- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Россия-Саудовская Аравия: к чему приведет совместное заявление по нефти. Часть 2

В Части 1 [1] приведен полный текст российско-саудовского документа, дана его оценка, высказанная министром энергетики России А.В.Новаком и председателем комитета по международным делам Государственной Думы России А.К.Пушковым, а также охарактеризована первичная реакция мирового рынка «черного золота» на публикацию двустороннего заявления.

Заявление России и Саудовской Аравии по поводу совместных действий, направленных на укрепление нефтяных цен, оказало влияние на рынок. Однако этого мало. Без реальной заморозки объемов добычи сырья заставить нефтяные котировки стабильно расти, скорее всего, не получится. Такое мнение выразила американская деловая газета The Wall Street Journal.

«За три недели до долгожданного саммита нефтедобывающих государств, который состоится в этом месяце, Саудовская Аравия и Россия подписали соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере, но так и не дали обязательств об ограничении добычи, к чему призывали многие государства», – констатирует издание, подразумевая под «саммитом» неофициальное совещание стран картеля, которое должно пройти в рамках Международного энергетического форума в Алжире в конце сентября с.г.

В статье также подчеркивается, что большинство связанных с нефтяной отраслью трейдеров и чиновников выразили скепсис насчет документа, подписанного А.В.Новаком и Х.аль-Фалихом. Вопрос в том, последуют ли за этим твердые обязательства заморозить уровень добычи с обеих сторон.

«Саудовская Аравия и Россия ранее в этом году уже заключали такое же соглашение, но оно развалилось в апреле с.г. в Катаре, когда саудовцы неожиданно стали настаивать, чтобы Иран тоже присоединился к договоренности», – напоминает издание.

По данным газеты, в Иране по-прежнему силен настрой сначала выйти на досанкционные объемы добычи нефти, а затем уже замораживать ее уровень. Тем не менее иранский министр нефти Б.Н.Зангане на встрече в Тегеране с генеральным секретарем ОПЕК М.Баркиндо (6 сентября с.г.) выразил готовность присоединиться к любой инициативе, способной стабилизировать рынок нефти.

«Иран хочет стабилизации на рынке, и поэтому любая мера, которая поможет в этом, будет нами поддержана. Мы поддержим цену в 50–60 долларов за баррель», – уверил Б.Н.Зангане.

Примечательно, что, по мнению А.В.Новака, цена от 50 до 60 долларов за баррель была бы справедливой и для производителей, и для потребителей. Она позволит привлечь инвестиции в отрасль, но, в любом случае, все будет зависеть от баланса спроса и предложения на рынке.

Как заявил российский министр, заморозка добычи сырья предлагается не для того, чтобы повысить цены, а чтобы можно было скорее ликвидировать имеющиеся излишки, потому что процесс разбалансировки достаточно затянулся.

«Ранее при других кризисах, ОПЕК предпринимала активные действия, в том числе по сокращению объемов добычи. Сегодня мы наблюдаем довольно серьезную конкуренцию, все страны пытаются сохранить свою долю на рынке, и эти нескоординированные действия приводят, к сожалению,  к тому, что низкие цены держатся очень долго. Конечно, ребалансировка более быстрыми темпами выгодна всем», – отметил А.В.Новак.

Отметим, что М.Баркиндо специально прибыл в Иран, чтобы убедить иранскую сторону принять участие в стабилизации мировых цен на нефть в преддверии алжирского форума. На фоне заявления России и Саудовской Аравии о совместных действиях встреча генерального секретаря картеля и Б.Н.Зангане стала чрезвычайно значимой.

К тому же ранее генеральный секретарь организации провел переговоры с постоянным представителем Исламской Республики в ОПЕК Х.Ардебили. Они обсудили кризис в ценах на нефть и заморозку добычи сырья.

Поддерживают мнение газеты The Wall Street Journal по поводу нынешних договоренностей Москвы и Эр-Рияда и китайские эксперты.

Так, профессор Китайского нефтяного университета Д.Сючэн полагает, что для стабилизации цен необходимо объединение усилий России и всех стран ОПЕК.

«Это намерение, которое изъявили Россия и Саудовская Аравия. Но если Иран и Ирак не присоединятся, то это бесполезно. Лучше всего, если ОПЕК и Россия объединятся для решения этой задачи. Если будет достигнуто соглашение, то эту задачу действительно можно решить», – заявил профессор.

