О среднесрочной программе развития Турции на период 2023 – 2025 гг. Часть 2

После завершения в Турции выборного периода мая 2023 года и формирования нового правительства настал черед обновления программных документов страны. Которые, прежде всего, вписаны в выборный цикл, а, во-вторых, учитывают фактор 2023 года как юбилея 100-летия провозглашения Турецкой Республики. Напомним, что все целеполагание руководства Турции последних лет делалось к юбилейному для Турции году.

Продолжаем анализировать программу среднесрочного развития турецкой экономики, принятую на период с 2023 по 2025 год.

Часть 1 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=101326.

Заметим, что эта программа принимается в условиях нарушенного баланса в турецкой экономике. Самым ярким маркером является цена за 1 л 95 бензина, которая составляет на момент написания данной публикации около 40 тур. лир, в пересчете – 140 рублей. При этом уже выполнен пересчет инфляции на 2023 год, который вместо ожидаемых 22% должен составить около 58%. Ожидается, что Центральный банк Турции примет решение об очередном увеличении процентной ставки с нынешних 25% даже до 30%. Это поставит турецкий бизнес и физлиц в положение не просто дороговизны на продукцию и услуги, но и ограниченной доступности финансирования.

Напомним, что в прошлой части нашей публикации мы рассмотрели некоторые из тезисов, касающиеся финансовой устойчивости страны на ближайшие два года. Переходим к следующему разделу программы, которая называется «Государственные финансы».

Как указывается в программе, объявлены пакеты экономической стабилизации, содержащие комплексные меры по снижению негативного воздействия пандемии Covid-19, действующей с марта 2020 года, на экономику.

В этом контексте были реализованы меры в различных областях для обеспечения занятости, здравоохранения и социальной защиты, а также продолжения экономической деятельности. В результате, как отмечает Программа, реализованных мер, несмотря на негатив, вызванный пандемией, 2020 и 2021 годы завершились с положительными финансовыми показателями.

В целях смягчения последствий пандемии и обеспечения продолжения программ, связанных со структурными преобразованиями, в Законе о бюджете центрального правительства на 2021 год предусмотрен дефицит бюджета в размере 4,3% ВВП. В целях укрепления бюджетной дисциплины в начале 2021 года целевой показатель дефицита бюджета был пересмотрен до 3,5% ВВП.

В результате достигнутых показателей роста за счет реализуемого в этом контексте пакета мер, а также реализации политики, направленной на оживление экономической активности, дефицит бюджета по итогам года реализован в размере 2,8% ВВП, несмотря на приведенные доходы бюджета. в целях снижения социальных последствий эпидемии и поддержки экономики.

В 2021 году общие доходы сектора государственного управления по отношению к ВВП снизились на 1,5 пункта, а общие расходы сектора государственного управления снизились на 2,8 пункта по сравнению с предыдущим годом. В 2021 году по сравнению с 2020 годом произошло снижение текущих расходов сектора государственного управления на 1,8 пункта и снижение трансфертных расходов на 1 пункт. При этом дефицит сектора государственного управления по отношению к ВВП снизился на 1,3 пункта и достиг 2,6%.

Потребность государственного сектора в заимствованиях в 2021 году составила 2,5%, что на 1,4 пункта снизилось по отношению к ВВП по сравнению с предыдущим годом, а соотношение определенного ЕС объема долга сектора государственного управления к ВВП увеличилось на 2,4 пункта по сравнению с предыдущим годом и достиг 42%.

Рост обменных курсов и цен на сырьевые товары в конце 2021 года, а также рост цен на энергоносители выше ожиданий в последующие месяцы вызвали ухудшение перспектив мировой экономики, и в рамках этих событий, возникла необходимость Пересмотр целевых показателей программы на 2022 год.

В связи с этим был сформирован дополнительный бюджет в связи с изменением номинальных сумм доходов и расходов. В рамках этих мероприятий ожидается, что соотношение дефицита бюджета центрального правительства к ВВП в 2022 году составит 3,4%, что на 0,1 пункта лучше, чем целевой показатель в 3,5 процента, предусмотренный в Программой среднесрочного развития на 2022-2024 годы.

В 2022 году, по сравнению с предыдущим годом, ожидается снижение отношения совокупных доходов сектора государственного управления к ВВП на 1,4 пункта, а совокупных расходов сектора государственного управления – на 0,8 пункта.

В 2022 году по сравнению с 2021 годом ожидается снижение текущих расходов сектора государственного управления на 1 пункт, трансфертных расходов – на 0,2 пункта, инвестиционных расходов – увеличение на 0,4 пункта.

В 2022 году ожидается положительная динамика налоговых доходов сектора государственного управления по отношению к ВВП, особенно за счет налогов на доходы, ожидается снижение неналоговых доходов и сборов страховых взносов по социальному страхованию.

