28 декабря 2023 года, под занавес года, ведущим мозговым центром Турции, Фондом политических, экономических и социальных исследований (SETAV) был опубликован ежегодник «Радар безопасности 2024».
Часть 1 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=104825 [1].
Напомним, что мы разбираем публикацию авторства Мехмета Чагатая Гюлера под заголовком «Отношения Турция-Россия: повышение устойчивости сотрудничества, несмотря на геополитическую неопределенность».
В прошлой части публикации, мы остановились на перечислении турецким автором важнейших событий российско-турецких отношений в 2023 году, коими стали, в том числе, освобождение и передача Украине боевиков «Азова» (запрещенная на территории РФ террористическая организация – И.С.), а также снятие Турцией блока на членство Швеции в НАТО. По этому поводу, в отдельности, турецким автором отмечен характер комментариев в отношении Турции со стороны российских СМИ. Указано, что ряд из них носил даже «оскорбительный характер» в отношении Турции.
Здесь следует сказать о следующем:
Во-первых, современное информационное пространство стало полностью прозрачным, границ в нем нет. Следовательно, обращаясь к национальной аудитории тот или иной спикер обращается ко всей заинтересованной аудитории в принципе, включая зарубежную. Турция – очень пристально отслеживает любые комментарии в свой адрес. Занимается этим, в том числе, такое ведомство как Управление по связям с общественностью при администрации президента Турции. Все мало-мальски значимые упоминания Турции и турецких представителей на регулярной основе обобщаются и ложатся в основу соответствующей аналитики. Не то чтобы именно это должно являться каким-то стоп-фактором или корректирующим риторику обстоятельством, но стоит это учитывать в своих выступлениях – вещание на широкую зарубежную аудиторию.
Во-вторых, исключительно на взгляд автора настоящей статьи, вряд ли стоит считать допустимым переход на личности в отношении зарубежных лидеров вне зависимости от отношений с той или иной страной. Помимо понижающейся, при соответствующих «эскападах», планки отечественных СМИ, речь идет ещё и о том, что оскорбления есть проявление слабости и демонстрация своих уязвимости и мотивации. Пусть даже это звучит непосредственно не от руководства страны, но от СМИ – все равно, теми же турецкими обозревателями делается вывод о том, что именно отечественное руководство уязвлено. И это будет учитываться в дальнейшем турками в их сложной дипломатической игре с Россией.
В целом, в дипломатических играх высокого уровня использование национальных СМИ тоже приобретает большое значение и информационная политика, применительно к зарубежным странам, должна иметь более выверенный характер. Тем более, когда речь идет о такой стране как Турция, с которой Россия строит стратегические отношения по целому ряду направлений.
Цитируем турецкого автора:
«Вплоть до личной встречи Путина и Эрдогана в Сочи, состоявшейся 4 сентября 2023 года, в российских СМИ продолжались дискуссии вокруг изменения направления внешней политики Турции.
Однако упор на сотрудничество, возникший после встреч на уровне лидеров, и возросшая коммерческая деятельность в последующий период снова сделали эти дискуссии тщетными.
Такой акцент не остается исключительно на бумаге, напротив, Россия выделяется как наиболее важный импортный, а также внешнеторговый партнер Турции. По состоянию на ноябрь Россия занимает второе место по общему объему импорта и первое место по объему торговли. Несмотря на условия войны и санкции, введенные против России, объем двусторонней торговли в 2023 году снова превысит 65 миллиардов долларов.
Короче говоря, это не было ни сдвигом в оси внешней политики Турции и не поворотный акт. Турция скорее стремилась достичь того, что, по ее мнению, служило ее интересам. Можно утверждать, что в этом году, как и в предыдущие годы, сохранились как конфликтные зоны, так и зоны сотрудничества, независимо от размера, глубины, контекста и последствий конфликтных вопросов».
Отметим, то резюме, которое делает турецкий автор в своем вводном слове к материалу. А именно, про то, что дискуссии о Турции в негативном ключе с обсуждением разворота страны в сторону Запада (сам факт которого турецкий автор отрицает), не имеют существенного значения, поскольку товарооборот между двумя странами, по итогам 2023 года, опять окажется рекордным. И он, вкупе со стратегическими экономическими проектами, перевести голоса любых скептиков российско-турецких отношений. Причем, что характерно, турецкий автор говорит о том, что этот тренд не зависит «от размера, глубины, контекста и последствий конфликтных вопросов».
Это может переводиться и таким образом, что в конфликтных вопросах, в предстоящем 2024 году, Турции будет не обязательно (слишком уж) оглядываться на российскую реакцию, опасаясь затронуть области сотрудничества. Поскольку выгоды от последних перевешивают конфликтные ситуации. Подчеркнем крайнюю важность данного мнения турецкого автора, опубликованного в ведущем мозговом центре страны, имеющем несомненную связь с турецким государством.
