О видении внешней политики Турции при министре иностранных дел Хакане Фидане. Часть 1

Хакан Фидан, бывший глава Национальной разведывательной организации Турции (MİT), а ныне министр иностранных дел страны, вышел из тени предыдущей структуры постепенно становится все более публичным, проявляя свой взгляд как на будущее внешней политики страны, так и на будущее возглавляемого им внешнеполитического ведомства. Вообще говоря, достаточно распространена та точка зрения, что Хакан Фидан является «верным исполнителем» для взглядов и решений президента страны Р.Т.Эрдогана. Ничуть не споря с этим утверждением, отметим, что оно отнюдь не вступает в противоречие с тем, что у Хакана Фидана есть и свое видение. Последнее он постепенно начинает излагать в публичном пространстве.

Одним из ярких примеров в этом смысле, является статья в журнале, издаваемом Фондом политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) – Insight Turkey, который был опубликован в конце сентября месяца этого года. В журнале вышла статья его авторства под заголовком: «Внешняя политика Турции на рубеже «Века Турции»: вызовы, видение, цели и трансформация» (выражение «Век Турции» взято в кавычки, как уже устойчивое, официально введенное в оборот со стороны президента страны Р.Т.Эрдогана, после отмечания 100-летнего юбилея Турецкой Республики – И.С.)

Резюме статьи сформулировано следующим образом:

«Турция вступает в «Век Турции» в период быстро меняющейся геополитической динамики в сочетании с постоянно растущими глобальными проблемами, кульминацией которых является сложная эпоха, характеризующаяся многочисленными кризисами. На этом фоне Турция выделяется как региональный конструктивный и системный преобразователь, стремящийся внести свой вклад в создание более инклюзивной и эффективной международной системы, способной решать текущие глобальные и региональные проблемы. Турция продолжит защищать свои национальные интересы в нестабильной региональной и глобальной обстановке, одновременно формируя условия для устойчивого мира и развития в соседних странах и за их пределами. Он будет работать над институционализацией своих международных отношений на структурной основе, создавая среду процветания и продвигая свои глобальные цели. Министерство иностранных дел станет движущей силой всех этих усилий, опираясь на свою многовековую традицию и пройдя организационную трансформацию, чтобы обеспечить быструю и полную реализацию видения Века «Турции»».

Заметим, что последнее особенно интересно, потому что это, пожалуй, первое официальное упоминание о необходимости организационной трансформации турецкого МИДа на памяти автора настоящей статьи за весь период нахождения у власти Реджепа Тайипа Эрдогана.

Разумеется, под «организационной трансформацией» мы не имеем в виду те кадровые чистки, которые, к примеру, последовали в МИДе после попытки государственного переворота в 2016 года или же то замещение дипломатических элит, которое происходило постепенным образом на протяжении последних двух десятков лет. И, невзирая на это, дипломатические кадры в Турции продолжают нередко именоваться официальными лицами как «моншеры», что, вряд ли, стоит считать комплиментарной формой обращения.

До сих пор, нередко можно слышать, что МИД остается структурой, у которой своя собственная позиция и тем или иным образом она эту позицию отстаивает. Причем, подчеркнем, что эта позиция являлась на протяжении целого ряда лет исключительно прозападной. И в плане альтернативных Западу инициатив МИД выступал нередко тормозом для турецкого руководства, который приходилось преодолевать. Отсюда и такие действия турецкого лидера, как организация и проведение международных переговоров без представителей МИДа, что случалось даже в относительно недавнем прошлом.

Так что, упоминание Хаканом Фиданом необходимости в организационной реформе МИДа, в этом смысле, не могло не обратить на себя внимания. Как и отражение взглядов нового министра иностранных дел на то, каков должен быть внешнеполитический курс страны в тот самый «Век Турции», начало которого объявил президент страны Р.Т.Эрдоган.

Обратимся ко введению в этот материал, которое, заметим, что нетипично для подобного рода публикаций, написано Хаканом Фиданом от первого лица, цитируем:

«Я приступил к своим обязанностям министра иностранных дел Турецкой Республики в поворотный момент в истории Турции, когда мы приступили к «Столетию Турции» в честь столетия нашей Республики. Видение «Века Турции», разработанное президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, возникло как концепция, направленная на продвижение Турции к будущему, характеризующемуся прогрессом, развитием и глобальным взаимодействием, при одновременном возрождении достижений прошлого века с новой энергией и энтузиазмом. Это грандиозное видение послужит маяком света для Турции во всех областях политики, включая внешнюю политику. Фактически, это уже хорошо отражено во внешнеполитических целях и действиях Турции по созданию зоны мира, стабильности и процветания в наших окрестностях и за их пределами. Наше Министерство иностранных дел, которое отмечает свое пятисотлетие, хорошо оснащено своими давними традициями, выдающимися человеческими ресурсами и обширной сетью дипломатического присутствия во всем мире, чтобы обеспечить быструю и полную реализацию этого видения».

