Исследование «Радар безопасности 2024» Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV). Часть 1

28 декабря 2023 года, под занавес года, ведущим мозговым центром Турции, Фондом политических, экономических и социальных исследований (SETAV) был опубликован ежегодник «Радар безопасности 2024». Анонс публикации появился в ведущем англоязычном издании страны, газете Daily Sabah. Автором анонса стал профессор Университета социальных исследований Мурат Ешильташ, который также принял участие в разработке ежегодника.

Как отметил проф. Ешильташ в своем анонсе, нынешний международный ландшафт переживает глубокую трансформацию, отмеченную эскалацией кризисов и растущей глобализацией конфликтов.

При этом, как он пишет, на фоне усиливающейся глобальной и региональной конкуренции и растущей неопределенности мир живет в эпоху всеобщего беспокойства.

Цитируем: «Предсказание будущего в такие времена — непростая задача, но крайне важно представить, как может выглядеть мир завтрашнего дня. Решение сегодняшних проблем требует как изучения, так и предвидения. «SETAV Security RADAR: Геополитический ландшафт Турции в 2024 году» направлен на то, чтобы спрогнозировать будущую траекторию турецкой внешней политики, политики безопасности и обороны в свете текущей динамики».

От себя отметим, что турецкое руководство придает большое значение развитию своей аналитики, которое развивается не только на уровне ведущих мозговых центров, но и подпитывается «малым и средним бизнесом» — НКО, открытыми бывшими политиками, дипломатами, военными и разведчиками, которые создают «бутиковые» информационно аналитические центры — то есть, небольшие по размеру, где главным действующим лицом, вообще, может быть один автор или немногим более. При наличии большого количества подобных экспертов, продолжающих трудиться на интеллектуальной ниве, турецкое руководство получает большое количество мнений, которые в результате «впадают» уже и в более крупную аналитику и уже на повестку дня.

Как пишет Мурат Ешильташ, в 2023 году мир стал свидетелем множества неожиданных событий и стратегических сдвигов в международной системе, намекающих на более существенные изменения в предстоящем году.

Делая отсылку на генерального координатора Фонда Бурханеттина Дурана, Мурат Ешильташ пишет, ключевыми собыитями станут выборы в таких крупных странах, как США, Россия, Индия, Великобритания, Тайвань и Бангладеш. Они окажут существенное влияние на глобальную динамику, потенциально приводя к геополитическим сдвигам.

Эти выборы особенно примечательны, учитывая огромную численность населения, которое они представляют, и их потенциал влияния на существующую международную и геополитическую поляризацию.

Кроме того, как указывается в материале, в 2023 году такие конфликты, как украинская война, ситуация на Тайване, ядерная программа Ирана и израильско-палестинский вопрос, сыграли важную роль в формировании международной динамики.

Цитируем автора: «Баланс сил и возможностей глобальных игроков подвергается все большему вниманию, при этом нет четких указаний на то, когда глобальная система стабилизируется. Проблемы глобального превосходства США и подъем Китая указывают на возможные сдвиги в глобальной и региональной динамике власти».

При этом, конфликт на Украине, характеризующийся «военной тупиковой ситуацией», подчеркивает разрыв между оперативными военными действиями и более широким стратегическим ландшафтом. Разрешение этого конфликта, особенно в пользу Украины, зависит от внешней поддержки, такой как одобрение Конгрессом США финансовой и оборонной помощи. В случае, если Трамп победит на предстоящих президентских выборах в США, способность Европы продолжать самостоятельно поддерживать Украину может оказаться под угрозой.

С другой стороны, как отмечается, роль Турции, очевидная с самого начала войны, имеет решающее значение для архитектуры безопасности Европы, будь то поддержка Украины в борьбе с Россией или содействие диалогу для ослабления напряженности в отношениях с Россией.

Будущее отношений Турции и Европы, на фоне растущей крайне правой идеологии и стратегической близорукости в Европе, существенно повлияет на геополитический ландшафт региона. Выборы в Европейский парламент 2024 года могут оказаться решающими в формировании этих отношений, потребовав новой модели стратегического общения и сотрудничества, которая соответствует возникающим геополитическим реалиям.

Также Ближний Восток, после «относительно стабильного периода», 7 октября пережил «значительный стратегический шок», подчеркнувший, как указывается автором, невозможность достижения нормализации при игнорировании региональных проблем.

Последствия, особенно действия Израиля, еще больше дестабилизировали регион и осложнили усилия по нормализации ситуации.

Продолжающиеся конфликты и потенциальное развитие ядерного потенциала в таких странах, как Иран, Саудовская Аравия и Турция, могут привести к новой конфронтационной среде на Ближнем Востоке, особенно если Дональд Трамп будет переизбран в США.

