- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Инициатива ЙСП по урегулированию внутрийеменского кризиса

11-12 апреля с.г. высокопоставленная делегация Йеменской социалистической партии (ЙСП) посетила Ливан, где провела переговоры с руководством Ливанской коммунистической партии и «Хизбаллой». По итогам этих консультаций йеменские социалисты представили свою инициативу преодоления внутрийеменского кризиса и прекращения авиаударов по целям внутри страны со стороны сил «аравийской коалиции». Участие в данном контексте руководства «Хизбаллы» следует расценивать, прежде всего, как опосредованные контакты с Тегераном, без которого, по твердому убеждению социалистов, невозможно прийти к какому-нибудь эффективному компромиссу. Кстати первая опосредованная реакция из Теерана на эту инициативу уже последовала: министр иностранных дел ИРИ М.Д,Зариф заявил во время своего визита в Португалию, что Иран намерен использовать все свое влияние на группы в Йемене и всем регионе для мирного урегулирования конфликта [1]. Данный проект инициативы руководство ЙСП планирует в ближайшее время представить во внешнеполитические ведомства США, России, ЕС и ООН как основу для возможной ее легализации через известные международные институты.

Обратим внимание на некоторые аспекты предлагаемой инициативы, основным условием для запуска которой по требованию зейдитов-хоуситов и сторонников бывшего президента Йемена А.А.Салеха, является прекращение авианалетов. Первое, что необходимо отметить – зейдиты согласны на формальное возвращение президента А.М.Хади при условии проведения в кратчайшие, жестко лимитированные сроки всеобщих выборов с привлечением всех политических сил в стране. То есть, имеется в виду и участие в них исламистской партии «Ислах», которая после вынужденной эмиграции своих традиционных лидеров в лице братьев Ахмаров и сводного брата бывшего президента Мохсена аль-Ахмара, оказалась фактически на политической периферии. Во многом, кстати, благодаря консолидированной позиции нынешних участников конфликта в лице хоуситов, А.А.Салеха и сторонников президента А.М.Хади.

Инициатива ЙСП ясно не указывает пути для полнокровного возвращения во властные структуры сторонников бывшео президента А.А.Салеха, являющегося одним из основных инициаторов и архитекторов нынешнего противостояния. Гипотетическое участие некогда правящей партии Всеобщий народный конгресс (ВНК) в предстоящих выборах теоретически может обеспечить ей некое присутствие в правительственной коалиции и, соответственно, во властных структурах, но в отношении главного его желания – продолжения династии и передачи кресла президента своему сыну Ахмеду остается много вопросов. Если еще проще – Южный Йемен, «Ислах» и ЙСП не горят желанием, мягко говоря, реализовывать этот сценарий. А без этого условия говорить о принятии А.А.Салехом данного плана преждевременно.

В пользу этого говорит и пункт инициативы, который предусматривает одновременно с запуском очередного раунда «национального диалога» создание «национальных патриотических вооруженных сил», как основного гаранта политического урегулирования. Это подразумевает окончательное дистанцирование сторонников А.А.Салеха в Республиканской гвардии, которые, собственно, и обеспечили практически бескровный переход основных военных баз в центре и на юге страны под контроль хоуситов. Непонятно, из кого конкретно будут формироваться эти вооруженные силы (они фактически разбрелись по племенному и клановому признаку), и что самое главное – на чьи финансы. Если речь идет о южнойменцах, среди которых большой процент бывших военных, то такой сценарий не слишком будет приветствоваться на севере страны.

Также много вопросов вызывает и предлагаемый ввод в Йемен миротворцев ряда из арабских стран, которые должны контролировать ход перемирия. В данном случае во главу угла вновь должен ставиться вопрос финансирования этих операций. Единственным внятным донором в данном случае вновь являются аравийские монархии во главе с Саудовской Аравией, а это предусматривает очень серьезную нагрузку на их бюджет, который и так находится под прессингом вследствие сокращения доходов от экспорта углеводородов.

Остается много вопросов и в связи с позицией руководства хоуситов. Сомнительно, что они согласятся пойти на полный вывод своих сил из Адена и Саны, поскольку в таком случае это будет расценено их противниками как проявление слабости и, как следствие, — утрату стратегической инициативы. На это зейдиты могут пойти только в самом крайнем случае, чего пока не наблюдается. Военная операция «аравийской коалиции» начинает все более буксовать, поскольку отсутствует перспектива логического продолжения чисто авиационных ударов. Вернее – существуют серьезные опасения в правящей верхушке КСА в отношении целесообразности проведения наземной операции и возникающих при этом рисков. «Завязнуть» в Йемене – перспектива очень отчетливая, что неминуемо ударит по престижу нового короля Сальмана.

Таким образом, можно констатировать, что инициативу ЙСП в данном случае следует рассматривать ( пока еще «сырую»)  более, как «декларацию о намерениях» в рамках первичного зондирования позиций сторон в отношении установления перемирия и возобновления диалога между всеми политическими силами страны. Тот факт, что сама ЙСП не относится на сегодняшний момент к «политическим тяжеловесам» сильно смущать не должно, поскольку в данном случае она выступает в качестве посредника, что для Востока совершенно естественно.

