О среднесрочной программе развития Турции на период 2023 – 2025 гг. Часть 5

После завершения в Турции выборного периода мая 2023 года и формирования нового Кабинета министров настал черед обновления программных документов страны. Которые, прежде всего, вписаны в выборный цикл, а, во-вторых, учитывают фактор 2023 года как юбилея 100-летия провозглашения Турецкой Республики. Напомним, что все целеполагание руководства Турции последних лет делалось к юбилейному для Турции году.

Продолжаем анализировать Программу среднесрочного развития турецкой экономики, принятую на период с 2023 по 2025 год.

Часть 4 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=101654#more-101654 .

Напомним, что в прошлой части нашей публикации мы приступили к рассмотрению раздела, посвященного ценовой стабильности в стране. В частности, мы перечислили первые 10 пунктов конкретных мер, которые предполагается реализовать. Продолжаем цитирование:

«11. Инвестиции в выращивание геотермальных теплиц и реконструкцию теплиц будут продолжать поддерживаться в целях обеспечения непрерывности поставок свежих овощных продуктов.

  1. Учитывая затраты на логистику и энергию, в предстоящий период будут начаты исследования городского сельского хозяйства для выращивания определенных свежих овощей и фруктов, которые нужны крупным городам, в их собственном окружении, и в этом контексте места производства и потребления будут сближены.
  2. В рамках приложений цифрового сельского хозяйства прогнозы будут делаться с использованием спутников, сетей радиосвязи, самолетов, искусственного интеллекта, науки о данных и интенсивных технологий, а планирование производства будет осуществляться за счет повышения качества данных и моделирования.
  3. Будут разработаны новые механизмы для предотвращения колебаний цен за счет повышения предсказуемости сельскохозяйственного производства, чтобы фермеры могли продавать производимую ими продукцию по выгодной цене, а промышленность могла поставлять необходимую ей качественную продукцию.
  4. Чтобы обеспечить поставки продуктов питания с минимальными потерями и по разумным ценам, на рынках и в кооперативах будут проводиться улучшения на основе целостного подхода, а также будут реализованы меры, обеспечивающие регистрацию распределения и наименьшие логистические затраты.
  5. Цены будут отслеживаться в электронном виде с помощью кодов, которые будут определяться для товаров и услуг, а данным о ценах будет присвоен статус административных данных по всей стране.
  6. Необходимые правила для прозрачного обмена с общественностью ценами, которым подчиняются потребители в секторе розничной торговли, будут немедленно введены в действие для компаний, имеющих технологическую инфраструктуру, а мелким розничным торговцам будет предоставлена ​​технологическая инфраструктура, и их участие в этой практике будет обеспечено.
  7. Будут приняты правила, гарантирующие, что скидки и рекламные акции реализуются со скоростью и интенсивностью, от которых могут извлечь выгоду все потребители, в соответствии с принципами инклюзивности и не вводя потребителя в заблуждение.
  8. В целях укрепления институционального потенциала сельскохозяйственных организаций организации производителей и кооперативы будут более активно заниматься планированием производства и сокращением цепочки поставок.
  9. Будут внедрены механизмы, позволяющие организациям-производителям предоставлять вспомогательные услуги, такие как общие поставки, маркетинг, продажи и использование оборудования, а также услуги по хранению, распределению и транспортировке.
  10. В рамках устойчивого развития будут ускорены исследования по улучшению и защите пастбищ.
  11. В целях увеличения присутствия малых семейных предприятий в сельской местности и их вклада в сельскохозяйственное производство будет проведено благоустройство коровников и загонов для повышения продуктивности животных.

Итак, как мы можем видеть следующие ключевые направления определены в Программе среднесрочного развития в качестве приоритетных в плане борьбы с колебаниями цен.

Прежде всего, речь идет о том, чтобы восстановить спрос на недвижимость в стране с акцентом на бюджетное жилье и выработку механизмом для кредитования. Отметим, что увеличение ключевой ставки ЦБ Турции до 30% очень серьезно затруднило возможности для частного бизнеса предоставлять свое финансирование покупателям, как было в прежние годы (когда к жилью в Турции прилагался ещё и финансовый пакет, который частично обеспечивался застройщиком, частично сотрудничающим с застройщиком банком). Теперь низкие процентные ставки, без специальных государственных мер невозможны. Впрочем, когда Программа говорит о бюджетном жилье, очевидно, имеются в виду дома постройки TOKİ – Государственного управления по жилищному строительству. Можно предположить, что речь идет о том, чтобы предоставлять особые условия финансирования этой структуре, которая таким образом, выйдет на рынок со льготным предложением к нуждающимся гражданам.

Второе направление заключается в развитии сельского хозяйства в стране. Невзирая на распространенное мнение, сельское хозяйство в Турции – не есть драйвер её экономики. Главными драйверами является крупная, энергоемкая промышленность. Вклад же сельского хозяйства в турецкую экономику за последние два десятка лет сократился приблизительно в два раза – с 10% до 5%. Это положение дел постоянно вызывает нарекания со стороны турецкой оппозиции, критикующей власть за то, что сельское хозяйство и животноводство «убиты» в Турции и отданы на откуп иностранным поставщикам. Достаточно отметить тот уровень присутствия на рынке, который демонстрируют иностранные производители мяса и зерновых. В числе первых – страны Латинской Америки. В числе вторых, в том числе, и Российская Федерация.

