После завершения в Турции выборного периода мая 2023 года и формирования нового правительства настал черед обновления программных документов страны. Которые, прежде всего, вписаны в выборный цикл, а, во-вторых, учитывают фактор 2023 года как юбилея 100-летия провозглашения Турецкой Республики. Напомним, что все целеполагание руководства Турции последних лет делалось к юбилейному для Турции году.
Продолжаем анализировать Программу среднесрочного развития турецкой экономики, принятую на период с 2023 по 2025 год.
Часть 3 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=101630#more-101630 [1] .
Напомним, что прошлая часть нашей публикации закончилась рассмотрением «зеленого перехода», предусмотренного Программой. Как мы объяснили, нахождение его вторым пунктом после показателей роста турецкой экономики имеет не просто символическое значение, как дань «европейской моде», а носит стратегический для Турции характер.
Энергетический «счет» Турции зарубежным поставщикам энергоносителей вырос до неприемлемых для страны значений – отсюда и переговоры Турции с Россией о реструктуризации платежей за природный газ (заметим, что реструктуризация сторонами была в итоге согласована – прим.). Достаточно отметить, что цена 1 литра бензина в стране составляет мало подъемные для среднего турецкого кошелька 40 лир за 1 литр.
Переходим к следующему разделу Среднесрочной программы Турции, который посвящен вопросу занятости.
Цитируем Программу:
«Ожидается, что занятость и рабочая сила, которые достигли исторически высокого уровня в результате комплексных политических мер и сильной экономической активности, продолжат тенденцию к росту в течение периода действия Программы, особенно в результате структурных реформ, которые будут проведены на рынке труда, и достижения целевых темпов роста. Несмотря на ежегодный рост занятости в среднем на 890 тысяч человек в период действия программы и прогнозируемое увеличение уровня экономической активности, ожидается, что уровень безработицы будет постепенно снижаться и достигнет 9,6 процента в 2025 году».
Заметим в контексте турецкой безработицы следующее:
- Безработица в 2022 г. в Турции, согласно данным Турецкого агентства по статистике составила 10,4% рабочей силы.
- Рабочая сила – 34,6 млн человек, занятость – 31,5 млн, число безработных – 5,8 млн.
- По итогам первых четырех месяцев 2023 года безработица составила 10,0%
- Оппозиционные источники указывают на высокий уровень безработицы среди молодежи – минимум в 25%.
- Проблема занятости и будущего молодежи является для Турции одной из самых остро стоящих.
Обратим внимание на следующее обстоятельство: на невысокую рабочую базу в 85-миллионном населении страны, что делает планы по снижению безработицы до уровня менее 10% направленными только на половину населения страны и вызывает вопросы к методике расчета. Мы не раз говорили о том, что внутри Турции задается все больше вопросов к той статистике, которую публикует Статистическое агентство. Как указывают отдельные обозреватели, подобные вопросы возникают впервые в турецкой истории.
Следующие меры предлагаются Среднесрочной программой развития в плане борьбы с безработицей, цитируем:
«1. В целях развития квалифицированной рабочей силы будет проведен региональный и отраслевой анализ потребностей в обучении, а программы профессионального обучения будут обновлены в соответствии с требованиями цифровой и зеленой трансформации.
- Будет осуществляться сотрудничество с отраслями по подготовке квалифицированных кадров в сферах сельского хозяйства, оборонной промышленности, искусственного интеллекта, кибербезопасности, чистой и устойчивой энергетики, авиационных и космических технологий.
- Будет проведен анализ должностей для подготовки перечня навыков профессий, и на основе перечня навыков будет разработана система сопоставления.
- Будут реализованы методы для увеличения участия молодых людей, которые не учатся и не работают в составе рабочей силы.
- В трудовом законодательстве будут приняты нормативные акты, учитывающие потребности, возникающие в результате цифровой трансформации, технологических разработок и пандемического процесса.
- Будут поощряться методы дистанционного обучения, позволяющие людям получать сертификаты, а программы обучения, обеспечивающие качество, эффективность и результативность, будут разработаны путем создания национальной системы мониторинга обучения на протяжении всей жизни.
- Будет оказана поддержка лидерам и молодым исследователям, которые будут осуществлять проекты, направленные на обеспечение новаторских разработок в области науки и техники и обладающие потенциалом для совершения важных открытий или изобретений.
- Помимо мер по предотвращению утечки мозгов, будут реализованы механизмы обратной утечки мозгов (возвращения в Турцию квалифицированных кадров – И.С.), обеспечивающие возвращение в страну высококвалифицированных специалистов.
- В целях развития и распространения культуры охраны труда и техники безопасности будет укрепляться социальный диалог со всеми сторонами трудовой жизни, а программы проверок будут активизированы с использованием интеллектуального анализа данных.
- Проверки будут проводиться на рабочих местах, осуществляющих деятельность по установлению временных трудовых отношений в институциональном порядке, и соответствующая деятельность будет фиксироваться.