Здесь уместно остановиться и подчеркнуть, что, исходя из сказанного выше турецким автором, следует считать, что «режим нераспространения ядерного оружия», к настоящему моменту, уже попал под большой вопрос. И характерно, что, наряду с Ираном и КСА, турецкий автор упоминает и Турцию. Опять же мы не раз говорили о том, что пока Турция сосредоточена на средствах доставки. Однако, страна развивает и ядерную тему – здесь хотя бы следует упомянуть строительство АЭС «Аккую». Что же до «немирного атома», то отношения с тем же ядерным Пакистаном или (ещё вчера ядерной) Украиной способы стать источником соответствующих технологий и материалов. Так что, Турция постепенно становится технологически готовой к тому, чтобы преодолеть порог обладания собственным (а не американским, размещенным на базах) оружием.

Как указывается турецким автором, в условиях растущей неопределенности Турция вновь заявляет о себе как о ключевом геополитическом игроке.

Цитируем: «В 2023 году Турция стремилась нормализовать отношения, особенно со странами Персидского залива, сохраняя при этом свое глобальное политическое присутствие. Вступая в 2024 год, Турция сталкивается со сложной ситуацией, а ее внешняя политика формируется под воздействием различных кризисов. Турецко-американские отношения станут решающим фактором в 2024 году, на них будут влиять самые разные вопросы – от терроризма до обороны. Кроме того, в отношениях Турции и ЕС могут наблюдаться положительные изменения, такие как сближение с Грецией, но они также сталкиваются с проблемами из-за роста крайне правых идеологий в Европе и продолжающегося украинского конфликта. Участие Турции в разрешении сирийского кризиса, ее роль на Южном Кавказе, ее расширяющееся экономическое присутствие в Африке и ее вклад в глобальные проблемы еще больше укрепят ее статус значимого глобального игрока».

Итак, после приведенного выше введения, обратимся непосредственно к самому изданию «Радар безопасности 2024». Согласно нашей предыдущей практике, попробуем, по возможности, давать компактную информацию о материалах издания и избегать повторов. Более того, проранжируем их при рассмотрении по степени важности.

В издании затрагиваются следующие темы (по оглавлению): геополитический взгляд на Турцию, 2024-й год в турецко-американских отношениях, отношения между Турцией и ЕС, Турция и Ближний Восток, Турция и Южный Кавказ, Восточное Средиземноморье, сотрудничество между Россией и Турцией, несмотря на геополитическую неопределенность, риски и возможности для турецко-африканских отношений в 2024 году, контртеррористические операции Турции, военно-промышленный комплекс Турции и военные закупки.

Итак, начнем, разумеется, с российско-турецких отношений, согласно видению турецких авторов. Сразу отметим, что уходящий 2023-й год стал годом, когда «пророссийский» президент Р.Т.Эрдоган сохранил свой пост. 2023-й год стал годом «холодного лета» в отношениях, Вильнюсского саммита НАТО, выдачи «азовцев» Украине (члены запрещенной в России террористической организации – И.С.), а также сдержанного российско-турецкого саммита на высшем уровне в Сочи.

Окончание 2023 года заканчивается, тем не менее, взаимной демонстрацией желания развивать двусторонние отношения. Ясный сигнал был послан президентом РФ В.В.Путиным на своей ежегодной пресс-конференции, когда им был озвучен план по тому, чтобы совершить визит в Турцию в начале 2024 года. Актуальности этому визиту придают не только планы, наконец, по финализации сделки по газовому хабу, и намерения сторон развивать сотрудничество в сфере строительства и эксплуатации атомных электростанций (в дополнение к АЭС «Аккую» рассматривается вопрос реинвестирования полученных от станции доходов в строительство второй АЭС – АЭС «Синоп» — И.С.). Речь идет ещё и о том новом санкционном пакете, который был введен под занавес уходящего года со стороны США.

Как сообщило 22 декабря издание РБК: «США могут отключить иностранные банки от американской финансовой системы, если они не будут соблюдать санкции против России. Об этом пишет Financial Times со ссылкой на американского чиновника. В черный список будут внесены иностранные финансовые институты, которые поддерживают российский военно-промышленный комплекс. Соответствующий указ президент США Джо Байден издаст в пятницу, 22 декабря, пишет издание».

Позднее «Интерфакс» сообщил: «Президент США Джо Байден подписал исполнительный приказ, дающий возможность вводить санкции против финансовых структур, связанных с крупными поставками для российского ОПК, сообщает Белый дом.

«Министру финансов по итогам консультаций с госсекретарем и с министром торговли (…) разрешается принимать меры в отношении иностранных финансовых структур, если выяснится, что эти структуры проводили или облегчили любые существенные транзакции (…) в таких сферах экономики России, как технологии, оборона, строительство, космос, если выясняется, что такая деятельность помогала российскому оборонно-промышленному комплексу», — говорится в документе.

Также санкции возможны в случае содействия передаче России продукции для российского ОПК или предоставления ему услуг».

Отметим, что, по сути дела, речь идёт о том, что можно отключить любое (!) банковское учреждение, которое обслужило любую мало-мальски заметную сделку с российским участием. Строго говоря, любая торгово-экономическая деятельность, внося лепту в поддержание и развитие российской экономики, так или иначе, помогает и российскому ОПК. Под последнее утверждение можно «подверстать», подчеркнем, любую сделку.

