О среднесрочной программе развития Турции на период 2023 – 2025 гг. Часть 3

После завершения в Турции выборного периода мая 2023 года и формирования нового правительства настал черед обновления программных документов страны. Которые, прежде всего, вписаны в выборный цикл, а, во-вторых, учитывают фактор 2023 года как юбилея 100-летия провозглашения Турецкой Республики. Напомним, что все целеполагание руководства Турции последних лет делалось к юбилейному для Турции году.

Продолжаем анализировать Программу среднесрочного развития турецкой экономики, принятую на период с 2023 по 2025 год.

Часть 2 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=101558.

Напомним, что в прошлой части нашей публикации мы остановились на темпах экономического роста, который предусматривается программой в ближайшие годы на уровне в 5 – 5,5%. Впрочем, как мы можем заметить, уникальных рецептов в этом смысле Программа на 2023 – 2025 год не предлагает, говоря о достаточно классических для турецких программных документов вещах – о росте инвестиций в технологическое производство и о переходе к производству продукции с высокой добавленной стоимостью.

При этом обращает на себя внимание активность турецкого финансового блока. 21 сентября Центральный банк Турции повысил ключевую ставку до 30% в рамках борьбы с инфляцией. Однако, здесь немедленно возникает вопрос в отношении доступности финансирования для турецкого бизнеса и для турецких граждан – в частности, кредитования производства и экспорта, а также в плане личного кредитования. Увеличение до 30% с 25% состоялось на фоне альтернативных более мягких прогнозов увеличения ключевой ставки до 27,5%.

Второй момент, который в эти дни обращает на себя внимание – это активность министра казначейства и финансов в плане привлечения новых инвесторов и подписания кредитных соглашений. Так, как сообщается, на полях ГА ООН в Нью-Йорке турецкий министр Мехмет Шимшек провел сессию, продвигающую инвестиционные возможности Турции для крупнейших американских (читай, крупнейших международных, транснациональных) инвесторов.

Также 21 сентября министр казначейства и финансов Мехмет Шимшек сообщил, что ими было предоставлено финансирование в размере 395,75 млн евро от Всемирного банка для «Проекта повышения эффективности водопользования», который будет реализован Главным управлением водных работ при участии банка İller. Цитируем турецкого министра:

«Мы выступаем в качестве моста в удовлетворении финансовых потребностей министерств и местных органов власти в области возобновляемых источников энергии и эффективности использования воды. В этом контексте мы подписали кредитное соглашение со Всемирным банком на общую сумму 895,7 млн евро. Из них 570,75 млн евро — выделенные кредиты и 325 млн евро гарантированы Казначейством. Всемирный банк объявил, что предоставит Турции финансовый пакет в размере 35 млрд долларов. Сумма финансирования со стороны банка в настоящее время достигла примерно 3,2 млрд долларов благодаря новым соглашениям, которые мы подписали.»

Итак, как можно заметить, Турция вновь оживила свои контакты с международными финансовыми учреждениями. Почему это важно? – Потому что на протяжении целого ряда лет глава государства, президент Реджеп Тайип Эрдоган особо подчеркивал то, что Турция завершает свои отношения с международными финансовыми институтами и перестает быть страной, которая берет средства в долг. Напротив, шла речь о том, что Турция становится страной, которая начинает ссуживать средства в пользу нуждающихся стран.

Сейчас же, как мы можем видеть, турецким финансовым блоком принимаются меры, которые следует оценивать как пожарные с двумя целями:

Первое заключается в том, чтобы стабилизировать обстановку с инфляцией, остановить рост цен и найти новую рыночную стабильность между спросом и предложением. Мы не раз говорили о том, что в Турции сложилась новая реальность, при которой уровень цен на продукцию и услуги вышел из-под контроля не просто в лировом исчислении, но даже и при пересчете цен в доллары и в евро. По своим ценовым показателям Турция устремилась к дорогим странам мира, выравниваясь и с Россией, и с ОАЭ. Покупательская способность населения при этом заметным образом отстает – на рынке наблюдается стагнация. Без кардинального увеличения минимального уровня заработной платы разогнать снова остановившийся экономический маховик не представляется возможным. При этом заметим, что чистая, после выплаты налогов минимальная заработная плата установлена в стране в 2023 году на уровне в 11 402 тур. лиры (в пересчете на текущий курс в рублях – около 40 тыс. руб.)

Второй момент заключается в острой необходимости привлечения средств из-за рубежа – как прямых иностранных инвестиций, так и кредитных пакетов, а также финансовой помощи с тем, чтобы закрыть отрицательное сальдо по текущим операциям.