И, наконец, третье направление – это использование цифровых технологий для контроля цепочек от производства продуктов питания до непосредственно магазинных полок. Как можно понять, с целью борьбы с недобросовестным увеличением цен на предлагаемую конечным потребителям продукцию.

В частности, сообщается, что в Турции грядет прибавка к минимальному уровню заработных плат. На этот раз речь идет о чиновниках: как ожидается, минимальный уровень зарплаты для турецкого чиновника составит 33 тыс. тур. лир., увеличившись с 22 тыс. лир. В пересчете на рубли, минимальный оклад чиновника увеличится с 80 до 120 тыс. руб.  Достаточно прилично по любым мерам, хоть турецким, хоть российским. Особенно, с учетом того, что это — минимум, который государство будет обеспечивать чиновнику. Однако, тут главное, чтобы рынок не начал спешно подстраиваться под растущие доходы чиновничества, увеличивая под них и цены на продукцию и услуги. Как можно заметить, оппортунизма на турецком рынке хватает – уже сейчас среди деятелей турецкой розничной торговли можно слышать, что происходит не рыночная коррекция цен в расчете на рост доходов чиновников, как «целевой аудитории».

Следующий раздел Среднесрочной программы посвящен платежному балансу страны.

Цитируем вводные слова раздела:

«Политика ужесточения денежно-кредитной политики и геополитические риски в глобальном масштабе выделяются как сдерживающие факторы для перспектив мировой экономики в оставшийся период 2022 и 2023 годов. Поскольку эта ситуация окажет негативное влияние на мировую торговлю, ожидается, что рост экспорта в предстоящий период замедлит темпы роста. Однако, предполагается, что произойдет улучшение баланса текущего счета благодаря снижению высоких цен на сырьевые товары и увеличению доходов от услуг.

В течение периода действия программы предусматривается, что политика, направленная на снижение зависимости от импорта и ввозимых ресурсов, обеспечение диверсификации продуктов и стран в экспорте и поддержку производства с высокой добавленной стоимостью в экспорте, будет способствовать постепенному сокращению дефицита текущего счета. Помимо улучшения дефицита текущего счета, качество финансирования дефицита будет повышено за счет прямых иностранных инвестиций, которые важны для обеспечения долгосрочного роста производства и производительности.»

Итак, как следует из приведенного графика, дефицит по текущим операциям составил в 2021 году 1,7% ВВП, и (предварительно) увеличился в 2022 году до 5,9%. В последующие три года, с 2023 по 2025 годы предполагается снижение дефицита до 2,5%, 1,4% и, наконец, до 0,9% соответственно. Если считать (условно) что турецкий ВВП находится на уровне около 800 млрд долл., то получается, что речь идет о дефиците бюджета в размере около 20 млрд долл. (2023 год), 11,2 млрд долл. (2024 год), и 7,2 млрд долл. (2025 год). Как следует из сказанного выше, эту дельту планируется «покрывать» за счет притока в страну иностранных инвестиций.

Перечислим меры, которыми турецкое руководство планирует справляться с одной из самых сложных экономических проблем страны. Цитируем:

«1. Деятельность общественной и культурной дипломатии будет активизирована в целях повышения международной известности Турции и укрепления ее имиджа. Инструменты торговой дипломатии, а также платформы регионального и многостороннего сотрудничества будут эффективны для развития коммерческих отношений с другими странами, особенно в нашей соседней географии и для обеспечения максимальной защиты прав и интересов нашей страны.

