После завершения в Турции выборного периода мая 2023 года и формирования нового Кабинета министров настал черед обновления программных документов страны. Которые, прежде всего, вписаны в выборный цикл, а, во-вторых, учитывают фактор 2023 года как юбилея 100-летия провозглашения Турецкой Республики. Напомним, что все целеполагание руководства Турции последних лет делалось к юбилейному для Турции году.
Кроме того, надо учитывать ещё и то, что к выборам 2023 года турецкая экономика подошла с очевидными сложностями – разумеется, ранее заложенные планы развития были сорваны. Не были достигнуты ключевые макроэкономические показатели, включая ВВП и удельный ВВП, инфляцию, безработицу, внешнюю торговлю (как экспорт, так и импорт). ВВП – застыл на уровне десятилетней давности, официальная инфляция в десятки процентов вступает в конфликт с инфляцией «кухонной», безработица вызывает вопросы на фоне низкой базы рабочей силы (половина населения страны), во внешней торговле – расходящаяся вилка между экспортом и импортом в пользу последнего. Ослабление турецкой лиры перестает работать на пользу экспортеров на фоне общей дороговизны продукции и услуг страны. Следовательно, турецким экспортерам приходится сильно беспокоиться по поводу своей глобальной конкурентоспособности.
Изложенное привело к тому, что президент Р.Т. Эрдоган прошёл самую, пожалуй, трудную выборную кампанию в своей политической карьере. Победа в президентских выборах во втором туре – наглядное тому свидетельство. При этом, не следует считать, что он получил карт-бланш от избирателей на всю пятилетнюю каденцию. Его обещание за 1 год восстановить юго-восток страны, после масштабного землетрясения 6 февраля, как можно оценивать, масштабировано в глазах турецкого избирателя на всю страну. То есть, от турецкой власти население ждет быстрого выправления экономической ситуации.
Понимая это, президент Р.Т. Эрдоган отказался от своего детища – неортодоксальной политики снижения процентных ставок как средства для борьбы с инфляцией. А во главе экономического блока в стране пришли такие «традиционалисты-западники» как Мехмет Шимшек (министр казначейства и финансов страны) и Хафизе Гайе Эркан (глава Центрального банка). Мы писали уже о них в своем материале на сайте ИБВ, посвященном новому кабинету министров страны.
И весьма важным представляется то целеполагание, которое делается турецким руководством на ближайшие три года, в период до 2025 года. При этом турецкому руководству необходимо соблюдать баланс между реалистичностью даваемых турецким избирателям обещаний и привлекательностью этих обещаний. Понятно, что откровенный популизм немедленно вызовет недовольство и отторжение – что крайне плохо в преддверии муниципальных выборов 2023 года. А, с другой стороны, и излишний реализм, с учетом усталости избирателей от экономической сложности, для турецкой власти – не слишком хороший вариант.
Вот с учетом вышеизложенного и была, как представляется, разработана новая Программа среднесрочного развития на период с 2023 по 2025 год, середину новой каденции текущей власти. Обратимся к основным моментам, связанным с этим документом.
Пропускаем обзор экономического положения в мире и переходим к оценкам турецкой экономики в её нынешнем положении.
В разделе рост, документ отмечает, что невзирая на последствия пандемии коронавируса турецкая экономика демонстрировала завидный рост, который составил 11,4%. В то время, как предыдущая среднесрочная программа (на период с 2022 по 2024 год) предусматривала рост около 9%. Промышленность и услуги (включая строительно-подрядный сектор) увеличились с 12,9% до 17,2%. С другой стороны, по причине глобальной засухи вклад сельскохозяйственного сектора в турецкую экономику снизился на 2,9%.
Начиная с февраля 2022 года возросли риски в мировой экономике в связи с российской СВО на Украине. Рост цен на энергоносители и сырье сформировали риски для турецкой промышленности. Впрочем, они оказали ограниченное влияние на экономический рост Турции. Как предварительно оценивается, согласно программе среднесрочного развития, 2022 год Турция закрыла с ростом экономики на уровне 5,0%.
Переходя к вопросу занятости, программа среднесрочного развития указывает на то, что 2021 год ознаменовался процессом восстановления как с точки зрения участия населения в рабочей силы, так и в плане, собственно, занятости. Здесь, как указывается программой, Турция стала лидирующей страной в ОЭСР по темпам роста занятости. В 2021 году занятость была увеличена на 2,1 млн человек. В тот же самый год, численность рабочей силы в стране увеличилась на 1,981 млн человек. Безработица в стране в 2021 году составила 12,0%; в 2022 году она уменьшилась до 10,8%. При этом, безработица оказалась меньше того показателя, который предусматривался предыдущей программой развития – 12,6%.
Следующий блок рассматривает ценовую устойчивость в стране. Как мы уже писали выше – это один из самых заметных и чувствительных вопросов для турецкого населения в последние годы.