Пока сложно сказать, что новый Кабинет министров Турции смог решить эти задачи за 4 месяца своей работы. Впрочем, заметим, что турецкие проблемы носят системный характер, возникали не один год и не могут решиться одними интервенциями ЦБ ТР в процентную ставку или «дорожными шоу» в попытках привлечь зарубежных инвесторов. Которые, по широкому спектру причин – от экономических до политических – не достаточно сдержанно реагируют на инвестиционные возможности в Турции.

Продолжаем рассматривать программу среднесрочного развития Турции. Следующий раздел озаглавлен как «Зеленая трансформация».

Вот как соответствующие мероприятия объясняются в программе:

«В связи с изменением климата переход к низкоуглеродной экономике приобретает все большее значение в глобальном масштабе. Хотя ЕС, на который приходится наибольшая доля нашего экспорта, похоже, изменил приоритеты из-за глобального энергетического кризиса, он добивается прогресса в политике «зеленой» трансформации, чтобы достичь нулевых выбросов, ресурсоэффективной и конкурентоспособной экономики. Новая перспектива структурных преобразований, принятая в борьбе с изменением климата в соответствии с целью достижения нулевых выбросов к 2053 году, важна для обеспечения устойчивого развития. В течение программного периода шаги по направлению к зеленой трансформации будут продолжать предприниматься во всех сферах экономики и всех секторах в рамках приоритетов развития, принимая во внимание многогранные последствия изменения климата в экологической, социальной и экономической областях».

Перечислим вслед за программой перечень тех мероприятий, которые, в рамках программы, предстоит реализовать:

«1. На пути к достижению цели по чистым нулевым выбросам будет предложена среднесрочная стратегия низкоуглеродного роста, определен объем дополнительных инвестиций, которые потребуются отраслям для зеленой трансформации, и будут запланированы различные механизмы поддержки для сохранить свою конкурентоспособность.

  1. Для секторов будут подготовлены дорожные карты по переходу к низкоуглеродному производству в рамках наилучших доступных технологий и лучших экологических практик, и такие практики будут поощряться.
  2. Подготовительные работы для Национальной декларации вклада, Долгосрочной стратегии по изменению климата и Национального плана действий по изменению климата, которые проводятся в соответствии с целью чистого нулевого уровня выбросов к 2053 году, будут завершены в соответствии с вышестоящими политическими документами, особенно план развития.
  3. В целях создания инфраструктуры зеленой трансформации будут продолжать поддерживаться проекты НИОКР в области зеленых технологий, особенно в сельском хозяйстве, промышленности, транспорте и энергетике, а также инвестиционная экосистема технологий, которые способствуют сокращению выбросов, таких как зеленый водород и способы аккумулирования энергии.
  4. Будут приняты необходимые меры для обеспечения справедливого перехода рынка труда к зеленой трансформации.
  5. Доступ к климатическому финансированию будет расширен за счет учета потребностей частного сектора, а инвестиции, которые повышают эффективность, являются преобразующими, имеют высокую добавленную стоимость, ограничивают рост выбросов парниковых газов и повышают экологические навыки.
  6. Будут разработаны механизмы поддержки, способствующие адаптации компаний, особенно экспортеров из числа малого и среднего бизнеса, к зеленой трансформации, а также будет улучшен потенциал измерения, анализа и управления экологическими и социальными рисками в цепочке создания стоимости производимой продукции и услуг.
  7. Переходный период к Механизму регулирования выбросов углерода на границах ЕС (SKDM в турецкой аббревиатуре – И.С.) будет хорошо оценен, и политика, направленная на сокращение выбросов с наименьшими затратами, будет реализована для секторов, которые быстро пострадают от Механизма регулирования выбросов углерода на границах ЕС (SKDM).
  8. В рамках соблюдения SKDM, будет разработана эффективно функционирующая Национальная система торговли выбросами, налоговая система Турции будет пересмотрена в отношении преобразования существующих налогов в налоги на выбросы углерода, а также экономических и социальных эффектов, которые вызовут инструменты ценообразования на выбросы углерода. Будут проанализированы вопросы развития и инвестиционной среды.
  9. В целях защиты сельского хозяйства и фермеров нашей страны от негативных последствий изменения климата сфера агрострахования будет расширена с учетом защищаемых им продуктов и рисков.
  10. Будет подготовлено научно обоснованное законодательство Национальной зеленой таксономии, определяющее качества, которыми должна обладать экологически устойчивая экономическая деятельность, обеспечивающая защиту от имитации зеленой деятельности, совместимая с общей международной системой классификации и учитывающая уникальные потребности нашей страны.
  11. Для перехода к экономике замкнутого цикла будет подготовлен целостный Национальный план действий по циркулярной экономике, который повысит эффективность и будет способствовать управлению отходами.
  12. Завершена система сертификации зеленой организованной промышленной зоны. Будет ускорено создание экологически чистых, устойчивых промышленных зон и зон безотходной экономики.
  13. В целях сокращения использования природных ресурсов и внедрения в экономику вторичного сырья отходы, образующиеся в результате деятельности по производству и потреблению, будут включаться в производственный процесс посредством процессов, соответствующих принципам экономики замкнутого цикла, будут установлены стандарты на переработанную вторичную продукцию. Будут определены и будет разработана система стимулирования и руководства.
  14. Практика нулевых отходов будет распространена на домашние хозяйства.
  15. Устойчивое использование природных ресурсов и защита биоразнообразия будут обеспечиваться за счет увеличения размера охраняемой территории в соответствии с целевым показателем нулевых выбросов.
  16. В целях сокращения выбросов углерода будет продолжаться увеличение лесных ресурсов и создание новых зон поглотителей, а также будут продолжаться инвестиции в увеличение производства саженцев и семян, а также экспортного потенциала.
  17. Парк наземной и воздушной техники будет продолжать увеличиваться в целях защиты лесов и борьбы с пожарами.
  18. Будут разработаны проекты технологических преобразований, которые будут способствовать переходу к низкоуглеродной и устойчивой транспортной системе, особенно железнодорожному и городскому транспорту.
  19. В целях сокращения использования традиционного топлива на транспорте будут созданы мультимодальные транспортные терминалы и реализованы экологически чистые дорожные проекты.
  20. Будут предоставлены стимулы для обновления и развития турецкого морского флота и создания зеленых портов, а также будут приняты меры для исследования зон с низким уровнем выбросов в наших морях».

