Развитие отношений ЕС и Египта. Часть 1

До восстания 2011 года экс-президент Хосни Мубарак поддерживал европейских лидеров и закрепил отношения Египта с Европой в рамках ключевых партнерств с Германией, Францией и Италией, а также другими европейскими странами. События арабского восстания 2011 года разрушили иллюзию авторитарной стабильности, и в течение некоторого времени в Европе царил оптимизм в отношении того, что Египет будет двигаться по пути стабильного и демократического перехода. Переворот 2013 года и растущая нестабильность в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) с продолжающимися гражданскими войнами в Ливии, Йемене и Сирии и началом миграционного кризиса положили конец этому оптимизму.

Хотя на словах ЕС твердо привержен идее продвижения прав человека и демократии, в случае с Египтом, особенно с 2013 года, доминирует реальная политика, поскольку ЕС сосредоточился на борьбе с нелегальной миграцией и терроризмом. Общими приоритетами ЕС в Египте являются политическая и экономическая стабильность, расширение торговли и сотрудничество в сфере безопасности. С египетской стороны страна старается создать положительный имидж для ЕС, своего крупнейшего торгового партнера. Используя свое географическое положение и страх ЕС перед нелегальной миграцией и терроризмом, Египет смог извлечь максимальную выгоду из ЕС и использовать отношения в своих интересах.

В 2015 году, после некоторых разногласий, возникших после переворота 2013 года, между ЕС и Египтом наметилось сближение, поскольку поддержка Каира становилась все более важной в усилиях Европы по предотвращению попадания беженцев в Европу через Средиземное море. С 2015 года растущий кризис с беженцами начал иметь далеко идущие последствия для европейской политики, и поэтому политики ЕС почувствовали необходимость принять меры для решения этой проблемы в Южном Средиземноморье.

Египет — одна из пяти североафриканских стран, ставших частью Чрезвычайного целевого фонда ЕС (ЧЦФ), запущенного в ноябре 2015 года, через который ЕС инвестировал около 750 млн евро на «улучшение управления миграцией». В последующие годы ЕС продолжал выделять значительные средства на эту сферу. В октябре 2022 года, когда Каир посетил комиссар ЕС по вопросам соседства и расширения Оливер Вархели, ЕС инициировал первый этап новой программы управления границами, в рамках которой он предоставляет египетской береговой охране такие услуги и оборудование, как тепловизоры и системы спутникового позиционирования.

Хотя Комиссия ЕС утверждает, что Египет предлагает долгосрочные решения для борьбы с нелегальной миграцией, в действительности ЕС передает управление миграцией североафриканским странам. В обмен на финансовую помощь североафриканские государства (за исключением Алжира) сотрудничают с ЕС, чтобы не допустить мигрантов к европейским берегам. В результате этого африканские мигранты оказываются во все более опасном положении в Египте, где многие из них страдают от расизма, дискриминации и жестокого обращения.

Помимо притока африканских мигрантов, увеличилось число мигрантов из самого Египта. В результате ухудшения экономических условий в 2022 году число граждан Египта, обратившихся в ЕС с просьбой о предоставлении убежища, достигло самого высокого уровня с 2014 года. В феврале 2022 года каждый третий прибывший в ЕС по центрально-средиземноморскому маршруту нелегальной миграции из Ливии был гражданином Египта. Это подчеркивает, насколько краткосрочным был подход ЕС. Экстернализация управления миграцией без решения глубоко укоренившихся социально-экономических проблем в стране происхождения не принесет желаемых результатов в долгосрочной перспективе.

Вторым ключевым измерением отношений между ЕС и Египтом является энергетика. Усилия Европы по диверсификации поставщиков топлива привели к тому, что газ в Восточном Средиземноморье приобретает все большее значение для европейской энергетической безопасности. В июне 2022 года ЕС, опираясь на существующие рамки энергетического сотрудничества, подписал Меморандум о взаимопонимании (МОВ) по экспорту газа из Египта и Израиля. На его подписании присутствовала председатель Комиссии ЕС Урсула фон дер Ляйен, подчеркнувшая важность сделки. В результате сделки большее количество израильского газа будет экспортироваться с морских месторождений в Египет и доставляться судами в ЕС.

Увеличение экспорта газа означает рост инвестиций, модернизацию и расширение газоэкспортной инфраструктуры Египта. Обнаружение дополнительных запасов газа в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Египта в конце 2022 года потенциально означает, что Египет может играть все более важную роль в качестве регионального газового хаба для Европы. Однако, учитывая демографические проблемы и энергетические потребности Египта, еще предстоит выяснить, сможет ли он устойчиво играть эту роль в долгосрочной перспективе.

Египет работает над углублением энергетического сотрудничества с Европой как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях. На многостороннем уровне Египет возглавил создание в 2019 году Восточно-Средиземноморского газового форума (ВСГФ), в который вошли Кипр, Греция, Италия, Израиль, Иордания и Палестина, но не вошла Турция. Таким образом, Египет смог использовать геополитическую напряженность для продвижения своих амбиций в качестве регионального газового хаба, воспользовавшись напряженностью между Турцией, с одной стороны, и Израилем, Республикой Кипр и Грецией — с другой, чтобы сформировать EMGF и оттеснить Турцию на второй план в Восточном Средиземноморье.

55.69MB | MySQL:116 | 0,548sec