Сейчас не только перед Турцией, но и, вообще, перед рядом перспективных игроков – историческая возможность по переходу на новый для себя уровень. В случае Турции, очевидная проблема для неё заключается в нынешнем непростом экономическом положении.
Продолжаем разбираться с текущими трендами экономической ситуации в стране. Часть 1 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=100439 [1].
Напомним, что в прошлой части нашей публикации мы говорили про те трудности и задержки, которые сопровождают в эти дни реализацию в Турции проектов государственно-частного партнёрства, реализуемые по различным вариантам модели «Строй – Эксплуатируй».
Турецкому руководству приходится заниматься переносом проектов, ввиду трудностей по привлечению частных инвесторов в проекты (от государства в них требуется, как правило: земля, гарантии сбыта или компенсации издержек и налоговые льготы; государство не инвестирует непосредственно финансовые средства в подобного рода проекты –И.С.).
Заметим, впрочем, что, когда смотришь на примеры перенесенных торгов, то это – строительство автомобильных дорог, то есть что-то, что можно именовать «рядовыми проектами» для турецких инвесторов. Поясним свою мысль: есть проекты откровенно «нерядовые», обещающие особое место в экономике страны и, следовательно, сулящие и немалые выгоды участникам.
В качестве яркого примера «нерядовых проектов», можно привести строительство и эксплуатацию терминалов аэропортов, допустим, самого заметного из них – третьего Стамбульского аэропорта. Есть целый ряд других инфраструктурных проектов, которые вызывают повышенный интерес у местных инвесторов, однако, количество инвесторов, которые могут подписаться на такие масштабные проекты, в силу своей компетенции и наличия возможности привлечь финансирование, — достаточно ограниченное. И эти компании сейчас – достаточно серьезно перекредитованы, чтобы на них можно было бы взваливать дополнительное бремя – допустим, по строительству, давно обещанных турецким руководством, скоростных железных дорог. Да, строительство ведется, однако, не теми темпами, которые были изначально заявлены.
Таким образом, можно предположить наличие трудности у турецкого государства по привлечению местных инвесторов на «стандартные проекты» и трудности даже у крупных игроков по массовой реализации сложных уникальных проектов, требующих и другого уровня финансирования.
Теперь, что касается турецких экспортёров. В отечественном информационном пространстве их изображают «всепроникающими», работающими при широкой поддержке со стороны турецкого государства.
Что касается политической и административной поддержки – с этим сложно спорить: в Турции достаточно серьезно поставлена поддержка экспорта именно в части государственного рычага. Показателен пример того же Реджепа Тайипа Эрдогана, который лично выступает в экспортном продвижении первым номером, вывозя за собой самолеты с представителями турецкого бизнеса, ищущими выход за пределы свей страны, на новые зарубежные рынки.
Однако, в части, «поддержки лирой» мы начали цитировать ведущее экономическое изданию Турции – газету Dünya. 10 августа с.г. в ней вышел материал авторства Фикрета Ченгеля под заголовком «Экспортеры для энтузиазма в 2024 году хотят пакет (поддержки – И.С.) из 8 пунктов».
Продолжаем цитирование материала:
«8 пунктов, ожидающих срочности:
— Экспортеры должны иметь доступ к финансированию.
— Политика параллелизма валютного курса и инфляции.
— Следует избегать внезапных повышений обменного курса.
— Процентная политика должна быть конструктивной.
— Стимулы и поддержка должны быть структурированы. При отраслевых улучшениях следует учитывать рентабельность и масштаб.
— Реформы, которые улучшат инвестиционный климат, должны быть реализованы.
— Целевые рынки должны быть укреплены соглашениями о свободной торговле.
* Критерии чистого экспорта должны измениться.
Как экспортеры проводят 2023 год? На экспортных рынках наблюдается заметное замедление.
— Индекс количества снизился до уровня декабря 2020 года.
— Падение экспортных заказов продолжается.
— Продолжается растущее давление на экспортные цены за единицу продукции.
— Рост затрат привел к снижению нормы прибыли.
— Коррекция в турецкой лире пока не коснулась экспорта.
— Отсутствие доступа к финансированию ограничивает экспорт.
— Стоимость перевозки негативно влияет на конкуренцию.
Что делать экспортеру?
— Он должен хорошо управлять своим счетом. Следует избегать дорогостоящего финансирования. По возможности следует использовать только Эксимбанк.
— Точное управление запасами.
— Изменение ассортимента продукции, ожиданий и целей.
Диверсификация рынков (сбыта) должна быть увеличена.
— Количество, ценовая эластичность. Это должно быть изменено в соответствии с регионами.
— Безопасный порт. Валютные форвардные сделки должны быть более активными.
— Более широкое использование стимулов, поддержки и грантов.
* Участие в выставках, B2B и закупочных комиссиях.
* Сосредоточьтесь на цифровизации и инновациях.
* Энергия и устойчивость».
Итак, подводим черту под сказанным: речь идет о том, что турецкие экспортёры (как и инвесторы) испытывают трудности с привлечением финансирования для обеспечения реализации экспортных заказов. Турция, как отмечается турецким автором потеряла ценовое преимущество, а ослабление лиры компенсируется опережающим ростом цен на компоненты и на логистику, приводя к стремительному росту себестоимости.
Что характерно, респектабельное турецкое экономическое издание пишет о том, что экспортёры уже смирились с негативными трендами 2023 года и только пытаются в них устоять, рассчитывая поправить дела в 2024 году.