Ниже мы предлагаем текст самой инициативы ЙСП.

Инициатива Йеменской социалистической партии (ЙСП) по урегулированию аспектов нынешнего кризиса и восстановлению политического процесса.

Йеменская социалистическая партия, ощущая свою национальную ответственность перед лицом катастрофической опасности в настоящем и будущем для народа и родины, выдвигает этот проект политического урегулирования в контексте текущих национальных диалогов, для предотвращения рисков, связанных с развивающимся кризисом в условиях насилия (как изнутри, так и извне), преследуя следующие цели:

Цели:

  1. Немедленное прекращение войны на юге Йемена с отводом всех вооруженных сил, в том числе сил безопасности, народной милиции и вооруженных народных комитетов, из города Адена и из других районов, где идут бои. Также немедленное прекращение бомбардировок и других военных действий в рамках операции «Буря решимости», с последующим устранением ущерба и снижением количества жертв, а также нормализация ситуации в стране в военной сфере и в сфере безопасности;
  2. Возвращение к национальному диалогу, нацеленному на достижение устойчивого политического урегулирования с возобновлением доверия к легитимным органам власти, которые будут осуществлять задачи переходного периода в соответствии с инициативой стран Персидского залива, механизмами реализаций которой являются итоги национального диалога, мирное соглашение и национальное согласие, а также резолюции международного сообщества в этой области;
  3. Предотвращение краха и разрушения государства, а также превращения Йемена в арену хаоса, терроризма и гражданской войны, а также в площадку для сведения региональных и международных счетов;
  4. Предотвращение распада йеменского общества и недопущение столкновений на этноконфессиональной или региональной почве;
  5. Гарантия невозвращения к системе коррупции и тирании;
  6. Ведение активной работы по недопущению падения экономики страны, а также недопущению международной экономической изоляции. Восстановление двусторонних, равных и сбалансированных отношений с другими странами, для того чтобы Йемен стал эффективным в региональной и международной сфере.

Механизмы:

  1. Совместный военный комитет по безопасности (арабский / йеменский), состоящий из представителей арабских стран и нейтральных национальных деятелей, под контролем представителей международного сообщества (Организации Объединенных Наций и Совета Безопасности) и регионального сообщества (Совет сотрудничества стран Персидского залива, Лига арабских государств), на профессиональной и национальной основе будет наблюдать за процессом прекращения военных действий, а также процедурой изъятия оружия у ополченцев и вооруженных народных комитетов, и принятием всех мер по обеспечению безопасности и гражданского мира, и нормализацией ситуации в военной сфере и в сфере безопасности, а также реконструкцией поврежденных объектов инфраструктуры, и возрождением институтов, связанных с армией и безопасностью, в соответствии с результатами конференции по национальному диалогу.
  2. Возвращение всех политических партий и общественных сил к политическому процессу и национальному диалогу – единственная безопасная дорога для искоренения растущего национального кризиса. Приступить к возобновлению ответственного, серьезного и равноправного диалога в подходящем и нейтральном месте, в присутствии всех политических сил и общественных структур, как участвовавших, так и не участвовавших в предыдущем диалоге, и особенно фракций и партий, действующих на юге, с персонами, обладающими полной легитимностью, чтобы представлять свои структуры и объединения. И это должно проходить под наблюдением ООН и ознаменовать возвращение политического процесса на основании взаимного согласия, которое заключается в инициативе стран Персидского залива и механизмах реализации. Результаты национального диалога и партнерства, а также решения, принятые международным сообществом в этой связи приведут к устойчивому и сбалансированному политическому урегулированию, сопровождаемому партнерством всех политических партий и общественных структур, в результате чего все участники обязуются осуществить все необходимые обязательства, чтобы перешагнуть кризис и вернуться к политическому процессу.

Элементы инициативы:

  1. Немедленная остановка войны на юге и вывод военных сил и сил безопасности, и народной милиции и народных вооруженных комитетов из Адена и других мест, где ведутся боевые действия, немедленное освобождение всех заключенных, задержанных и похищенных, и немедленное прекращение бомбардировок и всех военных операций («Буря решимости»). И немедленно приступить к устранению последствий конфликта посредством оказания гуманитарной и неотложной медицинской помощи пострадавшим и раненным, а также реконструкция затронутых войной районов.
  2. Неотложный план по сдаче оружия и военной техники от ополченцев и народных вооруженных комитетов и их полный уход из государственных и частных учреждений и ведомств во всех провинциях, и, прежде всего, в Сане и Адене. Нормализация условий в политической, административной, военной сферах, а также в сфере безопасности в Сане и других городах, и отмена всех военных и административных мер, принятых в одностороннем порядке с начала 2015.
  3. Возвращение полномочий ушедшему в отставку правительству на переходный этап до тех пор, пока не будет сформировано новое компетентное правительство.
  4. Реформирование института президентства для того, чтобы усилить широкое национальное партнерство, и сыграть свою роль в сопровождении задач переходного периода и успешной реализации национального диалога.
  5. Согласие относительно структуры договоренностей в сфере политики и безопасности в течение переходного периода — и под наблюдением и опекой региональных сил и ООН, чтобы гарантировать:

а. Формирование ядра военных структур и сил безопасности из патриотических офицеров, чьи руки не испачканы в коррупции, и непричастных к внутренним конфликтам и войнам, которые сейчас происходят. И эти структуры берут на себя задачи по обеспечению безопасности и мира на время переходного периода.

