- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О результатах муниципальных выборов в Турции. Часть 4

В Турции 31 марта состоялись муниципальные выборы, результаты которых стали для действующей в стране власти неприятной неожиданностью с учетом того карт-бланша, на который она рассчитывала после президентских и парламентских выборов 2023 года.

Часть 3 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=107739 [1].

Напомним, что в предыдущей части нашего материала мы обратились к комментариям турецких аналитиков, в частности, — к одному из ведущих турецких политологов, генеральному координатору Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) Бурханеттину Дурану.

В своем материале он указывает на высказывания президента Р.Т.Эрдогана о необходимости срочных перемен. А также говорит о кадровом вопросе и необходимости новой дорожной карты как залогах того, что правящей Партии справедливости и развития удастся переломить ситуацию.

Нельзя не согласиться с тем мнением, что кадровый вопрос возник перед действующей властью достаточно серьезно. Готовность президента страны к кадровым ротациям, в итоге, обернулась своей противоположностью. Непосредственно вокруг турецкого лидера, с уходом не одного «поколения» так называемой «старой гвардии», сократилось число харизматичных политиков – опор власти.

Выдвинутые властью технократы оказались не в состоянии бросить вызов оппозиционерам, которые напротив сейчас, после поражения 2023 года, приступили (пусть и с опозданием), но к кадровым перестановкам. Далеко не исключено, что опоздание со смещением Кемаля Кылычдароглу с поста Народно-республиканской партии (НРП) стоило оппозиции поражения на президентских и парламентских выборах в стране. Тем не менее, у оппозиции сейчас просто нет другого выхода, как включать «внутренние резервы».

Что же до власти, то здесь складывается ситуация, которая требует срочного вмешательства в кадровую политику. Однако, выразим сомнения в реалистичности полноценного кадрового разворота в политике. А поскольку кадры «решают всё», то в такой ситуации говорить о каких-либо дорожных картах не приходится.

И ещё один момент, на который, в этой связи, стоит обратить внимание: в последние годы в Турции, в ходе предвыборных кампаний, власти удавалось продвигать тезис о необходимости сплотиться вокруг действующей власти на фоне внешних и внутренних потрясений. Можно перечислять множество примеров последнего десятилетия, начиная с 2015 года. Однако, выразим гипотезу о том, что по отношению к действующей власти лимит этого тезиса исчерпан. А, следовательно, в 2028 году никогда не исключенные чрезвычайные обстоятельства могут власти и не помочь в вопросе переключения внимания турецких избирателей.

Кроме того, есть ещё один крайне важный момент, который сыграл против действующей власти. Речь идет о совмещении постов президента и председателя Партии справедливости и развития Реджепом Тайипом Эрдоганом. Мы не раз говорили о том, что тем самым он и берет на себя личную ответственность за все процессы в стране и, с другой стороны, помогает личным рейтингом ПСР. Но получилось так, что подобная ситуация обернулась тем, что и партия лишилась возможности самообновляться. Более того, изначально турецкий лидер помогал партии своим высоким рейтингом. Но в нынешней ситуации, ПСР начинает уже утягивать турецкого президента вниз.

Как мы можем видеть, достаточно много соображений возникает в связи с состоявшимися в Турции муниципальными выборами.

При этом, муниципальные выборы не только стали реваншем оппозиции за поражение в мае 2023 года. Они поставили ту победу власти под вопрос. Комбинация исполнительная и судебная власть – за ПСР, а муниципалитеты за оппозицией (с вытекающими из этого непрекращающимися конфликтами центр-периферия – И.С.), является достаточно неблагоприятной для страны, которая, и так, переживает серьезные экономические трудности. Разумеется, отвечать рейтингом за последствия будет именно действующая власть. Муниципалитеты будут ни при чем.

Не хотим повторять по отношению к действующему лидеру Турции термин «хромая утка». Считаем его озвучивание некоторыми аналитиками преувеличенным с учетом того объема власти, которая – за турецким президентом, и имея в виду 4 года ещё его правления, когда ещё может всё поменяться. Однако, поражение на муниципальных выборах для власти стало тяжелым ударом, чей эффект продлится, по всей видимости, до 2028 года, когда состоятся очередные президентские и парламентские выборы.

В этом контексте, совершенно иначе можно рассматривать и встречу между президентами Дж.Байденом и Р.Т.Эрдоганом 9 мая этого года. Заранее предсказывем этой встрече поворотный характер. В том смысле, что она может ознаменоваться кардинальными изменениями в оси США и Турция, с влиянием на отношения последней с Россией и региональную обстановку.

Разумеется, перезагрузка отношений между США и Турцией (сразу оговоримся, что не факт, что она случится – И.С.) — это, пожалуй, единственный серьезный допинг, который может позволить турецкому руководству поправить свои текущие дела.

Продолжаем анализировать материалы турецких экспертов, посвященные прошедшим в стране муниципальным выборам. Обратимся к турецкому редактору издания Middle East Eye Рагипу Сойлу, опубликовавшему материал в своей рубрике «Турция без упаковки».

Цитируем:

«Турецкая политика никогда не перестает удивлять даже самых опытных аналитиков, и результаты воскресных местных выборов, похоже, подчеркнули этот факт.