В своих оценках итогов 2023 года турецкий автор излагает ситуацию под заголовком «Историческое продолжение одновременного конфликта и сотрудничества» следующим образом:
«Анализируя многовековые отношения между двумя странами и динамику, образующую строительные блоки двусторонних отношений, можно сделать вывод, что концепции конфликта и сотрудничества (иными словами, речь идет о концепции «сотрудничество, невзирая на противоречия» — прим.) сохраняются и реализуются вместе на протяжении ста лет.
Не только в прошлом, но и в настоящее время у двух стран имеются прямые конфликты и/или столкновения интересов по различным геополитическим вопросам, тем не менее они могут одновременно поддерживать сотрудничество.
Здесь на первый план выходят несколько тем: Сирия, Карабах и Украина.
В Карабахе поддержка раскололась на противоположные лагеря. С одной стороны, Анкара поддерживает свою родственную и братскую страну – Азербайджан; с другой стороны, Россия пользуется конфликтом и нестабильностью в регионе и защищает своего союзника – Армению.
Тем не менее, им удалось сотрудничать в рамках «Турецко-российского совместного наблюдательного центра» в Агдамском районе Карабаха.
На Украине Турция решительно выступает против незаконной оккупации Украины Россией – как в 2014, так и в 2022 году, поддержка Киева, которая не остается только на словах, но реализуется посредством конкретных шагов, таких как поставки бронетехники и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Тем не менее, именно Турция заключила историческое соглашение между такими враждующими государствами – Россией и Украиной, известное как Черноморская зерновая инициатива. Они даже могут создавать возможности для сотрудничества по вопросам, где возникает конфронтация.
С самого начала сирийской войны Москва и Анкара следовали крайне противоположным стратегиям, одновременно поддерживая принципиально конфликтующих игроков. Национальные интересы в Сирии сталкиваются с самого первого дня. Были времена, когда обе стороны противостояли друг другу и имели прямой конфликт.
В отсутствие прямых конфликтов возникали косвенные конфликты через доверенных лиц на местах. Даже в таких обстоятельствах им удалось создать механизмы и договориться о диалоге, сотрудничестве и стабильности в Сирии.
Таким образом, я утверждаю, что такие концепции конфликта и сотрудничества, которые годами существуют в отношениях Турции и России, глубоко закодированы в генетике отношений.
Более того, взаимозависимость настолько глубоко укоренилась, что, несмотря на различные геополитические конфликты, сотрудничество может быть достигнуто. В этом контексте в отношениях Турции и России наблюдается историческое продолжение одновременного конфликта и сотрудничества. Последние 100 лет показывают, что две страны не могут быть ни постоянными союзниками, ни постоянными врагами.
Хотя Турция проводит политику, которая проводится уже столетие, она не ищет какого-либо баланса или не следует стратегии балансирования, а также не предпочитает одну страну в качестве альтернативы другой. Таким образом, ни столкновения, произошедшие в 2023 году, ни в предыдущие годы не привели к смещению оси, а продолжающееся сотрудничество, которое с каждым годом становится все глубже, не приблизило Турцию к России.
Учитывая историческую преемственность, столкновения и сотрудничество в 2023 году, это неудивительно; поэтому кажется вполне разумным ожидать продолжения геополитических конфликтов с углублением сотрудничества в 2024 году. Сотрудничество и такая устойчивость будут укрепляться с течением времени.»
Перечисленные выше примеры турецким автором, и, более того, то как они прозвучали, является наглядной иллюстрацией того тезиса, что Турция не будет чрезмерно оглядываться на Россию в имеющихся конфликтных зонах, включая Нагорный Карабах, Украину и Сирию, опасаясь асимметричных реакций со стороны России, которые бы касались областей сотрудничества. При таком подходе, который, согласно нашей дипломатии, принимается и с российской стороны, получается существование одновременно двух реальностей российско-турецких отношений: реальности конфликта и реальности сотрудничества, которые та же Турция стремится разделить.
Переходим непосредственно к прогнозам на 2024 год. Общий характер прогноза уже понятен: геополитические конфликты (или разногласия) будут продолжаться, а сотрудничество будет углубляться. Однако, подчеркнем ту мысль автора, что сотрудничество с Россией «не приближает Турцию» к нашей стране. Иными словами, рост сотрудничества не конвертируется в новое качество. По крайней мере, это – то, что можно утверждать в отношении обозримой перспективы.
Переходим к прогнозам турецкого автора на 2024-й год, цитируем:
«Учитывая динамику создания двусторонних отношений и события, произошедшие в 2023 году, я хотел бы классифицировать набор возможностей, которые мы можем ожидать увидеть в отношениях Турция-Россия в 2024 году.