Как указывается в программе, вместе с пандемией коронавируса на рынке образовался дисбаланс между спросом и предложением. Финансовая и денежная политика была направлена на то, чтобы оживить рынок. На фоне процессов оживления выросли цены на нефть и на энергоносители, начали наблюдаться сбои в цепочках поставок, чрезмерное затоваривание из-за соображений безопасности стало распространенным, особенно, в продовольственном секторе, выросла стоимость транспортных услуг. Результатом этих факторов стал рост инфляции как в развитых так и в развивающихся странах.
Индекс потребительских цен 2021 года, в первые 9 месяцев, был ограниченно подвержен этим явлениям, однако, последний квартал сопровождался ростом. В итоге годовой рост потребительских цен в 2012 году составил около 36%. Первая половина 2021 года ознаменовалась ростом индекса потребительских цен на 45,7%. Как указывается программой, через реализацию специальных мер, удалось удержать рост годового индекса потребительских цен в июле 2022 года на уровне в 79,6%. Вторая половина года уже проходит под влиянием российско-украинского конфликта. Тем не менее, как указывается программой оценивается, что годовая инфляция в конце 2022 года составит 65,0%.
Переходим к балансу платежей: как указывается в программе, в результате быстрого восстановления экономики в 2021 году, наблюдается серьезный рост внешнего спроса. Он сопровождается быстрой адаптацией экспортёров к меняющейся внешней динамике. Одновременно, наблюдается и рост единичной экспортной продукции. В результате, экспорт в 2021 году на 14,2 млрд долл. превысил оценки предыдущей версии среднесрочной программы, достигнув 225,2 млрд долл. При этом, впервые, доля Турции в глобальном экспорте превысила показатель в 1%. Что же до импорта, то здесь определяющим стал рост цен на товары на мировом рынке. В 2021 году импорт превысил запланированный показатель на 13,4 млрд долл. и достиг 271,4 млрд долл. При этом, невзирая на денежный эквивалент роста, с точки зрения количества импортированных товаров наблюдалось снижение. Рост импорта целиком, таким образом, связан с ростом стоимости единицы продукции. После пандемии коронавируса, в 2021 году наблюдалось быстрое восстановление отрасли туризма. При этом доходы выросли на 103,8% и достигли 20,8 млрд долл.
В результате, дефицит бюджета по текущим операциям в 2021 году составил 13,6 млрд долл., что составило в отношении к ВВП 1,7%. Это меньше на 0,9% того показателя, который был предусмотрен предыдущей версией программы развития.
Что касается притока капитала, то ПИИ и другие инвестиции, в 2021 году демонстрировали рост. Что вкупе со снижением дефицита по текущим операциям позволило увеличить объем резервных фондов.
По данным за первые 7 месяцев 2022 года, экспорт турецкой продукции за рубеж увеличился на 19,1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и достиг 144,3 млрд долл. Влияние российско-украинского кризиса, как отмечается, оказало ограниченное влияние на положение дел с турецким экспортом. Невзирая на возросшие риски потенциал турецких экспортеров не пострадал. Более того, турецкий экспорт по итогам 2022 года вырос на 13,2%, достигнув 255 млрд долл.
Что же до импорта, то определяющим фактором стал рост цен на природный газ. Результатом стал рекордный для Турции уровень импорта, который достиг по итогам 2022 года 360 млрд долл. (32,6% рост).
В свою очередь, доходы от туризма, невзирая на войну, продолжали расти и по итогам 2022 года достигли 34 млрд долл.
Как бы то ни было, по совокупности факторов, дефицит бюджета по текущим операциям в 2022 году достиг 5,9% к ВВП. Как отмечается в программе, если очистить этот показатель от энергетики, то турецкий бюджет будет профицитным на уровне 5,0% от ВВП.
Относительно финансовой устойчивости, программа указывает на то, что турецкий банковский сектор продемонстрировал устойчивость в отношении рисков достаточности капитала. В июне 2021 года коэффициент достаточности капитала составлял около 20,4% При этом к июлю месяцу наблюдалось снижение до 18%. Как бы то ни было этот коэффициент находится выше уровня и критерия Базеля (8%) и того порога, который установил для себя Совет по банковскому регулированию и надзору (12%). Коэффициент достаточности основного капитала, который считается показателем качества капитала, также значительно превышает установленную турецким законом норму в 4,5% и составляет 13,7%.
Как указывает программа, позиция краткосрочной ликвидности банковского сектора сохраняет устойчивый вид. Сильный рост депозитов в 2022 году и увеличение доли государственных долговых ценных бумаг в портфеле поддерживают краткосрочную ликвидность сектора. Увеличение ликвидных активов также положительно отразилось на коэффициентах покрытия ликвидности (LCR), которые показывают способность банков управлять краткосрочным оттоком ликвидности, а общий показатель LCR достиг своего исторического высокого уровня. Кроме того, краткосрочные буферы ликвидности в иностранной валюте, которые банки могут использовать против финансовых потрясений, достаточны для покрытия своих внешних долгов, срок погашения которых наступит в течение одного года.