После завершения в Турции выборного периода мая 2023 года и формирования нового Кабинета министров настал черед обновления программных документов страны. Которые, прежде всего, вписаны в выборный цикл, а, во-вторых, учитывают фактор 2023 года как юбилея 100-летия провозглашения Турецкой Республики. Напомним, что все целеполагание руководства Турции последних лет делалось к юбилейному для Турции году.
Продолжаем анализировать Программу среднесрочного развития турецкой экономики, принятую на период с 2023 по 2025 год.
Часть 6 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=101698#more-101698 [1] .
Напомним, что в прошлой части нашей публикации мы приступили к рассмотрению раздела, посвященного финансовой стабильности страны.
В этом смысле, вы выделили одно из важнейших направлений усилий турецкого руководства, которое заключается в том, чтобы вовлечь в экономику страны накопления турецких граждан, которые чаще всего хранятся в золоте. И хотя прямых выкладок к текстовой части Среднесрочной программы 2023-2025 нет, следует считать, что эти накопления, будучи пущенными в оборот способны стать заметной инъекцией в турецкую экономику.
Второй момент заключается в том, чтобы дать широкое распространение собственной платежной системе (TROY). В этом смысле, Турция может отчасти рассчитывать на лояльность собственных граждан, особенно, если будут приняты соответствующие меры стимулирования спроса на карты «национальной и местной» платежной системы при наличии устоявшегося рынка западных платежных систем (Visa и Mastercard), а также при проникновении на рынок китайской платежной системы. В этом смысле, у турок – неплохие перспективы акцента на патриотическом настрое турецких граждан при условии достаточно широкой распространенности турецкой платежной системы не только внутри страны, но и за её пределами.
Второй, также многообещающий шанс, — это привлечение клиентов в эту платежную систему из Российской Федерации.
Понятно, что, в первую очередь, с целью дать россиянам возможность тратить средства в Турции. Но, разумеется, не ограничиваясь только этим: многие россияне ищут способы для оплаты товаров и услуг на западных площадках и интернет-магазинах. И здесь по пока лидируют центрально-азиатские государства. Может ли здесь Турция выступить со своим предложение с учетом сопутствующих рисков? – Тут речь о балансе выгод и угроз.
Разумеется, никакие банковские услуги – не бесплатны. Так что, если ежегодно в Турцию приезжает около 5 млн россиян, то можно предположить каков оборот тех средств, которые могут проходить через турецкую платежную систему. Не говоря уже о тех, кто, находясь в России, хочет использовать сервисы на Западе.
Впрочем, разумеется, такой большой рынок возник не просто так, а на волне антироссийских санкций из-за СВО на Украине, а, следовательно, и цена этого шанса для Турции также может быть достаточно высока. Поэтому сложно сказать, решится ли Турция на то, чтобы воспользоваться этим шансов, стоя перед угрозой получить санкции в отношении турецких регуляторов. Прежде всего, со стороны США.
Следующая возможность для турецкого государства по поправлению турецких финансов – это борьба с теневой экономикой. Высокое налоговое бремя в стране создает ситуацию, при которой нередко бизнес «голосует ногами» в направлении ухода от налогов. Укрепление финансового контроля в стране, собственно, и призвано данную задачу решить.
К слову сказать, в данном смысле, возникают интересные возможности по тому, чтобы посотрудничать Российской Федерации и Турецкой Республике в сфере повышения сбора налогов с помощью информационных технологий. Соответствующие решения, разрабатываемые российскими программистами, являются экспортно-ориентированными и находят применение на постсоветском пространстве, в частности, в государствах Центральной Азии.
Как мы можем заметить, для повышения финансовой устойчивости Турции, нынешний блок предлагает активно пользоваться современными цифровыми возможностями, включая финтех компании, криптовалюты и проч. Отдельное внимание заслуживает и упоминание того, что необходимо повышать продуктовое разнообразие в сфере пенсионного страхования.
Это опять же про возможности больше вовлекать накопления турецких граждан в экономику. Однако, следует отметить следующее: существующие в Турции программы добровольного пенсионного страхования предусматривают вклады только в турецких лирах. Но она столь волатильна в последние годы, что съела и ту повышенную ставку процента, которую обещают частные пенсионные компании.
Сложно, конечно, сказать, каким образом турецкий финансовый блок собирается эту ситуацию исправлять. У нас в России много говорят о том, что накопления советских граждан «испарились» в одночасье.
Накопления турецких граждан по программам добровольного пенсионного страхования не испарились, конечно. Однако, инфляция их изрядно «сточила» и сделала предприятие по вкладу пенсионных средств куда бы то ни было, кроме золота (см. выше), крайне невыгодным. Завоевывать доверие турецких граждан в этом смысле придется достаточно трудно. В этом – пожалуй, основная трудность, которая стоит перед турецким руководством по вовлечению накоплений «из-под подушки» турецких граждан в экономику страны.