В этом контексте в этом исследовании утверждается, что более глубокое экономическое сотрудничество может произойти, учитывая столетнюю тенденцию и объем торговли, реализованный в 2023 году.
Объемы торговли такого размера сохраняются, несмотря на геополитическую неопределенность, вызванную войной на Украине. Кроме того, добавился конфликт между Израилем и ХАМАСом.
Тем не менее, две страны, несмотря на такую неопределенность (вызванную российско-украинской войной и конфликтом между Израилем и ХАМАСом), достигли устойчивости в сотрудничестве, которая будет еще больше укрепляться в следующем году».
Можно сказать, что 2023-й год, по всей видимости, ознаменуется сохранением рекордного уровня российско-турецкой двусторонней торговли, достигнутого в 2022 году. То, о чем турецкий автор умалчивает – так это об исторической возможности, которая сейчас возникла в плане турецкого экспорта в Россию. Это – возможность, в первую очередь, именно для Турции, которая получила уникальный доступ на российский рынок. И неправильным было бы считать, что российский рынок заинтересован в этом, как главный бенефициар. А, следовательно, и тезис о том, что конфликтные сферы не окажут влияния на сотрудничество, исходящий из того, что Россия не будет смешивать, опасаясь повредить сотрудничеству является небесспорным.
Таким образом, пространство геополитического маневра у России – больше, чем о том пишет турецкий автор. Стоит это учитывать в российской линии в 2024 году.
Далее: «Более того, взаимный дискурс вращается вокруг укрепления позиции Турции в качестве энергетического центра, что делает весьма вероятным развитие соответствующих событий в этом направлении. Напротив, для энергетической безопасности Турции было бы лучше увидеть снижение зависимости Турции от российских энергоресурсов».
Отметим ту оценку, с которым турецкое экспертное сообщество встречает возможное расширение двустороннего сотрудничества между Россией и Турцией в сфере торговли энергоносителями. Причем, что характерно, делается это, несмотря на тот факт, что даже в условиях СВО на Украине, Россия продолжает осуществлять поставки откровенно враждебным по отношению к нам странам. С другой стороны, надо учитывать, что с точки зрения энергетической безопасности страны зависимость от одного источника является потенциальной угрозой, которая нуждается в устранении.
Однако, в 2024-м году Турции придется выбирать между укрепляющимся статусом энергетического хаба с параллельным ростом взаимозависимости в отношениях с Россией, и между неиспользованием своего шанса на российском направлении с целью укрепления своей энергетической независимости. То, насколько это – непростой вопрос, заметно по тому, что вплоть до настоящего времени сторонам не удалось заключить сделку. Переговоры продолжаются.
Цитируем далее:
«Более того, было бы справедливо ожидать продолжения деятельности созданного между Турцией и Россией Объединенного наблюдательного центра в Агдамском районе. Данный центр за последние годы доказал свою функцию и значимость, так что сможет продолжить свою деятельность и в ближайшие годы.
Несмотря на существование наблюдательных центров и механизмов, стремящихся к миру и стабильности в регионе, Армения продолжает преследование и нападения. Структура и содержание соглашения о прекращении огня 2020 года, а также присутствие российских миротворцев в регионе не защищают от соответствующих нападений и преследований, а, скорее, обеспечивают удобство и пространство для Еревана.
Именно по этой причине Азербайджан провел антитеррористическую операцию в 2023 году и почему аналогичные события могут произойти и в 2024 году.
В ходе такой операции Россия не протянула руку Армении, как ожидалось; на самом деле она не могла этого сделать из-за военных условий, в которых она находилась и находится.
Москва даже заняла позицию в пользу Баку. В аналогичном повторяющемся конфликте, который может произойти в 2024 году, который может произойти вокруг Лачинского коридора или в Ханкенди, вероятно, будет создан новый механизм деэскалации между Турцией и Россией.
Но самым важным вопросом, который необходимо решить, является определение и доработка «дорожной карты» Зангезурского коридора. Отвлечение со стороны Армении и России должно быть предотвращено как можно скорее, а когда, как и на каких условиях будет открыт коридор, должно быть определено как можно скорее».
Обратим внимание на следующее: турецкий эксперт говорит о том, что именно «военные условия, в которых находится Россия» являются главной причиной, по которой Россия не пришла на помощь Армении в ходе Нагорно-Карабахского конфликта. При этом сложности между Москвой и Ереваном на политическом уровне выведены за скобки. Напротив, турецкий автор говорит о том, что и Россия, и Армения пытаются отвлечь внимание от темы Зангезурского коридора. Отметим ещё и то, что турецким автором предсказывается конфликт между Азербайджаном и Арменией и в 2024 году, по причине все те транспортных коридоров, для чего может потребоваться «новый механизм деэскалации» между Россией и Турцией.