При этом дефицит сектора государственного управления по отношению к ВВП увеличился на 0,6 пункта по сравнению с предыдущим годом, достигнув 3,2%

Ожидается, что первичный дефицит сектора государственного управления составит 0,7%. Ожидается, что потребность государственного сектора в заимствованиях в 2022 году составит 6,4% ВВП, а соотношение определенного ЕС объема государственного долга к ВВП, как ожидается, составит 36,7%, что на 5,3 пункта снизится по сравнению с предыдущим годом.

Переходим к следующему разделу документа, который называется как «Базовые цели». Цитируем вводную часть этого раздела:

«Основная цель Среднесрочной программы – поддержать рост, в котором приоритет отдается инвестициям, занятости, производству и экспорту на основе турецкой экономической модели, укрепить эффективную и конкурентоспособную структуру внутреннего производства, снизить зависимость от импорта, достичь постоянной ценовой стабильности, повысить качество человеческого капитала и рабочей силы, для расширения бизнеса и улучшения инвестиционной среды, а также реализации экономических преобразований в направлении устойчивого, инклюзивного роста и справедливого распределения.

Несмотря на глобальные экономические перспективы, которые вступили в тенденцию относительного восстановления после эпидемии, но были ухудшены геополитическими рисками и высокой инфляцией, турецкая экономика смогла сохранить высокие темпы роста.

В течение периода действия программы будет решительно реализована стратегия устойчивого роста, основанная на экспорте, которая увеличивает потенциал роста и занятость, отдает приоритет производству продукции с высокой добавленной стоимостью и основана на экспорте.

Помимо увеличения доходов от услуг, план направлен на постепенное сокращение дефицита текущего счета за счет снижения зависимости от импорта, принимая во внимание цифровую трансформацию, диверсификацию продуктов и стран в экспорте, а также продолжая практику поддержки производства с высокой добавленной стоимостью.

В этот период целью является снижение инфляции до однозначного уровня с использованием подхода, основанного на всех факторах, влияющих на рост цен, и взаимодействии этих элементов, а также приоритете устойчивой стабильности цен.

Программа направлена на поддержку финансовой стабильности путем увеличения сбережений в финансовой системе, обеспечения эффективности распределения ресурсов, облегчения доступа к финансам посредством развития рынков капитала и распространения финансовой грамотности.

Кроме того, в ходе реализации Программы будет придаваться большое значение зеленой трансформации во всех сферах экономики и всех секторах с учетом многогранных последствий изменения климата в экологической, социальной и экономической сферах и в рамках приоритетов развития.

Целью программы является то, что занятость и рабочая сила, достигшие исторического высокого уровня, будут продолжать расти при стабильном ходе экономической деятельности в течение периода действия Программы, и что наш кадровый потенциал будет использоваться в максимальной степени посредством профессиональной подготовки, квалифицированного трудоустройства и политики повышения производительности для удовлетворения развивающихся потребностей в экономике, особенно политика активной рабочей силы.

Основной целью проводимой налогово-бюджетной политики будет постепенное сокращение государственного дефицита и дальнейшее укрепление финансовой структуры путем поддержания бюджетной дисциплины в течение программного периода.»

От вводной части переходим непосредственно к целевым показателям турецкой Программы среднесрочного развития. В первую очередь, Программа декларирует планы по росту турецкой экономики:

«С уменьшением влияния эпидемии на экономическую активность в экономике утвердилась перспектива сбалансированности внутреннего и внешнего спроса, и она направлена ​​на поддержание этой структуры. В этом контексте стратегия экспортно-ориентированного роста, которая добилась значительных успехов в последние годы, будет продолжена эффективным и конкурентоспособным образом.

Помимо улучшения деловой и инвестиционной среды, развития более инновационной структуры производства, будет продолжена политика, повышающая эффективность рабочей силы и ресурсов.

Денежно-кредитная, налогово-бюджетная политика и политика доходов будут по-прежнему осуществляться скоординировано, чтобы гарантировать, что сильный, устойчивый и поддерживающий занятость экономический рост продолжится его потенциальными темпами.

В течение периода действия программы средний темп роста в 5,3% нацелен на стратегию устойчивого роста и развития, поддерживаемую инвестициями в производственные области в частном секторе. Ожидается, что повышение производительности, предусмотренное для экономического роста, будет достигнуто за счет инвестиций частного сектора и структурных реформ

Программой предусматриваются следующие темпы роста. В 2021 году они, напомним, были 11,4%, а в 2022 году – 5,0%. Аналогичным образом, предусматривается, что темпы роста турецкой экономики в 2023 году составят 5,0%. В то время, как в 2024 и в 2025 году предусматривается годовой рост на уровне в 5,5%.