Переходим к следующему разделу, который называется государственные финансы.
Цитируем программу:
«Ожидается, что общий баланс государственного сектора будет иметь дефицит в размере 4% по отношению к ВВП в 2023 году и что дефицит снизится до 1,1% к концу периода действия Программы. Ожидается, что определенный программой дефицит государственного сектора, составляющий 2,2% ВВП на конец 2023 года, в конце периода превратится в профицит в 0,5%.
Дефицит сектора государственного управления, который, как ожидается, составит 3,5% ВВП на конец 2023 года, по оценкам, составит 1,4% в конце периода действия Программы.
Ожидается, что соотношение общих расходов и доходов сектора государственного управления к ВВП постепенно снизится с 34,3% и 30,8% соответственно в 2023 году до 31,8% и 30,4% в конце периода действия Программы.
Ожидается, что дефицит бюджета центрального правительства по отношению к ВВП составит 3,5% в 2023 году и 1,5% в конце периода действия Программы, а дефицит первичного баланса составит 0,5% в 2023 году и вернется к значению 1,3% профицита на конец периода действия Программы.
Ожидается, что общая налоговая нагрузка, которая, как ожидается, увеличится на 1,1% до 23,4% ВВП в 2023 году, будет следовать горизонтальному курсу в течение периода действия Программы и сохранит уровень 2023 года.
Целью программы является сокращение объема долга сектора государственного управления, определенного ЕС, который, как ожидается, составит 35,2% ВВП в 2023 году, до 32,1% в конце периода действия Программы.
Ожидается, что в 2023 году соотношение расходов центрального правительства к ВВП составит 24%, а соотношение непроцентных бюджетных расходов центрального правительства к ВВП — 20,9%.
Доходы бюджета центрального правительства определяются с учетом макроэкономических прогнозов и влияния политики доходов на доходы бюджета, развития ситуации на национальном и международном рынках, а также тенденций доходов в предыдущие годы.
Ожидается, что в 2023 году соотношение доходов бюджета центрального правительства к ВВП составит 20,4%, а соотношение налоговых доходов бюджета центрального правительства к ВВП — 17,2%.
Политика заимствования будет поддерживаться на основе стратегических критериев в рамках устойчивого, прозрачного и подотчетного управления долгом.
Стратегии заимствований в основном посредством инструментов с фиксированной доходностью и TL, а также постепенного сокращения внутренних заимствований в иностранной валюте и золоте в рамках рыночных условий будут продолжены.»
Итак, обратимся к тем мероприятиям, которые предлагаются к реализации в рамках укрепления государственных финансов.
Цитируем:
«1. Процесс внедрения Интегрированной системы управления государственными финансами на национальном уровне будет ускорен, и будет обеспечена полная интеграция между всеми соответствующими системами государственных учреждений.
- Крайне важно, чтобы политика государственных расходов осуществлялась в соответствии с политическими приоритетами, определенными в рамках многолетнего бюджетного подхода, и лимитами ассигнований, выделяемых органам государственного управления.
- Обзоры расходов будут продолжены, эффективность программ расходов будет повышена, а расходы будут держаться под контролем.
- Государственные услуги будут предоставляться в рамках бюджетных возможностей и с пониманием максимальной экономии, не вызывая каких-либо расходов сверх выделенных ресурсов.
- Будет продолжена политика, направленная на то, чтобы не отразить резкий рост цен на энергоносители на конечном потребителе, особенно на людях с низкими доходами.
- Объем Единого счета казначейских учреждений будет расширен в целях более эффективного использования государственных ресурсов и укрепления казначейских денежных резервов.
- Модели применения системы управления государственным автопарком, особенно управления расходами на транспортные средства, будут распространены среди государственных администраций.
- Политика государственных доходов будет осуществляться в соответствии с целями обеспечения финансирования, необходимого для государственных расходов, поддержки социально-экономического развития и справедливости, повышения конкурентоспособности экономики на международном уровне, содействия внутренним сбережениям и постоянного создания и поддержание стабильности цен.
- В целях увеличения устойчивых и здоровых источников дохода в управлении государственными финансами будут продолжены исследования по расширению налоговой базы и повышению добровольного соблюдения налогов на основе принципов справедливости, равенства, предсказуемости и прозрачности в налогообложении.
- Работа по пересмотру основного налогового законодательства будет продолжена в рамках цели придания налоговому законодательству понятной, легко применимой и простой структуры, отвечающей современным требованиям.
- Налоговые льготы, исключения и льготы будут постоянно пересматриваться путем оценки их эффективности и результативности.
- Исследования будут продолжать обеспечивать правильное понимание и налогообложение цифровой экономики.
