- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Исследование «Радар безопасности 2024» Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV). Часть 9

28 декабря 2023 года, под занавес года, ведущим мозговым центром Турции, Фондом политических, экономических и социальных исследований (SETAV), был опубликован ежегодник «Радар безопасности 2024», посвященный перспективам взаимодействия Турции с зарубежными партнёрами в наступившем году.

Часть 8 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=105310 [1].

Напомним, что в предыдущих частях нашей публикации мы рассмотрели состояние и перспективы отношений Турции с Россией, США и ЕС, а также политику страны на Южном Кавказе.

В прошлой части публикации мы приступили к разбору вопросов турецкого военно-промышленного комплекса, который, одновременно, является драйвером развития турецкой экономики, а также инструментом достижения национального турецкого суверенитета. Турецкое руководство декларирует идею о том, что на протяжении целых десятилетий страна находилась под опекой западных стран и главная нынешняя идея страны – из-под этой опеки выйти. Разумеется, одну из ключевых ролей в этом смысле должен сыграть национальный военно-промышленный комплекс.

Автором материала Альманаха, посвященного ВПК, стал Рыфат Онджель, эксперт Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции, докторант Ближневосточного технического университета (ODTÜ).

Мы поговорили, в частности, о взаимодействии Турции с США и Великобританией с целью расширения и модернизации своего существующего самолетного парка (основан на самолетах F-16). Также мы коснулись вопроса зарубежных поставок Турцией своей военной техники и своих военных технологий. В этом смысле, обращает на себя лидирование в турецкой экспортной линейке БПЛА – как «Байрактаров», так и БПЛА «Анка».

Переходим к следующему разделу публикации, который озаглавлен как «Обращаясь в будущее» и снова возвращает читателей к теме закупки авиатехники у США под заголовком «Удовлетворение временной потребности в самолетах 4,5-го поколения».

Цитируем:

«В прошлом было несколько примеров, когда США воздерживались от продажи важных систем вооружения Турции из-за разногласий по конкретным политическим вопросам.

При президенте Клинтоне Соединенные Штаты не одобрили продажу вертолетов AH-1W Super Cobra, которые были необходимы TAF для борьбы с терроризмом.

Аналогичным образом, во время президентства Обамы Соединенные Штаты не одобрили продажу беспилотников Predator и Reaper, которые также были ключевыми системами вооружения в борьбе Турции с РПК.

Во всех этих случаях основным фактором была оппозиция в Конгрессе по различным политическим вопросам. Опыт показывает, что Конгресс вряд ли отступит, когда начнет активно выступать против продажи, что затрудняет выход из нынешнего тупика».

Отметим немаловажное обстоятельство: в Турции сложилась убежденность в том, что США используют поставки или непоставки вооружений зарубежным партнёрам как фактор оказания давления. И история турецко-американских отношений, как показано выше, подобного рода инцидентами пестрит, когда американцы, в критический для Турции момент, отказывались от поставок необходимых стране вооружений или же ограничивали использование уже имеющегося в распоряжении американского оружия.

Так что, у Турции богатый опыт попыток, чаще всего – безуспешных, по преодолению подобного рода барьеров.

Продолжаем цитирование материала:

«Поэтому Турции необходимо будет и дальше оказывать давление на администрацию Байдена, чтобы она оказала давление на Конгресс в следующем году. Фундаментальным соображением в кругах американского Конгресса относительно продажи F-16 было одобрение Турцией вступления Швеции в НАТО, которая с самого начала пользовалась двухпартийной поддержкой в Конгрессе.

Хотя президент Турции Эрдоган во время саммита НАТО в Вильнюсе в этом году заявил, что поддержит членство Швеции, турецкий парламент еще не одобрил это.

Однако даже если Турция одобрит членство Швеции, скорее всего, этого будет недостаточно для одобрения Конгрессом продажи самолетов F-16.

Помимо прочего, глубокие политические разногласия возникли между Соединенными Штатами и Турцией после того, как ХАМАС напал на Израиль 7 октября, и последующий ответ Израиля стал чем-то большим, чем просто достижение прогресса в этой продаже.

По этой причине, вероятность реализации закупок Турцией F-16 в следующем году существенно снижается. Турция, скорее всего, продолжит свои усилия по получению новых F-16, даже если она заключит сделку по истребителям Eurofighters».

Заметим, что турецкий аналитик достаточно скептично настроен по вопросу возможности преодоления Турцией барьера в Конгрессе США. Даже вопрос Швеции не является фактором, по мнению турецкого автора, который сам по себе, без дополнительных веских аргументов, способен продвинуть решение вопроса с F-16. Цитируем то, что касается закупки Турцией европейского аналога, и, в частности, особой позиции Германии по данному вопросу:

«Сопротивление Германии продаже самолета, вероятно, вызовет растущее давление со стороны других членов консорциума, которые уже были недовольны препятствиями Германии на продаже самолета Саудовской Аравии. Устойчивость европейской оборонной промышленности отчаянно нуждается в крупном экспорте оружия, что является ключевой проблемой, которая проявляется в агрессивной оборонной экспортной политике Франции.

