9 сентября 2023 года премьер-министр Индии Нарендра Моди на полях саммита G20 в Нью-Дели анонсировал запуск экономического коридора Индия-Ближний Восток-Европа. Ранее Белый дом обнародовал текст меморандума, в котором говорится, что США, Евросоюз, Саудовская Аравия и Индия договорились о создании нового экономического коридора Индия – Ближний Восток – Европа (IMEC). Согласно документу, ключевой целью создания нового коридора станет стимулирование экономического развития за счет расширения торговых связей и интеграции между странами Азии, Персидского залива и Европой. Данный анонс получил одобрение Госдепартамента США, что свидетельствует о том, что американцы являются авторами данного проекта и намерены его всячески поддерживать.
Коридор Индия-Европа должен пройти от индийских портов на Малабарском побережье, в частности Мумбаи, а также Мундра и Кандла в Гуджарате, до аравийских портов (Джебель Али в ОАЭ и Даммам в Саудовской Аравии), затем по проектируемой железной дороге через КСА и Иорданию в Израиль. Далее грузы из Южной Азии пойдут в Европу через порты Греции. В оптимальном варианте предусматриваются также нефтепровод из Саудовской Аравии в Израиль и оптоволоконный кабель. В случае реализации этого проекта (что проблематично, но об этом ниже), он нанесет серьезный удар по интересам Ирана, Турции и Египта. Иран и Турция являются важными звеньями китайского мегапроекта «Один пояс, один путь». Иранское руководство рассматривает присоединение к этому проекту как возможность превратить ИРИ в важный транспортный хаб Евразии и поправить дела в иранской экономике. Одновременно крайне перспективным для Тегерана является МТК «Север-Юг», реализуемый совместно с Россией и Индией. В этом случае товары из Южной Азии пойдут в Европу по иранскому и российскому маршруту. Проект коридора «Индия-Европа» в случае реализации может снизить зависимость судоходных компаний от Суэцкого канала и нанести удар по доходам АРЕ. В 2022 году прибыль Египта от передвижения судов по Суэцкому каналу составила 7,932 млрд долларов.
Известный индийский аналитик Мекулангара Бхадракумар, в прошлом посол Индии в Турции и Кувейте, обозначил причины, по которым администрация Байдена продвигает этот проект.
Во-первых, внешняя политика Байдена, по его мнению, оказалась провальной. Американцы развязали братоубийственную войну на Украине с катастрофическими последствиями. Сейчас это становится ясно даже американскому избирателю. В этих условиях Байдену надо предъявить хоть одно достижение на внешнеполитическом поприще.
Во-вторых, Вашингтон хочет усилить «Соглашения Авраама» с помощью нормализации отношений Саудовской Аравии и Израиля.
В-третьих, в геополитическом плане США хотят нивелировать положительную динамику на Ближнем Востоке (ирано-саудовское и турецко-саудовское примирение, возвращение Сирии в ЛАГ), привязав своих арабских союзников к Израилю.
В-четвертых, замедлить интеграцию Саудовской Аравии с евразийскими континентальными державами (Китай, Россия) и БРИКС.
В-пятых, изолировать Египет, Иран и Турцию, все более сближающиеся с Россией.
В-шестых, превратить порт Хайфа в Израиле в важнейший транспортный узел на пути Западная Азия-Европа.
В-седьмых, усилить ось Израиль-Греция в Восточном Средиземноморье и связать её с энергетической безопасностью Европы.
В-восьмых, снизить зависимость мировой экономики от Суэцкого канала в то время, как прибрежные государства Красного моря (Египет, Судан, Йемен, Эфиопия, Джибути, Сомали) все больше уходят от западной опеки (1).
Естественно, такое событие вызвало значительное беспокойство в Иране. Иранские эксперты и аналитики посвятили немало статей анализу нового транспортного геоэкономического проекта. На сайте «Дипломасийе ирани» была опубликована статья Куроша Ахмади «Геополитическое сдерживание Ирана». Автор статьи пишет о том, что планы по строительству железнодорожной сети на Аравийском полуострове рассматривались государствами ССАГПЗ уже в течение дести лет. Однако ряд факторов помешал воплотить их в жизнь. К ним относятся политический конфликт между Катаром с одной стороны, КСА и ОАЭ с другой; падение экономики в период пандемии COVID-19; падение доходов этих государств в период низких цен на нефть; отсутствие общей правовой базы. Новый толчок масштабным геоэкономическим проектам дала инициатива США о создании в регионе Персидского залива и Индийского океана альянса I2U2 (США, Индия, Израиль, ОАЭ), озвученная в сентябре 2021 года госсекретарем Блинкеном. Ее целями являются усиление экономической и политической безопасности Израиля и сдерживание Ирана.