Для достижения поставленной цели, среднесрочной Программой развития предусмотрены следующая политика и меры:

«1. Путем укрепления макроэкономической стабильности и деловой среды будут поощряться технологически емкие инвестиции в основной капитал и прямые иностранные инвестиции в промышленный сектор, а также будет создана новая основа в системе стимулирования инвестиций, которая будет ориентирована на цифровую трансформацию и будет иметь широкомасштабное воздействие с целью ускорения технологических преобразований в промышленности.

  1. Инвестиции будут поддерживаться в приоритетных секторах, которые снижают зависимость от импорта в производственных процессах, являются технологичными и имеют экспортный потенциал с высокой добавленной стоимостью, а также будут способствовать повышению занятости.
  2. В системе инвестиционного стимулирования исключительная поддержка будет предоставляться инвестициям, которые ориентированы на инновационное производство и производство с добавленной стоимостью, направлены на переход на более высокие уровни в глобальной цепочке создания стоимости и совместимы с приоритетами кластеризации.
  3. Будут поддерживаться инвестиции в основной капитал, которые будут включать сотрудничество с отечественными и международными инвесторами.
  4. Ускорятся юридические процессы, связанные с инвестициями, как для инвесторов, так и для предпринимателей.
  5. Особое внимание будет уделяться использованию Казначейской гарантийной системы в проектах, которые повысят конкурентоспособность и эффективность в приоритетных секторах, и Кредитно-гарантийного фонда A.Ş. и Export Development Inc. Доступ компаний-экспортеров к финансированию будет поддержан.
  6. В целях поддержки экосистемы предпринимательства будут реализованы новые пакеты поддержки в рамках Системы гарантий, поддерживаемых Казначейством, что облегчит доступ к финансированию инновационных бизнес-моделей и проектов венчурных компаний, а также научно-исследовательской деятельности.
  7. Национальное и инновационное производство с добавленной стоимостью будет поддерживаться через фонды венчурных инвестиций в рамках Турецкого фонда развития.
  8. Доля общих запланированных промышленных зон на территории страны будет увеличена за счет продолжения создания запланированных промышленных зон, особенно организованных промышленных зон и промышленных зон, для крупномасштабных инвестиций, растущего малого и среднего предпринимательства, и интегрированных объектов.
  9. Научно-исследовательские и инвестиционные проекты, которые будут способствовать безопасности энергоснабжения, будут реализованы с использованием различных внутренних и возобновляемых ресурсов Турции.
  10. Преобразование предложений по решениям, основанным на исследованиях и разработках, отвечающих требованиям клиентов, в коммерциализированную продукцию малого и среднего предпринимательства будет обеспечиваться при совместном финансировании государственного и частного секторов.
  11. Экосистема НИОКР облегчает междисциплинарную работу, которая может быстро реагировать на все виды технологических потребностей для борьбы с эпидемиями, изменением климата и стихийными бедствиями, а также с проблемами, возникающими в результате глобальных изменений и областей преобразований, таких как зеленая и цифровая трансформация и новые технологии. Он будет иметь гибкую структуру.
  12. Кандидаты Туркорна (перспективные и быстрорастущие технологические компании Турции – И.С.) и глобальные амбициозные технологические инициативы будут поддерживаться, а проекты, направленные на разработку новых технологий и продуктов в новых и прорывных технологических областях, и критических областях, будут поддерживаться в рамках Программы технологически ориентированного промышленного движения.
  13. В областях стратегической важности процессы разработки технологий и продуктов будут поощряться посредством крупномасштабной поддержки платформ и сетей, где компании, университеты, исследовательская инфраструктура и государственные центры исследований и разработок объединяются и основаны на подходе «успех вместе», и запатентованные технологии будут переданы в промышленность.
  14. Будут реализованы меры поддержки, которые расширят сотрудничество центральных и тематических исследовательских инфраструктур университетов с промышленностью.
  15. Научно-исследовательская деятельность в области социальных и гуманитарных наук будет поддерживаться в целях поддержки устойчивого развития.
  16. В целях привлечения в экономику инвестиций, которые поддержат технологические преобразования и будут способствовать повышению благосостояния, в рамках этой программы будет подготовлен рекламный отчет и организованы мероприятия, раскрывающие преимущества Турции на торговых путях, измененных в период пандемии, и ее близость к важным центрам.
  17. В целях обеспечения безопасной урбанизации будут ускорены работы по преобразованию городов на основе горизонтальной архитектуры, готовой к стихийным бедствиям, экологически и климатически чистой, высокоэнергетической, защищающей культурные ценности».

Итак, можно ли назвать изложенное выше сколь-нибудь оригинальной программой обеспечения роста экономики Турции? – Пожалуй, что нет: речь идет все о том же поощрении технологического и промышленного потенциала страны с выходом из ловушки средней добавленной стоимости, а также об укреплении институциональных связей. Отдельный вопрос вызывает рост доступности финансирования для экспортеров в условиях высокой и, как ожидается, выросшей до 30% ключевой ставки ЦБ Турции.

53.19MB | MySQL:103 | 0,447sec