В разделе «Вызовы в сложную эпоху многочисленных кризисов», автор говорит, в достаточно уже классическом ключе, о мировом порядке, возникшем после 1945 года окончания Второй мировой войны, а также о проблемах с функционированием глобальной системы управления тогда возникшей.

Вот как автором перечисляются современные вызовы, стоящие перед мировым сообществом: «Одновременно международная система сталкивается с множеством политических, военных, экономических, экологических, технологических и социальных проблем. Текущие вызовы, такие как вооруженные конфликты, терроризм, нелегальная миграция, ксенофобия, исламофобия, климатический кризис, нехватка продовольствия и киберугрозы, усиливают друг друга. Ни одна из этих проблем не ограничивается национальными границами, и ни одно государство не может справиться с ними в одиночку. В отсутствие эффективных механизмов глобального управления международная обстановка формируется растущей нестабильностью, которая усиливается во всем мире, но особенно в нашем регионе».

Следующий раздел материала озаглавлен как «Видение Турции как регионального конструктивного и системного преобразователя».

Цитируем описание Турции в этой роли: «Международная система, как ее представляет Турция, выходит за рамки традиционной концепции международного порядка, определяемого полярностью, будь то однополярная, биполярная или многополярная. Турция стремится внести свой вклад в создание более инклюзивной, эффективной, справедливой и безопасной международной системы, способной решать текущие глобальные и региональные проблемы – надежной системы, основанной на солидарности, а не на полярности.»

Следующий раздел озаглавлен как «Основные цели внешней политики Турции на рубеже веков». Это один из ключевых разделов публикации, остановимся на нём подробнее. Под заголовком значится:

«Защита интересов Турции в нестабильной региональной и глобальной среде, а также формирование условий для устойчивого мира и развития в нашем более широком окружении являются взаимодополняющими целями, которые требуют целостной всеобъемлющей стратегии. Установление мира и безопасности в нашем регионе, дальнейшая институализация наших международных отношений на структурной основе, развитие среды процветания и достижение наших глобальных целей являются фундаментальными принципами этой стратегии».

Сообразно перечисленным целям, первый подраздел имеет название «Вклад в мир и безопасность в регионе и создание новых моделей сотрудничества».

Как указывается министром иностранных дел, «содействие миру и безопасности в регионе» — это двойная цель. Он состоит из усилий (i) по устранению угроз и решению проблем и (ii) по изучению возможностей для развития моделей регионального экономического и политического сотрудничества.

Хакан Фидан отмечает, что терроризм является наиболее серьезной угрозой региональному миру и безопасности в нашем более широком регионе.

Цитируем: «Хотя терроризм представляет собой преступление против человечества, он по-прежнему используется в качестве инструмента для ведения прокси-войн в Сирии, Северной Африке, Сахеле и других местах. Учитывая транснациональный характер терроризма, крайне важно снова и снова подчеркивать необходимость эффективного и подлинного международного сотрудничества в борьбе с этим бедствием. Приверженность Турции этой борьбе выходит за рамки пустых слов. Мы единственный союзник НАТО, который активно участвует в борьбе с ИГ («Исламское государство» – здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – И.С.).

Одновременно мы боремся с сепаратистской программой террористической организации РПК/СНС и их ответвлений, которые не только уносят жизни невинных людей, но и угрожают суверенитету и территориальной целостности наших соседей.

Мы продолжаем наши неустанные усилия против путчистской террористической организации ФЕТО. Турция обладает решимостью и способностью вести эти сражения одновременно. Мы сохраняем нашу твердую приверженность борьбе с терроризмом и продолжим играть новаторскую роль в международных инициативах в этой области.

Однако наша решимость никоим образом не освобождает других от их ответственности. Самой большой угрозой территориальной целостности и политическому единству Сирии является открытая поддержка террористических организаций со стороны держав, имеющих планы в отношении этой страны.

Мы полны решимости предотвратить угрозу любого рода террористических организаций вблизи наших границ не только для нашей страны, но и для региональной стабильности. Поощрение политического процесса, основанного на территориальной целостности Сирии, имеет решающее значение для разрешения конфликта и ликвидации убежищ террористов.

Именно сирийский народ должен определить решение конфликта и будущее своей страны. Поэтому для устойчивого решения законная сирийская оппозиция должна быть полностью вовлечена в этот политический процесс в соответствии с дорожной картой, изложенной в резолюции 2254 Совета Безопасности ООН, определяющей рамки политического перехода в стране.

Крайне важно ускорить усилия по достижению всеобъемлющего, прочного и устойчивого решения, которое отвечает законным ожиданиям сирийского народа. Прогресс в этом процессе может также способствовать безопасному, добровольному и достойному возвращению сирийцев в свои дома. Установление стабильности как можно скорее является предпосылкой для такого возвращения. Благодаря усилиям Турции сотни тысяч сирийцев смогли вернуться в свои дома. Принимая сирийцев под временную защиту и удовлетворяя их повседневные потребности, мы продолжим поощрять их возвращение на родину на вышеуказанных условиях».

56.15MB | MySQL:116 | 0,546sec