Тем не менее, прежняя позиция Германии в отношении экспорта оружия делает этот случай проблематичным. Следует также отметить, что позиции Турции и Германии по конфликту между Израилем и ХАМАСом существенно различаются, что, вероятно, негативно повлияет на возможное одобрение со стороны Германии.

Одним из положительных факторов могут стать прочные оборонные и политические отношения Турции с Соединенным Королевством и Испанией, которые могут активизировать этот процесс».

Заметим, что Германия, на протяжении долгих лет не продавала в Турцию никакой военной техники из-за контртеррористической операции на юго-востоке Турции. Лишь только начало СВО России на Украине послужило толчком к изменению ситуации. Однако, приоритетом немецкого ВПК стали поставки оружия Украине и здесь у неё – несомненный приоритет по сравнению с Турцией. Что же до позиции Германии, то при Шольце она не претерпела значимых изменений по сравнению с периодом Меркель. Другой вопрос, что канцлер Меркель была готова рассматривать размены с турецким руководством и там у турок было больше переговорных шансов.

Вряд ли, администрация в Вашингтоне допустит «изящный» обход вопроса F-16 через закупки европейских аналогов. Даже если Турция будет декларировать, что закупки самолетов в Европе никак не влияют на актуальность сделки с США.

Отметим и то, что сказано выше о необходимости для европейского ВПК обеспечивать загрузку своего производства. В общем, эта ремарка представляется притянутой, с учетом продолжающегося конфликта на Украине, который поглощает оружие как «губка». Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что Украине (пока) не поставляется военная авиатехника. Но, все равно, сложно говорить о том, что европейской промышленности настолько важна загрузка, что турецкие контракты способны сильно улучшить.

Цитируем далее:

«Еще одним важным вопросом, касающимся Eurofighter, станет конфигурация самолета, который приобретет Турция. Поскольку ВВС Турции нужны самолеты 4,5-го поколения, наиболее предпочтительно закупить новые истребители Eurofighter 4-й модификации с возможностью приобретения дополнительных подержанных самолетов, если Генеральный штаб увидит оперативную необходимость».

В целом, по итогам изложенного выше, заметим следующее: турецкий аналитик, однозначно, говорит о том, что Турция связывает вопрос пропуска Швеции в НАТО с поставками стране истребителей F-16. Однако, вплоть до настоящего времени не удалось увязать эти два вопроса и убедить американцев в их равнозначности.

Завершающие слова материала посвящена сотрудничеству в сфере обороны и турецкому экспорту в зарубежные страны, имея в виду перспективы в 2024 году и далее.

Цитируем:

«Прошлые годы продемонстрировали, что турецкие лица, принимающие решения, и высшие руководители оборонной промышленности придают первостепенное значение оборонному экспорту, поскольку он является одним из основных факторов устойчивости и роста оборонной промышленности.

Эта цель привела к быстрой синергии между оборонной промышленностью и внешней политикой, где Турция все чаще применяет оборонную дипломатию в своей внешнеполитической деятельности.

Наиболее вероятно, что турецкая оборонная дипломатия сохранит свой темп в ближайшие годы, когда продажа турецкой продукции национальной обороны будет все чаще включаться в повестку дня внешней политики.

Помимо турецких беспилотников, в турецкой оборонной промышленности существует несколько областей, в которых существует сильный иностранный интерес, таких как бронетранспортеры или электроника и системы связи. Постепенная интеграция всех этих систем на национальном уровне еще больше способствовала бы этому интересу. Можно было бы ожидать увеличения экспорта в этих областях в следующем году, в то время как успех Турции в области БПЛА также будет способствовать интересу к процветанию турецких беспилотных военно-морских платформ».

Итак, заметим, что развитие турецкого ВПК рассматривается не только как фактор повышения национального суверенитета, но и как инструмент внешней политики страны. В этом смысле, Турция не делает чего бы то ни было оригинального, а повторяет практику прочих зарубежных экспортёров оружия, включая и США. Турция делает акцент на дружественных себе странах, а локомотивом поставок являются БПЛА, к настоящему времени уже успешно раскрученные. За ними традиционно идут другие образцы техники и заметим, что турки делают ставку на беспилотную технику, где они собираются застолбить свое лидерство не только в сфере БПЛА. Так что, упоминание «морских беспилотных платформ» обращает на себя особое внимание. В этом смысле, как и в случае с БПЛА «Байрактар», можно ожидать появления турецких опытных образцов на вооружении Украины и в зоне проведения российской СВО.

Одним из важнейших географических направлений для Турции является Африка. Турция за истекшие двадцать лет кратно нарастило свое дипломатическое присутствие на Черном континенте, где, пожалуй, практически не осталось неохваченных турецкими посольствами стран.