  1. Наши коммерческие связи будут диверсифицированы за счет наиболее эффективного использования региональных и многосторонних платформ сотрудничества, а также будет сохранен целостный подход, основанный на наших гражданах, проживающих за рубежом, деловом мире и финансовых элементах.
  2. Политика, направленная на повышение нашей конкурентоспособности во внешней торговле и укрепление позиций в цепочках поставок, будет осуществляться в соответствии с Планом действий «Зеленого курса» с учетом экологических факторов.
  3. В целях диверсификации туризма в соответствии с меняющимися потребительскими тенденциями и технологическими разработками будут определены альтернативные туристические продукты и проведены рекламные мероприятия на целевых рынках.
  4. Помимо развития наших существующих рынков, будут проводиться исследования по увеличению количества посетителей из стран, которые являются развивающимися рынками в мире, особенно из стран Дальнего Востока, чтобы обеспечить разнообразие рынков.
  5. В целях развития туризма в нашей стране в рамках принципа устойчивости в рамках Национальной программы устойчивого туризма будут определены новые стандарты и программа будет продвигаться на международном уровне.
  6. Признание и предпочтение страны в области оздоровительного туризма будут повышены, потенциал услуг оздоровительного туризма будет улучшен в качестве и количестве, а также будут проводиться рекламные мероприятия по экспорту медицинских услуг под брендом «Исцеление в Турции».
  7. В рамках цели экспортно-ориентированного роста, помимо обновления Таможенного союза, который формирует основу наших преференциальных торговых отношений с ЕС, будут заключены новые соглашения о свободной торговле и будут предприняты усилия по расширению сферы действия существующих соглашений о свободной торговле.
  8. Торгово-экономические отношения в приоритетных секторах будут углублены и диверсифицированы в рамках нашей предпринимательской и гуманитарной внешней политики; Инициатива «Снова Азия» с ее партнерской и инициативной политикой в ​​отношении Африки и Латинской Америки будет продолжаться в соответствии с конкретными целями.
  9. Бизнес-модель Türk Eximbank будет обновлена ​​с учетом передового международного опыта, а возможности финансирования будут использоваться в первую очередь для финансирования экспорта малого и среднего бизнеса, а также экспорта высоких технологий и товаров с добавленной стоимостью.
  10. Более справедливая и прозрачная структура рынка будет обеспечена за счет принятия мер по защите прав микропредприятий, малых и средних предприятий и торговцев на рынках электронной торговли.
  11. Реализация обновленных программ государственной помощи продолжит повышать уровень производительности и конкурентоспособности экспортеров услуг.
  12. Будет оказана отраслевая поддержка для открытия секторов за рубежом и увеличения экспорта в области информатики, программного обеспечения, цифровых игр, телекоммуникаций, финансовых технологий (финтех) и умного урбанизма.
  13. Будут поддерживаться проекты по разработке вакцин, лекарств, медицинского оборудования, диагностических наборов и технологий здравоохранения на основе искусственного интеллекта, необходимых для повышения нашей глобальной конкурентоспособности и уменьшения иностранной зависимости.
  14. Деятельность по разведке и добыче нефти и природного газа внутри страны и за рубежом, особенно усилия по вовлечению в экономику месторождения природного газа Сакарья, будут все активнее продолжаться.
  15. Установленная мощность электростанций, основанная на возобновляемых источниках энергии, будет увеличена за счет создания новых проектов ветряных и солнечных электростанций, а внутреннее производство, НИОКР и деятельность по передаче технологий будут поддерживаться через Зону ресурсов возобновляемой энергии и аналогичные механизмы.
  16. Будут внедрены приложения, повышающие энергоэффективность и экономию энергии.
  17. Разведка стратегических и важнейших полезных ископаемых будет ускорена, а добавленная стоимость наших рудников будет увеличена за счет их переработки внутри страны и преобразования в промежуточные или конечные продукты.
  18. Будет оказана поддержка созданию и функционированию зарубежных логистических распределительных сетей в регионах и странах, которые имеют решающее значение с точки зрения логистики.
  19. Конкурентоспособность экономики будет повышена за счет привлечения высокотехнологичных инвестиций в свободные зоны.
  20. В целях увеличения экспорта и ускорения бизнес-процессов будут увеличены перерабатывающие мощности таможенных администраций и таможенных пунктов, а также обновлена ​​их инфраструктура.
  21. За счет распространения национальных технологий на в таможенных зонах будет повышена эффективность борьбы с контрабандой.»

Обратим внимание сразу на следующее обстоятельство. Важное место в Среднесрочной программе занимает повышение доходов Турции в сфере туризма. Именно он упоминается в ряду первых в перечне соответствующих мероприятий.

Предварительные цифры по 2023 году, которые позволяют уже делать прогноз на конец года в сфере туризма:

— Общее число посетителей за 8 месяцев 2023 года – около 36,8 млн чел. при ожидаемой норме в 50 млн чел.

— Число россиян, посетивших Турцию летом – 2,5 млн чел. при ожидаемой норме в 5 млн чел (сравнивать надо не с 2021 годом – 19% снижения, а с нормальными доковидными годами).

Выводы и размышления:

— 2023-й год, в целом, становится откровенно провальным годом для турецкого туризма, что вносит свою негативную лепту в непростую экономическую ситуацию в стране.

— В 2023-м году турецкий рынок потерял значительную часть российского «фан-клуба», который предпочитал Турцию при любых политических дрязгах за отличный отдых за разумные деньги.

— В 2022 и в 2023 годах у Турции был уникальный шанс «подмять» под себя российский рынок, число предложений на котором снизилось на фоне СВО. Но этого не произошло – уровень цен массовых россиян откровенно распугал. В этом смысле 2022 и 2023-й год – откровенно потерянные годы для Турции.

— Зато массовых россиян постепенно находят альтернативные направления отдыха – хоть на ЮВА, хоть в Африке, хотя на Ближнем Востоке.

— Удастся ли Турции компенсировать выбывание массовых туристов с экономчеками условными «российскими Абрамовичами»? – Нет, олигархи – это точечные услуги, а не рабочие места. Туриндустрия Турции работает с объема.

55.95MB | MySQL:121 | 0,758sec