Указ президента Джо Байдена «22.12» вызвал в Турцию волну приостановок операций по российско-турецким транзакциям. Многие турецкие банки отреагировали немедленной постановкой на паузу работы с Россией. Состоялось совещание у министра финансов Турции Мехмета Шимшека по данному вопросу, чьи результаты ещё предстоит уточнить. Однако, совершенно понятно, что вопрос лишь только продолжающимся переходом на национальные валюты России и Турции решить не удастся. Единственным выходом из ситуации является определение Турцией отдельных финансовых институтов, которые будут проводить транзакции с Россией и не взаимодействовать при этом с Западом. Разумеется, надо оговориться, что за скобки проблемы выведены «угодные» Западу сделки. Речь идет об импорте из России, прежде всего, газа, нефти и нефтепродуктов. Эти сделки с самого начала СВО проходят совершенно по другой категории. А вот последний санкционный пакет США может, что бы ни говорили по этому поводу в России, оказаться очень жестким и его рынку ещё только предстоит «отыграть» для установления нового статус-кво.

Возникшая только что, под занавес 2023 года, новая вводная – это то, что рынку предстоит ещё «отыграть». Но можно будет это сделать лишь только начиная с политической воли руководства двух стран. А это делает встречу двух президентов «вдвойне» более актуальной для (взаимовыгодного) перезапуска двусторонней торговли. Более того, стоит заметить, что новые американские санкции затрагивают, естественно, не только Турцию – а, следовательно, вообще, российской внешней политике и внешней торговле придется как-то отвечать со своими партнерами на новый вызов.

Единственное от чего стоит сразу предостеречь, это от вхождения в психологию «гонимой», «пораженной в правах» стороны, которой надо сохранить отношения с внешними партнёрами. Где Россия является заинтересованной стороной №1, а другая сторона лишь только идет на встречу. Как, допустим, в случае Турции, через которую и в которой Россия закупает широкую номенклатуру товаров. Следует понимать, что если та же Россия покупает турецкие товары, то это – на пользу турецкой экономики, которая также переживает непростые времена. А, следовательно, решение проблемы следует искать не только России, но и той же Турции, причем, в равной степени.

Так что, год 2024-й обещает быть богатым на маневрирование с целью сохранения торгово-экономических отношений между Россией и Турцией.

Переходим непосредственно к публикации, посвященной России и озаглавленной как Мехмет Чагатай Гюлер, д. н., представляющий Билькентский университет.

Вот как резюмируются автором главные события в двусторонних отношениях в 2023 году. Цитируем:

«Основные моменты личных и телефонных разговоров между двумя лидерами и министрами иностранных дел таковы:

— Региональные события с центром в Украине

— Дальнейшее развитие двусторонних отношений, особенно в сфере энергетики и торговли.

Турция освободила командиров батальона «Азов» (члены запрещенной в России террористической организации – прим.), отличившихся на фронте обороны украинского города Мариуполя.

Черноморская зерновая инициатива, реализованная в июле 2022 года, дважды продлевалась в 2023 году благодаря выдающимся усилиям Турции. Однако в июле 2023 года оно было прекращено из-за решительного противодействия Российской Федерации».

Это тот случай, когда имеет смысл уделять внимание не только сутевым вопросам, означенным выше, но и эмоциональной стороне вопроса. Это – о «отличившихся на фронте азовцах», «выдающихся усилиях Турции» в зерновой сделке, «решительном противодействии» со стороны Российской Федерации.

Цитируем начало публикации:

«Турция, несмотря на то, что она является страной НАТО и решительно выступает против незаконной оккупации Украины Россией, смогла стать посредником в важной сделке между воюющими государствами под названием «Черноморская зерновая инициатива». По этой сделке было экспортировано 32,8 млн тонн зерна и продовольствия; в этом контексте Анкара внесла выдающийся вклад в глобальную продовольственную безопасность.

Примерно во время уничтожения «Зерновой инициативы» экстрадиция командиров батальона «Азов» в Украину после встречи президента Эрдогана с украинским лидером Зеленским имела серьезные последствия в Москве.

Впоследствии снятие Турцией вето на членство Швеции в НАТО создало эффект холодного душа в турецко-российских отношениях.

В результате такого развития событий в российской прессе стала появляться резкая критика Турция.

Российские государственные СМИ даже использовали выражения, которые представляют собой оскорбления в адрес турецкого государства и его представителей.

После этого почти во всех заголовках стали писать, что Россия выйдет из черноморской инициативы в ответ на шаги Турции; следовательно, инициатива больше не будет продолжаеться. Как и угрожала Россия, Москва в конечном итоге вышла из соглашения. Несмотря на то, что официальная позиция говорит об обратном, Россия приняла ответные меры на действия Турции, предпринятые до даты возобновления инициативы. С этого момента российские СМИ начали обсуждать, повернулась ли Турция снова к Западу, дистанцируясь от Востока».

55.82MB | MySQL:116 | 1,504sec