Продолжаем анализировать статью министра иностранных дел Турции Хакана Фидана в журнале, издаваемом Фондом политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) – Insight Turkey, которая была опубликована в конце сентября месяца этого года. Статья озаглавлена «Внешняя политика Турции на рубеже «Века Турции»: вызовы, видение, цели и трансформация».
Часть 2 нашей публикации доступна по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=103668 [1]
Напоминаем, что мы остановились на внешнеполитических приоритетах Турции в современных условиях и, в частности, на африканской политике страны. Главное, что здесь следует отметить из того, что сказал министр иностранных дел Турции Хакан Фидан – это продолжение «гуманной и предприимчивой политики» в духе его предшественника Мевлюта Чавушоглу.
И из того, что не сказал министр иностранных дел – это фактор безопасности, который Турция стремится использовать, предлагая себя на рынке соответствующих услуг через соответствующие структуры (ЧВК «Садат»), а также рассматривая для себя возможности создания новых военных баз на Черном континенте. При этом, одним из флагманов турецкого продвижения на африканском направлении является ВПК страны.
Как отмечает турецкий министр, страна запустила процесс нормализации отношений с Арменией, направленный на добрососедские отношения.
При этом страна действует под девизом «Один народ, два государства» и продолжает углублять отношения с Азербайджаном во всех областях, руководствуясь Шушинской декларацией, подписанной президентами Турции и Азербайджана в июне 2021 года. Мы не раз писали о том, что это турецко-азербайджанское соглашение является именно что союзническим договором между двумя странами.
По словам Хакана Фидана, с самого начала Турция оказывала поддержку переговорному процессу между Азербайджаном и Арменией. Цитируем министра: «Мы надеемся, что Армения в достаточной степени воспользуется представившейся нам исторической возможностью, и в результате в этом регионе откроется новая глава мира, процветания и сотрудничества».
Как отмечается Хаканом Фиданом, Южный Кавказ «долгое время страдал от конфликтов и отстал в современном мире, ставшем глобальным, в реализации своего неиспользованного потенциала».
Цитата: «Давно пришло время изменить этот взгляд на регион (Южного Кавказа – И.С.) Предстоит еще многое сделать — от разминирования до реконструкции по последнему слову техники. В этом отношении Турция готова инвестировать в восстановление региона с помощью различных проектов в области инфраструктуры и подключения, как только созреют условия. Учитывая лидирующее положение турецких компаний на мировом строительном рынке, Турция обладает для этого не только желанием, но и возможностями».
По словам Хакана Фидана, как только инфраструктура будет налажена и регион будет хорошо связан с остальным миром, «каждый житель региона получит свои дивиденды во всех областях — от торговли до энергетической безопасности, туризма до новых инвестиций и занятости». Также, как указывает глава турецкого внешнеполитического ведомства, скорейшее открытие Зангезурского коридора будет иметь жизненно важное значение в этом отношении: «Когда коридор заработает в полную силу, эта дорога приведет к большему процветанию для всех».
Мы не раз говорили о том, что Турция рассматривает на нынешнем этапе отношений конфликт с Арменией исчерпанным и пытается перевести его в другое русло – русло закрытия на только темы Нагорного Карабаха, но и вопроса «событий 1915 года». Так что, нормализация между Турцией и Арменией могла бы стать исторической возможностью не только для Армении, как пишет турецкий министр, но и для самой Турции.
Впрочем, умело прятать свой интерес, уводя фокус внимания в сторону интересов своего визави – это отработанный прием у турецких переговорщиков. Впрочем, как можно заметить, Франция пытается перехватить инициативу с армянской стороны, пользуясь проблемами, которые возникли / созданы в отношениях между Арменией и Россией, а также выходя на первый план в качестве регионального партнёра Н.Пашиняна.
Как указывается турецким министром, Турция имеет глубокие исторические и культурные связи с Ираном, веками живущие бок о бок в мире».
По словам Хакана Фидана, Турция и Иран, в качестве двух ведущих стран региона, готовы укреплять двустороннее и региональное сотрудничество с Ираном, особенно в борьбе с терроризмом. Так, восьмое по счету заседание турецко-иранского Совета сотрудничества высокого уровня, которое состоится во время визита президента Раиси, «будет иметь решающее значение не только для укрепления безопасности границ и борьбы с терроризмом, но и для решения вопросов позитивной повестки дня, таких как торговля, энергетика, транспорт и высшее образование.»
Одним из приоритетных направлений турецкой дипломатии является Афганистан. Цитируем турецкого министра:
«Афганский народ, который на протяжении полувека переживает трудные времена, остро нуждается в гуманитарной помощи и поддержке, независимо от политических мотивов. Турция привержена поддержке афганского народа, который долгое время страдал от многолетних конфликтов и нестабильности. Это было мотивом сохранения функционирования турецких дипломатических представительств в стране.
