- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжир: миграционная проблема как источник внутренней нестабильности

Болезненная для развитых стран мира миграционная проблема становится все более актуальной для Алжира. Об этом свидетельствует статистика участившихся столкновений между его гражданами и мигрантами, основная масса которых приходится на страны Сахеля и Западной Африки.

Наивысшего пика они достигли 25 – 26 марта в Бешаре, где произошли массовые погромы приезжих, в результате которых ранения получили более 100 мигрантов из африканских государств. Места их проживания были сожжены, а самих их пришлось в течение следующей недели экстренно эвакуировать в пока еще безопасные для их проживания районы страны.

Следует заметить, что события в Бешаре стали самыми массовыми и организованными со стороны алжирцев. Ранее мы уже сообщали о явном нарастании конфликтных тенденций в стране на миграционном направлении [1].

В данном случае поводом к погромам и избиениям приезжих послужило сообщение местной девятилетней девочки, согласно которому ее пытался изнасиловать один из мигрантов.

Примечательно, что, по ее словам, данная попытка имела место в достаточно людной части города. Однако кадры видеонаблюдения, зафиксировавшие момент, когда за этой девочкой, шедшей по улице, следовал чернокожий приезжий, более никаких подтверждений данной версии не дали.

Во всяком случае, ряд алжирских журналистов считают данную историю надуманной.

Тем не менее, фактом является то, что после заявлений со стороны вышеупомянутой девочки противникам приезжих удалось в считанные часы мобилизовать агрессивную толпу в несколько сотен человек с холодным оружием, которые вели себя крайне жестоко по отношению к мигрантам. И лишь появление полиции остановило зачинщиков беспорядков и не позволило перерасти погромам в стадию настоящего кровопролития с жертвами.

Судя по всему, одна из причин подобной агрессивности кроется в самом алжирском обществе, традиционно не страдающим избытком толерантности. Во всяком случае, его представители исторически достаточно враждебно относятся к «чужакам» независимо от страны их происхождения и цвета кожи.

Но в данном случае произошедшие события имеются под собой и материальную подоплеку. Необходимо напомнить, что еще несколько лет назад незаконное пересечение границы рассматривалось в Алжире как уголовное преступление, за совершение которого виновному грозили несколько лет тюрьмы.

Однако с 2012 г. ситуация изменилась и местные власти стали относиться к иностранным приезжим гораздо мягче и лояльнее.

Причина, почему это произошло, видится в следующем: это, главным образом, материальный аспект, являющийся общим для большинства других принимающих иностранную рабочую силу государств – это подчас более дешевый и качественный труд.

Так, например, выходцев из других африканских стран охотно брали на работу не только представители частного бизнеса, но и государственные структуры. Их активно использовали на должностях, не требующих особой квалификации – на уборке различных территорий, в строительстве и др.

Однако это понижало расценки труда для самих алжирцев. Не случайно, что многие мужчины провинциальных алжирских городов во многом по этой причине вынуждены выезжать на достаточно длительное время на заработки в крупные города вроде Алжира и Орана, где стоимость труда еще остается достаточно высокой. Там они порой остаются на целые недели и месяцы, покидая свои семьи, члены которых испытывают в связи с этим многочисленные неудобства.

Все вместе это, разумеется, не располагало их к хорошему отношению к иностранным мигрантам.

Показательны в этом плане и волнения, прошедшие в начале марта текущего года представителей местного населения в провинциальном центре Уаргла. Это традиционный центр притяжения местных безработных, рассчитывающих получить место на объектах газодобычи и транспортировки газа.

Однако в условиях прогрессирующего кризиса редко кому из них улыбается удача, тем более, что конкуренцию им составили мигранты из других африканских стран, менее требовательные к условиям работодателей.

Неслучайно, что Уаргла, являющаяся постоянным и уже традиционным источником головной боли для властей страны с ее «маршами безработных», стала ареной очень серьезных столкновений между алжирцами и мигрантами. Достаточно было произойти всего лишь одному инциденту, чтобы как приезжие из прочих алжирских провинций, так и местные жители устроили массовые побоища, после чего власти в экстренном порядке выслали из данного района порядка 1200 иностранных мигрантов.

Что же касается Бешара, то, по последним данным, «спусковым крючком» в данных событиях стали события несколько иного рода, а именно конфликт между представителями местной и приезжей криминальных группировок. Члены последней, согласно информации алжирских правоохранительных органов, расплатились с первыми фальшивыми динарами за транспортировку африканских мигрантов в Европу.

Что же касается причин, почему мигранты все чаще выбирают для проживания Алжир, то это также видится неслучайным: Алжир является одной из самых развитых стран Африки. Так, например, в 2016 г. АНДР была названа западными СМИ наилучшим государством для проживания на африканском континенте.

Можно во многом согласиться с такими оценками. Несмотря на прогрессирующий в Алжире экономический кризис, сопровождаемый заметным снижением жизненного уровня населения, АНДР остается одной из самых стабильных африканских стран. Во всяком случае, средний размер зарплат , как  и прочие социальные «атрибуты» на порядок выше, чем в других африканских государствах.

И это уже не говоря о безопасности – на территории очень многих стран Африки продолжаются многолетние кровавые конфликты, сопровождающиеся бегством их населения в более спокойные места.

Одним из них стал Алжир, ведь далеко не все вынужденные мигранты могут позволить себе весьма дорогостоящий и опасный путь в Европу.

Что же касается самой миграционной ситуации в АНДР, то его руководство стоит перед проблемой изменения подхода к данной проблеме, наличие которой служит все более ощутимым фактором недовольства рядовых алжирцев официальными властями, способным вызвать в будущем гораздо более серьезные протестные «всплески» и отразиться на общей устойчивости правящего режима.