По мнению иранского эксперта, этот проект столкнется с многочисленными трудностями, прежде всего экономического характера. Они связаны в основном с дороговизной проекта и необходимостью вкладывать туда большие инвестиции. Например, если железнодорожная ветка соединит порт Фуджейра в ОАЭ с Хайфой, то из 2915 км полотна не достает 1100. Для достройки железной дороги от Джебель Али (ОАЭ) до Хайфы (2565 км) необходимо построить 745 километров дороги. Если строить магистраль от Абу-Даби до Хайфы (2449 км), то не хватает 630 километров. Расстояние от порта Даммам (КСА) до Хайфы составляет 2149 км (290 км не хватает). Дорога от порта Рас аль-Хайр до Хайфы составляет 1890 км. Из них не хватает 310. Железная дорога в Иордании построена еще во времена Османской Империи. Она не справится с нагрузками, и её придется менять. Быстро построить железнодорожные скоростные магистрали такой протяженности под силу только китайским компаниям. Ни у индийцев, ин у американцев нет такого опыта. По оценкам индийских специалистов, в проект нужно будет вложить не менее 8 млрд долларов. При этом иранский эксперт цитирует индийского министра транспорта Ашвини Вайшнава, заявившего: «Это очень комплексная программа. Если ее делать, то все придется приводить к общим стандартам: ширину железнодорожной колеи, размер контейнеров, двигатели для поездов» (2).
Тем не менее, если инвестиции на такой проект найдутся, это будет сильным ударом по иранской экономике. Одновременно проект коридора Индия-Европа представляет собой удар по китайской программе Нового Шелкового пути. Поэтому необходимо продумать меры противодействия данной американской программе.
На том же сайте была опубликована статья Мохамммада Мехди Мозахери «Индийско-арабский коридор и возможности внешней политики Ирана» с подзаголовком «Новый проект является инструментом изоляции нашей страны». В ней автор рассматривает причины, по которым правительство Индии с таким энтузиазмом идет на реализацию вышеупомянутого проекта. По мнению аналитика, эти причины имеют не экономический, а политический и клановый характер. В политическом плане это конкуренция с Китаем и желание построить торговые пути в обход Пакистана. Известно, какие большие надежды возлагает КНР на пакистанский порт Гвадар, планируемый в качестве важнейшего транспортного узла в регионе. Если говорить о клановых, о здесь большую роль играют личные связи премьер-министра Нарендры Моди. Дело в том, что контрольный пакет акций израильского порта Хайфа недавно был куплен Adani Group, семьей миллиардеров Адани, близкой к Нарендре Моди. Этой же семье принадлежит и частный порт Мундра в Гуджарате(3).
Иранский эксперт предлагает дипломатам ИРИ и правительству страны предпринять ряд шагов по противодействию данному американо-израильскому проекту.
Во-первых, воспользоваться восстановлением связей с Саудовской Аравией и провести двусторонние консультации по данному проекту. Довести до сведения саудовской стороны, что сближение с Израилем и реализация подобных проектов является «красной линией» для Ирана. Также сообщить саудитам, что не в интересах КСА и ОАЭ ссориться с Китаем, с которым их связывают многочисленные взаимовыгодные экономические и инвестиционные проекты.
Во-вторых, активизировать общими усилиями с Россией реализацию транспортного коридора «Север-Юг». Чем быстрее он заработает и даст первую прибыль, тем меньше компаний из той же Индии будет заинтересовано в выстраивании новых путей через КСА и Израиль.
В-третьих, связать иранский порт Бандар Хомейни с саудовским портов Даммам для выстраивания через него международного транзита из той же России и Европы через Россию. Если в Эр-Рияде почувствуют выгоду от этого, его внимание к американскому проекту заметно ослабнет.
В-четвертых, объединить порты ИРИ, Саудовской Аравии и Кувейта в Персидском заливе в единую эффективную сеть для того, чтобы экономически сблизить соседние государства.
В-пятых, оказать давление на Индию с целью пересмотра проекта Индия-Европа. Индийские деловые круги уже вложили немалые средства в иранский порт Чабахар, целью которого является организовать поставку индийских товаров в Центральную Азию в обход Пакистана. Им наверняка не захочется терять свои инвестиции.