После завершения в Турции выборного периода мая 2023 года и формирования нового Кабинета министров настал черед обновления программных документов страны. Которые, прежде всего, вписаны в выборный цикл, а, во-вторых, учитывают фактор 2023 года как юбилея 100-летия провозглашения Турецкой Республики. Напомним, что все целеполагание руководства Турции последних лет делалось к юбилейному для Турции году.:
Продолжаем анализировать Программу среднесрочного развития турецкой экономики, принятую на период с 2023 по 2025 год.
Часть 5 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=101681#more-101681 .
Напомним, что в прошлой части нашей публикации мы приступили к рассмотрению раздела, посвященного платежному балансу страны.
Как мы обратили внимание, важное значение в этом разделе придано развитию въездного туризма в стране. В Турции есть такое выражение, которое звучит как «(иностранные) туристы – турецкая нефть». В предыдущей части нашей публикации мы отметили, что 2023 год для турецкой «нефтяной индустрии» получился провальным.
Самое главное, что, в этом смысле, следует отметить: Турция в 2023 году потеряла не только деньгами, но, прежде всего, своим имиджем недорогого, но весьма приятного направления. В этой нише Турции не было равных.
Теперь чтобы убедить россиян поехать на отдых в Турцию надо не просто выставлять старый «доковидный» уровень цен на турпакеты, но и убеждать разумными ценами на улице – как на товары народного потребления (цены на турецкую продукцию выросли кратно, превышая даже местами уровень цен в столичных российских магазинах), но и на общественное питание (обычный турецкий общепит — по цене приличного российского кафе и даже ресторана). Цены на «турецкой улице», откровенно, московские. А если на турецких курортах цены московские, то ехать, с точки зрения массового российского туриста, — неразумно.
И такие цены, кстати, снимают ещё и тему внесезонного туризма: россияне, особенно в последние годы, любили ездить в Стамбул и отдельные прочие города на осенних и даже зимних каникулах, включая Новый год и Рождество, с целью приятного времяпровождения. Турецкая туриндустрия не просто «добирала» свои показатели внесезонным туризмом, она даже делала на него стратегическую ставку. Теперь же эта ставка «бита» внутренним российским туризмом, который динамично развивается и начинает выглядеть заметно более интересным, чем турецкое осенне-зимнее предложение.
Ожидаем итоговых цифр турецкого туризма по году. Однако, позволим поставить под сомнение то, что число зарубежных туристов превысит 40 млн посетителей. Но даже если это и случится произойдет, то не за счет россиян, а за счет диверсификации посетителей Турции, как, впрочем, и предлагает программа Среднесрочного развития.
Собственно, между строк соответствующих целей и задач достаточно четко прочитывается то, что Турция отлично себе представляет те проблемы, с которыми она столкнулась на российском (и, кстати, на украинском) направлениях и нуждается в альтернативных потоках.
В идеале, конечно, Турции было бы привлечь «дорогих и платежеспособных» туристов из западных стран – возможно, это позволило бы, отчасти, компенсировать выпадение российского потока. Однако, повторим то, что сказали в конце прошлой части нашей публикации: уровень цен в Турции – московский, читай, выше среднеевропейского. Что не может не быть отмечено и западными туристами, которых привлекало в Турции ровно то же самое, что и туристов из Российской Федерации.
Важным аспектом турецких усилий по исправлению платежного баланса является экспорт.
Программа среднесрочного развития построена вокруг идеи о том, что Турции удастся заметно нарастить уровень своих поставок за рубеж как в количественном, так и в качественном выражении. Под качественным выражением мы имеем в виду рост доли высокотехнологичных товаров в общем объеме турецкого экспорта. Иными словами, рост средней стоимости за 1 кг турецкой экспортной продукции.
Плюс, сюда же, стоит добавить и диверсификацию экспортных направлений, выделяя при этом наиболее перспективное, хотя и ныне достаточно сложное, — это Африка.
В смысле турецкого экспорта, следует выделить ещё одну немаловажную проблему – это нарастающее давление в отношении Турции со стороны стран Запада, которые вменяют стране в виду продолжение сотрудничества с Российской Федерацией.
Здесь Турции предстоит поставить запятую в выражении «отказаться нельзя сотрудничать». Выпадение перспективного российского рынка станет большим ударом для турецкой экономики – даже большим в перспективе, нежели в моменте. Однако, и Запад себе Турция потерять не может: США и ЕС – главные торгово-экономические партнёры Турции, а также крупнейшие инвесторы в турецкую экономику, даже несмотря на достаточно сложные отношения между президентом Эрдоганом и западными столицами.
Отметим, в этом смысле, те регионы, которые для себя в качестве приоритетных определила Турция – Африка, Азия и Латинская Америка.