Возобновление вооруженной борьбы необходимо избегать любой ценой, а оппозицию необходимо привлечь к управлению страной. Инклюзивное правительство, в котором будут представлены все слои общества; а полное уважение прав человека и основных свобод женщин и девочек, и их равное и значимое участие в жизни общества являются необходимыми условиями устойчивого экономического и политического развития, социальной сплоченности, стабильности и мира в стране».
Другим стратегическим для Турции направлением являются Балканы. Как отмечается министром иностранных дел Турции, страна продолжает свои усилия на двустороннем, региональном и международном уровнях по укреплению мира и стабильности на Балканах и разрешению существующих конфликтов посредством диалога.
Как указывает Хакан Фидан, как страна, которая является неотъемлемой частью региона и пользуется доверием других стран, Турция играет конструктивную роль в инициативах, которые способствуют миру и процветанию Балкан, которые находятся в состоянии «хрупкого баланса». Турция при каждой возможности подчеркивает свою решительную поддержку территориальной целостности, суверенитета и политического единства Боснии и Герцеговины, что «имеет жизненно важное значение для мира во всем регионе, и активно поддерживает процессы по нормализации отношений между Косово и Сербией».
Цитируем турецкого министра:
«Во всех этих географических регионах Турция готова работать вместе со своими соседями, друзьями и партнерами не только для устранения угроз, но и совместно служить региональными двигателями стабильности и роста. Другими словами, мы хотим развивать наши отношения со всеми странами нашего региона посредством позитивной повестки дня. Это также будет иметь положительный побочный эффект на благо всего региона и, таким образом, превратится в формулу win — win».
Отдельных слов в материале удостоились турецко-греческие отношения. Касательно них, турецкий министр пишет про «нынешнюю позитивную атмосферу», которая предоставляет «ценную возможность найти решения спорных вопросов и изучить пути и средства сотрудничества на основе позитивной повестки дня». По словам министра, существует большой потенциал в различных областях, начиная от экономики и торговли и заканчивая контактами между людьми, гражданской защитой и оказанием помощи: «Не ставя под угрозу свои законные права и интересы, Турция — искренна в этом начинании, при условии, что Греция ответит взаимностью с такой же искренностью. Таким образом, мы можем укрепить взаимное доверие и превратить нынешний позитивный политический климат в устойчивый».
Как отмечается турецким министром, еще одним переломным моментом в Восточном Средиземноморье станет решение кипрской проблемы спустя 60 лет посредством подтверждения неотъемлемых прав, суверенного равенства и равного международного статуса киприотов-турок, а также признания независимости Турецкой Республики Северный Кипр.
Отметим, что Турция отказалась от решения кипрского вопроса на основе создания единого Кипрского государства, управляемого совместно греческой и турецкой общинами. На настоящее время, речь идет исключительно о вопросе признания ТРСК в качестве независимого государства. С вопросом признания ТРСК возникают достаточно серьезные затруднения. Вопреки тому, что ТРСК приняли в ОТГ в качестве стороны-наблюдателя, турецкая часть острова не была признана тюркскими государствами в качестве независимого государства. После принятия ТРСК в состав ОТГ и тех надежд, которые возникли у Турции в этой связи, последовал шаг назад: на 10-й юбилейный Саммит ОТГ Северный Кипр приглашен не был. Что заставило даже президента Турции Р.Т. Эрдогана выразить надежду на то, что на следующем саммите турецкие киприоты присутствовать все же будут.
Как бы то ни было, Турция переходит к плану развития ТРСК как независимого государства, что должно сочетать в себе как признание ТРСК со стороны представителей международного сообщества, так и развитие собственной, а не дотационной, завязанной на Турцию, экономики. В этих рамках, можно выделить проект превращения ТРСК в «цифровой остров», то есть, создание на турецкой части Кипра «цифрового рая». Впрочем, как показали соответствующие дискуссии, в том числе, в ходе цифрового Саммита в Анталье 24-25 ноября с.г., пока нет четкого понимания того, какие возможности и преимущества можно предложить частному сектору, как турецкому, так и зарубежному, для того, чтобы он инвестировал бы в экономику Турецкой Республики Северного Кипра.
Все же, для инвесторов, в таких случай, есть два аргумента: 1) собственно, рынок страны, где совершается инвестиция, 2) возможность доступа через страну на рынки третьих стран. И в том и в другом вопросах, как можно заметить, предложение ТРСК, как минимум, является неочевидным.