Понятны причины, почему для Турции столь важен зеленый переход. Дело отнюдь заключается не в том, чтобы следовать в русле европейской повестки по данному вопросу. Речь идет о том, что существенную долю турецкого отрицательного сальдо по текущим операциям, а также отрицательного сальдо внешней торговли составляет торговля энергоносителями.

В этом смысле, энергетическая политика Турции основана на двух постулатах:

  1. Обеспечение себе доступа к собственным источникам энергоносителей через разведку и разработку местных месторождений нефти и газа. Работы по нефти ведутся в юго-восточных провинциях страны. Что же до природного газа, то наиболее перспективные источники для Турции расположены на черноморском побережье страны. Концепцию «Синяя Родина» и борьбу Турции за газовые месторождения Восточного Средиземного моря мы выводим за скобки – поскольку данный вопрос не имеет дипломатического решения в обозримой перспективе. Что же касается решения военно-политического, то его выгоды (доступ к газовым месторождениям) уравновешиваются недостатками и серьезными рисками (введение против Турции экономических санкций Западом; изоляция страны). Более того, Турция не только не может себе позволить откровенно конфронтационной внешней политики, но это даже не в духе её дипломатической школы. Даже если соответствующие демонстрации Турцией делаются, их следует оценивать как имитационные мероприятия.
  2. Второй аспект, как раз и заключается в энергоэффективности: использования того, чем Турция располагает сама, в первую очередь, в сфере возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Кроме того, умное энергопотребление, использование энергосберегающего оборудования и уход от сжигаемых источников топлива – это то, что должно позволить Турции построить менее зависимую от импорта энергоносителей экономику. В идеальном случае, обеспечить себе профицитность экономики. В этом смысле выделяется отчетливо заметная попытка Турции перейти на электротранспорт, включая и транспорт личный – электромобили. Запущены в серию модели национального турецкого электромобиля Постепенно расширяется инфраструктура для зарядки их аккумуляторов. И несмотря на все ограничения, которые (пока) связаны с этим видом транспорта – небольшое расстояние с одной зарядки (в зависимости от модели автомобиля 300-500 км) и продолжительность зарядки (несколько часов) – электромобили все чаще встречаются на турецких дорогах. Популярность электромобилей основана ещё и на дороговизне альтернативы – цена 1 л бензина на момент публикации данного материала превысила отметку в 40 лир, то есть, 140 рублей. Заметим, неподъемная для среднестатистического турецкого гражданина величина, которая затрудняет перемещения не по городу, но уже по стране (доселе весьма популярное) с использованием личного транспорта.

В этом смысле заметим, что привлечение западных средств турецкую зеленую энергетику (см. выше) преследует своей целью не просто «залатать дыры» в турецком бюджете, но обеспечить качественную трансформацию турецкого ТЭК. В этом смысле, Турции также важен и диалог с ЕС, как с носителем передовых технологий и опыта в этом смысле. Что бы ни говорил в отношении евроинтеграции президент Р.Т.Эрдоган, на уровне взаимодействия с европейскими партнерами, Турции крайне сложно отказаться от стратегически важного для себя диалога – который может внести свою лепту в устранение турецкой зависимости от поставки зарубежных энергоносителей.

56.05MB | MySQL:116 | 0,955sec