О видении внешней политики Турции при министре иностранных дел Хакане Фидане. Часть 2

Продолжаем анализировать статью министра иностранных дел Турции Хакана Фидана в журнале, издаваемом Фондом политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) – Insight Turkey, которая была опубликована в конце сентября месяца этого года. Статья озаглавлена «Внешняя политика Турции на рубеже «Века Турции»: вызовы, видение, цели и трансформация».

Часть 1 нашей публикации доступна по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=103645.

Напомним, что мы рассматриваем тезисы раздела, озаглавленного как «Основные цели внешней политики Турции на рубеже веков» и закончили рассмотрение на участии Турции в сирийском урегулировании.

Как отмечается Хаканом Фиданом, Турция также является «главной защитницей территориальной целостности и политической стабильности Ирака». В частности, как указывается, с этой целью Турция продолжает последовательно поддерживать инициативы, направленные на уничтожение террористических группировок в Ираке, уделяя основное внимание противодействию РПК.

Заметим, что такая постановка вопроса достаточно наглядно характеризует турецкую логику, которая используется для того, чтобы убеждать внешних партнёров в том, что Турция, на самом деле, решает не (только) свою задачу, но и жизненно важную задачу для партнёров. В том, как Турции удается менять и даже совершенно иначе расставлять акценты заключается турецкое дипломатическое искусство, которое следует учитывать при ведении переговоров с турецкой стороной. Российская сторона, в ходе важных для себя переговоров, уже не раз имела возможность в этом убедиться.

Турецкий министр указывает, что за последние несколько последних лет Ближний Восток переживает период перемен и трансформаций.

Цитируем: «Новый самогенерирующийся баланс сил находится в процессе создания. Возобновление дипломатических отношений между Ираном и Саудовской Аравией стало важной вехой с точки зрения тенденций сближения и нормализации отношений в регионе. Такие шаги, которым могли бы последовать другие, повышают общую безопасность, стабильность и процветание».

По словам министра иностранных дел Турции, его страна уже вносит свой вклад в этот процесс, развивая свои отношения со странами региона на основе взаимной воли и интересов. Как делает из этого вывод автор, следовательно, на Ближнем Востоке преобладает относительно благоприятная среда, несмотря на сохраняющиеся демографические и социально-экономические проблемы.

Для преодоления этих проблем и обеспечения будущего молодежи, которая составляет крупнейшую демографическую группу на Ближнем Востоке, министром иностранных дел Турции предлагаются «решительные структурные реформы и сотрудничество».

В частности, как он пишет насущные вызовы, а также угрозы, исходящие от террористических организаций, вынуждают государства региона объединить свои силы. Только в этом случае они смогут удовлетворить социально-экономические потребности своего народа, преодолеть неравенство в доходах и сосредоточиться на инвестициях в новые и чистые технологии, а также на исследования и разработки, инновации и цифровизацию. Короче говоря, сотрудничество между государствами региона является непременным условием для блага людей.

Заметим, что тезис о регионализации в мире является достаточно распространенным для турецкой внешней политики. Турция искала и продолжает настойчиво искать формулы для того, чтобы искать региональные развязки вопросов без привлечения внешних игроков.

Как указывает Хакана Фидан, «прочный мир на Ближнем Востоке может быть возможен только через справедливое и прочное решение палестино-израильского конфликта, который остается одной из крупнейших глобальных несправедливостей нашего времени».

И далее: «Вот почему мы (то есть, турецкое государство – И.С.) продолжим поддерживать палестинский народ в его борьбе за свои законные права на основе международного права. Решение о создании двух государств с независимым и смежным палестинским государством, основанным на границах 1967 года, и с Восточным Иерусалимом в качестве его столицы, также позволит Израилю обрести мир и безопасность, к которым он стремится».

Именно эту позицию Турция продолжает сейчас проводить в ходе палестино-израильского обострения и также использует для этого коллективные усилия стран региона, которых турецкое руководство пытается консолидировать. Впрочем, пока выглядит так, что центральная роль остается Саудовской Аравии в плане визитов в зарубежные столицы рабочей группы ЛАГ (Пекин, Вашингтон и Париж), а также Катару и Египту – в плане установления режима гуманитарной паузы в конфликте для обмена пленными и доставки гуманитарной помощи.

Как пишет турецкий министр, насущной проблемой, которую необходимо решить для европейской и глобальной безопасности, является продолжающаяся война между Россией и Украиной. По его словам, пагубные последствия конфликта затрагивают не только воюющие стороны и регион, но и вызывают глобальный резонанс.

