В Турции 31 марта состоялись муниципальные выборы, результаты которых стали для действующей в стране власти неприятной неожиданностью с учетом того карт-бланша, на который она рассчитывала после президентских и парламентских выборов 2023 года.
Часть 2 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=107688.
В прошлых частях публикации мы дали свои оценки состоявшимся 31 марта муниципальным выборам, а также предложили некоторые соображения относительно предстоящего Турции политического процесса на ближайшую пятилетку, включая, мысли о том, что ожидает на турецком направлении Российскую Федерацию. Если кратко, то ближайшие даже не годы, но месяцы и возможно недели, определят курс российско-турецких отношений.
Пока поводов для оптимизма нет – наблюдается постепенное сокращение торгово-экономических связей на уровень, который может оказаться ниже спада из-за так называемого «самолетного кризиса» в 2015-2016 годах. Что является следствием не только беспрецедентного давления на Турцию, но и свидетельством трудной экономической ситуации в стране и ставки, в этом смысле, на Запад в купировании сложностей. Отметим возросшую активность Турции, в особенности, на американском направлении. Ответим и непривычно мягкую риторику турецкой власти в адрес Запада и оппозиции в преддверии муниципальных выборов и после их неутешительного для власти завершения.
Обратимся теперь к тем оценкам, которые прозвучали от турецких политологов после 31 марта. Начнем с материала генерального координатора Фонда политических, социальных и экономических исследований Турции (SETAV) Бурханеттина Дурана. 6 апреля вышел материал маститого турецкого политолога под заголовком «Подсчеты партии ПСР после местных выборов и дорожная карта на будущее».
Цитируем:
«Стала ясна основа «смелой самокритики» Партии справедливости и развития (ПСР) в отношении муниципальных выборов. Назвав 31 марта поворотным моментом, президент Реджеп Тайип Эрдоган, как сообщается, выступил на заседании Центрального исполнительного комитета партии во вторник. На той встрече он подчеркнул, что значительное количество избирателей, проголосовавших за ПСР в мае 2023 года, не участвовало в воскресных выборах.
Назвав роль стоимости жизни, инфляции, снижения уровня жизни пенсионеров и отбора кандидатов основными причинами плохих результатов ПСР, Эрдоган подчеркнул ответственность как штаба, партийной организации, так и кандидатов.
Предупреждения турецкого президента о «потерях крови и души, а не только голосов» и его комментарии – «ни один человек за этим столом, включая меня, не может избежать ответственности за результаты выборов 31 марта» и «мы либо осознаем свои ошибки, и поправимся или продолжим таять, как лед перед солнцем» – предполагают, что партия ПСР подводит итоги и анализирует произошедшее».
Отметим беспрецедентную самокритику со стороны турецкого президента. Хотя тут же отметим, что сразу возникает целый ряд вопросов.
Есть вещи, которые поправить за 10 месяцев (после майских выборов 2023 года) невозможно. Речь идет о структурных, годами накапливающихся проблемах в сфере экономики.
И здесь главной ошибкой было считать, что с турецкой власти спроса не будет до следующих всеобщих выборов 2028 года. Что удастся переключить внимание избирателей на локальную, региональную, внутригородоскую и поселковую повестку. Заранее надо было исходить из продолжения в марте 2024 года того, что было начато в мае 2023 года, и делать акцент именно на том, что и как получается в главном для турецких избирателей вопросе – турецкой экономике.
Второй крупный просчет – это кадры (см., в этом смысле, Части 1 и 2 нашей публикации). Вопрос: отбор кандидатов в нынешней системе турецкой власти – это чья прерогатива и при чем здесь избирательные штабы Партии справедливости и развития? Тем более, что речь не идет о длинных партийных списках. Речь идет о выборе кандидатов на ключевых для власти направлениях – крупных городах. Даже более того, есть один город, а именно Стамбул, на котором стоило бы сосредоточить свое внимание и один политик, против которого надо было выставить достойного соперника – Экрем Имамоглу. Потому как проигрыш последнего поставил бы серьезный вопрос относительно его политической карьеры и способности бросить вызов турецкой власти в 2028 году.
Так что, самокритика турецкого президента вызывает большие вопросы, особенности, вкупе со словами «продолжим таять». Это, в лучшем случае, начинает напоминать алармизм. Тем более, вызывающий у избирателя законные вопросы относительно устойчивости турецкой властной вертикали.
Цитируем далее:
«Очевидно, что первым шагом к предотвращению «возникновения стены между собой и нацией» является размышление о себе, своей партийной организации и своих действиях. Это значит правильно интерпретировать послание электората и делать то, что требуется.
Замена команды может потребоваться, но не должна считаться адекватной. Другими словами, подведение итогов должно привести к разработке дорожной карты, способной убедить избирателей, которой вся партия должна быть готова следовать.
