О проблемных вопросах опытной эксплуатации истребителей пакистанского производства JF-17 «Тандер»

ВВС Мьянмы испытывают проблемы с эксплуатацией парка приобретенных в Пакистане истребителей JF-17 «Тандер» из-за отсутствия соответствующего технического обеспечения[i]. Как сообщает BT Business Today[ii] со ссылкой на неназванные источники, недавно лидер Мьянмы Мин Аун Хлайн выразил недовольство премьер-министру Пакистана Шахбазу Шарифу и начальнику штаба Сухопутных войск Пакистана генерал-лейтенанту Асиму Муниру (генеральный директор Межведомственной разведки Пакистана в 2018-2019 гг.), поскольку полученные в период с 2019 по 2021 гг. самолеты стоят «на приколе», а местные специалисты охарактеризовали их как «непригодные к эксплуатации».

Как известно, на данный момент Мьянмой получено 11 истребителей JF-17 пакистанского производства, однако ни один из них не годен к полетам из-за обнаруженных неисправностей и конструктивных недостатков. В сентябре 2022 года в Мьянму были направлены пакистанские инженеры, однако с имеющейся технической базой возникшие проблемы на месте решить не удалось[iii].

По мнению эксперта издания BT Business Today, даже после успешного ремонта JF-17 дальнейшая эксплуатация будет проблематична, так как у ВВС Мьянмы отсутствует необходимый опыт для решения технических проблем по мере их возникновения. Некоторое время назад военное руководство Мьянмы планировало отправить технических специалистов в Исламабад для обучения ремонту и техническому обслуживанию, однако по неизвестной причине это решение было отменено.

В пакистанских самолетах JF-17 используется российский авиадвигатель РД-93, западная авионика и планер китайского производства. Китайским двигателестроителям очень сложно создать компактный, мощный и надежный двигатель для истребителя, поставляемого на экспорт. Выбор основы для конструирования собственных двигателей ограничен российским РД-93 и французским М88-2. Наибольший интерес для китайских специалистов представляют недоступные им британские EJ-200 и американские F414-GE-400, которые устанавливают на истребители «Еврофайтер Тайфун» и F-16 соответственно.

Учитывая санкции в отношении Мьянмы, этот фактор также привел к существенно возросшим затратам и невозможности обеспечения должной эксплуатации и технического обслуживания самолетов. Как следствие, Пакистан уже столкнулся с трудностями при продаже аналогичных самолетов другим странам, особенно в Латинской Америке. Примечательно, что в настоящее время в парке ВВС Китая нет самолетов JF-17[iv].

Из-за вышеописанных проблем ВВС Мьянмы продолжают полагаться на Як-130, МиГ-29 и полученные в прошлом году Су-30СМЭ российского производства, а также К-8 китайского производства.

Мьянма – первая страна, которая закупила разработанные Chengdu Aerospace Corporation при участии Pakistan Aeronautical Complex (РАС) самолеты JF-17[v]. По неофициальной информации, контракт на поставку ВВС Мьянмы пакистанских истребителей JF-17 «Тандер» был подписан в июле 2015 года. Предполагается, что было заказано 16 самолетов общей стоимостью около 260-300 млн долл. Как предполагалось, поставка JF-17 «Тандер» позволит дополнить и/или снять с вооружения 24 устаревших F-7М «ЭйрГард» и 16 А-5C «Фантан», приобретенных в Китае в 1990-е гг.

По сообщениям СМИ, власти Мьянмы также оценивали возможность по итогам применения первой партии приобрести дополнительные JF-17 и организовать сборку самолетов на территории страны. Первые 4 истребителя были введены в эксплуатацию в декабре 2018 года, в марте 2019 года было получено 2 дополнительных самолета JF-17B в учебно-боевой версии[vi].

Со своей стороны отметим, что истребитель JF-17 «Тандер» является примером китайско-пакистанского военно-технического сотрудничества[vii]. Программа строительства одноместного варианта JF-17 для ВВС Пакистана выполнена почти на 30% – в строевые части поставлено около 80 самолетов и в этой связи необходимо принятие на вооружение двухместной модификации, которая позволит повысить уровень подготовки молодых пилотов JF-17, а также провести переучивание личного состава с других типов истребителей[viii].

Конечно, кроме учебно-боевых задач дорабатываемый в настоящее время двухместный вариант JF-17 позволит выполнять более широкий спектр боевых задач за счет размещения в кабине дополнительного прицельно-навигационного оборудования для второго пилота-штурмана[ix]. Вероятно, на месте второго пилота установлен широкоформатный жидкокристаллический экран, скопированный китайскими специалистами с продукта американской компании L-3, который устанавливается на малозаметные истребители F-35. Двухместный JF-17В обладает увеличенными размерами по сравнению с одноместным вариантом, а именно: длина самолета составляет 14,5 м (на 0,2 м больше), высота 4,6 м (меньше на 0,3 м), размах крыла достигает 9,5 м (больше на 0,6 м). Кроме того, при максимальном взлетном весе 9100 кг максимальный вес боевой нагрузки увеличен с 3600 до 4500 кг. Практический потолок составляет 16500 м, а максимальная дальность полета без дозаправки 2500 км[x].

Важно отметить, что пакистанские специалисты обладают достаточной квалификацией, позволяющей оперативно создавать новые модификации боевых самолетов. Следует отметить, что пакистанцы уже разрабатывают варианты модернизации истребителя JF-17, на базе которого в перспективе планируется создание аналога американского малозаметного истребителя пятого поколения F-35.

[i] https://idrw.org/myanmar-grounds-pakistani-jf-17-fighter-jets-due-to-technical-issues/

[ii] https://www.businesstoday.in/latest/world/story/myanmar-miffed-with-islamabad-over-unfit-jf-17-thunder-fighter-jets-military-junta-sends-stern-message-to-pakistan-396711-2023-09-04

[iii] https://www.irrawaddy.com/news/burma/technical-problems-ground-myanmars-jf-17-fighter-jets-bought-from-china.html

[iv] https://www.wionews.com/world/myanmar-junta-troubled-by-unfit-for-operation-pakistan-made-jf-17-fighter-jets-631692

[v] https://economictimes.indiatimes.com/news/defence/myanmar-angry-with-pakistan-over-unfit-fighter-jets-supplied-by-islamabad-report/articleshow/103335997.cms?from=mdr

[vi] Ильин В.А. Авиация Великого соседа. Кн. III. Боевые самолеты Китая / Владимир Ильин. – М.: Фонд содействия авиации «Русские Витязи», 2023. – 235 с.

[vii] Галищева М.В. Экономика Пакистана:  учебное пособие / Н.В. Галищева; МГИМО. – М.: МГИМО-Университет, 2018. – 373 с.

[viii] Казанин М.В. Военно-политическое и военно-техническое взаимодействие Китайской Народной Республики и Исламской Республики Пакистан в контексте обеспечения национальной и региональной безопасности: монография / М.В. Казанин. М.: РИО Российская таможенная академия, 2020. 346 с.

[ix] Казанин М.В. Оснащение Вооруженных сил Исламской Республики Пакистан вооружением и военной техникой производства Китайской Народной Республики: научный справочник / М.В. Казанин. М.: Ин-т Ближнего Востока, 2021. 266 с.

[x] Пакистан: за рамками стереотипов / Т.И. Борисов, К.В. Макиенко и др. – М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2019. – 208 с.

53.22MB | MySQL:103 | 0,465sec