Заметим следующее: выход на новые рынки – это всегда вложение средств. Вопрос заключается в том: насколько у турецкого бизнеса сейчас достает средств в то, чтобы осваивать новые рынки. Вопрос касается не только турецкого бизнеса, но и турецкого государства. В том числе, турецкого Eximbank, которому предстоит давать турецким экспортёрам экспортное же финансирование. Как это делать в условиях ключевой ставки ЦБ ТР, которая была установлена на уровне в 30%. А от экспортного финансирования партнёры, неизменно, ожидают низких процентных ставок и долгосрочности.
Отметим, что в качестве приоритетных направлений экспорта для себя турецкое руководство выделяет такие отрасли, как: информатика, программное обеспечение, цифровые игры, телекоммуникации, финансовые технологии (финтех) и умный урбанизм.
Это, целиком и полностью, вписывается в идею Турции о цифровом суверенитете, равно как и стратегию Турции, получившую кодовое название «Кибер-родина» (по аналогии с «Синей родиной», касающейся Восточного Средиземного моря – И.С.). Однако, проблем заключается в том, что Турция в сфере ИТ отстает от ведущих игроков отрасли, по разным направлениям, в среднем на несколько лет. Это предопределяет, что на период действия Среднесрочной программы (2023-2025 гг.) сложно говорить о том, что указанные отрасли выстрелят. Вообще, нельзя пока сказать, что эти отрасли набирают высокие темпы развития в стране – как минимум, это является предметом для обсуждения.
Другая перспективная отрасль – добыча природного газа и нефти – представляется более перспективной и способной уже в обозримой перспективе приносить заметную (но, впрочем, не решающую) лепту в турецкий платежный баланс. Возможно, что месторождения газа в Сакарье или месторождения нефти в Ширнаке и начнут приносить реальную отдачу в 2025 году, но с большей уверенностью о них можно говорить в период после периода действия Программы.
Заметим, что свободные экономические зоны и инфраструктурные и логистические проекты, в условиях СВО, являются наиболее перспективным направлением из всего спектра возможных источников пополнения турецкого платежного баланса. Как можно заметить процессы на Южном Кавказе, прежде всего вокруг Нагорного Карабаха, — прежде всего, про реализацию перспективных проектов в сфере логистики. Аналогичным образом, если Турция ведет интенсивные переговоры с Россией по газовому хабу, то она стремится к тому, чтобы вывести этот вопрос на качественно новый уровень – превратиться для российского (в т.ч. сырьевого) экспорта в полноценный хаб, а не просто в перевалочную базу.
Итак, Среднесрочная программа развития говорит о следующих способах пополнить турецкий бюджет: туризм, новые направления экспорта, технологичный экспорт, добыча природного газа и нефти на территории Турции, а также логистические проекты. Заметим, что наиболее перспективные из них – это собственная сырьевая база и логистические проекты. Хотя и они — с заметными оговорками.
Следующий раздел Среднесрочной программы посвящен финансовой стабильности.
Цитируем:
«Преследуется своей целью поддержание финансовой стабильности за счет увеличения сбережений в финансовой системе, обеспечения эффективности распределения ресурсов, облегчения доступа к финансам за счет развития рынков капитала и распространения финансовой грамотности.
В течение периода действия программы, она направлена на укрепление финансовой стабильности с помощью мер регулирования, направленных на повышение устойчивости экономики к внешним и временным волатильностям, а также на минимизацию уязвимостей, возникающих из-за зависимости от внешнего финансирования, путем обеспечения поддержки финансовым сектором секторов с высокой добавленной стоимостью и вклад в экспорт».
Обратимся к перечню тех мероприятий, которые предлагаются к реализации:
«1. Будет обеспечено, чтобы операции финансового посредничества осуществлялись в соответствии с политикой, направленной на повышение привлекательности турецкой лиры.
- Будут внедрены механизмы стимулирования для увеличения доли депозитов в турецких лирах в общем объеме.
- В сфере платежей в 2023 году будут введены в эксплуатацию проекты Open Banking и Public Payment Gateway, а также будут проведены исследования по популяризации платежей с помощью QR-кодов FAST и TR.
- Распространенность использования местной и национальной платежной системы TROY при карточных платежах будет увеличена.
- В соответствии с результатами первого и второго этапов пилотного проекта исследований и разработок цифровой лиры, начнутся испытания использования цифровой турецкой лиры для платежей.
- Будет разработано и распространено приложение FATSI (Введение физических активов золотого типа в финансовую систему), целью которого является привнесение скрытого золота в экономику.
- Приложение счета YUVAM, которое обеспечивает ресурсы для экономики страны, будет разработано и распространено.
- Будут внедрены новые аудиторские практики и методы, ориентированные на надзорные технологии, соответствующие размеру, сложности и развитию финансового сектора.