Партии справедливости и развития также нужен новый стиль политики, который будет способствовать экономическому восстановлению и повышению уровня жизни людей с низкими доходами.
Само собой разумеется, что связь ПСР с электоратом ослабла, и долгие годы пребывания у власти вызывают некоторую реакцию. Это делает всестороннюю мобилизацию и пересмотр того, как партия ведет свою деятельность, абсолютно необходимыми».
Как мы уже писали ранее, команду уже трогать, за исключением отдельных перестановок, вероятно, не целесообразно. Просто потому, что и так турецкая власть постоянно тасует колоду и из неё оказались исключены сильные фигуры, которые приводили Партию справедливости и развития к победам в прошлом. Продолжение той же политики, вряд ли, целесообразно.
Отметим и ещё один момент: дорожные карты и программы, в новом виде, от партии власти ожидались в мае 2023 года. Тогда под эти предвыборные обещания власть и победила, причем, победила «авансом», когда 8 из 10 опросов общественного мнения сулили ей поражение. Сейчас говорить о каких-то ещё новых дорожных картах означает расписываться в том, что предыдущие рецепты не работают, и вызвать ещё большие вопросы у избирателей.
Подчеркнем: избиратели не ждут дорожных карт, они уже ждут результатов – роста благосостояния, заработных плат и пенсий, снижения инфляции и проч.
Цитируем далее:
«Это связано с тем, что выборы 31 марта, новый поворотный момент, дали результат, отличный от муниципальных выборов 2009 и 2019 годов, когда партия ПСР стала свидетелем снижения своей народной поддержки. После 22 лет и 17 выборов Партия справедливости и развития финишировала позади Народно-республиканской партии (НРП). Более того, мэры, связанные с НРП, будут управлять некоторыми оплотами ПСР в Эгейском, Центральной Анатолии и Черноморском регионах. Это также породило определенные проблемы, с которыми движению предстоит справиться.
Переизбрание мэров, связанных с НРП, которые полагались на «социальный муниципалитет» и управление восприятием, с большим отрывом усилило стремление этой партии «оставаться во главе муниципалитетов до прихода к власти».
Получив поддержку оппозиционных избирателей, НРП могла бы связаться с консерваторами через ряд муниципалитетов в центре Анатолии, где она только что победила. Тот факт, что некоторые новоизбранные мэры, а не только мэры Стамбула и Анкары, были замечены во время утренней молитвы, является лишь показательным примером.
НРП, возможно, еще не стала «новой НРП», но она оказалась способна имитировать прошлые методы и дискурс Партии справедливости и развития – хотя и в некоторой степени.
Другими словами, можно сделать вывод, что республиканцы проходят процесс обучения. Со стороны ПСР было бы ошибкой недооценивать – или излишне преувеличивать – своего оппонента.
Возглавляемая мастером политики, Партия справедливости и развития может сохранять спокойствие, подводя итоги и, соответственно, обновляя свои команды и политику. Улучшение координации, анализ того, как ведется бизнес, и принятие позитивных шагов по общению с недовольными избирателями, очевидно, также создадут синергию.
В течение следующих четырех лет Партия справедливости и развития найдет множество возможностей в партийной политике и международных делах. Чтобы оценить эти возможности, необходимо создать дорожную карту на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а не только на ближайшее будущее.»
Главное в изложенном выше заключается в том, что, вопреки прогнозам, Народно-республиканская партия оказалась способна сама, без широкой шестипартийной оппозиционной коалиции побеждать на выборах. Отметим, что ей прочили потолок в 25%, да ещё на фоне раскола по линии Народно-республиканская партия – Хорошая партия.
Однако, оказалось, что Народно-республиканская партия имеет перспективу – и в плане самообучения, и в плане ребрендинга. Да, мы не раз говорили о том, что НРП утратили свою прошлую идентичность и сейчас это – абсолютно новая партия с иными, чем ранее, установками.
В то время, как Партия справедливости и развития, как указывается даже провластным турецким автором утратила свою связь с избирателями после 22 лет и 17 выборных кампаний. При этом, как мы писали ранее – кадровая проблема является ключом к пониманию того, что происходит в партии власти.
Более того, отметим и то, что в оппозиции есть яркие лидеры, которым со стороны власти оппонируют «технократы». И это – в ситуации, когда турецкий избиратель отдает предпочтение сильным, ярким политикам. Партия власти оказалась не в состоянии, по тем или иным причинам, что-то в этом смысле оппозиции противопоставить. А следующие выборы, когда можно будет обкатать кандидатов – решающие выборы 2028 года. До тех пор, турецких избирателей, вряд ли, будут сильно занимать новые дорожные карты от партии власти. От неё ждут результатов. В отличие от оппозиции, которая, как раз, может свои программы и планы избирателю предлагать, не рискуя, при этом, раздражить турецких избирателей. Напротив, те сейчас хотят видеть работающую альтернативу.