- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О бюджете центральной администрации и наборе новых чиновников в Турции в 2012 году

В настоящей статье хотелось бы продолжить тему современного состояния государственной гражданской службы в Турции, обсуждение которой положено в предыщущих публикациях, в частности, в 1 [1], 2 [2]].
Стремясь придать «дискуссии» системность и последовательность, обозначим основные вопросы, уже рассмотренные в вышеуказанных статьях. Напомним, что они затрагивали как общее состояние госслужбы, в частности, количественный состав турецкого чиновничества, средний уровень заработных плат, привлекательность госслужбы для молодежи и проч., так и некоторые, несколько более частные моменты, включая: принципы конкурсного отбора, последующую подготовку прошедших отсев к зачислению на место и т.д. Политика руководства страны, направленная на формирование новой чиновничьей элиты, как опоры правящего режима, и стремление к повышению популярности госслужбы отмечены в качестве важных тенденций развития.
При том, что, как уже было отмечено ранее, согласно официальной статистике количественный состав турецких чиновников значительных изменений не претерпевал [3 [3]], общие расходы на содержание Центральной администрации [4 [4]] демонстрируют, в абсолютном выражении, значительный рост: с 87,0 млрд. тур. лир в 2001 г. до 313,3 млрд. тур. лир в 2011 г. Однако, по отношению к ВВП, который в указанный отрезок времени увеличился более, чем в шесть раз (с 240,2 млрд. до 1 294,9 млрд. лир), наблюдается некоторое снижение их доли: с 36,2% до 24,2% в период с 2001 по 2011 гг. [5 [5]].
Параллельным образом растут расходы на персонал: если в 2001 году они составляли 14,5 млрд. тур. лир, то в 2011 г. – уже 85,8 млрд. тур. лир, с учётом отчислений на социальное страхование. В 2011 году расходы на соцстрах составили 12,9 млрд. тур. лир, таким образом, «чистые» расходы на персонал – 72,9 млрд. тур. лир [6 [6]].
Принятый в конце прошлого года Закон о бюджете Центральной администрации на 2012 г. №6260 устанавливает следующие пределы расходов:

Итого в общей сумме на 2012 г. – 385,5 млрд. тур. лир, включая 81,7 млрд. тур. лир – на содержание персонала и 14,3 млрд. – на соцстрах [10 [10]].
Общий бюджет за вычетом помощи, выделяемой Казначейством (33,4 млрд. тур. лир), и доли от получаемых доходов (1,2 млрд. тур. лир) составляет 350,9 млрд. тур. лир. Как можно заметить, эта величина на 12% превышает фактические расходы 2011 года [11 [11]].
С функциональной точки зрения вышеуказанная сумма, 350,9 млрд. тур. лир, разбивается следующим образом:

(здесь на долю Управления по делам религии приходится 3,9 млрд. т.л.)