- В банковское законодательство будут внесены необходимые изменения для соответствия окончательному регламенту Базель III, который Базельский комитет планирует внедрить в начале 2023 года, а полная реализация начнется в 2025 году, параллельно с ЕС.
- Будет усилена институционализация системы долевого финансирования в области стандартов, рейтингов, лицензирования и разрешения споров, а также будет обеспечена сильная законодательная инфраструктура.
- За счет расширения рынков капитала и базы инвесторов будут развиваться новые продукты, услуги и рынки, которые также будут способствовать развитию сектора долевого финансирования.
- Индексы будут создаваться исключительно на основе продуктов рынка капитала участия, таких как сертификаты аренды, акции, основанные на участии, и другие ценные бумаги, основанные на участии, в рамках Стамбульской фондовой биржи.
- Будет объявлена долгосрочная стратегия в области финансовых технологий и подготовлено Руководство по финансовым технологиям Турции для отечественных и международных инвесторов и предпринимателей.
- Будут поддерживаться исследования по вопросам необходимости информационной безопасности, защиты персональных данных и повышения осведомленности потребителей финансовых услуг, которые возникли в результате быстрой цифровизации финансового сектора; будет укреплен институциональный потенциал и продолжена эффективная борьба с кибермошенничеством.
- Законодательство об информационных системах будет продолжать обновляться в соответствии с целью поддержки развития технологической экосистемы, используемой в финансовой сфере и вхождения в число стран-лидеров по цифровизации финансового сектора.
- Критически важные финансовые технологические компании, которые предоставляют услуги поддержки финансовой экосистеме, также будут включены в сферу проверок и санкций.
- Платформы для торговли криптоактивами будут включены в сферу регулирования.
- Будут подготовлены руководства в области формирования стратегии, корпоративного структурирования, управления рисками, отчетности и публичного раскрытия информации для развития практики зеленого банковского дела в рамках соблюдения Европейского зеленого курса.
- Будут проведены исследования по разработке стратегии и регулированию для обновления принципов отчетности в области устойчивого развития в соответствии с международными событиями, для регулирования компаний, которые предоставляют консультации по вопросам устойчивого развития, с использованием ответственных инвестиционных подходов институциональных инвесторов, а также для выявления и интеграции климатических рисков в практику надзора.
- Обязательное страхование от стихийных бедствий, разработанное как целостный продукт страхования от стихийных бедствий для защиты наших граждан от обид, которые могут возникнуть в результате стихийных бедствий, и для облегчения общественного бремени, начнет предлагаться домовладельцам.
- Будут распространены мероприятия по финансовому образованию, которые в настоящее время проводятся с целью повышения осведомленности о финансовых продуктах и услугах и понимания рисков на финансовых рынках, а также повышения уровня финансовой грамотности.
- В целях достижения достаточного уровня страхового тарифа и количества участников в нашей стране, углубления страхового и частного пенсионного сектора и его распространения на базу будут разработаны практики поддержки увеличения продуктового разнообразия в индивидуальном страховании и частные пенсионные отделения.
- Система автоматического участия будет оценена комплексно вместе с другими пенсионными системами и преобразована в долгосрочную и дополняющую систему накоплений и частного пенсионного обеспечения для сотрудников.»
Итак, о чем по сути говорит указанный раздел?
Прежде всего, если упростить до предела, о том, что у турецких граждан накоплены значительные средства «под подушкой».
Как принято в Турции, накоплены они в форме стандартного ликвидного золота (cumhuriyet altini, что переводится как «республиканское золото»; оно чеканится стандартным образом и может быть приобретено у граждан по текущей стоимости 1 г, в этом смысле, «республиканское золото» является абсолютно ликвидным) – отсюда и упоминания про «активы золотого типа». Понятное дело, что в случае разрыва связи со стоимостью 1 г золота ни один турецкий гражданин не понесет свои «килограммы» золота в банк. Более того, мало их отнести – там должен быть соответствующий продукт, который с одной стороны даст гарантию сохранности и поддержания на рыночном уровне стоимости актива, с другой стороны – введет это золото во внутриэкономический оборот.
На самом деле, когда говорят о том, что у Турции нет денег – это не вполне так, если удастся решить проблему с тем золотом, которое находится у турецких граждан «под подушкой» и заставить его работать на пользу экономике.
Второй момент связан с турецкой лирой и с национальными платежными системами, включая TROY. Последняя – крайне важна, если удастся добиться её тиражирования на широкий рынок. Единственным выпавшим сейчас свободным рынком является российский. Программа об этом не говорит, но есть возможность его занять, придя на смену западным платежным системам (Viza, Mastercard). Вопрос заключается лишь в том, как это сделать, не попав под санкции со стороны Запада.