- Клубы вакансий и виртуальные ярмарки вакансий будут расширены для групп, которым требуется особая политика для выхода на рынок труда и получения постоянного места, а консультативные услуги по вопросам трудоустройства и профессиональной подготовки будут предоставляться в рамках Модели поддерживаемого трудоустройства.
- Будут продолжены усилия по содействию и поддержке процессов создания и развития женского бизнеса, поощрению их более активного участия в механизмах принятия решений и платформах электронной коммерции, укреплению женских кооперативов и предоставлению вспомогательных услуг, а также повышению финансовой грамотности у женщин.
- В целях гармонизации работы и семейной жизни и поощрения участия в рабочей силе будут расширены доступные общественные услуги по дневному уходу за детьми, инвалидами и пожилыми людьми.
- Будет обеспечено, чтобы молодые люди, женщины и получатели социальной помощи эффективно извлекали выгоду из активных программ на рынке труда, чтобы привлечь их к трудоустройству.
- В целях облегчения перехода молодых людей на рынок труда будут расширены модели стажировок, неполного рабочего времени и гибкого графика работы, а упор будет сделан на обучение, программы и мероприятия, которые повысят их карьерную осведомленность.
- Будут разработаны стратегии и программы для нужд рынка труда путем проведения анализа существующих человеческих ресурсов на основе данных.
- Кадровые процессы, такие как стандартное штатное расписание, стандартизация должностей, планирование карьеры и служебная аттестация, будут структурированы на основе анализа должностей.
- Законодательство о профессиональной квалификации, экзаменах и сертификации будет разработано в целях обеспечения национальной и международной действительности профессиональных квалификаций и увеличения количества работников, имеющих квалификационные сертификаты».
Опять же обратим внимание на то, что меры, предлагаемые Программой, являются достаточно классическими, включая предложение крепить связь между государственным и частным бизнесом, как работодателями, формирующими спрос, так и учебными заведениями, обеспечивающими предложение на рынке труда.
Что немаловажно – так это возникновение новых отраслей, которые будут определять спрос в Турции на кадры, включая, в частности, военно-промышленный комплекс, космос и авиацию, чистую энергетику (включая, полагаем и атом), а также информационные технологии. Следует заметить, что все эти направления переживают достаточно динамичный рост в Турции, требуя пропорционального запросу кадрового обеспечения.
Про военно-промышленный комплекс можно и вовсе сказать, что он является драйвером развития если не турецкой экономики, то уж во всяком случае турецкого научно-технического и производственного потенциала и, в определенной степени, флагманом турецкого экспорта. Пусть это и не выражается в доле продукции ВПК в турецком экспорте, однако, соответствующие сделки, заключенные Турцией на международной арене, имеют громкий медийный эффект.
Мы не раз говорили про то, что ВПК для Турции – больше чем просто отрасль. Это подтверждение возвращения Турции в большую международную игру, где страна начинает играть на заметных ролях. Лицом турецкого ВПК является зять президента Турции Сельчук Байрактар, являющийся техническим директором турецкого производителя БПЛА Baykar Tech. Он является популяризатором науки и технологий среди молодежи и вдохновителем для многих из них получать инженерную специальность. Формат «Технофестов» получил в Турции, в последнее время, достаточно широкое распространения и на них неизменно участвует и Сельчук Байрактар.
Интерес представляет следующий вопрос, выходящий за рамки данной публикации: не захочет ли его попробовать в большой политике президент Р.Т.Эрдоган? Допустим, на тех же муниципальных выборах? Заметим, что Сельчук Байрактар – это одно из самых раскрученных лиц в окружении турецкого лидера и по понятным причинам нет проблемы с доверием к нему у турецкого лидера.
Тем не менее, возвращаясь к вопросу занятости в Турции, отметим тот новый тренд, что возник спрос на представителей новых специальностей и отраслей. И от того как удастся его удовлетворить, воспрепятствовав упомянутой в Среднесрочной программе развития «утечке мозгов», зависит и то, насколько Турции удастся добиться своих целей экономического роста. Пока высшее образование является не слишком доступным в стране. А получившие бакалаврскую степень в турецких ВУЗах, по крайней мере наилучшие их представители, неизменно отправляются в западные магистратуры – как в американские, так и в европейские. И их возвращение оттуда – это большая головная боль для турецкой стороны. С которой бороться крайне сложно — на фоне экономических проблем в самой Турции и выгодных предложений, которые получают выпускники турецких ВУЗов, получившие «западный апгрейд», в США и в ЕС.
Неслучайно предвыборная кампания как власти, так и оппозиции в 2023 году строилась во много вокруг проблем молодежи, среди которых выделяется тема занятости.
Выразим ещё такое мнение, что в числе тех факторов, которые определят возможность для Турции реализовать свои амбициозные планы в 21-м веке, будет не только экономика, но ещё и кадровое обеспечение. И, как можно заметить, и в той, и в другой сферах существуют определённые проблемы.
Следующим разделом Среднесрочной программы является озаглавленный «Ценовая стабильность».