Прогнозируемый рост расходов на Центральную администрацию, указанный в приложении к Закону – 8,5% в 2013 году (418,6 млрд. тур. лир без помощи Казначейства и доли от доходов) и 7,5% в 2014 году (449,8 млрд.).
Рассматривая «нормы расходов» отдельных ведомств можно отметить, что в числе проходящих по общему бюджету, за исключением естественным образом выделяющихся Министерства финансов (88,6 млрд. т.л.) и Казначейства (64,7 млрд.), ответственных за «текущие операции» государства, лидируют: Министерство образования (39,2 млрд.), Министерство труда и социальной защиты (31,6 млрд.), Министерство обороны (18,2 млрд.), Министерство здравоохранения (14,4 млрд.) и Управление общей безопасности (12,1 млрд. т.л.).
С точки зрения объёма расходов на персонал, «рейтинг» выглядит следующим образом. Безусловным лидером является Министерство образования (27,7 млрд.), за которым следуют: Управление общей безопасности (8,8 млрд.), Министерство обороны (8,2 млрд.), Министерство здравоохранения (6,8 млрд.) и приблизительно на одном уровне по расходам идут Управление по делам религии и Министерство юстиции (по 3,2 млрд. т.л.).
Обращаясь к организациям, проходящих по отдельным бюджетам, и к ведомствам, осуществляющим надзорные и регулирующие функции, можно отметить, что лидерами в первой группе по общему объему бюджетов являются Генеральный директорат водного хозяйства (8,0 млрд. т.л.), Генеральный директорат автомобильных дорог (6,2 млрд.), Генеральный директорат Управления кредитов и общежитий высшего образования (4,4 млрд.), Генеральный директорат лесного хозяйства (1,9 млрд.), Управление научных и технологических исследований (1,6 млрд.). В числе организаций с наибольшими расходами на персонал фигурируют те же организации, пусть и в несколько иной последовательности.
Среди государственных университетов говорить о получающих наибольшее финансирование не имеет смысла, хотя в их числе и выделяется несколько групп. Однако, в целом внутригрупповое распределение средств – достаточно равномерное.
Во второй группе (куда входят надзорные и регулирующие ведоства) места распределились следующим образом: Совет по информационным технологиям и связи (общий бюджет — 1,3 млрд. т.л.), Агентство по контролю и регулированию финансового рынка (165 млн.), Высший совет по радио и телевидению (137 млн.) и Агентство по регулированию энергетического рынка (116 млн.). Что же до расходов на персонал, то они колеблются в диапазоне от 15 до 60 млн. тур. лир.
Помимо вопросов бюджетирования Центральной администрации, немаловажное место в Законе №6260 отведено принципам и квотам набора персонала на государственную службу в 2012 году. При этом кадровые госслужащие, персонал с временными трудовыми соглашениями и рабочие рассматриваются отдельно.
Применительно к кадровым сотрудникам предусматривается возможность приёма на работу до 50% кадров, освободивших по тем или иным причинам (выход на пенсию, смерть, увольнение и перевод) свои позиции в 2011 году. Для тех ведомств, чьи потребности при таком подходе оказываются незакрытыми, предусматривается возможность приёма на работу в рамках выделенных квот: 5 000 – для ВУЗов, 29 000 – для прочих ведомств.
Следует заметить, что Закон, естественным образом, предусматривает целый ряд исключений из означенных квот, включая, к примеру, вооруженные силы, антитеррористические организации, службы безопасности, ряд категорий медицинских работников, судейских служащих, а также задействованных в таких сферах деятельности, как: сбор налогов, социальная защита, приватизация. Исключением является также приём на работу людей с ограниченными возможностями [12 [12]]. Они также выводятся за рамки расчётов 50%-го объёма замещения выбывших кадров. При этом приём на работу новых кадров (с учётом требований Закона о государственных служащих №657, в т.ч. в части, затрагивающей вопросы «исключений из правил») осуществляется по согласованию с Управлением по государственным служащим (DPB).
«Красная линия» (50%) действует и при приёме на работу работников ВУЗов, за исключением исследовательских кадров, для которых предусмотрено 100%-е замещение. В том случае, если таким образом потребность в преподавательском составе не будет закрыта, предусматривается квота в 9 тыс. мест, из которых 4 тыс. (дополнительная квота к указанным выше 5 тыс. местам) отдано исследовательским кадрам в рамках Программы подготовки предподавательского состава. Однако и здесь есть исключения, выведенные за рамки квот и пределов замещения – к примеру, они касаются исследовательских кадров в сфере медицины и стоматологии, которые проходят обучение за рубежом.
Применительно к работающим по временным соглашениям, предусматривается продление договорных отношений, при отсутствии возражений со стороны нанимателей, с поправкой размера оплаты труда на условия 2012 года. При этом не допускается превышение количества таких работников по сравнению с предыдущим годом (опять же за исключением возможности принятия «отдельных» решений). Занятость постоянных и временных рабочих ограничена рамками бюджета.
Разъяснение положений Закона №6260 в части приёма на работу госслужащих в 2012 году, а также разбивка по ведомствам установленных квот, рассмотренных по тексту выше (29 + 5 тыс. мест), обнародована Управлением по государственным служащим в конце марта с.г. [13 [13]].
Ниже приведены основные данные из этой разбивки. При этом рядом с квотами указаны приблизительные [ 14 [14]] сведения о текущем количественном составе того или иного ведомства или их группы с тем, чтобы оценить масштаб того набора, который будет произведён в текущем году [15 [15]]. Итак:

Ещё раз следует обратить внимание на тот факт, что указанные квоты не включают ряд ведомств и категорий работников. К таковым относятся, в частности: Министерство обороны, Жандармерия, Береговая охрана, Управление общей безопасности, а также кадры, ранее назначенные в Министерство образования [16 [16]].
В развитие вопроса необходимо отметить принятие 4 июля с.г. т.н. «Сумочного закона» («Torba Yasas?») [17 [17]], предусматривающего внесение ряда корректировок и дополнений к указанным выше квотам. Основными из них надо считать дополнительный приём на работу в Министерство образования 40 тыс. учителей, а также прием на работу в Управление общей безопасности 30 тыс. полицейских [18 [18], 19 [19]]. Разумеется, следует ожидать, что в ближайшее время будут опубликованы соответствующие корректировки и к Закону №6260.
Кратко подводя итоги данной статьи, можно сказать, что «поднятый пласт» статистической информации и рассмотренные документы позволяют сделать следующие выводы.

Завершая: пополнение кадров в текущем году идёт полным ходом. Если сравнивать статистические данные Управления по государственным служащим по количественному составу чиновников в середине апреля с.г., которую автор приводил в статье [21 [21]], и на настоящее время, нетрудно заметить произошедшие за несколько месяцев изменения, чётко отражающие интенсивную динамику процесса.
Конечно, изложенное выше охватывает лишь частично вопросы приема на госслужбу в Турции в текущем году с теми ограничениями, которые неоднократно озвучивались по тексту статьи, однако, думается, что даже с их учётом общая картина и некоторые акценты, которые делает современное турецкое руководство в рамках развития государственного сектора и реформирования страны в целом – достаточно прозрачны.

3 [26]При этом, в целом занятость в госсекторе демонстрирует рост. Так, согласно данным Государственного комитета по статистике (TUIK) численность с 2008 г. (4-й кв.) по 2012 г. (1-й кв.) выросла с 2,7 до 3,1 млн. человек.

4 [27]Под центральной администрацией подразумеваются: аппараты президента и премьер-министра, Меджлис, министерства и ведомства, государственные университеты и исследовательские центры, надзорные и регулирующие органы и проч.

5 [28]http://www.bumko.gov.tr [29] доступ к статистике 13.08.2012.

6 [30]http://www.bumko.gov.tr [29] доступ к статистике 13.08.2012.

7 [31]Genel Butce kapsam?ndaki Kamu Idareleri.

8 [32]Ozel Butce Idareleri.

9 [33]Duzenleyici ve Denetleyici Kurumlar?.

10 [34]2012 Y?l? Merkezi Yonetim Butce Kanunu. Kanun No.6260. Kabul Tarihi 21/12/2011. http://www.bumko.gov.tr/TR/Genel/BelgeGoster.aspx?F6E10F8892433CFFAC8287D72AD903BE21AE406D1C1546DE [35]

12 [37]Премьер-министр страны Р.Т. Эрдоган озвучил намерение заполнения на 3% государственных организаций людьми с ограниченными возможностями на церемонии, посвященной приему на работу 7 746 из них (всего поступивших обращений — 128 330). Немаловажно отметить существование специального ЕГЭ, по аналогии с KPSS, для людей с органиченными возможностями, т.н. Ozurlu Memur Secme S?nav? (OMSS). Dunya Gazetesi. ‘Kamu kuruluslar?ndaki engelli kadrolar doldurulacak’ 10 Agustos 2012 Cuma.

14 [40]Приблизительность указанных величин обусловлена тем, что регулярно обновляемая официальная статистика достаточно оперативно отражает меняющуюся численность госслужащих (как с учётом «естественных причин», так и начатого набора — 2012).

15 [41]Статистика Управления по государственным служащим http://www.dpb.gov.tr/dpb_istatistikler.html [42] Доступ 14.08.12.

17 [44] Здесь, т.е. в названии Закона, имеется в виду, что в документе содержатся положения, затрагивающие целый спектр вопросов, и поправки к ряду законодательных актов.

20 [49]‘Ogretmen yerinde imam’ Cumhuriyet Gazetesi. 8 Agustos 2012. Carsamba.