В свою очередь, старший консультант второй по величине нефтяной корпорации Китая Sinopec Я.Циси также выразил сомнения в эффективности соглашения между Москвой и Эр-Риядом.

«Этот договор будет очень сложно реализовать, ведь уровень развития стран-экспортеров отличается. Многие страны — производители газа и нефти делают ставку на экспорт, поэтому они вряд ли согласятся с условиями сделки», – считает аналитик.

Однако, по словам А.В.Новака, к возможному соглашению по поводу ограничения уровня добычи уже готовы присоединиться ОАЭ и ряд других стран.

«Это  двухсторонний документ. Мы, как две страны, готовы проводить такую политику, при этом, конечно, призываем страны, которые входят и не входят в ОПЕК,  также участвовать», – подчеркнул министр.

По мнению А.В.Новака, сотрудничество между двумя крупнейшими производителями нефти носит стратегический характер и должно позитивно влиять на ситуацию, связанную с балансировкой рынка.

Как заявил российский министр, заморозка добычи может быть на срок до 6 месяцев. «Мы обсуждаем сроки заморозки от 3 до 6 месяцев, может быть на более длительный период», – отметил он.

А.В.Новак добавил, что заморозка добычи нефти может быть на уровне либо июля, либо августа, либо сентября.

«Россия готова к любому месяцу присоединиться. Мы рассматриваем сейчас различные варианты. Конечно, речь уже не идет о январе с.г. или апреле с.г. Сейчас должны выбрать тот месяц, на базе которого могла бы быть реализована задача. Мы детально прорабатываем инструменты реализации наших совместных действий, включая заморозку, установление потолков добычи и даже сокращение добычи. Заморозка является наиболее эффективной мерой», – пояснил министр.

Заявив, что ОПЕК приветствует совместное заявление Саудовской Аравии и России, М.Баркиндо призвал других производителей нефти поддержать усилия двух стран. Министр энергетики Катара М.Сада также заявил о поддержке двустороннего документа.

Активно поддерживает совместное заявление Венесуэла, которая больше других пострадала от падения котировок на «черное золото». Страна переживает не только экономический, но и серьезный внутриполитический кризис. Министр нефти Венесуэлы Э.Пино заявил следующее: «Это заявление является важным этапом координации и совместных действий крупнейшего производителя нефти в ОПЕК и одного из крупнейших производителей, не входящих в картель. Кроме того, эта инициатива согласуется со стратегией, над которой работает в последние месяцы Венесуэла по указанию президента Н.Мадуро с целью скрепления договоренности между крупнейшими производителями нефти».

В сообщении венесуэльского профильного ведомства также отмечено, что правительство республики представило генеральному секретарю ОПЕК свой вариант договора между государствами – производителями нефти для рассмотрения на министерской встрече в Алжире. По словам министра, Венесуэла пытается достичь соглашения, «в котором будут сбалансированы существующие в ОПЕК позиции» и которое «позволит стабилизировать как объем поставок на рынки, так и честную для производителей цену».

По заявлению премьер-министра Ирака Х.аль-Абади, государство полностью поддержит инициативу заморозить добычу нефти, если она будет выдвинута на предстоящей в конце сентября с.г. встрече участников ОПЕК в Алжире. Министры Саудовской Аравии, Ирака и Ирана уже подтвердили свое участие в этих переговорах. Инициаторами их проведения выступили Венесуэла, Эквадор и Кувейт. Есть информация, что в переговорах примут участие и производители, не входящие в картель.

Примечательно, что до конца лета Ирак дня подавал противоречивые сигналы в отношении возможной заморозки объемов производства нефти.

Не так давно профильный министр Д.аль-Ляиби заявил, что его страна планирует играть «очень активную роль» в поддержке нефтяных цен. Однако тут же отметил, что Ирак не отказывается от планов нарастить добычу сырья и увеличить свою долю на рынке.

По данным ОПЕК, в июле с.г. Ирак производил в среднем 4,3 млн баррелей нефти в сутки, увеличив показатель на 74,8 тыс. баррелей в сутки по сравнению с июнем с.г. Это вторая по объему добычи страна картеля после Саудовской Аравии.

К чему же приведет письменное заявление Новака-Фалиха?

Заморозка добычи странами ОПЕК маловероятна из-за разногласий между отдельными государствами и конкуренции за долю рынка. Камнем преткновения для заморозки остается Иран, который в ближайшие 5 лет вряд ли будет добровольно ограничивать нефтедобычу.