Отдельное направление составляет политика авиакомпании «Турецкие авиалинии», нацеленная на то, чтобы превратить Стамбул в главную региональную перевалочную базу на пути в Африку. Это касается и пассажиро- и грузоперевозок. Полугосударственная (а по факту государственная) компания «Турецкие авиалинии» совершает перелеты в отдельных случаях в крайне сложные страны, включая тот же Сомали (Могадишо). Следует констатировать, что «Турецкие авиалинии» — это один из важных рычагов влияния Турции на африканском направлении.

Перейдем непосредственно к материалу Альманаха, посвященного Турции. Материал озаглавлен как «Прогноз турецко-африканских отношений на 2024 год с рисками и возможностями». Автором материала стал ведущий эксперт-африканист Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) Тунч Демирташ. В наших обзорах турецких материалов, посвященных Африке, Тунч Демирташ – один из наиболее часто разбираемых экспертов.

Вот события, которые на взгляд автора, характеризуют ушедший 2023 год. Цитируем:

«Президент Сомали Хасан Шейх Махмуд посетил Эрдогана в Стамбуле.

Дом африканской культуры подписал меморандум о взаимопонимании с Африканским союзом.

Африканские страны продемонстрировали отличную лояльность после землетрясения в Турции 6 февраля, произошедшего в районе Кахраманмараша. Они оказали Турции помощь в ответ на руку помощи, которую Турция искренне протягивала Африке на протяжении многих лет».

Переходим ко вводной части материала:

«В свете динамизма внешней политики Турции отношения с Африкой продолжили строиться и в 2023 году.

В рамках видения «Века Турции» отношения с африканскими странами были сбалансированными, несмотря на весь негатив, пережитый в 2023 году, на основе стратегических целей.

В 2023 году Африка часто оказывалась в глобальной повестке дня из-за таких событий, как развитие международной системы в результате украинско-российской войны, гибель лидера Вагнера в авиакатастрофе, события в результате военного вмешательства в Сахельский пояс, энергетика, борьба с терроризмом, торговля, конфликты, выборы, изменение климата и стихийные бедствия.

В связи с событиями она (Африка – И.С.) часто появлялась в глобальной повестке дня. Отношения с Турцией также формировались в этом контексте.

Турция поддерживала отношения с Африкой в области образования, культуры, гуманитарной помощи, дипломатии, экономики, политики, военных вопросов и вопросов безопасности.

В этом контексте, среди важнейших вопросов, которые выйдут на первый план в отношениях Турции и Африки в 2023 году, в сфере образования, открытие первого «Центра изучения Турции (Фонда Маариф)» в Университете Претории в Южно-Африканской Республике и поддержка образованию студентов, обучающихся в Турции через стипендии африканским странам.

В культурном плане Дом африканской культуры подписал Меморандум о взаимопонимании с Африканским Союзом.

Что касается гуманитарной помощи, тысяча палаток была передана беженцам, пострадавшим от конфликта в Судане и нашедшим убежище в Чаде.

В дипломатическом плане наблюдается активная деятельность послов и дипломатов, работающих в МИД на различных площадках. В экономическом отношении Африка занимает 5-процентное место во внешней торговле Турции, а банк Ziraat Katılım начал свою деятельность в Сомали.

В политическом плане президент Реджеп Тайип Эрдоган принимал президента Сомали Хасана Шейха Махмуда и главу Суверенного совета Судана. Он провел различные встречи, в том числе телефонные разговоры с президентом республики генералом Абдель Фаттахом  аль-Бурханом и командующим Силами быстрой поддержки Мухаммедом Хамданом Дагло. И, наконец, были реализованы такие мероприятия, как поддержка и помощь Турции в борьбе с терроризмом в Сомали по военным вопросам и вопросам безопасности, а также передача продукции оборонной промышленности в различные африканские страны.

Развитие событий в регионе занимает важное место в отношениях Турции. Кроме того, 2023 год стал периодом значительного развития отношений Турции и Африки.

После разрушительных землетрясений в Турции 6 февраля руки помощи Турции были протянуты из африканских стран. Послы африканских стран посетили AFAD (Директорат по чрезвычайным ситуациям Турции – И.С.) от имени африканского дипломатического корпуса в Турции. Кроме того, те же послы пожертвовали символические суммы из своей зарплаты пострадавшим от землетрясения. Поэтому в ответ на руку помощи, которую Турция искренне протягивала Африке на протяжении многих лет, после 6 февраля африканские страны продемонстрировали значительную приверженность пакту».

Итак, заметим некоторые обстоятельства, связанные с изложенным выше. Прежде всего, начнем с того, что Африка занимает важное место в турецком проекте «Век Турции». Пожалуй, можно сказать, что из новых для Турции регионов мира – Африка является уже, к настоящему времени, более проработанной, чем также Латинская Америка или Юго-Восточная Азия. Очевидно, что и логистически Африка является для Турцией более удобной.