- Будет повышена эффективность сбора государственных доходов, а также расширено применение систем риск-ориентированного и дистанционного аудита в налоговой проверке.
- Борьба с неформальной экономикой будет продолжаться решительно, в этом контексте будет подготовлен и реализован новый план действий, охватывающий период действия программы, и будут созданы институты налоговой безопасности.
- В целях предотвращения налоговых потерь и уклонения от уплаты налогов будут осуществляться профилактические и ограничивающие меры путем выявления потенциальных факторов риска в соответствующих секторах и сферах.
- В целях борьбы с незарегистрированной занятостью и незарегистрированной заработной платой будет усилена риск-ориентированная аудиторская деятельность на основе анализа данных и расширена премиальная база.
- В целях улучшения обслуживания налогоплательщиков и централизованного управления услугами налогоплательщиков эффективным, современным и быстрым способом будет обеспечиваться непрерывное предоставление услуг с использованием каналов связи нового поколения.
- Будут расширены усилия по прозрачному и подробному обмену результатами реализации государственного финансирования, а налоговая статистика будет регулярно доводиться до сведения общественности.
- Государственные предприятия продолжат свою деятельность в соответствии с макроэкономической, отраслевой и социальной политикой, на основе рентабельности и эффективности, принимая во внимание рыночные условия.
- Финансовая устойчивость системы социального обеспечения будет укреплена.
- Будут разработаны модели аудита, учитывающие анализ рисков и поведение поставщиков услуг при возмещении расходов на медицинские услуги.
- Информационные системы Учреждения социального обеспечения будут усилены, интеграция информационных систем, связанных с процедурами возмещения, выхода на пенсию и регистрации, будет улучшена, а также будет расширен обмен данными между учреждениями, чтобы граждане могли получать эффективные, быстрые и единые виды обслуживания с меньшим количеством документов.
- Совместно с Государственным управлением снабжения будет расширена сфера применения приложения «Рынок здоровья», а цепочка поставок фармацевтических и медицинских товаров будет дополнительно укреплена».
Что касается государственных финансов, то политика турецкого руководства, в ближайшие годы, как можно заметить, будет заключаться в секвестре бюджета. Нынешний министр казначейства и финансов Турции Мехмет Шимшек известен финансовой дисциплиной в том смысле, чтобы, как сказано в п.3 выше, «держать под контролем расходы», не допуская «расходов сверх выделенных ресурсов» (п.4).
Это – к вопросу о том, что Турции будет достаточно сложно реализовывать стратегические инициативы в ближайшие 2-3 года из числа тех, которые не приносят немедленной отдачи. А это значит турецкие внешнеполитические и внешнеэкономические инициативы будут сдерживаться не только высокой ключевой ставкой, но и секвестром турецкого бюджета на новые направления деятельности.
Выведем за скобки повышение собираемости турецких налогов, и перевода «серой экономики» Турции в правовое поле. Однако, кроме собираемости есть вопрос ещё налогового бремени, которое продолжает оставаться в Турции неизменно высоким. Кроме того, налоговое законодательство Турции не является самым простым как с сутевой точки зрения, так и в плане цифровизации налогообложения. Также цифровая экономика – это то поле, которое должно быть лучше прописано в турецком налоговом кодексе с учетом новых типов продукции и услуг.
Экономия бюджетных средств, секвестр и повышение собираемости налогов – это, как следует из программы, первоочередные задачи турецких государственных финансов. Подчеркнем, это означает, что турецкое государство в ближайшее время будет стеснено в средствах для реализации стратегических инвестиций за рамками нужд «здесь и сейчас».
Отдельно следует заметить и турецкую модель налогообложения – она не слишком «дружественна» по отношению к тем зарубежным компаниям, которые хотят зайти в страну и воспользоваться возможностями Турции как хаба. В тот момент, когда компания открывает офис или регистрируется в стране (даже без фактического офиса), она немедленно начинает платить налоги. Ещё до начала физической деятельности и зарабатывания денег. Кроме того, турецкое законодательство не дает возможностей по регистрации компании удаленно и по её управлению.
В условиях, когда, по сути, две страны в регионе соревнуются за то, чтобы стать хабом или «окном в мир» для России – Турция и ОАЭ – Турция начинает проигрывать это соревнование. Турция как место ведения международного бизнеса становится неудобной и дорогой локацией. Вдвойне дорогой, с учетом того, как выросли за последние два-три года на турецкую продукцию и услуги. Цены на проживание и питание между Турцией и ОАЭ практически выровнялись. А это значит, что если та или иная международная (российская) компания рассматривает для себя две альтернативы, то, с большой долей вероятности, из двух она выберет ОАЭ. И это для Турции – прямая потерянная прибыль. И это турецкое руководство, как представляется, понимает, и это – та сфера, которая также нуждается в очень серьезной настройке.