Цитируем: «Мы продолжали наши усилия по содействию/посредничеству с самого начала войны. Спустя полтора года нам по-прежнему важно уделять приоритетное внимание дипломатии и диалогу, чтобы положить конец человеческим страданиям. Турция продолжит использовать все свои политические и дипломатические каналы для достижения этой цели.

Мы активизируем наши усилия по прекращению войны посредством дипломатии и диалога, основанных на независимости и территориальной целостности Украины.

Тем временем, мы также продолжим усилия по возрождению Черноморской инициативы. Около 33 миллионов тонн зерновой продукции, доставленной на мировые рынки в рамках этой Инициативы, во многом способствовали глобальной продовольственной безопасности и дошли до регионов, где сохраняется угроза глобального голода. Возрождение этой инициативы также неразрывно связано с безопасностью Черноморского бассейна».

В сказанном выше турецкой стороной, по сути, нет ничего нового: Турция продолжает декларировать свою приверженность «территориальной целостности Украине». Однако, подчеркнем, что эти заявления носят декларативный характер о том, что Турция может предоставить свою территорию как переговорную площадку. Но следует быть реалистами, у Турции недостаточно политического влияния для того, чтобы добиваться мирного разрешения конфликта на данном этапе. Более того, существуют серьезные сомнения и в том, что турецкое руководство даже может усадить две стороны за один переговорный стол, как было сделано начале 2022 года и СВО России на Украине.

Поэтому интерес Турции сейчас сместился в сторону той же «продовольственной безопасности», декларируя необходимость которой Турция пытается «завести» на себя максимум российской зерновой продукции для переработки и последующей поставки в третьи страны. В том, насколько зерновой вопрос для турецкой стороны является важным и даже болезненным можно убедиться, лишь только по ситуации с выпуском «азовцев» (члены запрещенной в РФ террористической организации – И.С.), которая по времени «совпала» с выходом российской стороны из зерновой сделки с жестким посланием о том, что Россия не только выходит из сделки, но и не допустит реализацию подобных инициатив без своего участия.

Подчеркнем, ситуация с освобождением «азовцев» стала для российского руководства и для российско-турецких отношений очередным «самолетным кризисом». Но с не которыми нюансами: 1) кризис с «азовцами» выведен из публичной плоскости, 2) нет урегулирования кризиса, 3) у кризиса появляются долгосрочные серьезные последствия, которые заключается в скрытом, не объявленном официально, пересмотре взгляде российского руководства на Турцию, что может стать ограничителем для развития двусторонних отношений.

Говоря об африканской политике Турции, министр иностранных дел страны пишет следующее:

«Наша политика африканского партнерства является демонстрацией нашей многомерной, предприимчивой и гуманитарной внешней политики. Оно основано на целостном, инклюзивном, равноправном партнерстве и взаимном уважении. Турция активно предпринимает шаги, чтобы поддержать африканский континент перед лицом серьезных политических, экономических, социальных проблем и проблем безопасности. Эти шаги основаны исключительно на взаимной выгоде и поддержке принципа «африканского решения африканских проблем». Турция считает, что континенту необходимо иметь право голоса в глобальном управлении, и именно поэтому мы решительно поддержали недавнее членство в G20 в Африканском союзе.

Установление глобального мира и безопасности зависит от стабильности в Африке, особенно если учесть, что перевороты, вооруженные конфликты, терроризм, изменение климата, продовольственная безопасность и миграция усиливают нестабильность в Сахельском регионе.

Для достижения прочного мира в Ливии жизненно важно провести прозрачные, справедливые и свободные президентские и парламентские выборы, подкрепленные широким консенсусом и без каких-либо дальнейших задержек. Принимая это во внимание, Турция продолжит свои искренние усилия по достижению устойчивого мира и стабильности, сохраняя при этом социальное единство и территориальную целостность страны».

Итак, два момента: а) Турция стремится к тому, чтобы стать ведущим голосом Африки для мира – при этом страна опирается на свои конкурентные преимущества, включая отсутствие колониальной истории на Континенте, пользуясь неоднозначной репутацией Китая в Африке и тем, что Россия в наши дни отвлечена на решение более актуальных для себя задач, б) Турция стремится к тому, чтобы закрепить свое положение в Ливии в качестве ведущего международного партнёра, с прицелом на широкую имплементацию соглашения о разделе исключительных экономических зон в Восточном Средиземном море. Для этого Турции требуется военно-политическое закрепление на противоположном берегу Средиземного море, помноженное на психологическую готовность отстаивать свои права в регионе всеми доступными стране методами, включая метод военный.

И то и другое, впрочем, само по себе, является не новым подходом – речь идет о том, что Хакан Фидан продолжает курс своего предшественника на посту главы внешнеполитического ведомства Турции Мевлюта Чавушоглу.

56.12MB | MySQL:116 | 0,579sec