По заявлению М.Камсари, Иран надеется в скором времени завершить строительство трубопровода и терминала, чтобы начать экспортные поставки нового сорта нефти.

Как ожидается, иранский экспортный терминал неподалеку от острова Харк в Заливе будет готов начать экспорт нового сорта нефти, названного «Западный Карун», до конца 2016 года.

Напомним, что из-за международных санкций Иран был вынужден сократить ежесуточные экспортные поставки нефти с 2,5 млн баррелей в 2011 году до немногим больше 1 млн баррелей во время действия санкций.

Недавно в Иране был принят закон о новых инвестиционных контрактах в нефтегазовой сфере. И сегодня на повестке дня иранских властей – оптимизация действующих договоров об экспорте углеводородов.

В настоящее время Иран осуществляет сбыт «черного золота» в Европу двумя способами – через спотовые (разовые) сделки и по долгосрочным контрактам.

В ходе официального визита в Китай Х.аль-Фалих заявил, что Саудовская Аравия обещает не увеличивать нефтедобычу до максимального уровня. Он, в частности, отметил, что для монархии не является самоцелью добиться максимальных показателей производства «черного золота», поскольку объемы нефтедобычи основаны на реальных нуждах потребителей.

«Нефтедобыча соответствует потребностям наших клиентов, и мы сохраним высокую степень ответственности в нашей политике», –  сообщил саудовец, отметив, что объем глобального спроса на нефть его мало волнует, несмотря на ее относительно низкую стоимость.

По словам министра, спрос на нефть в мире, особенно в Китае, очень высокий.

Между тем, потребление нефти в самой Саудовской Аравии увеличилось после запуска двух новых нефтеперерабатывающих заводов.

Июльский показатель нефтедобычи в королевстве 10,67 млн баррелей в сутки является рекордным максимумом в истории этой страны. Саудовская Аравия, которая в мае с.г. отдала пальму первенства России по уровню добычи нефти, вновь вернула себе лидирующую позицию.

Более того, саудовские производственные мощности позволяют добывать примерно 12,5 млн баррелей в сутки, так что задел еще достаточно большой. В отличие от Ирана, который стремится достигнуть уровня производства примерно 4,2 млн баррелей в сутки. Однако пока этот показатель в Исламской Республике остается недосягаемым. Ранее в Иране говорили о планах достичь этого уровня добычи к концу сентября с.г., но, похоже, до конца 2016 года это сделать вряд ли удастся.

Важно подчеркнуть, что долгосрочная стратегия монархии, получившая название «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030», предполагает скорее максимизацию объема продаж, а не ограничение добычи сырья.

Кроме того, расбалансировка рынка продолжается и при текущей стратегии, поскольку производство «черного золота» падает в странах, не входящих в картель.

Консалтинговая группа Petromatrix указывает на то, что недавно Нигерия примкнула к лагерю участников ОПЕК, которые не считают нужным связывать себя ограничениями в поставках. К этим странам относятся Ливия, Иран и Ирак. При отказе Нигерии сокращать добычу подписание всеобщего соглашения о заморозке представляется маловероятным.

Тем не менее высказываются и оптимистичные оценки.

В частности, экономисты компании Nomura видят возрастающую вероятность того, что картель все же договорится об ограничении добычи в текущем году (если не на сентябрьской неформальной встрече, то в ноябре с.г., когда состоится очередная плановая встреча ОПЕК в Вене).

Эксперты Nomura отмечают, что многие страны уже нарастили добычу почти до максимума, и могут пойти на такой шаг, чтобы вызвать рост цен на нефть.

Что касается Ирака, то, по прогнозу  главы иракской государственной нефтяной компании State Oil Marketing Organization (SOMO) Ф.Аламри, добыча нефти там в следующем году будет расти, ее экспорт тоже увеличится.

При этом топ-менеджер не сомневается, что Ирак обязательно найдет спрос на дополнительные объемы добытой нефти.

«Будет стабильный рост добычи и экспорта в следующем году. У нас нет проблем с тем, чтобы сбыть те объемы, которые мы добываем. На рынке огромный спрос на нефть марки Basra Light и Basra Heavy», – заявил Аламри, воздержавшись, правда, от конкретного прогноза, на сколько страна увеличит добычу нефти в 2017 году.

Глава SOMO также пообещал, что Ирак будет экспортировать нефть из провинции Киркук в объемах от 70 до 100 тыс. баррелей в сутки через турецкий порт Джейхан. Доходы от экспорта будут разделены поровну между федеральным правительством и региональным правительством курдской автономии на севере Ирака.