Заметим, что Турция столкнулась в 2020-х годах беспрецедентной за последние два десятка лет ситуацией галопирующей инфляции и дисбаланса между устанавливаемыми ценами на продукцию и услуги и покупательской способностью турецких граждан.
Та инфляция, которую продемонстрировала Турция в последние три года является весьма значительной угрозой действующей власти в Турции и её планам по превращению страны в одного из ведущих мировых геополитических игроков.
Те выборы, которая в мае 2023 года турецкая власть выиграла, переподтвердив свои полномочия, являются для неё, своего рода авансом. В том смысле, что высказать свое отношение к результатам работы власти в стране турецкое население сможет высказать на ближайших муниципальных выборах в стране, которые и так для власти, в прошлый раз закончились досадными осечками в Анкаре и в Стамбуле, и тяжелейшими всеобщими выборами 2023 года.
Представляется, что 2024-й год может стать репетицией 2028 года или, вовсе, как спрогнозировали некоторые оппозиционеры, досрочных президентских и парламентских выборов. Результаты этой репетиции зависят от того, как турецкой власти удастся обуздать инфляцию и восстановить баланс между ценами и покупательской способностью.
Цитируем установку по индексу потребительских цен, которую дает Среднесрочная программа:
«В период действия программы она направлена на снижение инфляции до однозначного уровня путем борьбы со всеми факторами, влияющими на рост цен. Планируется, что к концу 2025 года ежегодный темп роста индекса потребительских цен составит 9,9% за счет обеспечения роста производства и производительности. В этом контексте ожидается, что турецкая лира будет иметь стабильный прогноз, а продовольственная инфляция снизится до однозначного уровня в течение периода действия программы.»
Вот как выглядит предложенный программой среднесрочного развития график-прогноз развития инфляции в стране. Как мы не раз говорили, цифры, указанные применительно к 2021 году (окончательная цифра) и к 2022 году (ожидаемая оценка), являются, на взгляд многих в Турции, «излишне оптимистичными» и не отражающими реального положения вещей, которое видит каждый, кто посещает турецкие магазины. Где 300% — уровень роста так называемой «кухонной инфляции». Цитируем перечень мер, предполагаемых программой для достижения заявленных показателей:
«1. Таргетирование инфляции будет продолжать осуществляться в целях постоянного установления стабильности цен, а компонент политики обязательных резервов, ликвидности, обеспечения и упреждающего управления резервами будет эффективно использоваться Центральным банком вместе с политикой процентных ставок, принимая во внимание цель стабильности цен.
- Кредиты, предоставляемые реальному сектору с соответствующими затратами на финансирование в соответствии с целевыми показателями инвестиций, занятости, производства и экспорта для устойчивого развития таким образом, чтобы поддерживать ценовую стабильность, будут целенаправленно расширяться.
- В рамках стратегии лиризации (переходу к более активному использованию турецкой лиры – И.С.), которая является важным элементом политики, направленной на обеспечение устойчивости цен, основным средством сбережения в финансовой системе должны быть активы, выраженные в турецких лирах, вес товаров, выраженных в турецких лирах. Должна быть увеличена доля активов и пассивов домохозяйств, компаний и банковских сегментов, а государственный и частный сектор должны быть вовлечены во внутренние коммерческие операции с лирой.
- Политика доходов будет по-прежнему определяться в координации с денежно-кредитной и налогово-бюджетной политикой, принимая во внимание стабильность цен и распределение доходов.
- Будут разработаны новые проекты социального жилья для быстрого увеличения предложения жилья, которое сократилось в период эпидемии, снижения арендной платы и цен на жилье, а также содействия оживлению строительного сектора и расширению доступа граждан с низкими доходами к жилью.
- В целях снижения ценовых колебаний, вызванных дисбалансом спроса и предложения в жилищном секторе, обеспечения более здоровых условий строительства в наших городах и снижения стоимости земли, нашим гражданам, желающим построить жилье, будут предложены земли Казначейства с участками с завершенной инфраструктурой.
- Продовольственная безопасность будет обеспечиваться за счет снижения затрат на факторы производства в сельском хозяйстве, особенно семян, удобрений, кормов, дизельного топлива и медикаментов, за счет реализации программ, облегчающих финансовое бремя и обеспечивающих технологическую трансформацию, а также за счет налаживания производства на целевых уровнях достаточности в стратегической сельскохозяйственной продукции, а доходы фермеров будут обеспечивать устойчивость производства.
- Будут продолжены исследования по предотвращению использования сельскохозяйственных земель не по прямому назначению, по вводу пахотных земель в производство, увеличению орошаемых площадей и расширению использования сертифицированных семян.
- Поддержка сельского хозяйства будет распределяться таким образом, чтобы повысить эффективность и качество производства, а неэффективная практика поддержки будет прекращена.
- В целях поддержания стабильности цен будет создана система отслеживания запасов продовольствия и сельскохозяйственной продукции, а также будет повышена отслеживаемость на складах продовольственных товаров».