnichestva-s-briks-i-shos.html
[v] https://anlatilaninotesi.com.tr/20240904/kremlinden-resmi-aciklama-turkiye-bricse-uyelik-basvurusu-yapti-1087632417.html
[vi] https://anlatilaninotesi.com.tr/amp/20240903/ak-parti-sozcusu-omer-celik-tegmenlerimize-hakaret-kabul-edilemez-1087598028.html
