О курсе нового министра иностранных дел Швеции в отношении Израиля и его внутренней критике

В середине минувшей недели Генеральная Ассамблея ООН большинством в 124 голоса поддержала резолюцию Палестинской национальной администрации (ПНА), содержащую «требование» к Израилю «безотлагательно положить конец своему незаконному присутствию на оккупированных палестинских территориях» со ссылкой на консультативное решение Международного суда ООН. Хотя против документа выступило 14 государств, а еще 43 на голосовании предпочли воздержаться, наибольший резонанс на внутриполитической арене подобная произраильская позиция вызвала, пожалуй, в Швеции, оказавшейся в последней группе. При этом продиктовано подобное гипертрофированное внимание, как кажется, было нарастающими межпартийными противоречиями, совпавшими со сменой министра иностранных дел.

Объясняя поведение делегации Швеции в ГА ООН, глава внешнеполитического ведомства североевропейской страны М. Мальмер Стенергард привела сразу несколько аргументов в пользу решения воздержаться.

Во-первых, по словам министра, для Стокгольма было важно выступить «вместе с группой единомышленников», под которыми  подразумевались делегации других аналогичным образом проголосовавших государств. Среди таковых значились, к примеру, соседка Швеции по североевропейскому субрегиону – Дания, ряд традиционных сторонников Израиля в ЕС – Австрия, Германия, Нидерланды и Польша, а также Великобритания и Австралия. При этом стоит отметить, что солидаризация с ФРГ представляет собой скорее нетипичный паттерн голосования Швеции в ГА ООН.

Вторым аргументом М. Мальмер Стенергард стало несогласие со сроком израильского ухода, предложенным в указанной резолюции. Так, по словам главы внешнеполитического ведомства, документ «содержит, среди прочего, требования об уходе Израиля с оккупированной территории в течение двенадцати месяцев», что, с ее точки зрения, «создает проблемы для урегулирования путем переговоров на базе принципа двух государств для двух народов». Одновременно с этим министр добавила, что Стокгольм уважает консультативное решение Международного суда ООН, на которое опирается предложение, рассмотренное в Генеральной Ассамблее, полагая необходимым «уделить больше времени обсуждению» того, как данное заключение может быть интегрировано в мирный процесс.

Приведенная аргументация не устроила оппозиционные Левую и Социал-демократическую рабочую партии Швеции, вызвав их резкую критику в адрес правительства, получившую в последние дни отражение на страницах местных СМИ. В частности представитель социал-демократов по внешней политике М.Йоханссон счел решение не голосовать в ООН «еще одним примером пассивности правительства в важных международных вопросах», указав как на «неспособность отстаивать международное право, когда это действительно важно», так и на то, что позиция кабинета министров в действительности, на его взгляд, противоречит идее создания двух государств. Левые в связи со сложившейся обстановкой потребовали проведения парламентских дебатов, также сославшись на соображения соблюдения приверженности международно-правовым нормам.

Впрочем, как кажется, в реальности причина разногласий кроется во внутриполитическом соперничестве, в контексте которого запрос на дебаты в Риксдаге особенно показателен. Связано это с тем, что в рамках первых осенних парламентских дебатов одной из центральных тем с подачи партии Шведских демократов стал антисемитизм, отмеченный ими как раз в рядах социал-демократов и Левой партии. Особенно примечательно здесь то, что действующее правительство под руководством У.Кристерссона было сформировано именно при поддержке Шведских демократов, оттеснив тем самым социал-демократов от управления страной.

Критика в адрес министра иностранных дел, звучащая от оппозиционных кругов, тоже не выглядит случайной. М. Мальмер Стенергард также лишь в первой половине сентября вступила в эту должность, сменив Т.Билльстрёма, дипломатия которого запомнилась прежде всего переговорами с Турцией по присоединению к Североатлантическому альянсу. Новая глава внешнеполитического ведомства практически сразу обозначила свои приоритеты, главным из которых она рассматривает содействие Украине и укрепление европейской безопасности. Помимо этого М. Мальмер Стенергард продемонстрировала намерение продолжить диалог с Анкарой, что относится, скорее, к диалогу в рамках НАТО, нежели ближневосточному вектору.

При упоминании палестино-израильского конфликта министр иностранных дел предпочитает быть максимально сдержанной, прежде всего в том, что касается отношения к Иерусалиму. Так, в своих первых выступлениях она успела выразить поддержку призывам к достижению режима прекращения огня с последующим долгосрочным мирным урегулированием, не давая оценок ходу боевых действий. Официально подобное ранжирование приоритетов мотивируется важностью тех или иных направлений для интересов Стокгольма, что для оппозиции веским доводом не кажется. Наоборот, акцент критиков  М. Мальмер Стенергард делается на том, что подобный курс является недальновидным и стал следствием того, что в качестве главы МИД У.Кристерссон выбрал недостаточно опытного политика, чья карьера в основном была связана с миграционными вопросами, а переход во внешнеполитическое ведомство оказался следствием коалиционных соображений.

В целом победа Социал-демократической рабочей партии Швеции на состоявшихся летом выборах в Европарламент создала условия для продолжения ими борьбы за власть внутри страны. При этом в качестве одного из направлений внутриполитического противостояния с конкурентами в духе легендарного для партии и страны премьер-министра У.Пальме была выбрана палестино-израильская проблематика. Действия Умеренной коалиционной партии под руководством У.Кристерссона, в свою очередь, напоминают британских консерваторов, акцентировавших антисемитизм в рядах противоборствующего лагеря лейбористов. При этом Израиль и касающаяся актуальных событий на Ближнем Востоке проблематика, в действительности, интересуют Швецию и ее нового главу МИД довольно мало, а критикуемая оппозицией сдержанность при оценке происходящего в регионе продиктована преимущественно отношениями с США, применительно к которым Стокгольм старается воздерживаться от заметных шагов в ту или иную сторону до ноябрьских американских президентских выборов.

60.27MB | MySQL:114 | 0,668sec