Партия справедливости и развития (ПСР) президента Реджепа Тайипа Эрдогана потеряла голоса избирателей впервые с тех пор, как начала участвовать в выборах в 2002 году, уступив регионы, которые ранее считались ее оплотами, уступив главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП).

В понедельник разочарование и шок в правительственных кругах Анкары по поводу избиения были ощутимы.

«Мы ожидали своего рода поражения, но не такого», — сказал один из представителей ПСР. «Кто знает, что сейчас произойдет?».

Хотя Эрдоган не был кандидатом на этих выборах, голосование – за мэров городов, районных мэров и других местных чиновников – рассматривалось в основном как проверка того, сможет ли Партия справедливости и развития вернуть города, которые она потеряла на выборах 2019 года.

Многие из вас, кто является заядлым читателем этого информационного бюллетеня с момента его первого запуска в прошлом году, знают, что Эрдоган будет находиться у власти еще четыре года, до 2028 года.

Но что означают эти результаты для будущего Эрдогана и его находящейся в боевой готовности Партии справедливости и развития?».

Подчеркнем важность сказанного выше про «избиение, разочарование и шок». В прошлом году, накануне майских выборов 2023 года, в воздухе уже был отчетливый «запах» предстоящих перемен. И он, как представляется, заставил немало властных партийцев задуматься на тему «есть ли жизнь после президента Эрдогана и Партии справедливости и развития?». Тогда казалось, что время обратилось вспять, однако, как представляется, предстоящая четырехлетка до 2028 года может стать периодом кадровых пересчетов среди ряда членов ПСР.

Продолжаем цитирование материала:

«Как тонко выразилась одна итальянская газета, «ничего не изменилось, но изменилось все».

После президентских выборов в мае прошлого года Эрдоган, казалось, был полностью сосредоточен на том, чтобы выслушать недовольных избирателей, поскольку оппозиция, отказываясь признавать свои неудачи, погрязла в политической борьбе и спорах о лидерстве.

Одной из областей его внимания было восстановление слабеющей экономики, которая переживала безудержную инфляцию и обвал лиры.

В течение нескольких недель президент стремился к осуществлению разумной денежно-кредитной политики, назначил кабинет технократов и назначил Мехмета Шимшека министром финансов.

В какой-то момент казалось, что он хочет внести поправки в конституцию или, возможно, убедить другие политические партии объявить выборы, не дожидаясь 2028 года, чтобы дать ему еще один срок в соответствии с конституцией.

Вот куда мы направлялись, или, по крайней мере, так думали многие из нас.

Но теперь, после исторического поражения в воскресенье, перспектива нового срока для Эрдогана, похоже, выброшена в окно.

Прения в Анкаре сосредоточены на том, как ПСР отреагирует на это политическое цунами и возможны ли подлинные перемены.

Для многих простых турок Партия справедливости и развития ассоциируется с высокомерием – элитой, которая все больше оторвана от народа.

Чтобы изменить такое восприятие, необходимы смелые шаги.

Сможет ли Эрдоган уволить высшее руководство партии? Как партия ПСР может убедить избирателей, бойкотировавших выборы или перешедших в Партию Нового благосостояния (ПСР), вернуться? Есть ли у Эрдогана, которому только что исполнилось 70 лет, еще огонь в животе, чтобы осуществить такие изменения?

Более того, есть ли в рядах партии сильные и способные политики, готовые сменить Эрдогана после выборов 2028 года?

До сих пор Эрдоган не инициировал каких-либо радикальных изменений внутри партии со времени последних местных выборов в 2019 году, когда он впервые потерял Стамбул и столицу Анкару.

И на сегодняшний день нет никаких признаков того, что он готов к реальным переменам.

Возможно, этот вопрос находится вне контроля партии, и конкуренция со стороны оппозиции будет жесткой.

Но одна область, которую он может и должен сосредоточить свое внимание, если он хочет поддержать, — это пенсионеры.

Проблемы, с которыми они сталкиваются, реальны.

Около 16 млн пенсионеров получают доход на 40% ниже минимальной заработной платы.

В то время как правительству необходимо затянуть пояса с помощью мер жесткой экономии, оппозиция — теперь имеющая новые места в крупных городах и поселках — может привлечь их на свою сторону в ближайшие четыре года.

В Анкаре Мансур Яваш смог значительно увеличить свою долю голосов благодаря информационно-просветительской работе в более бедных районах, окружающих Анкару. Он покупал их фермерские продукты, цветы и помогал им выжить.

Экрем Имамоглу взял страницу из своей книги в Стамбуле, посвященной социальным программам, которые привлекли избирателей в пригородах.

На данный момент, хотя Эрдоган может доверять экономической программе Шимшека, направленной на стабилизацию экономики к 2026 году, малый бизнес страдает и теряет наличные деньги из-за отсутствия кредитных каналов, нехватки ликвидности и увеличения налоговых проверок, которые в большей степени нацелены на владельцев магазинов по сравнению с крупным бизнесом, который пользуется многочисленными налоговыми льготами и преференциями.

Четыре года – это большой срок в политике. Но будет ли этого достаточно, чтобы произвести значимые изменения в Партии справедливости и развития и увидеть появление нового лидера, который сможет бросить вызов Имамоглу? Время покажет».