Стоит отметить, что Багдад и Эрбиль ведут переговоры как раз на эту тему. Формально существующая, но фактически давно нарушенная договоренность между центральной властью и курдскими властями де-юре является частью бюджетного соглашения.

Иракский премьер-министр Х.аль-Абади через свою администрацию распространил сообщение, что договорился с главой правительства курдской автономии в Ираке Н.Барзани начать диалог на нефтяную тему.

Вскоре стартуют «технические переговоры» на уровне министров нефти и природных ресурсов. Дебаты будут сфокусированы на производстве и транспортировке сырой нефти в курдской автономии, а также в иракской провинции Киркук, лишь номинально контролируемой Багдадом.

«Премьер-министр Ирака подчеркнул необходимость увеличить объем добычи и передать экспорт нефти из Курдистана и Киркука федеральному правительству. Взамен региональное правительство получит свои финансовые взносы», – заявил представитель иракского правительства С.аль-Хадити.

Параллельно премьер-министры Ирака и курдской автономии пришли к соглашению о совместном освобождении города Мосул от боевиков запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство».

Напомним, что до встречи Х.аль-Абади и Н.Барзани заместитель министра нефти Ирака Ф.ан-Нима говорил, что Багдад рассмотрит возможность продажи нефти через Иран, если переговоры с курдской автономией Ирака  не увенчаются успехом.

 

Для справки: Находящаяся на севере Ирака автономия курдов имеет официально закрепленный в конституции страны статус. Между Регионом Курдистан и федеральным центром несколько лет действовало соглашение, по которому курдская сторона передавала центральным властям не менее 250 тыс. баррелей нефти в сутки, получая взамен дотацию в размере 17% федерального бюджета. Однако затем стороны перестали соблюдать соглашение, обвиняя друг друга в его нарушении.

Сейчас Ирак и курдская автономия продают свою нефть самостоятельно, не делая друг другу никаких отчислений. Ситуация осложняется тем, что курдские военизированные формирования пешмерга (национальная гвардия) контролируют большую часть нефтяной провинции Киркук, хотя юридически она в состав автономии не входит.

 

 

Любопытно, что Ф.Аламри не знает, каким образом экспортная выручка и экспортные потоки будут распределяться в 2017 году. Поэтому в случае, если соглашение не будет заключено, нефть Киркука, по его словам, будет вывозиться за рубеж автомобильными цистернами.

Вместе с тем иракец отметил, что, несмотря на растущий потенциал на рынке нефти, государство поддерживает идею заморозки добычи, намерения продвигать которую изъявили Россия и Саудовская Аравия. По словам Ф.Аламри, Багдад может предпочесть заморозку несмотря на возможность увеличить производство, если только этот шаг способствует стабилизации цен на «черное золото».

Энергетический диалог России с ОПЕК планируется в октябре с.г. в Вене. К такой договоренности стороны пришли в рамках встречи делегации Министерства энергетики России с руководством аппарата генерального секретаря картеля и главами департаментов исследований нефтяных и энергетических рынков. Представители ОПЕК сообщили, что уже приступили к подготовке повестки мероприятия.

 

***

Проведенный анализ позволяет прийти к важным выводам.

Первое. Добровольного снижения добычи не будет ни со стороны России, ни со стороны Саудовской Аравии. Сокращение производства возможно лишь в случае нехватки ресурсов для его роста. Есть большие сомнения, что по итогам грядущего неформального совещания ОПЕК в Алжире участники картеля консолидировано снизят добычу черного золота – в организации слишком звонко звучит внутренняя разноголосица.

Второе. Саудовская Аравия уже проявила себя ненадежным переговорщиком в ходе апрельской встречи в Катаре, поэтому доверять Эр=Рияду не стоит. Подписанный документ вряд ли «вразумит» королевство, которое постоянным ростом собственной нефтедобычи способствует нарушению статьи 2 Устава ОПЕК, где прописана обязанность организации обеспечивать стабильные цены на нефть. Система квотирования осталась лишь на бумаге. В реальности картель во главе с Саудовской Аравией  добывает по максимуму.

Третье. Создание двусторонней рабочей группы по сотрудничеству в области нефти и газа ничего кардинально не поменяет на рынке физической нефти, но скажется на котировках «бумажной нефти». За счет задекларированных обещаний стабилизировать мировой рынок стороны могут неплохо заработать.