б. Правительство восстанавливает армию и силы безопасности на профессиональной основе, что позволит им эффективно осуществлять национальные задачи, защищать политический процесс и институты гражданского и демократического государства, сохранять права и свободы народа, а также обеспечить защиту законных интересов всех йеменцев без исключения.

в. Предотвращение односторонних действий со стороны политических и общественных сил, которые выходят за пределы национального консенсуса и партнерства, на время переходного периода.

г. Запрет на любую попытку использованию силы со стороны любых политических и общественных сил, особенно для реализации политических целей.

д. Принятие всеобъемлющей национальной стратегии под управлением государства, как часть национального партнерства – политического и социального – для борьбы с терроризмом, уничтожения его источников и среды, которая его выращивает.

е. Осуществление сбалансированной внешней политики со странами региона для воплощения общих жизненно важных взаимных интересов, и развитие двусторонних отношений для того, чтобы служить законным интересам стран и народов региона.

  1. Возобновление политического процесса с того места, где он был оставлен в январе 2015 года, и работа всех механизмов для завершения задач в течение переходного периода, не превышающего стандартный срок до двух лет, чтобы достичь следующего:

а. Лишить возможности участвовать в политическом процессе тех, кто подрывает политический процесс и разжигает войну на юге и в других районах страны, снять с них неприкосновенность и принять против них жесткие карательные меры.

б. Начать немедленно реализовывать результаты национального диалога и мирные соглашения, и их дополнение в сфере безопасности, в том числе специальный пункт о пересмотре вопроса о (регионах), и завершить мирную передачу власти в соответствии с инициативой ССАГПЗ и исполнительными механизмами.

в. Корректировать ситуацию вокруг структур, которые гарантируют реализацию национального диалога (институт президентства, правительство, Законодательный совет — после того как он вернется на место, и Национальная комиссия по надзору за результатами диалога), и обеспечить их работу по осуществлению возложенных на них.

г. Приступить к обсуждению и исправлению проекта федеральной Конституции, в соответствии с результатами национального диалога под надзором Национальной комиссии, а после его коррекции представить проект на обсуждение и всенародный референдум.

д. Создание соответствующей правовой среды и условий безопасности для проведения свободных и справедливых парламентских и президентских выборов в рамках создания основ для нового гражданского федеративного государства, в соответствии с содержанием новой Конституцией, которая будет принята.

е. Приступить к реализации всеобъемлющей национальной стратегии, в которой участвуют все стороны и все национальные ресурсы, для прекращения ухудшения экономической ситуации и борьбы с коррупцией и контрабандой, налоговыми и таможенными уклонениями. Также необходимо возместить похищенные средства, реагировать на акты насилия и вандализма и гражданские войны.

  1. Немедленно приступить к решению проблемы Юга на основе выработанных рабочих механизмов и итогов национального диалога, а также на основе документа о справедливом решении вопроса Юга и пунктов, имеющих отношение к конференции по национальному диалогу в контексте демократического, федеративного государства, и отразить законные политические решения и волю народа на юге страны.
  2. Обязать все политические и социальные силы, участвующие в этом урегулировании, в присутствии представителей международного сообщества, включая ООН, ССАГПЗ и ЛАГ, выполнить условия этого урегулирования и прежних политических соглашений, в том числе в том, что касается создания подходящей среды для реализации договоренностей. Пригласить международное и региональное сообщество для исполнения своих обязательств по отношению к урегулированию в Йемене, и гарантировать эффективное осуществление процесса урегулирования. Предотвратить создание препятствий со стороны физических и юридических лиц процессу политического урегулирования, и применить карательные меры для тех, кто ему будет препятствовать, с тем, чтобы никто не мог уйти от ответственности.

В заключение… Йеменская социалистическая партия призывает все национальные политические и общественные силы к честности и искренности, осознанию ответственности в этой исторический момент в жизни нашего народа и нашей нации, к позитивному взаимодействию с этим проектом политического урегулирования, направленным на немедленную приостановку войны, убийств, разрушений и кровопролития, которое происходит в нашей стране. Призывает к возвращению к искреннему и добросовестному политическому процессу, чтобы найти комплексное решение для нынешнего кризиса, и здесь нет другого пути к справедливому и прочному урегулированию, кроме как за столом диалога. Призывает к восстановлению эффективного политического процесса и обеспечению эффективной реализации результатов конференции по национальному диалогу и всех соответствующих договоренностей.